ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-207/19 от 15.03.2019 Рыбинского районного суда (Красноярский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Заозерный 15 марта 2019 года

Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Песеговой Т.В.,

при секретаре Дворцовой О.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Рыбинского сельсовета Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушенное право,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности устранить нарушенное право, мотивируя свои требования тем, что решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Рыбинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в признании ее и членов семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье. Однако данное решение является незаконным, так как состав семьи административного истца состоит из 4 человек: она, муж - ФИО15, двое несовершеннолетних детей: <данные изъяты>. Вся семья зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме у свекрови, ФИО2, которая не является членом их семьи, так как они ведут раздельное хозяйство и являются самостоятельными семьями. Площадь жилого дома по <адрес> (принадлежит на праве собственности детям) - <данные изъяты>, что менее учетной нормы, для постановке на учет на очередь на социальное жилье для семьи из 4-х человек. Дом по <адрес> не сдается в аренду за плату, в нем проживает родственник административного истца, ФИО3 на безвозмездной основе. В <адрес> ФИО1 работает, в связи с отсутствием жилья и работы в <адрес>, поэтому арендует квартиру за плату по адресу <адрес>, согласно договору аренды. Супруг ФИО6 предоставил справку о доходах -НДФЛ за ДД.ММ.ГГГГ, однако отказ мотивирован также и отсутствием сведений о его занятости. Согласно действующему законодательству решение жилищно-бытовой комиссии при администрации Рыбинского сельсовета формально содержит основания отказа в постановке на учет, фактически нарушения, предусмотренные ст.54 ЖК РФ, в решении не указаны, как того требует законодательство.

Кроме того, на заседании комиссии административный истец участия не принимала, так как администрация ее не вызывала, администрация не запрашивала необходимые документы самостоятельно, информация, имеющаяся в решении, надлежащим образом не проверена, выводы голословны, ничем не подтверждены, противоречат действующим нормам законодательства. Считает, что она и члены ее семьи полностью подпадают под условия признания семьи малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, просит признать полностью незаконным решение административного ответчика об отказе в признании ее и членов семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье и обязать административного ответчика устранить нарушенное п признать административного истца и членов семьи малоимущими и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании административный истец ФИО1 свои требования поддержала в полном объеме, пояснила, что <данные изъяты>

Представитель административного ответчика – глава Рыбинского сельсовета ФИО9 с административными исковыми требованиями не согласна, считает их не подлежащими удовлетворению <данные изъяты>

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Административное исковое заявление об оспаривании решения администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края подано в суд в сроки, установленные требованиями КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 3 указанной статьи малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Из вышеизложенного следует, что Порядок признания гражданина малоимущим для целей улучшения жилищных условий устанавливается региональными законами с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

На основании п.1 ч.1 ст. 2 Закона Красноярского края от 23.05.2006 №18-«О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают: граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона Красноярского края от 20.06.2006 №19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» граждане признаются органом местного самоуправления малоимущими, если сумма совокупного дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина за расчетный период, равный одному календарному году, определенная в соответствии с настоящим Законом, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, не превышает величину порогового дохода более чем на 5 процентов.

Согласно статье 3 вышеуказанного закона в целях признания граждан малоимущими определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства гражданина (его опекуна или попечителя).

Решение о признании или об отказе в признании гражданина малоимущим принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня регистрации заявления в Книге регистрации заявлений граждан о признании их малоимущими (далее - Книга регистрации заявлений).

Статьей 4 Закона предусмотрено, что к членам семьи гражданина, подавшего заявление о признании его малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, относятся проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители заявителя, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, вселенные заявителем в качестве членов его семьи и ведущие с ним общее хозяйство.

Судом установлено, что административный истец ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края с заявлением, в котором просит признать ее семью, состоящую из 4 человек (<данные изъяты>.) нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как малоимущую. Предоставила документы:

-свидетельство о заключении брака , в соответствии с которым между административным истцом и ФИО4 был заключен брак ДД.ММ.ГГГГ;

-свидетельство о рождении сына ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (<данные изъяты>);

-паспорт на имя дочери ФИО5 (<данные изъяты>

-копию паспорта на свое имя (<данные изъяты>

-справку о том, что ФИО1 действительно работает в КГКУЗ <данные изъяты>

-справку о доходах физического лица 2НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ;

-справку УСЗН администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 не состоит на учете в Управлении, меры социальной поддержки и жилищной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не назначались и не выплачивались;

-справку о проживающих и зарегистрированных на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в соответствии с которой на регистрационном учете по указанному адресу состоят: ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО11 (не родственник) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (не родственник) с ДД.ММ.ГГГГ;

-справку о проживающих и зарегистрированных на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в соответствии с которой на регистрационном учете по указанному адресу состоят: ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО16) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 (невестка (сноха) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 (внучка) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ;

-справку о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 имеет состав семьи: ФИО19

-справку БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>.;

-договор аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Арендатор ФИО12 предоставляет Арендатору ФИО1 во временное пользование 3-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>;

-справку МИФНС №7 по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой в отношении ФИО1 и ее супруга ФИО4 в собственности объекты на налоговом учете не состоят, в отношении дочери ФИО5 и сына ФИО4 в собственности зарегистрировано по ? жилого дома и земельного участка (на каждого), расположенные по адресу: <адрес>.

