Дело № 2а-2075/2021
УИД: 27RS0006-01-2021-002737-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 19 октября 2021 года
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Зыковой Н.В.,
при секретаре Великодной Д.В.,
с участием:
административного истца Котова А.Н.,
представителя административных ответчиков Леонтьева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Котова Андрея Николаевича к командиру ФГКУ «Войсковая часть 6767», жилищной комиссии ФГКУ «Войсковая часть 6767», ФГКУ «Войсковая часть 6767», Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным действия связанные с утверждением решения жилищной комиссии ФГКУ «Войсковая часть 6767» в части отказа в признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности, восстановлении срока исковой давности,
УСТАНОВИЛ:
Котов А.Н. обратился в Хабаровский районный суд с указанным административным исковым заявлением, которое мотивировал следующим.
Котов А.Н. проходил военную службу по контракту в войсковой части 6767 в должности «начальник стрельбища - техник (по ремонту оборудования) войскового стрельбища группы материального обеспечения» в воинском звании «прапорщик». Приказом командира войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ№ с/ч Котов А.Н. уволен в запас Вооруженных Сил РФ и исключен из списков личного состава воинской части. Решением жилищной комиссии войсковой части 6767, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№, ему отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ. Основанием для отказа послужила выписка из ЕГРН, в соответствии с которой он является собственником жилого помещения общей площадью 68,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение приобретено им в порядке наследования на основании свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ№., то есть, он принял наследство, но толком не знал и не понимал, в каком состоянии находится жилой дом, является ли он жилым. Жилищной комиссией не приняты доводы главного специалиста Сплавнухинского муниципального образования, который актом осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ установил факт нахождения дома в аварийном состоянии и не пригодным для жилья. Тем самым, он не имеет на территории Российской Федерации жилого помещения, пригодного для проживания. Считает, что решение жилищной комиссии войсковой части 6767 является незаконным и принято без учета фактических обстоятельств и документов, имеющихся в его жилищном деле. На основании справки с места работы, он работает в Обособленном подразделении ООО «ТрансСтрой» с ДД.ММ.ГГГГ вахтовым методом. В связи с тем, что он отсутствует в г. Хабаровске, своевременно не смог составить и направить административное исковое заявление, и пропустил срок обжалования действий должностных лиц. Указанную причину считает уважительной для восстановления срока исковой давности. Просил суд признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в признании Котова Андрея Николаевича нуждающимся в жилом помещении, признать незаконным действия командира войсковой части 6767, связанные с утверждением решения жилищной комиссии войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в признании Котова Андрея Николаевича нуждающимся в жилом помещении, возложить на жилищную комиссию войсковой части 6767 обязанность признать Котова Андрея Николаевича нуждающимся в жилом помещении, восстановить срок исковой давности по обжалованию действий и решений должностных лиц.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечено ФГКУ «Войсковая часть 6767» и Федеральная служба войск Национальной гвардии.
В судебное заседание представитель административного ответчика - Федеральной службы войск Национальной гвардии не явился. О дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, просил отказать в удовлетворении требований.
Согласно ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка в судебное заседание лиц, участвующих в деле (их представителей) не признана обязательной, в связи с чем, суд рассматривает административное дело в отсутствие сторон.
В судебном заседании административный истец Котов А.Н. на удовлетворении административного иска настаивал, по доводам и основаниям, в нем указанным.
Представитель административных ответчиков командира федерального государственного казенного учреждения «Войсковая часть 6767», жилищной комиссии федерального государственного казенного учреждения «Войсковая часть 6767», федерального государственного казенного учреждения «Войсковая часть 6767» Леонтьев А.С. с исковыми требованиями не согласился, просил суд оставить административный иск без удовлетворения, указал, что оспариваемое решение жилищной комиссии является законным и обоснованным, в связи с чем основания для признания незаконным отсутствуют. Предоставил суду письменные возражения.
Выслушав пояснения административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое имрешениесоответствует закону.
Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец просит признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Котова А.Н. нуждающимся в жилом помещении. Обжалуемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ. С административным иском истец должен был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ. Однако с иском истец обратился ДД.ММ.ГГГГ (лично), в связи с чем срок для обращения с настоящим иском пропущен.
