ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2077/2015 от 19.02.2016 Калининского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-50/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2016 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Дзюба Д.В.,

при секретаре Власенко А.В.,

с участием представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – адвоката Улиткина В.Б.,

представителя заинтересованного лица Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области – ФИО3,

представителя заинтересованного лица – Правительства Тверской области – ФИО4,

представителя заинтересованного лица Администрации МО Тверской области «Калининский район» - ФИО5,

представителя заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области – ФИО6

заместителя прокурора Калининского района Тверской области – Гагариной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного делапо административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков, о признании решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области недействующим со дня его принятия,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков.

Также заявитель ФИО2 обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков.

Свои требования заявители, мотивируют тем, что решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки территорий Михайловского сельского поселения» были назначены публичные слушания.

Объявление о проведении публичных слушаний было размещено ДД.ММ.ГГГГ в газете «ВЕДЕМЬЯ» .

ДД.ММ.ГГГГ в газете «ВЕДЕМЬЯ» , опубликован проект «Внесения изменений в правила землепользования застройки МО Михайловское сельское поселение Калининского района Тверской области».

Проектом предлагается изменить границы территориальных зон следующих земельных участков:

- земельный участок с кадастровым номером с существующей «зоны сельскохозяйственных угодий (Сх-1)» на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», расположенный в границах населенного пункта <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером с существующей «зоны сельскохозяйственных угодий (Сх-1)» на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», расположенный в границах населенного пункта <адрес>;

- земельный участок с кадастровым номером с существующей «зоны отдыха, рекреационных объектов (Р-1)» на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)», расположенный в границах населенного пункта <адрес>;

Таким образом, следует, что возделываемое, мелиорированное, плодородное поле площадью <данные изъяты> га, оборудованное системой мелиорации, в районе <адрес>, кадастровый номер владелец ЗАО «Калининское» намеревается реализовать под индивидуальное жилищное строительство.

ФИО1, правообладатель земельного участка (территориальной зоны Ж1) в <адрес>, ФИО2, правообладатель земельного участка (территориальной зоны Ж1) в <адрес>, не получали уведомлений о проведении публичных слушаний, информация на официальном сайте администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области отсутствовала.

ФИО1, ФИО2 достоверно известно, что сайт МО «Михайловское сельское поселение» с ДД.ММ.ГГГГ не обновлялся.

ФИО1, ФИО2, считают, что внесение изменений в правила землепользования и застройки территорий Михайловского сельского поселения нарушают мои права как правообладателя смежного земельного участка в <адрес>. А также всех жителей деревни, которые подписали заявление в адрес органов местного самоуправления об оспаривании проведения публичных слушаний.

Согласно пункту 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капительного строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

По информации главы Администрации муниципального образования «Михайловское сельское поселение» процедура проведения публичных слушаний определена статьей 19 Устава муниципального образования Михайловское сельское поселение Калининского района Тверской области и Положением о публичных слушаниях, утвержденным решением Совета депутатов МО. Однако ознакомиться с действующей редакцией Устава муниципального образования и Положением о публичных слушаниях негде.

ФИО1, ФИО2 считают, что публичные слушания специально были назначены в марте, когда большинство правообладателей земельных участков <адрес> не всегда бывают в <адрес>.

Согласно протокола публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, место проведения: <адрес>, присутствовали жители <адрес> в количестве <данные изъяты> человек, главный инженер ООО «Проектное бюро «Линия» ФИО7, заместитель главы администрации муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области - ФИО8, заведующая канцелярией администрации ФИО9

Жителям деревни и административным истцам достоверно известно, что в обозначенное время и месте данное собрание не проводилось.

Согласно регистрационного листа участков публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, который заверен подписью председателя собрания ФИО8 и секретарем собрания ФИО9 присутствовали жители,чьи земельные участки не граничат с указанными в проекте земельными участками. <данные изъяты> жителей деревни, которые значатся в регистрационном листе, физически не присутствовали на слушаниях и представленные подписи им не принадлежат.