Администрацией <данные изъяты> сельсовета Рыбинского района Красноярского края были истребованы сведения из Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (через интернет), в соответствии с которыми кадастровая стоимость жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, составляют <данные изъяты>.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> сельсовета Рыбинского района Красноярского края утвержден Порядок организации работы по признанию граждан малоимущими на территории <данные изъяты> сельсовета в целях предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, в соответствии с пунктом 4.1. которого заявления и предоставленные документы рассматриваются комиссией, при этом комиссия вправе проверять иные сведения, предоставленные гражданами, решение принимается по результатам рассмотрения заявления и документов не позднее, чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления (п.4.2.), о принятом решении об отказе в признании гражданина малоимущим комиссия сообщает гражданину в письменной форме путем направления уведомления по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия (п.4.3.).

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края (с учетом изменений, внесенных постановлением от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о комиссии по признанию граждан малоимущими в целях реализации положений жилищного законодательства при администрации рыбинского сельсовета, а также состав комиссии.

Заслушав стороны, а также в качестве свидетеля ФИО3 – родного брата матери административного истца ФИО1, который пояснил, что он зарегистрирован и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности детям ее племянницы (административного истца), за который все коммунальные платежи осуществляет сама ФИО1, он никаких денежных средств за проживание в доме не отдает, изучив все предоставленные документы, суд считает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Так, при принятии решения ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в признании ее и членов ее семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье, комиссией, состоящей из 6 человек, была выслушана заместитель председателя комиссии – глава сельсовета ФИО9, проанализированы поданные документы, сопоставлен годовой доход семьи ФИО1 и ФИО7 доход.

При определении дохода семьи ФИО1, в его расчет была включены – доход самого административного истца – ФИО1, согласно, предоставленной справке 2 НДФЛ –в размере <данные изъяты>., кадастровая стоимость жилого дома, находящегося в собственности детей административного истца в размере <данные изъяты>., кадастровая стоимость земельного участка, также находящегося в собственности детей в размере <данные изъяты>., что в общей сумме составило <данные изъяты>., что на 48% превышает допустимый ФИО7 доход, рассчитанный по формуле для семьи ФИО1 <данные изъяты>

При этом, сведения о доходах супруга административного истца ФИО4 комиссии предоставлены не были, соответственно не были учтены доходы, как члена семьи, при принятии решения.

Доводы, административного истца о том, что административным истцом не были запрошены недостающие сведения, не принимаются судом к вниманию, поскольку при подаче в администрацию заявления с документами, ФИО1 не были указаны сведения о месте работы ее супруга ФИО4, в связи с чем у административного ответчика отсутствовала возможность запросить сведения о доходах супруга.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается единогласное принятие решения всеми членами комиссии. Выписка из протокола вручена ФИО1 под роспись ДД.ММ.ГГГГ, где указаны все основания отказа в признании ее и членов семьи малоимущими и постановке ее на очередь на социальное жилье.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 №551-О-О для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Согласно статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса РФ к членам семьи относятся супруги, родители и дети.

Исходя из фактических обстоятельств дела, пояснений административного истца, суд приходит к выводу, что муж и дети ФИО1 являются членами одной семьи, а следовательно стоимость имущества, находящегося в собственности детей – дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, вопреки доводам ФИО1, также подлежит во включение в общий доход семьи при расчете Порогового дохода.

На основании ч 1, ч.2 ст. 10 Закона Красноярского края от 20.06.2006 №19-4833 «О порядке определения размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими на территории края» стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания их малоимущими определяется по рыночным ценам, которая декларируется гражданином при подаче заявления о признании его малоимущим.

При этом, в соответствии п. «г» ч.2 ст. 11 указанного Закона орган местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе проверить сведения, представленные гражданами в целях признания их малоимущими в том числе о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину на праве собственности имуществе, подлежащем налогообложению, и его стоимости.

Как установлено в судебном заседании, для определения рыночной (кадастровой) стоимости жилого дома и земельного участка, принадлежащего на праве собственности детям административного истца, административным ответчиком были запрошены сведения об их стоимости.

Довод ФИО1 о том, что при определении порогового дохода должна была быть взята не кадастровая стоимость дома и земли, а фактическая, так как дом находится в ветхом состоянии в связи с давностью постройки, холодный, не состоятелен, поскольку кадастровая стоимость земельного участка и дома не была оспорена административным истцом в порядке главы 25 КАС РФ и являлась действующей на день рассмотрения заявления.

Ссылка административного истца на то, что площадь дома, находящегося в собственности ее детей менее учетной нормы, не принимается во внимание судом, поскольку для признания гражданина малоимущим берутся иные данные, а именно совокупный доход семьи. При этом, обязательное личное присутствие заявителя (истца) при рассмотрении заявления законом не предусмотрено.

Таким образом, на основании вышеизложенного у суда отсутствуют правовые основания для признании решения от ДД.ММ.ГГГГ администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края незаконным, поскольку отсутствуют основания для признания ФИО1 и членов ее семьи малоимущими, соответственно отсутствуют и основания возложения обязанности административного ответчика устранить нарушенное право и признать ФИО1 и членов ее семьи малоимущими с постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ вынесено правомочной на то комиссией, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В случае изменения материального положения административного истца, он не лишен возможности повторно обратиться с соответствующим заявлением в администрацию Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.227, 177 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в признании ФИО1 и членов ее семьи малоимущими и постановке на очередь на социальное жилье, а также возложении обязанности на Администрацию Рыбинского сельсовета Рыбинского района Красноярского края устранить нарушенное право – признать ФИО1 и членов ее семьи малоимущими и поставить на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Рыбинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

<данные изъяты>

Судья Т.В. Песегова