ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2073/2021 от 19.04.2022 Железнодорожного районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело № 2а-266/2022

УИД: 91RS0001-01-2021-006836-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 апреля 2022 годаг. Симферополь

Железнодорожный районный суд г. Симферополя в составе:

председательствующего – судьи Домниковой М.В.,

при секретаре – Остапенко Д.С.,

с участием представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика Администрации г. Симферополя – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Администрации , Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь , заинтересованные лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , Отдел по межнациональным отношениям Администрации , Управление муниципального контроля Администрации о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Администрации , в котором просил суд: признать незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ РК, действующей при Администрации об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: о несоответствием самовольной постройки условиям, указанным в п. 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить данное решение; обязать Администрацию в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, заново рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, поданного ФИО3.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец ДД.ММ.ГГГГ получила Решение о разрешении на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: в районе ул. , и начала возводить на данном земельном участке жилой дом. Вместе с тем за срок действия решения – 1 год, истец не успела разработать проект землеустройства, однако продолжала строить дом и проживать на данном земельном участке. В результате фактически и юридически самовольно возвела дом в 2013 году закончив его постройку. Административный истец обратилась в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, в соответствии с п. 2 Порядка. Так как дом истца был поставлен на кадастровый учет еще в 2016 году, ему был присвоен кадастровый , кроме того, в 2013 году истец изготовил технический план на жилой дом, в 2017 году заключила с ГУП РК «Крымэнерго» договор на поставку электроэнергии, при этом доступ к электроэнергии у истца был по лицевому счету, без договора. В 2010 году истец получил разрешение на подключение к водоснабжению и в 2012 году заключил договор о предоставлении услуг по холодному водоснабжению. Указанные обстоятельства подтверждают, что построенный истцом дом является живым и может быть признан объектом ИЖС. Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления истца, Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ РК, действующей при Администрации принято решение об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: , поскольку самовольная постройка условиям, указанным в п. 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная до ДД.ММ.ГГГГ, и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ несоответствие, вместе с тем, истец с принятым решением не согласен, считает его незаконным, а также указывает на то, что принятое решение лишает права истца на получение земельного участка в собственность (л.д. 2-6).

В процессе производства по делу административным истцом подано заявление об изменении предмета иска, в котором истец просил суд: признать незаконным пп. 4 п. 2 Решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного стротиельства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом, в части отказа в выдаче ФИО3 заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: (л.д. 119).

Определением Железнодорожного районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию по делу в качестве административного соответчика привлечена Комиссия для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в качестве заинтересованных лиц МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , Отдел по межнациональным отношениям Администрации , Управление муниципального контроля Администрации (л.д. 66).

В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал в полном объеме, с учетом заявления об изменении предмета иска, настаивал на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации против иска возражал, просил суд в удовлетворении иска ФИО3 отказать в полном объеме.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, заявлений об отложении судебного заседания или рассмотрении дела в их отсутствие суду не подавали.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, принимая во внимание надлежащие уведомление всех участников процесса о дне и времени проведения судебного заседания, руководствуясь указанными положениями ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дела по имеющимся в нем письменным доказательствам.

Изучив доводы административного иска, заслушав пояснения представителя административного истца, заслушав возражения представителя административного ответчика РК, исследовав материала административного дела, исследовав заключение эксперта, по результатам проведенной судебной строительно – технической экспертизы, и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 3 КАС РФ, одной из задач административного судопроизводства, в частности, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Как установлено судом и из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Администрацию с заявлением, в котором, на основании статьи 22 Закона от ДД.ММ.ГГГГ – ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», просил предоставить ему земельный участок в аренду, для индивидуального жилищного строительства и выдать заключение о признании постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, жилым домом (л.д. 60-62).

ДД.ММ.ГГГГ пп.4 п. 2 решения Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь, оформленного протоколом, ФИО3 отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку самовольная постройка не соответствует условиям, указанным в п. 15 Порядка (л.д. 54-57).

Так, в соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГN 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до ДД.ММ.ГГГГ.

Прядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Согласно статье 1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Статьей 22 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" определены особенности предоставления земельных участков гражданам с расположенными на них постройками, возведенными самовольно до ДД.ММ.ГГГГ.

Так, согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до ДД.ММ.ГГГГ; имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в ; на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду (ч. 2 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015).

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона N 66-ЗРК/2015 порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 252 утвержден Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок), согласно п. 2 которого предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган).

Согласно п. п. 3, 4 Порядка гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.

К Заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта заявителя (всех страниц, имеющих записи) или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя; документ, удостоверяющий полномочия представителя заявителя, если с Заявлением обращается представитель заявителя; фотография самовольной постройки размером не менее 6 на 12 см с изображением главного и бокового фасадов; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории - в случае если земельный участок предстоит образовать; копия технического паспорта на объект недвижимого имущества; копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок (при наличии) - в случае если земельный участок образован; копия кадастрового паспорта земельного участка (при наличии) - в случае если земельный участок образован; документы, подтверждающие подключение самовольной постройки к сетям инженерно-технического обеспечения и отсутствие задолженности по уплате соответствующих услуг (при наличии); иные документы, подтверждающие владение, пользование объектом индивидуального жилищного строительства (при наличии).