ФИО1, ФИО2 не знали о проведении публичных слушаний по указанному выше вопросу, в указанном месте проведения и не присутствовали на данных публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Согласно заключения по проведении публичных слушаний в муниципальном образовании «Михайловское сельское поселение» Калининского района в Тверской области по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки территорий Михайловского сельского поселения, подписанное председателем публичных слушаний ФИО8 в адрес Главы администрации МО «Михайловское сельское поселение ФИО3, публичные слушания состоялись согласно графика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Присутствовало <данные изъяты> человек, замечаний не поступало и на основании этого рекомендуют Совету депутатов Михайловского сельского поселения внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Конституция Российской Федерации,провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2),устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18),носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3, части 1 и 2 статьи 32).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12),осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2),Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

Исходя из изложенного, ФИО1, ФИО2 были лишены возможности принять участие в публичных слушаниях и изложить свою позицию по данному вопросу, которая прямо противоположная с принятым муниципальными органами муниципального образования «Михайловское сельское поселение решением по данному вопросу.

Кроме ФИО1, ФИО2, <данные изъяты> процентов жителей <адрес> были также лишены возможности принять участие в публичных слушаниях и изложить свою позицию по данному вопросу. Жители считают абсурдным перевод данного земельного участка из одной категории в другую, данный участок более 100 лет считался наиболее плодородным из всех окрестных земель. Он снабжен системой мелиорации, до настоящего момента возделывается и согласно федеральному законодательству является наиболее ценным сельхоз угодьем (так как снабжен системой мелиорации и кадастровая стоимость земли выше средней стоимости земли по району). Основой для включения данного земельного участка в границы населенного пункта стало заключение агрохимической экспертизы, предоставленной владельцем земли ЗАО «Калининское». Данное заключение было предоставлено заявителям Администрацией Михайловского сельского поселения и является, по нашему мнению, сомнительным. Так как, в частности в нем обозначено, что почвы являются дерново-пойменными, то есть лучшими из возможных в нашем регионе, обозначено, что почвы с высоким содержанием гумуса и тут же сделан вывод об их неплодородии. Также осмотр участка был произведен в ДД.ММ.ГГГГ. А согласительная комиссия по включению данного участка была проведена ДД.ММ.ГГГГ. Вызывает недоверие такой стремительный темп перевода земель. Аргумент о необходимости перевода данного участка из земель сельскохозяйственного назначения в ИЖС, в связи с необходимостью выделения участков для молодых специалистов ЗАО «Калининское» также вызывает сомнение. Соседние земельные участки, принадлежащие ЗАО «Калининское» в районе <адрес> были переведены с такой же аргументацией, однако до сих пор не освоены и любой желающий в настоящий момент может их приобрести, и большая часть построенных домов выставлена на продажу. Поэтому заявителям не ясно, почему нельзя выделить земельные участки для специалистов в <адрес>.

Таким образом, из документов о проведении публичных слушаний видно, что ФИО1, ФИО2 не присутствовали на этих слушаниях, о проведении публичных слушаний не извещались и не могли выразить свое мнение по вынесенному на слушании вопросу, чем были нарушены их права. Получается, что свое отношение к данному вопросу выразили жители, которые не имеют смежных земельных участков. Одновременно вызывают сомнение сами подписи. В частности, <данные изъяты> подписей не принадлежат обозначенным гражданам, оставшиеся подписи принадлежат «новоселам» из достаточно удаленной части населенного пункта, в частности владельцу земельного участка и Главе Михайловского сельского поселения ФИО3

Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

ФИО1, ФИО2 считают, что действия Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района, Администрации Михайловского сельского поселения по назначению и проведению публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки территорий «Михайловского сельского поселения» не соответствуют законодательству и нарушают их права и охраняемые законом интересы по указанным выше основаниям.

По Федеральному закону № 131-ФЗ информирование заинтересованных лиц является первым этапом проведения публичных слушаний, и нарушение законных оснований его проведения может привести к нарушению предусмотренных данным законом прав граждан на достоверную информацию и обеспечение участия граждан в решении затрагивающих и вопросов (пункт 4 статьи 28).