Истец представил ходатайство о восстановлении срока на подачу иска, в котором указывает, что работает в Обособленном подразделении ООО «ТрансСтрой» с ДД.ММ.ГГГГ вахтовым методом. Просит восстановить срок, причинами пропуска срока указывает, отсутствие в г. Хабаровске.
Суду представлена справка выданная ведущим специалистом ООО «ТранСтрой» Тихой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ из которой следует, что Котов А.Н. работает в Обособленном подразделении ООО «ТрансСтрой» г. Хабаровска в отделе главного механика в должности водителя автомобиля 6 разряда с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Работает вахтовым методом.
В судебном заседании административный истец пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в Обособленном подразделении ООО «ТрансСтрой» и с этой же даты заехал на вахту на 45 дней, дату возвращения с вахты Котов А.Н. не помнит.
Довод Котова А.Н. о том, что решение жилищной комиссии получил, только после возвращения с вахты, судом не принимается поскольку опровергается материалами дела, а именно на решении жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что выписка получена Котовым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства не могут свидетельствовать об уважительности причин пропуска установленного срока для обжалования, поскольку не препятствовали истцу для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Поскольку доказательств, свидетельствующих, что срок пропущен по уважительным причинам, административным истцом, в материалы дела не представлено, оснований для его восстановления не имеется.
При этом суд полагает, что до убытия на вахту или после возвращения с вахты у административного истца было достаточно времени для обращения в суд с административным исковом заявлением.
Между тем, рассматривая требования иска по существу, суд учитывает следующее.
Согласно выписке из приказа командира 21 Отдельного отряда специального назначения Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ прапорщика Котова А.Н. начальника войскового стрельбища – техника (по ремонту оборудования) группы материального обеспечения, ВУС № «прапорщик», 8 тарифный разряд, 21 отдельного отряда специального назначения Восточного округа войск национальной гвардии Российской Федерации, с правом ношения военной формы одежды и знаков различия, уволен с военной службы в запас по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и подпункту «б» пункта 3 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по истечению срока контракта). Выслуга лет во внутренних войсках МВД России и войсках национальной гвардии Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ: календаря - 20 лет 10 месяцев 21 день, в льготном исчислении - 32 года 11 месяцев 21 день.
Котов А.Н. является ветераном военной службы, что подтверждается выпиской из приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ удостоверением.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ№ с/ч, уволен и исключен из списков личного состава воинской части и со всех видов довольствия с ДД.ММ.ГГГГ начальник стрельбища техник (по ремонту оборудования) войскового стрельбища группы материального обеспечения прапорщик Котов А.Н. № в запас Вооруженных Сил Российской Федерации на основании приказа командира войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГг. № л/с и в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 статьи 51 (по истечении срока военной службы по контракту) Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», полагают сдавшим дела и должность ДД.ММ.ГГГГ и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата по Центральному и Железнодорожному районам г. Хабаровска.
ДД.ММ.ГГГГ Котов А.Н. обратился к командиру в/ч 6767 с рапортом об увольнении в запас ВС РФ на основании пп.«б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Жилой площадью по нормам положенности не обеспечен.
Согласно листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ указано, что перед увольнением командиром войсковой части 6767 полковником Павловым С.В. с Котовым А.Н. проводилась беседа на предмет увольнения с военной службы в запас ВС РФ в соответствии с пп.«б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и пп. «б» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, по истечении срока контракта, из чего следует, что Котов А.Н. дал свое согласие на увольнение с военной службы по данному основанию. Кроме того, в ходе беседы сообщил, что необеспечен, просил обеспечить жилсубсидией, не исключать из списков л/с до обеспечения субсидией.
