ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2080/2021 от 17.03.2022 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-281/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2022 г. г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Голосовой Е.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Пушняковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Тверской области о признании неправомерным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности совершить определенные действия

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных административных требований указано, что в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области заказным письмом, с простым уведомлением, почтовый 17002762021842 было направлено заявление от 25.08.2021 г. с приложением документа по оплате государственной пошлины с просьбой предоставить копию Устава Закрытого акционерного общества " КАВА " (ЗАО " КАВА "), ОГРН <***> из регистрационного дела Закрытого акционерного общества. Заявление от 25.08.2021 с приложением документа по оплате государственной пошлины. Из ответа Межрайонной инспекции от 31.08.2021 № 2109В следует о невозможности предоставить запрашиваемую копию Устава в связи с тем, что запрашиваемый документ находится в регистрационном деле СПК " КАВА " ОГРН <***>. Вместе с ответом были также возвращены и платежные документы по оплате государственной пошлины. 08.11.2021 г. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области заказным письмом, с простым уведомлением, почтовый 17002765014087 было направлено заявление от 05.11.2021 г. с приложением документа по оплате государственной пошлины с просьбой предоставить копию Устава Закрытого акционерного общества " КАВА " (ЗАО " КАВА "), ОГРН <***> из регистрационного дела СПК " КАВА ". Представитель по доверенности и заявитель прибыли в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области для получения запрашиваемой копии Устава, однако, в этом им было отказано без объяснения причин, при этом работники Межрайонной инспекции в устной форме сказали, что в межрайонной инспекции существует только никем не заверенная (как и не прошитая, и не пронумерованная) в установленном порядке светокопия (ксерокопия) Устава, которую по законодательству Межрайонная инспекция не может выдавать за плату, в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", равно, как не может и выдать без взимания платы. Нарушено право административного истца на получение содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, которые являются открытыми и общедоступными, при этом, в соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 27.06.2006 № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения. В соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать неправомерным не выдачу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области за плату Устава Закрытого акционерного общества " КАВА " (ЗАО " КАВА "), ОГРН <***> из регистрационного дела СПК " КАВА", и считать это как отказ предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, которые являются открытыми и общедоступными, обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области выдать за плату Устав Закрытого акционерного общества " КАВА " (ЗАО " КАВА "), ОГРН <***> из регистрационного дела СПК " КАВА ", как предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, которые являются открытыми и общедоступными.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СПК «КАВА», УФНС России по Тверской области.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителя не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

От административного ответчика поступили возражения, дополнительные возражения на административное исковое заявление, согласно которым Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области считает требования истца не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. 27 августа 2021 года в адрес Инспекции поступил запрос (вх. №2109В) от ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО2 на предоставление копий документов в отношении Закрытого акционерного общества "КАВА" ОГРН <***>, а именно: выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 29.11.2002; копии Устава от 01.03.2004, в соответствии государственным регистрационным номером 2046900079774 от 19.10.2004; копии протокола от 01.03.2004, в соответствии государственным регистрационным номером 2046900079774 от 19.10.2004; копии передаточного акта от 01.03.2004, в соответствии государственным регистрационным номером 2046900079774 от 19.10.2004; копии протокола №1 от 23.09.2004, в соответствии государственным регистрационным номером 2046900079774 от 19.10.2004. 31 августа 2021 года Инспекцией подготовлен ответ (исх.№2109В), в котором сообщается о невозможности предоставления запрашиваемых документов, за исключением выписки из ЕГРЮЛ, по причине нахождения их в регистрационном деле Сельскохозяйственный производственный кооператив "КАВА" ОГРН <***>, созданного путем реорганизации в форме преобразования (правопредшественник - ЗАО "КАВА"). Указанный ответ получен представителем по доверенности ФИО2 31.08.2021. Из ответа Инспекции (письмо исх.№2109В от 31.08.2021) следует, что запрашиваемые документы относятся к реорганизации ЗАО «КАВА». При этом из ответа Инспекции не следует, что устав ЗАО «КАВА» находится в регистрационном деле СПК «КАВА». 08 ноября 2021 года от представителя по доверенности ФИО1 поступил запрос о получении копии устава ЗАО "КАВА" из регистрационного дела СПК "КАВА". При этом в запросе указано на выдачу документов на руки заявителю или его представителю, а в случае непосещения указанных лиц Инспекции, направить ответ в установленные сроки по адресу места жительства представителя ФИО1ФИО2 В установленный законодательством срок Инспекцией подготовлен ответ и запрашиваемые документы (исх.№2617В от 12.11.2021). В связи с неявкой ФИО1 и ее представителя ФИО2 в Инспекцию, документы направлены посредством почтовой связи в адрес ФИО2 представителя ФИО1 (реестр заказных писем №01159/Н12-21 от 15.11.2021). В связи с отсутствием адресата по месту жительства курьерской службой оставлено уведомление 17.11.2021 и 30.11.2021, что подтверждается отметками на конверте. По истечению срока хранения почтовое отправление возвращено в Инспекцию 15.12.2021, что подтверждается реестром доставки №01159/Н12-21. Таким образом, на момент обращения ФИО1 и ее представителя в Инспекцию (13.12.2021) почтовое отправление находилось в службе курьерской доставки, что указывало на невозможность выдачи документов на руки. Вместе с тем, представитель ФИО1ФИО2 не предпринял меры для получения предназначенной ему почтовой корреспонденции по указанному им адресу, что не может свидетельствовать о неправомерных действиях Инспекции. Следовательно, доводы ФИО1, изложенные в административном исковом заявлении несостоятельны. СПК «КАВА» на государственную регистрацию создания юридического лица устав ЗАО «КАВА» не предоставлялся.