В соответствии со статьей 78 Федерального законно № 131-ФЗ решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 1 статьи 254, статьей 258 ГПК РФ просят признать незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области; признать недействительными результаты публичных слушаний, а также протокол публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ; отменить решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в правила землепользовании и застройки МО «Михайловское сельское поселений» Калининского района Тверской области; отменить изменения в Генеральный план, в части внесения в границы населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , ; обязать Совет депутатов Михайловского сельского поселения,
Администрацию МО «Михайловское сельское поселение» Калининского
района Тверской области: устранить в полном объеме допущенные нарушения прав ФИО1, ФИО2 и свобод, отменить, изменение границ территориальных зон следующих земельных участков, в части: земельный участок с кадастровым номером оставить в существующей «зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1), земельный участок с кадастровым номером оставить в существующей «зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1)», земельный участок с кадастровым номером оставить в существующей «зоне отдыха, рекреационных объектов (Р-1)».

С 15 сентября 2015 года начал действовать Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, который регламентирует, в том числе оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. В связи с принятием указанного кодекса вышеуказанные заявления суд рассматривал по правилам КАС РФ.

Определением Калининского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ объединено в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административное исковое заявление ФИО2 к Совету депутатов Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков, и административное исковое заявление ФИО1 к Совету депутатов Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков.

Протокольным определением суда ДД.ММ.ГГГГ к производству принято заявление о дополнении требований, согласно которому административные истцы просят признать решение Совета Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области недействующим со дня его принятия.

В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО2, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки не сообщили.

Представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 – Улиткин В.Б. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, изложенном в административном иске с учетом дополнений, просил удовлетворить, также пояснил, что в соответствие с решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ « О назначении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки территорий Михайловского сельского поселения» были назначены публичные слушания, объявление о проведении которых было размещено в газете «Ведемья» . Данная газета «Ведемья» печатается ограниченным тиражом и как следует из показаний свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, допрошенных в судебном заседании среди жителей <адрес>, не распространялась. Информационных щитов в <адрес> оповещающих жителей деревни о проведении публичных слушаний установлено не было. Официальный сайт МО «Михайловское сельское поселение» не обновлялся с ДД.ММ.ГГГГ. Из этого следует, что о проведении публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки территорий Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, жители <адрес>, не были оповещены, что является нарушением положений Федерального закона от06.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствие с п.п. 1, 2 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения проектов муниципальных правовыхактов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования, проводятся публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, а также опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. Согласно п. 14 ст. 31 Градостроительного Кодекса РФ, в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков. ФИО2 являясь правообладателем земельного участка в <адрес> и ФИО1 являясь правообладателем земельного участка в <адрес> не получали от администрации МО «Михайловское сельское поселение» уведомлений о проведении публичных слушаний и не могли принять в них участие, чтобы изложить свою позицию по данному вопросу. Следовательно, органами муниципального. образования «Михайловское сельское поселение» были нарушены права и охраняемые законом интересы ФИО2 и ФИО1 на участие в публичных слушаниях по внесению изменений в правила землепользования и застройки территорий <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. В связи с коллективным обращением жителей <адрес> по вопросунарушения порядка проведения публичных слушаний в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой Калининского района Тверской области была проведена проверка, по итогам которой в администрацию МО «Михайловское сельское поселение» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности. Как следует из данного представления в ходе проверки были опрошеныФИО1, ФИО11, ФИО13, ФИО14, ФИО15 и ФИО16 Факт своего участия в публичных слушаниях никто не подтвердил. Визуальным сравнением подписей вышеуказанных лиц, содержащихся в регистрационном листе, их подписям, оставленным на бланке объяснений, данных в прокуратуре района, сходство не обнаружено. Таким образом, <данные изъяты> человек из <данные изъяты> указанных в регистрационном листе в качестве участвующих в слушаниях, участия в них не принимали. Следовательно, не было учтено мнение жителей <адрес> при обсуждении вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки территорий Михайловского сельского поселения, что является нарушением Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствие с ч. 15 ст. 31 Градостроительного Кодекса РФ, внесение изменений в проект правил землепользования и застройки производится с учетом результатов публичных слушаний. В связи с тем, что органами местного самоуправления был нарушен порядок проведения публичных слушаний в <адрес>, выразившийся во внесении в протокол публичных слушаний недостоверных сведений, публичные слушания в <адрес> не могут считаться состоявшимися, так как нарушают гарантированные Конституцией РФ, права граждан на участие в решении вопросов местного значения и учет их мнения в решении данных вопросов. Однако, несмотря на протест прокуратуры Калининского района Тверской области, администрацией МО «Михайловское сельское поселение» до настоящего времени не приняты меры к устранению выявленных нарушений закона. Кроме того, как следует из отзыва Правительства Тверской области по делу земельный участок с кадастровым номером не был согласован комиссией для включения в границы населенного пункта <адрес>. В решении Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены изменения в генеральный план, данный участок включен в границы населенного пункта <адрес>. Таким образом, внесение изменений <данные изъяты> генеральный план Михайловского сельского поселения в части включения земельного участка с кадастровым номером было проведено органом местного самоуправления в нарушение положений Градостроительного Кодекса РФ. Поэтому имеются основания для признания решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение», недействующим со дня его принятия.

