УИД: 59RS0005-01-2021-001733-30
Дело № 2а - 2071/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 23 апреля 2021 года
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе
председательствующего судьи Паньковой И.В.,
при секретаре Поздеевой М.Е.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика МИФНС России № 17 по Пермскому краю ФИО2,
представителя административного ответчика ИФНС России по Индустриальному району г.Перми ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю, ИФНС России по Индустриальному району г.Перми о признании незаконными действий по исключению юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратился в суд с административным иском (с учетом уточненного искового заявления) к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Перми о признании незаконным решения, восстановления записи в ЕГРЮЛ, указав в обоснование требований, что он является председателем потребительского гаражного кооператива № (далее – ПГК №) согласно протокола.
В начале февраля 2021 года ему стало известно, что ПГК № исключен из реестра юридических лиц 07.09.2012. Об этом решении ни ему, ни членам ПГК № не было известно.
В период с 24.12.2002 и до настоящего времени ПГК ведет свою деятельность, оплачивает все необходимые взносы и коммунальные услуги.
Истец стал председателем кооператива с 24.11.2012, с указанного времени отчетность в ИФНС не подавал, так как не знал о такой обязанности председателя.
Просит признать недействительным решение ИФНС России по Индустриальному району г.Перми о предстоящем исключении Потребительского гаражного кооператива № (ОГРН №) из Единого государственного реестра юридических лиц № от 07.09.2012 как недействующего юридического лица, обязать Межрайонную ИФНС России № 17 по Пермскому краю восстановить статус Потребительского гаражного кооператива № в Едином государственном реестре юридических лиц как действующее юридическое лицо.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержала по доводам искового заявления, полагает, что истцом срок исковой давности не пропущен, так как о нарушении своих прав истцу стало известно в феврале 2021 года, когда кооперативом стали вестись межевые работы. Кооператив по настоящее время ведет хозяйственную деятельность, члены кооператива сдают членские взносы, платят за электричество. Бухгалтера в кооперативе нет, ведутся просто записи. ФИО4 один отвечает за всё.
Представитель административного ответчика ИФНС России по Индустриальному району г.Перми ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что 07.09.2012 в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, в соответствии с положениями Закона № 129-ФЗ, Потребительский гаражный кооператив № исключен из ЕГРЮЛ, о чем в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись. Направление в адрес Потребительского гаражного кооператива № копии решения об исключении из ЕГРЮЛ после его принятия регистрирующим органов, Законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусмотрено. В налоговый орган с 2010-2012 гг., документы, подтверждающие ведение деятельности кооператива не подавалась, налоговая отчетность не предоставлялась, другими сведениями в отношении ПГК № Инспекция не располагает.
Согласно ст. 200 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, учитывая, что ПГК № исключен из ЕГРЮЛ 07.09.2012, а исковое заявление подано в Мотовилихинский районный суд г.Перми в 2021 году, заявителем пропущен срок исковой давности.
Представитель административного ответчика МИФНС России № 17 по Пермскому краю ФИО2 исковые требования также не признал, поскольку запись в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица в отношении ПГК № внесена регистрирующим органов в соответствии с положениями Закона № 129-ФЗ. Учитывая принцип открытости сведений в ЕГРЮЛ члены правления ПГК №, выполняя свои обязанности добросовестно не могли не знать о наличии записи об исключении из ЕГРЮЛ гаражного кооператива, которая внесена 07.09.2012. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности, в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Определением суда от 15.03.2021 судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены учредители Потребительского гаражного кооператива № ФИО5, ФИО6, ФИО7.(позже исключена в связи со смертью).
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен. Будучи ранее опрошенным по существу заявленных требований пояснил, что землю под кооператив отвели в 1986 году. До ноября 2012 года он был председателем кооператива, затем им стал ФИО4. Кооператив осуществляет хозяйственную деятельность по настоящее время, наемных рабочих у кооператива нет, все на председателе.
Заинтересованное лицо ФИО6 не явился, извещался надлежащим образом.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, регулируется ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии одновременно всех указанных в вышеприведенном пункте признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Приказом Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года № «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
В судебном заседании установлено, что как юридическое лицо Потребительский гаражный кооператив № был создан по решению общего собрания членов кооператива от ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован решением Индустриального РИК г.Перми № от 02.06.1987. Сведения в ЕГРЮЛ о юридическом лице внесены 24.12.2002 за основным государственным регистрационным номером №, ИНН №.
Решение № о предстоящем исключении ПГК № из ЕГРЮЛ принято ИФНС России по Индустриальному району г.Перми 04.05.2012 на основании справки № от 03.05.2012 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и справки № от 03.5.2012 об отсутствие в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Информация о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ с указанием адреса налогового органа по которому могут быть направлены заявления, была опубликована в «Вестнике государственной регистрации» № часть 2 от ДД.ММ.ГГГГ.
В течение трех месяцев после публикации данных сведений заявлений от лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с предстоящим исключением ПГК № в адрес ИФНС России по Индустриальному району г. Перми не поступило. В связи с чем, 07.09.2012 регистрирующим органом внесены сведения об исключении недействующего юридического лица путем внесения соответствующей записи за №.
