УИД 91RS0018-01-2020-002667-88
Дело№ 2а-2075/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2020 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре судебного заседания Шпанко И.В., с участием административного истца ФИО2, представителя административного истца – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к ФИО5 регистратору ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3, ФИО5 комитету по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым о признании незаконным уведомлении о приостановлении кадастрового учета и регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным сообщений об отказе в ФИО5 регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В августе 2020 года ФИО2, по средствам почтовой связи, обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил суд:
1) признать полностью незаконными уведомления о приостановлении кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ по заявлениям ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №№,№ и решения, в форме сообщений об отказе в ФИО5 регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№, №, вынесенные государственным регистратором ФИО3ФИО1 комитета по ФИО5 регистрации кадастру Республики Крым и отменить отказ в осуществлении ФИО5 кадастрового учета и ФИО5 регистрации права собственности в отношении образованных объектов недвижимости расположенных по адресу: <адрес>, ком1, пом.1 на основании решения Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№;
2) обязать Государственный комитет по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на комнату № (№) – жилая площадью № кв.м. и помещение № (№) – жилая площадью № кв.м., общей площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (№ ком.№ пом.№ по заявлениям осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №№,№ и ФИО5 регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №№, № за ФИО2.
Свои требования мотивировал тем, что решением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № за ним право собственности в порядке приватизации на жилые помещения общей площадью № кв.м. и состоящие из комнаты № (№) –жилая, площадью № кв.м. и помещения № (№) – жилая площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес><адрес> комната №, помещение №. Данное здание на основании постановления администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ признано многоквартирным домом с кадастровым номером №.
ДД.ММ.ГГГГ обратился в Государственный комитет по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым, через органы МФЦ, с заявлением об одновременном осуществлении ФИО5 кадастрового учета и ФИО5 регистрации права собственности на жилую комнату и жилое помещение с необходимыми документами.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 выписаны уведомления о приостановке осуществления кадастрового учета комнаты № и помещения №, а ДД.ММ.ГГГГ уведомления о приостановке ФИО5 регистрации на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по основанием того, что помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, и повторная регистрация права не требуется.
Считает основания приостановки постановки на кадастровый учет и регистрации права незаконной, и нарушающие права, так как жилые помещения находятся в многоквартирном жилом доме, а в не в здании, документы поданы для регистрации и постановке на кадастровый учет на жилые помещения, а не на здание. А причины указанные в уведомлениях можно отнести к зданию, сооружению, но не к многоквартирному дому.
ДД.ММ.ГГГГ, после подготовки нового технического плана, обратился с заявлением для постановки на кадастровый учет комнаты № (№) и помещения №) с предоставлением оптического компакт-диска с заполненной новой декларацией. Однако, вместо постановки на кадастровый учет, государственный регистратор выписал уведомление ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав по указанным в ранее вынесенных уведомлениях причинах – помещение расположено в здании, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРН, действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права.
В целях досудебного порядка урегулирования спора обращался с заявлениями в Госкомрегистр ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на которые получил ответы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ. Также на адрес апелляционной комиссии направлялось заявления с пакетом документов, но они вернулись одно по истечению срока хранения, а второе в связи с пропуском срока его подачи.
ДД.ММ.ГГГГ в Госкомрегистр подано заявление о прекращении долевой собственности на здание многоквартирного дома, однако вместо ответа было получено сообщение об отказе в ФИО5 регистрации.
Считает вынесенные уведомления о приостановлении регистрации и сообщения об отказе в регистрации права незаконными, нарушающими его права и законные интересы собственника на распоряжение имуществом, а с целью защиты нарушенных прав необходимо обязать ФИО6 провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на комнату №(№) жилая площадью № кв.м. и помещение № (№) – жилая площадью № кв.м., общей площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес> (<адрес> по заявлениям осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №№,№ и ФИО5 регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №№, № за ФИО2
Административный истец в судебном заседании требования, изложенные в иске поддержал, просил удовлетворить, право дачи пояснений предоставил представителю.