В судебное заседание представитель административного ответчика Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, об уважительности причин неявки не сообщил, заявлений (ходатайств) об отложении слушания дела не поступало, в материалах дела имеются возражения на административное исковое заявление.

Представителя заинтересованного лица Администрации МО Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, также пояснил, что с юридической точки зрения все законно и доказано имеющимися документами. ФИО2 не была на публичных слушаниях, поскольку не является не жителем Михайловского сельского поселения, не собственником земельного участка в <адрес>, поэтому ее права не могут быть нарушены каким-либо образом в данном случае. ФИО1 на момент проведения публичных слушаний не являлся жителем <адрес>, но являлся собственником земельного участка на территории <адрес>, в данном случае его права также не нарушены. Кроме того, по заявлению административного истца ФИО1 была проведена прокурорская проверка, в материалах надзорного производства имеется документы, подтверждающие отсутствие нарушений. Факт проведения публичных слушаний оспаривают только несколько лиц. В процессе рассмотрения дела были допрошены свидетели ФИО17, Царева, ФИО18 и другие. Это не жители <адрес>, ни собственники земельного участка, поэтому права их не могут быть нарушены в данном случае. Отзыв Правительства Тверской области в части не согласования комиссией для включения в границы населенного пункта <адрес> земельного участка, кадастровый номер , не обоснован. Включение земельного участка было согласовано, в материалах дела имеется крайний протокол, по данному участку не было спора, там три сотки, ни согласован был только на первом заседании. Также имеется представление прокуратуры, сотрудники администрации были опрошены ФИО8 и ФИО9, письменные объяснительные имеются, которые опровергают факт подделки подписей.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц ЗАО «Калининское», Министерства Строительства Тверской области, Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций, ОАО «ПИ «Тверьгражданпроект», ООО «Тверское кадастровое бюро», Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, заявлений (ходатайств) об отложении слушания дела не поступало.

Представителя заинтересованного лица Правительства Тверской области ФИО4, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, также пояснил, что поддерживает изложенную позицию в отзыве, имеющемся в материалах дела. Кроме того, при внесении изменений в генеральный план проведение публичных слушаний не является обязательным. В протоколе заседаний согласительной комиссии отсутствует информация о согласовании включения земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта <адрес>, поэтому внесение изменений в генеральный план Михайловского сельского поселения в части включения данного участка проведено в нарушение положений Градостроительного кодекса. В остальной части нарушения прав административных истцов не доказано.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации МО Тверской области «Калининский район» ФИО5, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала ранее сказанное в судебных заседаниях.

Представителя заинтересованного лица Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

В судебном заседании заместителя прокурора Калининского района Тверской области Гагарина М.А. пояснила, что в удовлетворении требования о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области следует отказать, поскольку действия по подготовке публичных слушаний не нарушают ни чьих прав, органы местного самоуправления не могут быть лишены права готовить публичные слушания. Требование о признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ следует рассматривать в совокупности с признанием недействительным самого правового акта. При принятии решения Советом Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ процедура проведения публичных слушания была нарушена. В протокол публичных слушаний включено <данные изъяты> человек, которые не подтверждают свое участием в них, в связи с чем требование об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению. В ходе длительного судебного разбирательства не получалось доказать нарушение процедуры принятия генерального плана, но процедура принятия была нарушена, в связи с чем заявленное требование о признании решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ подлежит частичному удовлетворению в части включения в границы населенного пункта земельного участка, кадастровый номер .

