Дело № 2а-2074/2019 76RS0022-01-2019-002184-35 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2019 года г. Ярославль Заволжский районный суд г. Ярославля в составе: председательствующего судьи Иванчиковой Ю.В., при секретаре Семеновой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ЗАО «Атрус» к судебному приставу-исполнителю Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП по ЯО ФИО1, начальнику Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП России по ЯО ФИО2, УФССП России по ЯО о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, У С Т А Н О В И Л: ЗАО «Атрус» 11.09.2019 обратилось в суд с указанным административным иском, просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства от 14.08.2019. В обоснование требований административный истец указал на предъявление в Заволжский РОСП г. Ярославля исполнительного документа, выданного Заволжским районным судом г. Ярославля по делу № 2-417/2019 на взыскание с должника ФИО3 в пользу ЗАО «Атрус» 5 215,94 руб. Постановлением судебного пристава-исполнителя Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП России по ЯО ФИО1 от 14.08.2019 в возбуждении исполнительного производства отказано; в тексте постановления в качестве основания указано – «в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов», вместе с тем, такого основания для отказа в возбуждении исполнительного производства Федеральным законом «Об исполнительном производстве» не предусмотрено. Определением суда от 16.09.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена начальник Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП России по ЯО ФИО2 В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, дала пояснения в пределах заявленного. Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ФИО1 просила в удовлетворении административного иска отказать, представила письменные возражения. Указала, что основание для отказа в возбуждении исполнительного производства явилось то, что с заявлением о возбуждении исполнительного производства в ССП обратился представитель взыскателя ЗАО «Атрус», однако документов, подтверждающих полномочия представителя представлено не было. Начальник Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП России по ЯО ФИО2, УФССП России по ЯО, заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. С учетом позиции участников процесса суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке. Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ. Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В силу изложенного, возможность удовлетворения заявленных требований поставлена в зависимость от установления судом одновременно нескольких условий, а именно: несоответствия оспариваемого постановления /действия/ закону и нарушения этим постановлением /действием/ прав и законных интересов административного истца. Суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае совокупность вышеуказанных условий, необходимая для удовлетворения административного иска, отсутствует. Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном Законом № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5). В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Требования, предъявляемые к исполнительным документам, содержатся в ст. 13 Закона «Об исполнительном производстве». Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. ч. 7 и 8 ст. 30 Закона «Об исполнительном производстве»). Частью 1 ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Согласно ч. 2 ст. 53 Закона «Об исполнительном производстве» участие организации в исполнительном производстве осуществляется через ее органы или должностных лиц, которые действуют в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами, либо через иных представителей. Полномочия руководителей организаций и органов, действующих от их имени, подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами (ч. 1 ст. 54 Закона «Об исполнительном производстве»). Как следует из материалов дела, Заволжским районным судом г. Ярославля по делу № 2-417/2019 выдан исполнительный лист на взыскание с ФИО3 в пользу ЗАО «Атрус» материального ущерба, судебных расходов в общей сумме 5 215,94 руб. (л.д. 7-8). Взыскатель ЗАО «Атрус» предъявил 07.08.2019 исполнительный лист для принудительного исполнения. Исполнительный лист поступил в Заволжский РОСП г. Ярославля 13.08.2019 (л.д. 4-6). Постановлением судебного пристава-исполнителя Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП России по ЯО ФИО1 от 14.08.2019 в возбуждении исполнительного производства было отказано со ссылкой на ст. 31 Закона «Об исполнительном производстве» в связи с отсутствием у заявителя правоустанавливающих документов (л.д. 3). Материалами дела подтверждается, что заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства подписано генеральным директором ЗАО «Атрус» ФИО5 К заявлению был приложен только исполнительный лист. Таким образом, судом установлено, что при подаче заявления о возбуждении исполнительного производства заявителем не было представлено документа, подтверждающего полномочия представителя взыскателя на предъявление исполнительного листа и подписания заявления о возбуждении исполнительного производства. Согласно протоколу общего собрания акционеров и уставу ЗАО «Атрус» ФИО5 является лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (л.д. 9-13). Вместе с тем, соответствующие документы к заявлению о возбуждении исполнительного производства представлены не были, что не оспаривалось представителем административного истца в ходе судебного разбирательства. Учитывая изложенное, суд полагает, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для отказа в возбуждении исполнительного производства. Оспариваемое постановление вынесено приставом в установленный законом срок, соответствует требованиям Закона «Об исполнительном производстве», предъявляемым к форме и содержанию постановления пристава. Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым постановлением пристава и его действиями нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено. При указанных обстоятельствах требование административного истца подлежит оставлению без удовлетворения. При этом суд также учитывает, что административный истец не лишен права повторно предъявить исполнительный лист к исполнению, устранив допущенные нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении административного искового заявления ЗАО «Атрус» к судебному приставу-исполнителю Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП по ЯО ФИО1, начальнику Заволжского РОСП г. Ярославля УФССП России по ЯО ФИО2, УФССП России по ЯО о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства отказать. Решение суда может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ю.В. Иванчикова Мотивированное решение изготовлено 26.09.2019 |