Представитель административного истца ФИО8, в судебном заседании требования доверителя, изложенные в административном исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, на основании обстоятельств изложенных в иске и письменных материалы дела, пояснив также суду, что ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права жилых комнат и помещений на основании решения суда, предоставил все необходимые документы, а также дополнительные. Считает, что это процедура совмещенная, вынесенные уведомления о приостановлении кадастрового учета и сообщения об отказе в регистрации права не основаны на законе, обстоятельства приостановления учета и отказа в регистрации права изложены, без надлежащей оценки представленных доверителем документов, без учета изменения адреса и наименования объекта недвижимости, что нарушает права последнего как собственника недвижимого имущества на его владение и распоряжение.
Представитель административного ответчика –ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявление о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушание, возражения по заявленным требованиям суду не представил.
Административный ответчик государственный регистратор ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушание дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, заявление о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушание дела, возражения по заявленным требованиям суду не представила, явку представителя в судебное заседание не обеспечила.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон на основании положений ч.5 ст.213 КАС РФ (Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа ФИО5 власти, иного ФИО5 органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной)
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела в порядке предусмотренном ст.164 КАС РФ, пришел к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.
Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.
Из положений ст. 61 КАС РФ усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.
При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.
Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами ФИО5 власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа ФИО5 власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, ФИО5 или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно положений ст.35 Конституции Российской Федерации Право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно положений ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Государственный комитет по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым в своей деятельности руководствуется Конституцией российской Федерации, Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О ФИО5 регистрации недвижимости, Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Крым.
Судом установлено, и это не оспаривалось сторонами, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером № – нежилом здании лит. «№», общей площадью № кв.м., расположенном по адресу: <адрес><адрес> внесены в ЕГРН - ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с техническим паспортом на общежитие от ДД.ММ.ГГГГ и договором купли-продажи 18/100 долей общежития от ДД.ММ.ГГГГ.
Принятие решений по осуществлению ФИО5 кадастрового учета по заявлению осуществлялось в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ФИО5 кадастре недвижимости» и Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для ФИО5 регистрации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН было зарегистрирован право общей долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером № – нежилом здании лит. «№ общей площадью № кв.м., расположенном по адресу: <адрес><адрес>, на основании вышеуказанного Постановления.
Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ статус общежития, расположенного по адресу: <адрес>, изменен на многоквартирный жилой дом, с кадастровым номером №, и, согласно Информационной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Саки Республики Крым и числится в реестре муниципальной собственности.
Судом установлено, что решением Сакского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № (л.д.18-24) удовлетворены частично исковые требования ФИО2 к Администрации <адрес> Республики Крым о признании права собственности на жилые помещения в порядке приватизации, понуждении совершить определенные действия.
Признано за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности в порядке приватизации на жилые помещения общей площадью № кв.м. и состоящее из комнаты № (№)- жилая площадью № кв.м. и помещения № (№) – жилая площадью № кв.м., расположенные по адресу: <адрес><адрес><адрес> помещение №.
В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО4, подано в ГБУ РК «МФЦ» заявление о ФИО5 кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно помещения расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> к которому, согласно копии описи документов принятых для оказания государственных услуг (л.д.25) были представлены технический план помещения, оптический компакт диск, доверенность представителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО4, подано в ГБУ РК «МФЦ» заявление о ФИО5 кадастровом учете недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно помещения расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> к которому, согласно копии описи документов принятых для оказания государственных услуг (л.д.26), были представлены технический план помещения, оптический компакт-диск, доверенности представителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО4, подано в ГБУ РК «МФЦ» заявление о ФИО5 регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно помещение расположенного по адресу6 <адрес>, <адрес>, <адрес> к которому, согласно копии описи документов принятых для оказания государственных услуг (л.д.27) были представлены доверенности представителя от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция на сумму 2000 руб., решение суда от ДД.ММ.ГГГГ№.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2, в лице представителя по доверенности ФИО4, подано в ГБУ РК «МФЦ» заявление о ФИО5 регистрации права на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно помещение расположенного по адресу6 <адрес>, <адрес>, <адрес> к которому, согласно копии описи документов принятых для оказания государственных услуг (л.д.28) были представлены доверенности представителя от ДД.ММ.ГГГГ, квитанция на сумму 2000 руб., решение суда от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией регистрационного дела представленного по запросу суда.(л.д.191-208, 215-229)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 по рассмотрению заявления ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о кадастровом учете объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>,<адрес> вынесено уведомление № о приостановлении осуществления действий по ФИО5 кадастровому учету, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации:
1) в соответствии с п.1 ч.3 ст. 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с созданием объекта недвижимости осуществляется одновременно с ФИО5 регистрацией права.
Учитываемое помещение расположено в здании, право собственности, на которое зарегистрировано в ЕГРН. Действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права;
В соответствии с п.4 ч.5 ст.14 закона №218-ФЗ если здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет может быть осуществлен без ФИО5 регистрации прав в отношении всех помещения и машино-мест в здании, сооружении одновременно в здании, сооружении.
В соответствии с ч.5 ст.41 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении пава на здание, зарегистрированного в ЕГРН, при этом такое здание с ФИО5 кадастрового учета не снимается.
2) представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, составленной в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ в форму декларации об объекте недвижимости внесены изменения, рекомендовано заполнить декларацию об объекте недвижимости в соответствии с действующей редакцией Приказа.(л.д.32-34, 229-231)
Однако из текста уведомления судом не усматривается, кому и по какому адресу оно направлено, сведения о направлении, какие действия, по мнению ФИО5 регистратора должен совершить ФИО2 для возобновления осуществления действий по кадастровому учету объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> так же не указан срок приостановки, а также в чем заключается невозможность кадастрового учета объекта недвижимости.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 (далее государственный регистратор) по рассмотрению заявления ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ о кадастровом учете объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> вынесено уведомление о приостановлении №, так как при проведении правовой экспертизы документов представленных к заявлению, выявленные обстоятельства являются основанием для принятия решения о приостановлении в осуществлении ФИО5 кадастрового учета в соответствии с пунктом 7 ч.1 ст.26 закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О ФИО5 регистрации недвижимости» (далее закон №218-ФЗ), а именно выявлено, что форма и (или) содержание представленных документов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, учитываемое помещение расположено в здании, право собственности, на которое зарегистрировано в ЕГРН. Действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права. В соответствии с п.4 ч.5 ст.14 закона №218-ФЗ если здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет может быть осуществлен без ФИО5 регистрации прав в отношении всех помещения и машино-мест в здании, сооружении одновременно.
Также в уведомлении отражено, что согласно ч.5 ст.41 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении права на здание, зарегистрированное в ЕГРН при этом данное здание с ФИО5 кадастрового учета не снимается, к тому же, за ФИО2 по решению суда признано право на жилое помещение.(л.д.29-31, 208-210)
Однако из текста вышеуказанного уведомления судом не усматривается, кому и на какой адрес оно направлено, какие необходимо осуществить ФИО2 действия для возобновления кадастрового учета объекта недвижимого имущества расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> так же не указан срок приостановки, в чем заключается невозможность кадастрового учета объекта недвижимости, сведения о направлении для исполнения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 на адрес ФИО2 направлено уведомление № о приостановлении ФИО5 регистрации права собственности и прекращении исходного объекта по адресу: <адрес><адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления ФИО5 кадастрового учета по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом №218-ФЗ оснований для приостановления ФИО5 кадастрового учета либо для отказа в осуществлении ФИО5 кадастрового учета, выявлено, что форма и (или) содержание представленных документов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. (учитываемое помещение расположено в здании, право собственности, на которое зарегистрировано в ЕГРН. Действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права. В соответствии с п.4 ч.5 ст.14 закона №218-ФЗ если здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет может быть осуществлен без ФИО5 регистрации прав в отношении всех помещения и машино-мест в здании, сооружении одновременно. Также, в уведомлении отражено, что согласно ч.5 ст.41 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении права на здание, зарегистрированное в ЕГРН при этом данное здание с ФИО5 кадастрового учета не снимается, к тому же, за ФИО2 по решению суда признано право на жилое помещение общей площадью № кв.м.(л.д.35-36)
Однако, из текста вышеуказанного уведомления судом не усматривается, какие действия необходимо произвести ФИО2 для возобновления регистрации права собственности на объект недвижимости согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ №№, также в уведомлении неверно отражен адрес объекта недвижимости о регистрации права которого обратился ФИО2
