УИД 76RS0024-01-2020-001521-91
Дело № 2а-2074/2021 Мотивированное решение
изготовлено 20.08.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 23 июля 2021 года
Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Ивахненко Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ивановой А.А.
с участием:
от административного истца – представителя Грачева Е.С. по доверенности,
от административного ответчика – представителя Кузнецовой Е.Е. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ООО «КРиАл» к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ярославской области, УМВД России по Ярославской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности,
установил:
15.01.2018 судебным приставом-исполнителем ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г.Ярославля возбуждено исполнительное производство №97239/19/76006-ИП от 15.01.2018 в отношении должника Аббасова Ф.З.о., предмет исполнения: задолженность в размере 127000 руб. в пользу ООО «КРиАл».
16.10.2019 вынесено постановление о передаче взыскателю нереализованного имущества – автомобиля Lada ВАЗ - 2110, гос. рег.знак НОМЕР Данное транспортное средство передано взыскателю по акту приема-передачи от 16.10.2019 без ключей, свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства.
14.11.2019 ООО «КРиАл» передало вышеуказанный автомобиль на утилизацию АО «Вторцветмет», имеющему лицензию ЯР №011063, выданную департаментом промышленной политики Ярославской области 26.08.2009.
Одновременно ООО «КРиАл» обратилось в Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Ярославской области (далее по тексту - МРЭО ГИБДД (г.Ярославль) УМВД России по Ярославской области) с заявлением №639882842 о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией. В принятии данного заявления было отказано по причине отсутствия предыдущего собственника транспортного средства Аббасова Ф.З.о.
25.11.2019 ООО «КРиАл» обратилось в МОТОР АМТС ГИБДД УМВД России по Ярославской области с заявлением о разъяснении порядка снятия с учета утилизированного транспортного средства, переданного ООО «КРиАл» в порядке ст. 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
13.12.2019 МРЭО ГИБДД (г.Ярославль) УМВД России по Ярославской области дан ответ, в котором указано, что прекращение регистрации (снятие с учета) транспортного средства производится с физического (юридического) лица, на который данный автомобиль поставлен на регистрационный учет, прекратить регистрацию автомобиля с ООО «КРиАл» в настоящее время не представляется возможным.
19.02.2020 ООО «КРиАл» повторно обратилось в УМВД России по Ярославской области с заявлением о разъяснении порядка снятия с учета утилизированного транспортного средства, переданного ООО «КРиАл» в порядке ст. 87.2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В ответе УМВД России по Ярославской области от 02.03.2020 указано, что ООО «КРиАл» не является владельцем автомобиля Lada ВАЗ 21102, гос. рег.знак «НОМЕР». Снятие с государственного учета транспортного средства возможно в случае обращения представителя организации, уполномоченной в установленном порядке на утилизацию транспортных средств, и осуществившей утилизацию указанного транспортного средства, при предъявлении документов, предусмотренных п.27 Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утв. приказом МВД России от 21.12.2019 №950.
ООО «КРиАл» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Межрайонному регистрационно-экзаменационному отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (г.Ярославль) УМВД России по Ярославской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем снятия с государственного учета автомобиля ВАЗ-21102, гос.рег.знак «НОМЕР».
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика УМВД России по Ярославской области, а также заинтересованное лицо ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области.
Представитель административного истца по доверенности (л.д.10) Грачев Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что автомобиль был передан Обществом на утилизацию, но без снятия транспортного средства с регистрационного учета завершить процедуру утилизации не представляется возможным. При этом невозможна и постановка транспортного средства на учет, поскольку его состояние не соответствует требованиям безопасности эксплуатации автотранспортных средств.
Представитель административного ответчика по доверенности Кузнецова Е.Е. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила суду, что автомобиль может быть снят с регистрационного учета по заявлению собственника, либо владельцем транспортного средства при постановке его на регистрационный учет, поэтому в соответствии с административным регламентом, требуется постановка ООО «КРиАл» спорного автомобиля на учет.
Представитель заинтересованного лица ОСП по Фрунзенскому и Красноперекопскому районам г.Ярославля УФССП России по Ярославской области в судебное заседание представителя не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.
С учетом мнения сторон дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав представителей стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в рамках исполнительного производства от 15 января 2018 года № 97239/19/76006-ИП, возбужденного в отношении Аббасова Ф.З.о. о взыскании в пользу ООО «КРиАл» задолженности в размере 127000 рублей, нереализованное транспортное средство должника - Lada BA3-2110 с государственным регистрационным знаком НОМЕР передано взыскателю по акту приема-передачи от 16 октября 2019 года без ключей, свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства. 14 ноября 2019 года общество данный автомобиль передало на утилизацию и одновременно обратилось в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в связи с утилизацией, в принятии которого было отказано ввиду отсутствия предыдущего собственника транспортного средства Аббасова Ф.З.о. В этой связи общество обратилось в МОТОР АМТС ГИБДД УМВД России по Ярославской области с заявлением о разъяснении порядка снятия с учета утилизированного транспортного средства, переданного в порядке исполнения исполнительного документа. На данное обращение МРЭО ГИБДД УМВД России по Ярославской области 13 декабря 2019 года дан ответ о том, что прекращение регистрации (снятие с учета) транспортного средства производится с физического (юридического) лица, на которое автомобиль поставлен на регистрационный учет, в связи с чем прекратить регистрацию с ООО «КРиАл» не представляется возможным.