В ходе судебного разбирательства свидетель ФИО14, допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что в деревне он проживает практически постоянно. Проводилось общее собрание относительно ручья и детской площадки. Это было обычное собрание, проводил его староста. На публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ он не присутствовал, поскольку не знал об их проведении. ФИО14 присутствовал только на собрании по поводу пожарного водоема и детской площадки. Газету «Ведемья» он получает несколько лет. Публикации относительно проведения публичных слушаний не было. В регистрационном листе стоит не го подпись.

Свидетель ФИО19, допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что проживает в <адрес> практически постоянно. Информация о проведении публичных слушаний не предоставлялась. Объявления раньше вывешивались на автобусной остановке, сейчас – нет. Информационных стендов нет. В газете «Ведемья» также никакой информации о публичных слушаниях не было. Ни от кого она ничего не слышала. На публичные слушания она не попала, пойти хотела, но не получилось, так как не было с собой паспорта. В <адрес> не зарегистрирована, имеет в собственности земельный участок и часть дома.

Из показаний свидетеля ФИО20, допрошенного в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на публичных слушаниях он присутствовал. У него в <адрес> земельный участок. О публичных слушаниях узнал из газеты. ФИО20 часто бывает в администрации по работе, он – кадастровый инженер. В администрации можно взять бесплатную газету. Публичные слушания проводились в ДД.ММ.ГГГГ возле дома <адрес>, присутствовало <данные изъяты> человек.

Свидетель ФИО15, допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что о проведении публичных слушаний не знал, никаких подписей нигде не ставил. В деревне ФИО15 не прописан, собственником земельного участка является его жена, которая тажк не знала о проведении слушаний. Объявлений о их проведении нигде не было, никто не сообщал, местная газета «Ведемья» издается маленьким тиражом, поэтому до их деревни не доходит. На листе стоит не его подпись.

Свидетель ФИО11, допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что о проведении публичных слушаний узнала от жителей деревни, никаких подписей нигде не ставила, так как они проводились в рабочий день, и она находилась на своем рабочем месте. В деревне ФИО11 не прописана, собственником земельного участка является ее муж, который также не знал о проведении слушаний. Информационной доски в деревне нет, газета не приходит. На листе стоит не ее подпись.

Свидетель ФИО12, допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она находилась в <адрес>, никакой информации о проведении слушаний у нее не было. Местная газета «Ведемья» издается маленьким тиражом, поэтому до их деревни не доходит, а информационных стендов в деревне нет. Никаких слушаний в деревне проводилось. ФИО12 является собственником земельного участка около полугода.

Свидетель ФИО21, допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что собрание проводилось в ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ он строит в <адрес> дом, жителем деревни не является. Однако находится в деревни постоянно, узнал о публичных слушаниях из газеты, часто бывает в администрации. На слушаниях обсуждался вопрос об использовании земельных участков. В регистрационном листе стоит его подпись. На собрании также был заместитель главы администрации и другие жители деревни, в лицо знает, по фамилии их не знает. Собирались в лесочке на полянке между домами. ФИО21 часто заезжает в администрацию, где в марте месяце взял газету «Ведемья», из которой узнал о проведении публичных слушаний. Какие вопросы обсуждались на собрании он не помнит. В листе расписывался вроде за использование земельного участка, но может ошибаться.

Свидетель ФИО22, допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что присутствовала на собрании, но в смысл обсуждаемого не вникала, поскольку у нее двое маленьких детей. В регистрационном листе стоит ее подпись. На собрании выступала женщина по вопросу определения границ земельных участков, говорили об уменьшении площади земельных участков с <данные изъяты> соток до <данные изъяты> соток. На собрании рассматривались вопросы общего плана, как она поняла, о присоединении земельных участков к деревне. Регистрацию в <адрес> ФИО22 не имеет. Собрание проводилось весною, в ДД.ММ.ГГГГ, сказали собираться около дома , около лесочка, люди собрались, присутствовали ФИО23, ФИО20, ФИО21, по фамилии людей не знает, было <данные изъяты> человек.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав в соответствии со ст. 180 ГПК РФ показания свидетелей, ранее данные в судебном заседании, исследовав представленные в материалы дела доказательства, проанализировав процедуру принятия оспариваемых решений, нормы указанных решений и федерального законодательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью и возлагая на государство обязанность по их соблюдению и защите (статья 2), устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18); носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 3, части 1 и 2; статья 32, части 1 и 2).