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 на адрес ФИО2 направлено уведомление № о приостановлении ФИО5 регистрации права собственности и прекращении исходного объекта по адресу: <адрес>, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления ФИО5 кадастрового учета по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом №218-ФЗ оснований для приостановления ФИО5 кадастрового учета либо для отказа в осуществлении ФИО5 кадастрового учета, выявлено, что форма и (или) содержание представленных документов не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. (1) учитываемое помещение расположено в здании, право собственности, на которое зарегистрировано в ЕГРН. Действующим законодательством не предусмотрена повторная регистрация права. В соответствии с п.4 ч.5 ст.14 закона №218-ФЗ если здание, сооружение уже зарегистрировано в ЕГРН, государственный кадастровый учет может быть осуществлен без ФИО5 регистрации прав в отношении всех помещения и машино-мест в здании, сооружении одновременно. Также, в уведомлении отражено, что согласно ч.5 ст.41 Закона №218-ФЗ государственная регистрация права в отношении всех помещений в здании может быть осуществлена при прекращении права на здание, зарегистрированное в ЕГРН при этом данное здание с ФИО5 кадастрового учета не снимается; 2) представленный технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, составленной в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ в форму декларации об объекте недвижимости внесены изменения, рекомендовано заполнить декларацию об объекте недвижимости в соответствии с действующей редакцией Приказа.(л.д.37-38)
Однако, из текста вышеуказанного уведомления судом не усматривается, какие действия необходимо произвести ФИО2 для возобновления регистрации права собственности на объект недвижимости согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ №№, также в уведомлении неверно отражен адрес объекта недвижимости о регистрации права которого обратился ФИО2
Во исполнение уведомлений о приостановлении кадастрового учета и регистрации права собственности объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4, в ГБУ РК «МФЦ» подано заявление ДД.ММ.ГГГГ№ к которому были приложены, согласно копии описи документов (л.д.39) технический план помещений, оптический компакт-диск, доверенность представителя от ДД.ММ.ГГГГ.
Также, ДД.ММ.ГГГГФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4, подано в ГБУ РК «МФЦ» заявление № о предоставлении дополнительных документов, к которому, согласно копии описи документов (л.д.40), был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, оптический компакт-диск.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копией регистрационного дела представленного по запросу суда.(л.д.121-176)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 вынесено уведомление № о приостановлении осуществлений действий, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, в отношении помещения расположенного по адресу: <адрес><адрес>, <адрес> в связи с тем, что причина приостановления, указанная в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№ не устранена, а также отражены обстоятельства изложенные уведомлении как от ДД.ММ.ГГГГ, так и от ДД.ММ.ГГГГ о приостановке кадастрового учета объектов недвижимого имущества. Установлен срок приостановки до 06.05.2020
Однако, не отражено кому и по какому адресу оно направлено, сведения о направлении, какие действия необходимо произвести ФИО2 для возобновления действий по кадастровому учету объекта недвижимости.(л.д.44-46, 232-234)
Судом установлено, что сведения о вынесении административным ответчиком уведомления ДД.ММ.ГГГГ за № о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости суду не представлены, и они отсутствуют в материалах дела.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 вынесено уведомление № о приостановлении действий по кадастровому учету объекта недвижимого имущества согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, по аналогичным основаниям изложенным в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ за №.(л.д.41-43, 211-214)
В указанном уведомлении государственным регистратором не указано кому оно направляется, по какому адресу, срок приостановления, к4акие действия должен ФИО2 произвести для возобновления регистрационных действий, также отсутствуют сведения о направлении уведомления для исполнения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ специалистом экспертом ФИО9 вынесено решение № об отказе в осуществлении кадастрового учета недвижимого имущества согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, так как обстоятельства послужившие основанием приостановления не устранены, и истек срок приостановления осуществления кадастрового учета.(л.д.214)
Однако, административными ответчика не представлены правовые основания принятия ФИО9 вышеуказанного решения, так как далее решения по заявлениям административного истца принимал государственный регистратор ФИО3
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 вынесено сообщение № об отказе в ФИО5 регистрации права собственности объекта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, так как не устранены причины препятствующие регистрации права в течении срока приостановления, а именно- сведения об объекте недвижимости не внесены ЕГРН (объект не стоит на кадастровом учете) (л.д.103)
Также, ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО3 вынесено сообщение № об отказе в ФИО5 регистрации права собственности объекта, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, так как не устранены причины препятствующие регистрации права в течении срока приостановления, а именно- сведения об объекте недвижимости не внесены ЕГРН (объект не стоит на кадастровом учете) (л.д.104)