Как указано судом ранее, основанием для принятия решения об исключении из ЕГРЮЛ ПГК № как недействующее юридического лица послужили сведения, полученные регистрирующим органом, о непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных налоговым законодательством и об отсутствие в последние 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов.
Вместе с тем установлено, что фактически ПГК № не прекращало своей хозяйственной деятельности по эксплуатации, обслуживанию и содержанию кооперативных гаражей, что подтверждается представленными суду протоколами ревизионной комиссии гаражного кооператива от 25.04.2014., 05.05.2015, протоколом общего собрания членов кооператива от 30.01.2016, кассовой книгой кооператива подтверждающей внесение членских и иных целевых взносов за период с 2012 по 2021 гг., платежными документами об оплате электроэнергии за период с 2013 по 2022 гг.
Пунктом 2 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Согласно статье 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (с последующими изменениями) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба в лице ее территориальных подразделений является органом исполнительной власти, осуществляющим контрольные функции путем реализации проверочных мероприятий в рамках предоставленных ей действующим законодательством полномочий.
Учитывая специфику регулируемых правом общественных отношений налогового органа и налогоплательщика, последний является подчиненной (слабой) стороной в публичных правоотношениях.
Вынося оспариваемое решение, налоговый орган не учел, что, по смыслу пункта 3 статьи 3 Закона о некоммерческих организациях, открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, за исключением случаев, установленных названным федеральным законом, и кроме того, не указал в оспариваемом решении, какую именно отчетность, в соответствии с законодательством о налогах и сборах, должен сдавать Кооператив, являющийся некоммерческой организацией.
Аналогичная правовая позиция подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина ФИО8», установленный статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица - неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
Кроме того, в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок документов отчетности является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной организации.
Из изложенного следует, что установленный статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» упрощенный - внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность.
В соответствии с положениями статьи 50 ГК РФ гаражный кооператив является некоммерческой организацией и не имеет целью своей деятельности извлечение прибыли.
Учитывая, что с момента государственной регистрации и до настоящего времени ПГК № фактически продолжает осуществлять свою деятельность, связанную с эксплуатацией гаражей на земельном участке, предоставленном кооперативу в бессрочное пользование, суд приходит к выводу о том, что неосуществление кооперативом в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о признании юридического лица фактически прекратившим свою деятельность, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности не может быть признано достаточным для вывода о прекращении им деятельности.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания, предусмотренные п.1 ст.21.1 Закона № 129-ФЗ для признания ПГК № недействующим юридическим лицом.
Установив, что наличие записи об исключении ПГК № из ЕГРЮЛ препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива, суд удовлетворяет заявленные ФИО4 требования и признает незаконным решение ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми об исключению ПГК № из ЕГРЮЛ.
При этом суд учитывает, то несмотря на то, что в исковом заявлении истец просит признать недействительным решение о предстоящем исключении ПГК №, однако 07.09.2012 за № налоговым органом была внесена регистрационная запись именно об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании принятого судом решения, Межрайонная ИФНС № 17 по Пермскому краю должна устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о Потребительском гаражном кооперативе № как о действующем юридическом лице.
Согласно п.8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Иными словами, течение срока на обжалование не ставится в зависимость от даты опубликования решения о предстоящем исключении.
Судом установлено, что о нарушении своих прав председатель кооператива ПГК № ФИО4 узнал только в феврале 2021 года
До указанного времени истец не знал и не мог узнать о принятых налоговым органом решениях, т.к. его права как члена кооператива никак не нарушались, как уже ранее указал суд, кооператив имел все признаки действующего юридического лица, осуществлял свою хозяйственную и уставную деятельность. Решение 07.09.2012 об исключении сведений о кооперативе из ЕГРЮЛ нигде не публиковалось и налоговым органом в адрес кооператива не направлялось, административным ответчиком обратного суду не представлено.
Доводы административного ответчика о том, что о нарушении своего права заявитель должен был узнать из публикации о предстоящем исключении кооператива из ЕГРЮЛ в «Вестнике государственной регистрации» № от 10.05.2012, не могут быть приняты судом во внимание, т.к. в силу п.8 ст. 22 Закона № 129-ФЗ окончательным нарушением прав истца, как члена кооператива, является именно решение налогового органа 07.09.2012 об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, которое нигде не публиковалось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что годичный срок обращения в суд с настоящими требованиями ФИО4 не пропущен.
На основании изложенного исковые требования ФИО4 судом удовлетворяются в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным (недействительным) решение ИФНС России по Индустриальному району г.Перми по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об исключении Потребительского гаражного кооператива № (ОГРН №) на основании п.2 ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.20001 № 129-ФЗ, государственный регистрационный номер записи № от 07 сентября 2012 года.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц о восстановлении в Едином государственном реестре юридических лиц сведения о Потребительском гаражном кооперативе № в качестве действующего юридического лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 30.04.2021.
Судья: подпись. Копия верна. Судья:
Решение суда не вступило в законную силу.
Секретарь: