Дело № 2а-2077/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июня 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Гавриловой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костиковой Данары Александровны к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об оспаривании отказа в продлении срока договора аренды земельного участка,
у с т а н о в и л:
Костикова Д.А. обратилась в суд с указанным административным иском к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (Министерство, административный ответчик), ссылаясь на то, что в соответствии с договором аренды от 16 августа 2018 года № 272/2018-д/а у неё на праве аренды имеется земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты>. Срок аренды составляет 3 года и истекает 09 августа 2021 года. 25 февраля 2021 года она обратилась в Министерство с заявлением о продлении договора аренды на три года в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Министерство письмом от 15 марта 2021 года отказало ей в продлении договора аренды. Отказ мотивирован тем, что заявление о заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды спорного земельного участка подано за 6 месяцев до окончания такого срока, что, по мнению Министерства, представляется несоразмерным времени, в течение которого действуют ограничения, введенные в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в связи с чем Министерство усматривает в её действиях злоупотребление правом и реализацию своего права недозволенным. Полагает, что отказ Министерства в заключении дополнительного соглашения является незаконным, надуманным и нарушает её права на продление договора аренды. При подаче ею заявления договор аренды отвечал всем требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В частности, договор аренды заключен до принятия в 2020 г.; на дату обращения срок действия договора аренды не истек, в суд арендодателем не заявлено требование о его расторжении; у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, с заявлением она обратилась в срок до 01 марта 2021 года. Полагает, что Министерство обязано продлить договор аренды земельного участка на три года в порядке, установленном Федеральным законом от 01 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Просит признать решение Министерства по земельным и имущественным отношениям РК, выраженное в отказе продлить срок действия договора аренды земельного участка № 272/2018-д-а от 16 августа 2018 года незаконным; обязать Министерство по земельным и имущественным отношениям РК заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 272/2018-д-а от 16 августа 2018 года, предусматривающее увеличение срока его действия на 3 года.
В судебное заседание административный истец Костикова Д.А. не явилась, ее представитель Бодгаев Д.Б. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Гахаев Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, указав на законность оспариваемого отказа в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка.
Учитывая, что явка сторон в судебное заседание обязательным судом не признавалась, в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 16 августа 2018 года Министерство по земельным и имущественным отношениям заключило с Костиковой Д.А. договор аренды № 272/2018-д/а, по условиям которого Костиковой Д.А. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Элисты, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального строительства однократно для завершения строительства
Срок аренды устанавливается с 10 августа. 2018 года по 09 августа 2021 года.
На основании разрешения на строительство № <данные изъяты> от 01 июля 2018 года Костиковой Д.А. возведен объект незавершенного строительства.
11 июня 2018 года осуществлена постановка объекта незавершенного строительства (18 % готовности) на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> и регистрация права собственности на него.
25 февраля 2021 года, то есть до истечения срока аренды по договору 272/2018-д/а от 16 августа 2018 года (по 09 августа 2021 года), Костикова Д.А. обратилась в Министерство с заявлением о продлении договора аренды на три года в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Согласно части 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (статья 610 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.
В соответствии с внесенными в Закон Республики Калмыкия от 09 апреля 2010 г. № 177-IV-З «О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия» изменениями земельные участки, находящиеся в пределах г. Элисты, государственная собственность на которые не разграничена и не изъята из оборота, находились в ведении Администрации г. Элисты, на которую возложена обязанность по предоставлению указанных земельных участков и правил определения размеров земельных участков, с 01 января 2013г. и до 01 января 2016 г.
С 01 января 2016 г. правомочия собственника по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Калмыкия, а также земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, полномочия органов местного самоуправления города Элисты по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в пределах, установленных законодательством были делегированы Правительством Республики Калмыкия Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 декабря 2015 г. № 459 «О внесении изменений в Положение о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, утвержденное постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 февраля 2013 г. № 65»).
Согласно пункту 5.3, подп. 5.3.1., 5.3.2 Положения о Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Министерство в сфере управления и распоряжения земельными участками: осуществляет в порядке, установленном действующим законодательством управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Республики Калмыкия, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты; организует учет земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты и осуществляет ведение республиканского реестра таких земель.
Пунктами 5.3.7 и 5.3.8 указанного Положения предусмотрено, что Министерство предоставляет земельные участки, находящиеся в собственности Республики Калмыкия, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, аренду в соответствии с действующим законодательством; а также выступает арендодателем, продавцом земельных участков, находящихся в собственности Республики Калмыкия, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты.
Таким образом, на момент обращения Костиковой Д.А. с заявлением о продлении договора аренды и в настоящее время полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Элисты, у Администрации г.Элисты были прекращены и переданы Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия.
Письмом от 15 марта 2021 года за исх. № ТБ-10/733 Министерство отказало Костиковой Д.А. в перезаключении договора аренды на новый срок в связи с тем, что заявление о заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды спорного земельного участка подано за 6 месяцев до окончания такого срока.
Вместе с тем статьей 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» установлено специальное регулирование обязательств, возникших из договоров аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Постановлениями Администрации г. Элисты № 312 от 27 февраля 2020 г., № 553 от 28 марта 2020 г. на территории г. Элисты с 19 часов 00 минут 28 марта 2020 г. введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки по новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории г. Элисты.
Договор аренды спорного земельного участка заключен до принятия в 2020 г. решения о введении режима чрезвычайной ситуации на территории г. Элисты, где расположен спорный земельный участок, Костикова Д.А. обратилась в Министерство с заявлением до 01 марта 2021 года, на момент обращения срок действия договора аренды не истек, Министерством требования о расторжении договора аренды не заявлены.
Доказательств обратного в суд не представлено.
В связи с указанным при рассмотрении заявления Костиковой Д.А. о продлении договора аренды должны быть применены положения Федерального закона от 01 апреля 2020г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», соответственно, юридически значимым обстоятельством, подлежим выяснению при поступлении от истицы заявления о продлении договора аренды, является его проверка на соответствие условиям, перечисленным в пункте 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее Федеральный закон от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ, Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций») до 01 марта 2021 г. арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:
1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 г. органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;
2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;
3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на дату обращения Костиковой Д.А. – 25 февраля 2021 года с заявлением о продлении договора аренды у Министерства отсутствовала информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустранённых нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. Доказательств обратного суду также представлено не было.
Таким образом, условия, содержащиеся в части 6 статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ Костиковой Д.А. соблюдены, а потому на Министерстве лежала обязанность по заключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора.
Положениями пунктов 7 и 8 статьи 19 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 01 марта 2021 г. арендатор земельного участка, находящегося в государственной определено, что срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.
Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.
Довод административного ответчика о том, что заявление о заключении дополнительного соглашения о продлении срока действия договора аренды спорного земельного участка подано за 6 месяцев до окончания такого срока, не может быть принят во внимание, поскольку противоречит положениям статьи 19 Федерального закона от 01 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», устанавливающим перечень оснований для безальтернативного продления договора аренды.
В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. При этом если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, то указывает на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, учитывая отсутствие законных оснований для отказа Костиковой Д.А. в продлении договора аренды, суд признаёт незаконным отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 15 марта 2021 года за исх. № ТБ-10/733 в продлении договора аренды, а также в целях своевременного восстановления нарушенного права административного истца с учетом приведенных правовых норм суд возлагает на Министерство обязанность продлить договор аренды земельного участка №272/2018-д/а от 16 августа 2018 года на три года путём заключения дополнительного соглашения к данному договору.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования Костиковой Данары Александровны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 15 марта 2021 года в продлении Костиковой Данаре Александровне договора №272/2018-д/а от 16 августа 2018 года аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального строительства.
Возложить обязанность на Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия обязанность продлить Костиковой Данаре Александровне договор №272/2018-д/а от 16 августа 2018 года аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, предназначенный для индивидуального строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Л.Л. Семёнова
Решение в окончательной форме принято 28 июня 2021 года.