Также, специалистом экспертом ФИО9ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение № об отказе в осуществлении кадастрового учета недвижимого имущества согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ№, так как обстоятельства послужившие основанием приостановления не устранены, и истек срок приостановления осуществления кадастрового учета.(л.д.235)
Из представленных выше сообщений об отказе в регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ судом усматривается, что в сообщениях неверно отражены адреса объектов недвижимости отраженных в заявлении административного истца о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а основание отказа в регистрации права (сведения об объекте недвижимости не внесены ЕГРН (объект не стоит на кадастровом учете)) не отражался в уведомлениях о приостановлении действий по регистрации права, также сообщение вынесено до принятия решения об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вышеуказанное обстоятельства установлены судом выше при правовом анализе представленных суду письменных материалов дела.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4, обратился с заявлением к Председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления ФИО5 кадастрового учета, ФИО5 кадастрового учета и регистрации прав принятого в отношении документов, необходимых для осуществления ФИО5 кадастрового учета.(л.д.84-87).
Как пояснил представитель административного истца в судебном заседании вышеуказанное заявление было возвращено на адрес доверителя по истечению срока хранения, в связи с чем, было подано повторно.
Так, повторно, ДД.ММ.ГГГГФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4, обратился с заявлением к Председателю апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления ФИО5 кадастрового учета, ФИО5 кадастрового учета и регистрации прав принятого в отношении документов, необходимых для осуществления ФИО5 кадастрового учета, в котором просил поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности согласно поданных заявлений и решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, дело №.(л.д.88-92)
Согласно копии уведомления о вручении почтового отправления вышеуказанное заявление было получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.93)
ДД.ММ.ГГГГ апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации права ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым вынесено решение № об отказе в принятии к рассмотрению заявления, так как представлено с нарушением требований.(л.д.94)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ представителем по доверенности ФИО2- ФИО4 на адрес председателя ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым направлено заявление, в котором последней выражено несогласие с принятыми государственным регистратором ФИО3 уведомлениями о приостановлении кадастрового учета и регистрации права, а также о принятии действенных мер для проведения регистрации в одном окне.
К вышеуказанному заявлению были представлены: справочная информация по объектам недвижимости МКД в <адрес>; копия постановления администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; копия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, отДД.ММ.ГГГГ, копия паспорта ФИО2, доверенности представителя.
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4 заместителем председателя ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым направлено сообщение, в котором разъяснены правовые положения законодательства Российской Федерации регулирующие порядок кадастрового учета и регистрации права.(л.д.50-52)
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО4, представителем по доверенности ФИО2 на имя председателя ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым направлено дополнение к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено мнение о действиях государственных регистраторов в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес><адрес>, а несогласие с отказом в регистрации права собственности, а также просьба осуществить государственную регистрацию права собственности согласно представленного решения суда и технических планов.(л.д.53-54)
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4 первым заместителем председателя ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым направлено сообщение, в котором разъяснены правовые положения законодательства Российской Федерации регулирующие порядок кадастрового учета и регистрации права, а также основания внесения сведений и сведения об объекте недвижимости по <адрес> в <адрес>, находящиеся в ЕГРН.(л.д.55-58)
Также, ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО4 направлено сообщение первым заместителем председателя ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым по рассмотрению обращения, в которой также разъяснены правовые положения законодательства Российской Федерации регулирующие порядок кадастрового учета и регистрации права.(л.д.59-61).
Судом установлено, что заявления ФИО4, представителя по доверенности ФИО2, подавались и были рассмотрены как обращения граждан, в порядке Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", и не могут быть приняты судом как обжалование действий ФИО5 регистратора.