Во исполнение названных установлений во взаимосвязи с другими положениями Конституции Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, (статья 12), осуществляемое гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2), Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет общие принципы и гарантии участия граждан в местном самоуправлении как одной из форм осуществления народом своей власти, обеспечивающей - в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, указанных в федеральных законах, законами субъектов Российской Федерации, - самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (статья 1).

К мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, т.е. не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц.

Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.

В силу ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии со ст. 215 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении № 48 от 29.11.2007 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида (п.19).

Согласно представленным материалам административные истцы оспаривают решения представительного органа местного самоуправления – Собрания депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, по основанию нарушения процедуры внесения изменений в генеральный план и ПЗЗ МО Михайловского сельского поселения, в частности процедуры проведения публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в указанный генеральный план и правила землепользования и застройки в отношении территории, образованной в результате утверждения плана <адрес>. Также административными истцами заявляются требования о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области; признать недействительными результаты публичных слушаний, а также протокол публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ; отменить изменения в Генеральный план, в части внесения в границы населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , ; обязать Совет депутатов Михайловского сельского поселения, Администрацию МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области: устранить в полном объеме допущенные нарушения прав ФИО1, ФИО2 и свобод, отменить, изменение границ территориальных зон следующих земельных участков, в части: земельный участок с кадастровым номером оставить в существующей «зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1), земельный участок с кадастровым номером оставить в существующей «зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1)», земельный участок с кадастровым номером оставить в существующей «зоне отдыха, рекреационных объектов (Р-1)».

Судом установлено, что решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области» было опубликовано в газете «Ведемья»» ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.

Документом территориального планирования муниципальных образований является, в том числе, генеральный план поселений.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения установлен Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с положениями ст. 24, 25 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

В соответствии с п.2 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. При этом согласно части 10 этой статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ.

Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (ст. 24 ГрК РФ).

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе, в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.25 ГрК РФ).

Согласно ст. 19 Устава муниципального образования «Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения Советом депутатов сельского поселения, Главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется решением Совета депутатов сельского поселения.

Порядок организации и проведения публичных слушаний в Михайловском сельском поселении определяется положением «О публичных слушаниях в муниципальном образовании «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, утвержденным решением Собрания депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно п.18 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует, из справки нотариуса Тверского городского нотариального округа ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 приняла наследственное имущество после смерти Фамилия И. О.1, умершего ДД.ММ.ГГГГ путем подачи заявления в нотариальную контору.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГФамилия И. О.1 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>.

Таким образом, административные истцы ФИО1, ФИО2 являются заинтересованными лицами и имеют право в соответствии с п. 10 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ участвовать в публичных слушаниях по обсуждению внесения изменений в генеральный план развития МО «Михайловского сельского поселения» Калининского района Тверской области.

В процессе судебного разбирательства судом установлено, что решением Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ утвержден генеральный план МО «Михайловское сельское поселение» (Т. стр. ).

Согласно постановлению Главы Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ постановлено подготовить предложения по внесению в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о включении в границы следующих земельных участков: кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м - <адрес>; кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м - <адрес>; кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м - <адрес>; кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м – <адрес>; кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м – <адрес>; кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м – <адрес>; земельный участок между <адрес> и автомобильной дороги <адрес>; кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м – <адрес>; подготовить предложения по исключению из границ населенных пунктов земельного участка, кадастровый номер , площадью <данные изъяты> кв.м – <адрес>.

Согласно копиям сообщения Министерства сельского хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ указанными государственными органами не согласован проект «Внесение изменений в генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области».

В соответствии с сообщением Министерства лесного хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ согласовало включение земельных участков из состава земель лесного фонда в границы населенных пунктов.

Из копии сообщения Министерства экономического развития Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Министерство не имеет замечаний по Проекту генерального плана МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района в части касающейся и считает возможным согласовать проект. Вместе с тем, обращает внимание на отсутствие обоснования расширения границ населенных пунктов в проекте.