ДД.ММ.ГГГГ Котов А.Н. обратился к врио командира войсковой части 6767 исключить его из списков л/с воинской части, но не исключать из списков очередников на жилое помещение до получения им жилищной субсидии, просил оставить в служебном помещении до получения им субсидии.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ Котов А.Н. обратился с просьбой о признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. В своем заявлении указал, что желает быть обеспеченным жилищной субсидией с совместно проживающим с ним членом семьи: супругой - Котовой Светланой Геннадьевной ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Как следует из выписки из протокола № заседания жилищной комиссии войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведений, содержащихся в ЕГРН, Котов А.Н. является собственником жилого дома общей площадью 68,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Данная жилая площадь перешла в собственность Котова А.Н. ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию №, выданному ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по завещанию №, выданному ДД.ММ.ГГГГ В своем заявлении Котов А.Н. сведений о наличии у него права собственности на жилые помещения не указывал. Согласно представленной копии карточки прописки Котов А.Н. был зарегистрирован по адресу данного жилого дома. Котов А.Н. является собственником жилого помещения общей площадью 68,9 кв.м. Обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью (34,45 кв.м.) превышает учетную норму. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации Котову Александру Николаевичу отказано в признании нуждающимся в жилом помещении в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской Федерации с составом семьи 2 (два) человека (он сам, супруга — Котова Светлана Геннадьевна, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГг., Котову А.Н. в 2004г. по наследству перешел на праве собственности дом, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь 68,90 кв.м..
Согласно техническому паспорту площадь жилого дома 68,90 кв.м..
Статья 40 (части 1 и 3) Конституции РФ провозглашает право каждого на жилище и указывает на возможность его предоставления из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, в том числе и военнослужащим, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Названные конституционные положения развиваются и конкретизируются в жилищном законодательстве, регламентирующем отношения по обеспечению граждан жилыми помещениями, включая определение условий и порядка предоставления жилья.
При этом, жилищное обеспечение военнослужащихи членов их семей регулируется как Жилищным кодексом РФ, так и специальными нормами, содержащимися в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», других федеральных законах, а также издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 вышеуказанного закона установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площадижилогопомещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из расчёта выслуги лет Котова А.Н. на 01.05.2019г. выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 10 месяцей и 21 день.
При таких обстоятельствах, учитывая положения абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона, суд полагает, что Котов А.Н. относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, а по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма.
В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее – Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (действовавшего в момент увольнения административного истца с военной службы), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан РФ, указанных в абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Вместе с тем, ч. 2 названной статьи ЖК РФ определено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что при определении нуждаемости и постановке военнослужащего и членов его семьи на учёт нуждающихся в постоянном жилье по избранному постоянному месту жительства должны быть учтены их фактическая обеспеченность жильем для постоянного проживания и соответственно их нуждаемость исходя из учетной нормы по такому месту жительства.
Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Котова А.Н. составляет 34,45 кв.м., что превышает учётную норму.
Довод административного истца о том, что актом осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№ выданного главой Сплавнухинского муниципального образования Красноармейского муниципального района Саратовской обрасти подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не пригодно для проживание, судом не принимается по следующим основания.
Согласно ч.4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания исключительно по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Согласно п.7, 43-44 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляются межведомственной комиссией. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. По результатам осмотра, составляется, в частности, соответствующее заключение межведомственной комиссии.
Как установлено в ходе судебного заседания и не отрицалось стороной истца, жилое помещение по адресу: <адрес> установленном порядке непригодным для проживания не признавалось.
При этом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом предлагалось административному истцу представить в суд заключение межведомственной комиссии.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку у Котова А.Н. и его супруги на момент принятия решения жилищной комиссией войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ№ не имелось оснований в признании нуждающимися в жилом помещении в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, то данное решение об отказе Котову А.Н. и члену его семьи Котовой С.Г. в принятии на такой учёт является правомерным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушающими права административного истца, а его требование о признании его незаконным не подлежащими удовлетворению.
Требования признании незаконным действия командира войсковой части 6767, связанные с утверждением решения жилищной комиссии войсковой части 6767 от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа в признании Котова А.Н. нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности на жилищную комиссию войсковой части 6767 признать Котова А.Н. нуждающимся в жилом помещении, не подлежат удовлетворению, как вытекающие из первоначального требования о признаниирешенияот ДД.ММ.ГГГГ незаконным, в удовлетворении которого отказано.
Административное исковое заявление, как по существу требований, так и в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для его подачи в суд, удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Котова Андрея Николаевича к командиру ФГКУ «Войсковая часть 6767», жилищной комиссии ФГКУ «Войсковая часть 6767», ФГКУ «Войсковая часть 6767», Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о признании незаконным решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным действия связанные с утверждением решения жилищной комиссии ФГКУ «Войсковая часть 6767» в части отказа в признании нуждающимся в жилом помещении, возложении обязанности, восстановлении срока исковой давности оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в апелляционном порядке через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Зыкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.