ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2071/2021 от 07.10.2021 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 октября 2021 года город Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Барановой Е.Е.,

при секретаре Чугуновой И.С.,

с участием административного истца Чукраева Р.Р. и его представителя по доверенности Кутового П.А.,

представителя административного ответчика Приокскогомежрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Филяевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №71RS0028-01-2021-0033305-03 (производство № 2а-2071/2021) по административному исковому заявлению Чукраева Руслана Равильевича к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов,

установил:

административный истец Чукраев Р.Р. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обосновании иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа между Чукраевым Р.Р. и Приокским межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Административный ответчик, Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора) был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной службы Российской Федерации. В соответствии с контрактом Административный истец обязан исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тульской области. ДД.ММ.ГГГГ. служебный контракт был расторгнут по инициативе административного истца.

ДД.ММ.ГГГГ между Чукраевым Р.Р. и ОАО «Щекиноазот» был заключен трудовой договор. Административный истец принят в производство азотной кислоты и аммиачной селитры на должность аппаратчика изомеризации 5-го разряда.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов было принято решение о том, что замещение Чукраевым P.P. должности аппаратчика изомеризации 5-го разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры нарушает п.1 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ. Данное решение было направлено в ОАО «Щекиноазот» и в прокуратуру. Прокуратурой Щекииекого района было вынесено представление ОАО «Щекиноазот».

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано обращение в Приокское межрегиональное управление Роеприроднадзора о даче согласия на замещение должности аппаратчика изомеризации 5-го разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры в ОАО «Щекиноазот».

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано повторное обращение в Приокское межрегиональное управление Роеприроднадзора о даче согласия на замещение должности аппаратчика изомеризации 5-го разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры в ОАО «Щекиноазот».

ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведено заседание комиссии по общению от ДД.ММ.ГГГГ. Решением комиссии было отказано Чукраеву P.P. в замещении должности аппаратчика изомеризации 5-го разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры в ОАО «Щекиноазот», поскольку отдельные функции по государственному управлению этой организации входили в его должностные обязанности в период работы в Росприроднадзоре, а также при заключении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Щекиноазот» Чукраевым P.P. не было получено соответствующее согласие комиссии, что свидетельствует о несоблюдении им требований, установленных п.1 ст.12 Федерального закона №273-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между Чукраевым Р.Р. и ОАО «Щекиноазот» был расторгнут по согласию сторон.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано обращение в Приокское межрегиональное управление Роеприроднадзора о даче согласия на замещение должности аппаратчика изомеризации 5-го разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры в ОАО «Щекиноазот».

ДД.ММ.ГГГГ Приокским межрегиональным управлением Роеприроднадзора. Решением комиссии было отказано Чукраеву P.P. в замещении должности аппаратчика изомеризации 5-го разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры в ОАО Щекиноазот», поскольку им осуществлялись отдельные функции по государственному управлению этой организаций. При возникновении конфликта интересов и рассмотрении материала об административном правонарушении. В отношении ОАО «Щекиноазот» не предпринял меры по его предотвращению и урегулированию, как того требуют статьи 10 и 11 Федерального закона №273-ФЗ.

С решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ административный истец не согласен поскольку во время прохождения государственной гражданской службы он не осуществлял никаких функций государственного управления в отношении ОАО «Щекиноазот».

Факт, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец вынес постановление об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении ОАО «Щекиноазот» не является основанием полагать наличие конфликта интересов. Так Чукраевым Р.Р. плановых или внеплановых проверок в отношении ОАО «Щекиноазот» не осуществлялось, на предприятие он не выезжал, постановление было вынесено на основании данных поступивших из МОБВУ.

Деятельность Чукраева P.P. в качестве сотрудника ОАО «Щекиноазот» не связана с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов в связи с исполнением им ранее служебных обязанностей государственного гражданского служащего Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

То обстоятельство, что Чукраев P.P. нарушил сроки обращения в Комиссию и обращался уже как до, так и после трудоустройства, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Просил признать решение Комиссии (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ) по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в замещении должности аппаратчика изомеризации 5 разряда производства азотной кислоты и аммиачной селитры на условиях трудового договора в комерческой организации ОАО «Щекиноазот» Чукраевым Р.Р. незаконным и отменить его.

Определением суда от 06.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «Щекиноазот».

Административный истец Чукраев Р.Р. и его представитель по доверенности Кутовой П.А. в судебном заседании административные исковые требования полностью поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Приокскогомежрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности Филяева В.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что комиссия отказала Чукраеву Р.Р. в даче согласия на трудоустройство в ОАО «Щекиноазот» в связи с риском возникновения конфликта интересов, поскольку Чукраев Р.Р. до увольнения из Приокским межрегиональным управлением Росприроднадзора рассматривал дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Щекиноазот». Решение комиссии является законным и обоснованным.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Щекиноазот» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 Конституции кодекса Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные исковые требования, об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона №273-ФЗ, установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.4.1 Федерального закона №273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Таким образом, конфликт интересов способен породить коррупционные проявления. В целях предотвращения конфликта интересов создаются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Создание о порядок деятельности таких комиссий предусмотрены Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Как следует из ч.2 ст.11 Федерального закона №273-ФЗ лицо, указанное в ч.1 ст.10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

В соответствии с частью 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 №3379-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Аналогичные положения содержаться также в части 1 статьи 64.1 Трудового кодекса РФ и части 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Названные требования законодательства, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2010 №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются на лиц, замещавших должности федеральной государственной службы, включенные в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 №557, либо в перечень должностей, утвержденный руководителем государственного органа в соответствии с разделом III названного перечня.