Также как следует из сообщений Министерства по делам территориальных образований Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, Главного управления МЧС России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ указанные государственные органы согласовывают проект внесения изменений в Генеральный план МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

Согласно сообщению Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Министерство не имеет предложений по вопросам, относящимся к их компетенции.

Из копии заключения Правительства Тверской области на проект «Внесения изменений в генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании заключений, подготовленных исполнительными органами государственной власти Тверской области, с учетом рекомендаций Межведомственной комиссии при Правительстве Тверской области по земельным отношениям Правительство Тверской области отказало в согласовании проекта. В проекте отсутствует обоснование расширения границ населенных пунктов за счет земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием утвержденных зон охраны объектов культурного наследия на территории Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области рекомендовано выделить в отдельную разработку карту границ территорий объектов культурного наследия, а также границ их зон охраны.

Как следует из копии постановления Главы Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ была создана согласительная комиссия по урегулированию разногласий по проекту внесения изменений в Генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Судом устанволено, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ состоялись заседания согласительной комиссии по урегулированию разногласий по проекту внесения изменений в генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области.

Согласно сообщения Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ замечания, указанные Министерством в письме от ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленным материалам устранены в полном объеме, замечаний к проекту «Внесение изменений в генеральный план Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области» не имеет.

Как следует из материалов дела была проведена государственная экспертиза землеустроительной документации, согласно которой землеустроительное дело по описанию местоположения границ населенного пункта <адрес>, выполненное ООО Проектное бюро «Линия» в ДД.ММ.ГГГГ, соответствует порядку описания местоположения границ объектов землеустройства и требованиям к составлению карты (плана) объекта землеустройства.

В материалах дела имеется проект «Внесение изменений в Генеральный план МО «Михайловское сельское поселение», согласно которому предлагаются к включению земельные участки не только в границы населенных пунктов, но и в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (Т. стр. ).

Так, согласно данному проекту на добавленных земельных участках в <адрес> планируется строительство двух закрытых рынков, торгового центра, в. <адрес> – производственных цехов по выпуску подшипников и их деталей для оборонной промышленности (подшипникового заявода).

При таких обстоятельствах внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов, должно быть осуществлено только с проведением публичных слушаний.

Однако в ходе рассмотрения дела доказательств доведения до жителей Михайловского сельского поселение Калининского района Тверской области, в том числе жителей <адрес>, о времени и месте проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в Генеральный план МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области не представлено.

Напротив, допрошенные по ходатайству стороны административного истца свидетели – жители и собственников объектов недвижимости в <адрес> в судебном заседании подтвердили, что информация о проведении публичных слушаний до них не доводилась. Показания свидетелей ФИО20, ФИО21, ФИО22 при установленных судом обстоятельствах не опровергают вывод суда о нарушении процедуры надлежащего уведомления жителей <адрес>.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что жители деревень Михайловского сельского поселения не могут считаться надлежащим образом оповещенными о месте и времени проведения публичных слушаний.

Согласно п.7 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения).

Пунктом 4 ст. 19 Устава муниципального образования Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области предусмотрено официальное обнародование результатов проведения публичных слушаний.

В материалах дела отсутствуют доказательства обнародования заключения о результатах публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменений в Генеральный план Михайловского сельского поселения.

Согласно п. 7 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования (далее в целях настоящей главы - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения.

Однако согласно заявлению Администрации МО «Михайловское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ сайт Администрации сельского поселения и газеты «Ведемья» не обновлялся с ДД.ММ.ГГГГ, не опровергнуто стороной административного ответчика. То обстоятельство, что у администрации имеется якобы два сайта, один из которых постоянно обновляется, ничем не подтверждено.

По смыслу части 5 статьи 28 Градостроительного кодекса РФ информация о содержании проекта генерального плана должна доводиться органами местного самоуправления до населения всеми возможными способами. При этом в обязательном порядке органы местного самоуправления должны проводить выставки, экспозиции, демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.

Однако, как установлено судом, население Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области отдельно по каждому населенному пункту не было надлежащим образом уведомлено о проведении публичных слушаний по обсуждению проекта внесения изменения в генеральный план поселения.

В п. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Ввиду изложенного, суд приходит к выводу, что административные истцы, как собственники (правообладатели) земельных участков имели право на участие в публичных слушаниях.