Согласно положений ч.ч.2-4 ст.1 федерального закона №218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.58 закона N 218-ФЗ "О ФИО5 регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат ФИО5 регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О ФИО5 регистрации недвижимости" (далее закона №218-ФЗ)государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 закона №218-ФЗ при проведении ФИО5 регистрации права собственности государственным регистратором проводится правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающие документы
Согласно положений ч.12 ст.29 вышеуказанного Закона приостановление ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав и (или) отказ в ФИО5 кадастровом учете и (или) ФИО5 регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Одним из оснований приостановления кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав, согласно пункту 19 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ, является случай, когда объект, о ФИО5 кадастровом учете и (или) ФИО5 регистрации прав которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) согласно статье 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
Согласно ч.1 ст.16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Из положений ст.18 ЖК РФ следует, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат ФИО5 регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно положений ч.7 ст.41 федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.
Согласно положений ч.5 ст.41 закона №218-ФЗ При прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином ФИО5 реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с ФИО5 кадастрового учета не снимаются.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" неиндивидуальный жилой дом" применяются в названном кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства ГрК РФ, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Помещение это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). Само по себе помещение, как составляющая (структурная) часть здания самостоятельным объектом регистрируемых вещных прав (объектом недвижимого имущества) наряду (одновременно) с объектом, в котором оно расположено (зданием), право собственности на который зарегистрировано в Едином ФИО5 реестре недвижимости (далее также - ЕГРН), не является.
Как следует из указанных норм, жилой дом, дом блокированной застройки, часть жилого дома и помещение в жилом доме обладают различными характеристиками.
Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения в частном доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не может быть осуществлен.
Положениями ч.7-9 ст.29 закона №218-ФЗ установлено, что Порядок и способы направления уведомлений о приостановлении ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав, а также уведомлений об отказе в ФИО5 кадастровом учете и (или) ФИО5 регистрации прав и подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, в том числе форма таких уведомлений (в случае их направления в форме документа на бумажном носителе), требования к формату таких уведомлений (в случае их направления в форме электронного документа), устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В случае, если государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены по причине непредставления необходимых для осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом регистрации прав посредством межведомственных запросов, заявитель уведомляется о его праве представить такие документы по собственной инициативе.
В случае, если осуществление ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
Согласно п.3 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 173 "Об утверждении порядков и способов направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав представленных заявителем документов" (вместе с "Порядком и способами направления органом регистрации прав уведомлений о приостановлении ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав, уведомлений об отказе в ФИО5 кадастровом учете и (или) ФИО5 регистрации прав и подлежащих выдаче после осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о прекращении осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав и представленных для осуществления ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав документов, уведомлений участников общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей, уведомлений залогодержателя о выдаче электронной закладной, уведомлений о ФИО5 регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю, уведомлений об исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О ФИО5 регистрации недвижимости", "Порядком направления органом регистрации прав уведомлений о возврате прилагаемых к заявлению о ФИО5 кадастровом учете и (или) ФИО5 регистрации прав документов без рассмотрения, уведомлений о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействие по заявлению заинтересованного лица, уведомлений об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, уведомлений о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, уведомлений о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном порядке, уведомлений об исправлении ошибок, указанных в частях 1, 3 статьи 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О ФИО5 регистрации недвижимости", уведомлений об осуществлении ФИО5 регистрации ипотеки в случае, указанном в части 4.1 статьи 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О ФИО5 регистрации недвижимости") установлено, что если необходимые для ФИО5 кадастрового учета и (или) ФИО5 регистрации прав заявления и документы были представлены в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе, уведомления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 настоящего Порядка, а также документы, указанные в подпунктах 2, 3 пункта 1 настоящего Порядка (если выдача (направление) таких документов одновременно с соответствующим уведомлением предусмотрена Законом), выдаются (направляются) заявителю, а также в предусмотренных Законом случаях стороне сделки, которая не представляла заявление о ФИО5 регистрации прав, одним из способов, указанных в заявлении:
1) лично при обращении в орган регистрации прав или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в которые было подано заявление;
2) почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении.
Согласно ч.1 ст.219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.7 и ч.8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Судом установлено, что ФИО2 с данным административным иском обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что усматривается из штампа на конверте почтового узла связи.