На повторное обращение общества о разъяснении порядка снятия с учета утилизированного транспортного средства, последовавшего 19 февраля 2020 года в УМВД России по Ярославской области, последним дан ответ от 2 марта 2020 года, согласно которому снятие с государственного учета транспортного средства возможно в случае обращения представителя организации, уполномоченного в установленном порядке на утилизацию транспортных средств, и осуществившей утилизацию указанного транспортного средства, при предъявлении документов, предусмотренных пунктом 27 Административного регламента МВД России предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденных Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950.
Отменяя ранее состоявшиеся по спору судебные акты и возвращая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 26.05.2021 указано, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владелец транспортного средства - собственник транспортного средства (далее - Закон № 283-ФЗ) (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством РФ.
Регистрация, предусмотренная приведенной нормой, является специальной регистрацией самого транспортного средства, а не вещных прав на него и носит исключительно информационный (учетный) характер.
Следовательно, факт регистрации транспортного средства в органах ГИБДД не означает возникновения права собственности на него, а является лишь основанием для допуска к участию в дорожном движении на территории РФ. Законодательно установленное требование о государственной регистрации автомобиля носит учетный, а не правоустанавливающий характер.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу статьи 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи возникает с момента её передачи.
На основании пункта 1 статьи 224 ГК РФ передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Применительно к указанным нормам, поскольку вещные права на транспортные средства не подлежат государственной регистрации, то переход права собственности на транспортное средство обусловлен не регистрацией, а передачей.
Таким образом, у ООО «КРиАл» право собственности на спорный автомобиль возникло на основании акта судебного пристава-исполнителя приема-передачи от 16 октября 2019 года.
Пунктом 2 части 1 статьи 19 Закона № 283-ФЗ предусмотрено, что снятию с государственного учета подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства.
Согласно абз. 2 п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД на момент обращения административного истца с заявлением о прекращении государственной регистрации принадлежащего ему транспортного средства был установлен Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России», утв. Приказом МВД России от 26.06.2018 № 399 (далее - Правила), а также Административным регламентом МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным приказом МВД России от 7 августа 2013 года № 605 (далее - Административный регламент), из анализа которых следует, что с заявлением об утилизации транспортного средства может обратиться только его собственник либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами.
Согласно абз. 3 п.9 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является прекращение регистрации (снятие с учета) или отказ в прекращении регистрации (снятие с учета) транспортного средства.
Результатом выполнения административной процедуры по приему заявления является решение должностного лица о приеме и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо отказе в приеме и регистрации заявления и документов, путем проставления отметки в заявлении заверенной подписью с указанием фамилии сотрудника, даты и времени их принятия.
В силу п. 3 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится, в том числе обращение в регистрационное подразделение лица, не являющегося владельцем транспортного средства и (или) не имеющего полномочий его представлять.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
В соответствии с п. 71 Административного регламента снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации по заявлению о совершении регистрационных действий владельца транспортного средства либо организации, уполномоченной на проведение утилизации транспортных средств, осуществляется регистрационным подразделением при предъявлении свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.
При обстоятельствах, когда ООО «КРиАл» с 16 октября 2019 года является собственником транспортного средства Lada BA3-2110 с государственным регистрационным знаком В 441 РМ 76, оснований для отказа в принятии заявления об утилизации транспортного средства не имелось.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Ссылка ответчиков на пропуск истцом срока обращения в суд с заявленными требованиям является несостоятельной.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч.8 ст. 219 КАС РФ).
С учетом даты обращения ООО «КРиАл» в суд с настоящим административным иском - 22.05.2020, срок обращения для оспаривания ответа МРЭО ГИБДД (г.Ярославль) УМВД России по Ярославской области от 02.03.2020 административным истцом не пропущен. Поскольку ранее представленные ответы МРЭО ГИБДД являлись тождественными, а по отказу в принятии заявления истца транспортного средства на утилизацию письменного решения не постановлено, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд истцом не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ООО «КРиАл» удовлетворить.
Обязать Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (г.Ярославль) УМВД России по Ярославской области произвести снятие с государственного учета автомобиля ВАЗ-21102, гос.рег.знак «НОМЕР».
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Л.А.Ивахненко