В силу п. п. 13 - 15 Порядка предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

При этом в силу п. 18 Порядка в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

На основании решения комиссии уполномоченный орган: обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом, которым ФИО3 отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства (пп. 4 п. 2), послужило то, что самовольная постройка не соответствует условиям, указанным в п. 15 Порядка (л.д. 54-57).

Согласно сообщения Отела по межнациональным отношениям Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в выдаче заключения гр. ФИО3 в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства расположенной по адресу: является несоответствие самовольной постройки условиям, указанным в Порядке предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 252, а именно согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, строение расположенное на земельном участке возведено после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52).

Так, в соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 252, заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГN 2046 утверждено Положение и состав комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Согласно п. 1.4 Положения, положительное Заключение подготавливается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических и физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов , проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что Комиссия для решения возложенных на нее задач: принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Заключения; в случае отсутствия оснований для возврата заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме в соответствии с приложением 1 к Порядку предоставления земельного участка с расположенной на нем постройкой, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГN 252, Комиссия рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 1.4 раздела 1 настоящего Положения; ведет учет подготовленных заключений.

Из пунктов 5.5, 5.6 Положения следует, что решение Комиссии оформляется протоколом; в случае принятия положительного решения Заключения направляются в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации Республики Крым. В случае принятия решения о невозможности признания самовольной постройки жилым домом материалы с выписками из протокола направляются в Управление муниципального контроля Администрации Республики Крым для ведения работы по сносу такого объекта.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Так, как следует из материалов дела и судом установлено, ответчиком было отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки, возведенной до ДД.ММ.ГГГГ объектом индивидуального жилищного строительства в связи с ее несоответствием пункту 15 Постановления Совета Министров РК N 252 от ДД.ММ.ГГГГ.

Опровергая выводы ответчика о несоответствии возведенной постройки установленным параметров, истцом было заявлено ходатайство о назначении судебной строительно - технической экспертизы, аналогичное ходатайство было заявлено ответчиком.

Так, согласно выводов, изложенных в заключении эксперта -СТЭ-2022 от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенной судебной строительно – технической экспертизы, при сопоставлении фактических данных объекта незавершенного строительства со степенью готовности 35 %, состоящего из двух этажей по адресу: с требованиями градостроительных, строительных, экологических, санитарно – гигиенических, противопожарных норм и правил, предъявляемых к индивидуальным жилым домам, в той части в которой возможно было рассмотреть – соответствует, следовательно, объект незавершенного строительства со степенью готовности 35 %, состоящего из двух этажей по адресу: , градостроительным, строительным, экологическим, санитарно – гигиеническим, противопожарным нормам и правилам, предъявляемых к индивидуальным жилым домам, в той части, в которой возможно было рассмотреть – соответствует; определить период возведения постройки, расположенной по адресу: не представляется возможным, в связи с тем, что отсутствует методика определения даты начала/окончания строительных работ (л.д. 138-170).

В соответствии с ч. 2 ст. 168 КАС РФ, заключение эксперта исследуется в судебном заседании, оценивается судом наряду с другими доказательствами и не имеет для суда заранее установленной силы.

На основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1); суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Так, пункт 39 статьи 1 ГрК определяет следующие параметры объекта индивидуального жилищного строительства: количество надземных этажей не более чем три; высота не более двадцати метров; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, возведенная ФИО3 самовольная постройка, с заявлением о признании которой объектом индивидуального жилищного строительства она обратилась к ответчику, является объектом незавершенного строительства со степенью готовности 35 %, что свидетельствует о том, что большая часть объема дополнительных строительных работ, ни на момент обращения истца с заявлением, ни на момент принятия оспариваемого истцом решения, административным истцом не выполнена.

Кроме того, в силу положений пп. 1 п. 15 Порядка, одним из условий для выдачи заключения является: самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки.

Как следует из материалов дела, согласно представленным административным ответчиком сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, на строении, расположенном на земельном участке, расположенном по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, крыша отсутствует (л.д. 107-109), а по состоянию проведенной съемки на ДД.ММ.ГГГГ на указанном строении имеется крыша.

В свою очередь, стороной административного истца не представлено суду доказательств, опровергающих представленные данные спутниковых снимков в отношении указанного строения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, в материалы дела не представлено, сведений и доказательств их подтверждающих, что возведенное ФИО3 строение, на земельном участке, расположенном на земельном участке, расположенном по адресу: , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имело крышу, и что в отношении указанного строения был выполнен значительный объем дополнительных строительных работ.

Кроме того, стороной административного истца ходатайство о назначении по делу дополнительной судебной строительно - технической экспертизы не заявлялось.

Таким образом, возведенное истицей строение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым домам, установленным положениями статьи 16 ЖК РФ, а соответственно не может быть использовано для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком было правомерно отказано истцу в выдаче заключения о возможности признания возведенной ею до ДД.ММ.ГГГГ постройки объектом индивидуального жилищного строительства, ввиду отсутствия совокупности соответствующих условий, установленных пунктом 15 Порядка N 252 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, а поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца в части признания незаконным решения, то у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований в части возложения на Администрацию обязанности совершить определенные действия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе ФИО3 в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-182 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

ФИО3 в удовлетворении исковых требований к Администрации , Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь , заинтересованные лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации , Отдел по межнациональным отношениям Администрации , Управление муниципального контроля Администрации о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд города Симферополя в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

СудьяМ.В. Домникова

Мотивированное решение суда изготовлено 26 апреля 2022 года.

Судья М.В. Домникова