Решению Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области опубликовано в газете «Ведемья» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлено, что нарушена процедура, установленная законодательством, принятия оспариваемого нормативного акта. Поскольку генеральный план сельского поселения не соответствует положениям ст. 9, п. 3 ст. 24 ГрК РФ, суд полагает необходимым признать Решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области не действующим со дня его принятия.

Согласно п. 1 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Таким образом, правила землепользования и застройки, являясь в соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования, должны соответствовать документам территориального планирования, в том числе генеральному плану.

Как следует из п. 1 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ несоответствие правил землепользования и застройки схеме территориального планирования муниципального района, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа является основанием для внесения соответствующих изменений в правила землепользования и застройки.

Судом установлено, что в связи с внесением изменений в генеральный план Михайловского сельского поселения Администрацией сельское поселение» Калининского района Тверской области было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области».

Согласно решению Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ были назначены публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки территории Михайловского сельского поселения». Данное решение было опубликовано в газете «Ведемья» от ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что публичные слушания по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области состоялись ДД.ММ.ГГГГ, время проведения <данные изъяты> по адресу: <адрес>. На публичных слушаниях присутствовало <данные изъяты> человек, принято решение одобрить проект внесения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Михайловское сельское поселение».

Решение Совета депутатов Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области» опубликовано в газете «Ведемья» от ДД.ММ.ГГГГ.

Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Михайловское сельское поселения» Калининского района Тверской области был опубликован в газете «Ведемья» от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о результатах публичных слушаний по вышеуказанному проекту было опубликовано в газете «Ведемья» от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о признании решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области» не действующим со дня его принятия, подлежит признании недействующим решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской со дня его принятия.

Кроме того, административные истцы просят признать незаконными действия Администрации сельского поселения по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области. Однако в силу указанных выше норм действия администрации сельского поселения в области градостроительной деятельности и земельных отношений относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, в том числе совершение действий по подготовке публичных слушаний, в связи с этим, оснований для признании данных действий незаконными у суда не имеется.

Также ФИО1, ФИО2 заявлено требование о признании недействительными результатов публичных слушаний, протокол публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с тем, что сам по себе протокол публичных слушаний, заключение о результатах таких публичных слушаний не являются нормативными правовыми актами, а являются обязательным приложением к проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, оснований для признания их недействительными по указанным административными истцами основаниям не имеется.

Административные истцы также просят отменить изменения в генеральный план в части внесения в границы населенного пункта земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами , , .

В соответствии с действующим законодательством генеральный план является документом территориального планирования муниципальных образований, которые утверждаются органами местного самоуправления в установленном законом порядке. В связи с тем, что суд пришел к выводу о признании решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ не действующим, принятые данным решением изменения в генеральный план не применимы.

Кроме того, административными истцами заявлено требование об обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить в полном объеме допущенные нарушения их прав и свобод, отменить изменение границ территориальных зон в части земельного участка с кадастровым номером , оставить в существующей «зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1), земельного участка с кадастровым номером , оставить в существующей «зоне сельскохозяйственных угодий (Сх-1), земельного участка с кадастровым номером , оставить в существующей «зоне отдыха, рекреационных объектов (Р-1).

Однако в связи с тем, что решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской» признано не действующим со дня его принятия, принятые данным решением изменения также не применимы..

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных требований ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков.

Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков, о признании решения Совета депутатов Михайловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области недействующим со дня его принятия, удовлетворить частично.

Признать решение Совета депутатов Михайловского сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Генеральный план развития МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области» не действующим со дня его принятия.

Признать решение Совета депутатов Михайловкого сельского поселения Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской» не действующим со дня его принятия.

В удовлетворении заявленных требований ФИО1, ФИО2 к Совету депутатов Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконными действия по подготовке публичных слушаний по проекту изменений в ПЗЗ МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области, признании недействительными результатов публичных слушаний, протокола публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, об отмене изменений в генеральный план, обязании Совета депутатов Михайловского сельского поселения, Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области устранить нарушения прав, отменить изменение границ территориальных зон земельных участков, отказать.

Решение суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании Администрации МО «Михайловское сельское поселение» Калининского района Тверской области – газета «Ведемья».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд Тверской области.

Судья Д.В. Дзюба

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