Разделом III Перечня предусмотрены, в том числе, должности федеральной государственной гражданской службы, военной службы и федеральной государственной службы иных видов, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает: осуществление постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций; осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

Согласно письма Министерства труда и социальной политики Российской Федерации от 15.10.2012 №18-2/10/1-288 «Об обзоре типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования осуществление функций государственного управления» в том числе предполагает осуществление государственного надзора и контроля; подготовку и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов; проведение государственной экспертизы и выдача заключений; возбуждение и рассмотрение дел об административном правонарушении, проведение административного расследования; представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Чукраев Р.Р. проходил государственную гражданскую службу в Приокском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимая должность ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тульской области.

Замещаемая Чукраевым Р.Р. в Приокском межрегиональном управлении Росприроднадзора должность входит в Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №557, в отношении которых действует особый порядок трудоустройства, и которые в силу своей государственной службы могут иметь конфликт интересов.

ДД.ММ.ГГГГ Чукраев Р.Р. уволен с государственной гражданской службы по собственному желанию.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Щекиноазот» и Чукраевым Р.Р. заключен трудовой договор на замещение должности аппаратчика изомеризации 5 разряда цеха Аммиачной Селитры и Азотной кислоты.

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор, заключенный между ОАО «Щекиноазот» и Чукраевым Р.Р. расторгнут по соглашению сторон на основании п.1 ч.1 ст.77 ТК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление от Чукраева Р.Р. поступило письменное обращение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов о даче согласия на замещение должности на условиях трудового договора в ОАО «Щекиноазот», где указано, что в рамках исполнения своих должностных обязанностей он осуществлял контроль за исполнением природоохранного законодательства и рассматривал дело об административном правоанрушении в отношении ОАО «Щекиноазот» по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

Решением комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов оформленному протоколом от ДД.ММ.ГГГГ Чукраеву Р.Р. было отказано в даче согласия на замещение должности аппаратчика изомеризации 5 разряда цеха Аммиачной Селитры и Азотной кислоты ОАО «Щекиноазот» поскольку в период работы в Приокском межрегиональном управлении Росприроднадзора им осуществлялись отдельные функции по государственному управлению этой организацией. При возникновении конфликта интересов и рассмотрении материала об административном правонарушении в отношении ОАО «Щекиноазот» не предпринял меры по его предотвращению и урегулированию, как того требуют ст.10 и 11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Выражая несогласие с решением комиссии, административный истец приводит доводы, в том числе, о недоказанности выполнения им функций государственного управления в отношении ОАО «Щекиноазот».

Проверяя обоснованность выводов комиссии, сопоставив объем должностных обязанностей ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тульской области и аппаратчика изомеризации 5 разряда цеха Аммиачной Селитры и Азотной кислоты ОАО «Щекиноазот», суд находит, что отдельные функции государственного управления входили в должностные обязанности административного истца в период службы в Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Замещение административным истцом должности аппаратчика изомеризации 5 разряда цеха Аммиачной Селитры и Азотной кислоты ОАО «Щекиноазот» предполагает взаимодействие с компетентными органами в области обеспечения охраны окружающей среды и природопользования, в том числе со всеми уполномоченными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, которым является Росприроднадзор. ОАО «Щекиноазот» является поднадзорным субъектом Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Судом установлено, что административный истец в ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения своих должностных обязанностей, осуществлял производство по делу об административном правонарушении и выносил постановление о привлечении ОАО «Щекиноазот» к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КоАП РФ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

При этом административный истец не отрицал в судебном заседании, что перед тем, как поступил на государственную гражданскую службу в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, он хотел устроиться на работу в ОАО «Щекиноазот», для чего ДД.ММ.ГГГГ проходил медицинскую комиссию, однако в связи с задержкой его увольнения из Вооруженных сил РФ на вакантное место был принят другой работник, однако в будущем он рассматривал возможность трудоустроиться в ОАО «Щекиноазот». Однако при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Щекиноазот» Чукраев Р.Р. не принял мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Чукраев Р.Р., занимая должность государственной гражданской службы, осуществлял функции государственного управления в отношении ОАО «Щекиноазот», в связи с чем, на основании ст.64.1 Трудового кодекса РФ он имеет право замещения на условиях трудового договора должности в данной организации только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

С учетом изложенного, решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в части отказа административному истцу в даче согласия на заключение трудового договора с ОАО «Щекиноазот», принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку Чукраев Р.Р., замещая должность государственной гражданской службы, выполнял в отношении своего будущего работодателя функции государственного управления.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Приокского межрегионального управления Росприроднадзора незаконным и удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Чукраева Руслана Равильевича к Приокскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, оформленному протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 15.10.2021.

Председательствующий