Судом установлено, что обжалуемые ФИО2 уведомления ФИО5 регистратора ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении кадастрового учета, были получены через некоторое время после их вынесения, сведения о дат получения ФИО2 обжалуемых уведомлений административными ответчиками суду не представлена, и отсутствует в материалах дела, таким образом, суд может прийти к выводу, что они получены вместе с сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации права.
Таким образом, процессуальный срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ФИО5 власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта ФИО5 органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступления юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) ФИО5 органа и нарушения Государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом понуждение судом ФИО5 органа к исполнению обязанности, о которой просит административный истец, допустимо только в случае признания решения, действий (бездействия) ФИО5 органа незаконным.
Согласно п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов ФИО5 власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Из положений ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность оспариваемых актов, действий (бездействий) органов и должностных лиц и нарушение прав и свобод гражданина.
На основании изложенного, с учетом проведенного правового анализа суд приходит к выводу, что при вынесении государственным регистратором ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3 уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении кадастрового учета, а также сообщений от ДД.ММ.ГГГГ№ и № об отказе в ФИО5 регистрации были нарушены положения закона №218-ФЗ, в части содержания уведомлений и сообщений, направления для исполнения, что установлено судом выше, в связи с чем, являются незаконными и подлежат отмене, а исковые требования ФИО2 в этой части подлежат удовлетворению.
Однако, судом не установлены правовые основания для удовлетворения требований ФИО2 в части обязания ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на комнату № (№) – жилая площадью <адрес> кв.м. и помещение № (№) – жилая площадью <адрес> кв.м., общей площадью <адрес> кв.м., расположенные по адресу: <адрес><адрес> по заявлениям осуществления кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №№ и ФИО5 регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ №№, № за ФИО2 по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, её субъектах опирается на принципах демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, единства системы ФИО5 власти, а также осуществления ФИО5 власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органом.
По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Разделения единой ФИО5 власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.
Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении от 18.01.1996г №-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации ФИО5 власти в её субъектах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Таким образом, суд не может обязать административных ответчиков принять конкретное решение о проведении регистрации права на какой либо-объект.
Административным истцом, а также его представителем, в судебном заседании не заявлялись требования, о компенсации понесенных судебных расходов, в связи с чем, правовой анализ по данному вопросу судом не проводится.
Иные документы судом не исследовались и им не проводился правовой анализ.
Согласно п.7 ч.3 ст. 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд направляет судебные поручения.
Согласно материалов гражданского дела, на адрес административных ответчиков, дважды, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, направлялись запросы о предоставлении копии регистрационного дела на спорный объект недвижимости, позже запрашивался оригинал, однако, на адрес суда от Сакского горрайонного управления Госкомрегистра Республики Крым поступали части регистрационного дела, что послужило основанием для продления судом срока рассмотрения данного административного дела.
Также, в связи с не предоставлением запрашиваемой информации, судом не установлены существенные обстоятельства по делу.
Положениями п.12 ч.3 ст.135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о необходимости обязательного личного участия в судебном заседании лиц, участвующих в деле;
Судом в судебном заседании была признана обязательной явка административного ответчика - ФИО5 регистратора ФИО3 для дачи пояснения по заявленным требованиям, предоставления сведений о направлении и вручении уведомления, оснований из вынесения, однако, последняя проигнорировав определение суда, в судебное заседание не явилась, письменные пояснения или возражения по заявленным требованиям не представила.
Учитывая изложенное, прошу председателя ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастру Республики Крым принять меры к должностным лицам, дабы в будущем не допустить нарушения законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 174, 180, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО2 к ФИО5 регистратору ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3, ФИО5 комитету по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым о признании незаконным уведомлении о приостановлении кадастрового учета и регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным сообщений об отказе в ФИО5 регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, понуждении совершить определенные действия, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить уведомление ФИО5 регистратора ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ о приостановлении кадастрового учета.
Признать незаконным и отменить сообщения ФИО5 регистратора ФИО5 комитета по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ и № об отказе в ФИО5 регистрации.
Обязать Государственный комитет по ФИО5 регистрации и кадастра Республики Крым повторно рассмотреть заявление ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на кадастровый учет и регистрации права № и №, заявление о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ и №.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено судом 26.10.2020 года.
Судья Н.В. Собещанская