Исследовав материалы административного дела, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

По своей сути, административное судопроизводство направлено не на сам факт признания незаконными тех или иных действий (бездействия), решений должностных лиц и государственных органов, судебная защита имеет целью именно восстановление нарушенного права административного истца (ст. 3 и 4 КАС РФ, ст. 46 Конституции Российской Федерации). В условиях, когда отсутствует способ восстановления прав в порядке административного судопроизводства, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, основания для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, отсутствуют.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде копии документа (документов), содержащегося в ЕГРЮЛ, выписки из соответствующего государственного реестра; справки об отсутствии запрашиваемой информации в порядке и сроки, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом, срок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов, устанавливаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования) в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Помимо заявления, необходимо также представить передаточный акт, устав вновь создаваемого юридического лица, документ об уплате государственной пошлины.

Согласно п. 282 Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного, приказом ФНС России от 02.11.2021 №ЕД-7-10/952@) срок хранения регистрационных дел юридических лиц (заявления и иные документы, установленные законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) 15 лет после прекращения деятельности.

Из материалов административного дела следует и судом установлено, что согласно заявления (запроса) ФИО1 от 25 августа 2021 года в адрес административного ответчика заявителем в отношении юридического лица ЗАО «КАВА» запрашивалась в том числе копия Устава от 01.03.2004, в соответствии с государственным регистрационным номером 2046900079774 от 19.10.2004.

Письмом исх.№2109В от 31.08.2021 административный ответчик сообщил о невозможности предоставления в том числе запрашиваемой копии Устава, поскольку документы, связанные с реорганизацией ЗАО «КАВА», в том числе устав от 01.03.2004 приобщены к регистрационному делу СПК «КАВА».

08.11.2021 г. административный истец обратился в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области с заявлением от 05.11.2021 г. с просьбой предоставить копию Устава Закрытого акционерного общества "КАВА", ОГРН <***> из регистрационного дела СПК «КАВА» на руки заявителю или его представителю, а в случае непосещения указанных лиц инспекции, направить ответ в установленные сроки по адресу места жительства представителя ФИО1ФИО2

Административным ответчиком письмом исх.№2617В от 12.11.2021 направлена запрашиваемая копия устава в отношении СПК «КАВА», утвержденного общим собранием акционеров ЗАО «КАВА» протоколом от 01.03.2004, в связи с неявкой ФИО1 и ее представителя ФИО2 в инспекцию, что подтверждается реестром заказных писем №01159/Н12-21 от 15.11.2021.

Как следует из копии решения о регистрации №7599/1 от 19.10.2004 г. Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Тверской области принято решение о прекращении деятельности юридического лица Закрытого акционерного общества «КАВА» путем реорганизации в форме преобразования.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 01.03.2022 СПК «КАВА» (правопредшественник - ЗАО «КАВА») на государственную регистрацию представлены заявление №7599 от 13.10.2004, устав от 01.03.2004, протокол от 01.03.2004, передаточный акт от 01.03.2004, протокол от 23.09.2004, квитанция от 12.10.2004 №0053.

Уведомлением о невозможности предоставления государственной услуги от 15.02.2022 №282В в адрес административного истца Межрайонная ИФНС России № 12 по Тверской области на заявление от 11.02.2022 г. сообщает о невозможности предоставлении копии устава ЗАО "КАВА" ОГРН <***> в связи с тем, что 19.10.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о прекращении деятельности данного юридического лица путем реорганизации в форме преобразования. Срок хранения регистрационных дел юридических лиц после прекращения их деятельности составляет 15 лет, в соответствии с актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 20.04.2021 №11 регистрационное дело данного юридического лица уничтожено.

Вышеуказанные обстоятельства уничтожения регистрационного дела в отношении Закрытого акционерного общества «КАВА», запись о котором внесена в ЕГРЮЛ 29.11.2002 г., прекратившего деятельность 19.10.2004 г. путем реорганизации форме преобразования, подтверждаются протоколом заседания экспертной комиссии №02-09/02 от 19.04.2021 г., актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 20.04.2021 №11, актом приема и утилизации макулатуры от 13.05.2021.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что несоответствия действий (бездействий) административного ответчика по рассмотрению заявлений административного истца нормам действующего законодательства, регулирующим спорные правоотношения, наличия нарушения прав и законных интересов административного истца со стороны административного ответчика не установлено, доказательств обратного не представлено.

Таким образом, с учетом уничтожения на дату обращения административного истца к административному ответчику с заявлением от 05.11.2021 г. регистрационного дела в отношении Закрытого акционерного общества «КАВА», и отсутствием в регистрационном деле СПК «КАВА» запрашиваемого административным истцом в заявлении от 05.11.2021 г. Устава, направлением административному истцу по указанному им адресу копии Устава от 01.03.2004, в соответствии с государственным регистрационным номером 2046900079774 от 19.10.2004, оснований считать неправомерным не выдачу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Тверской области за плату Устава Закрытого акционерного общества "КАВА" (ЗАО "КАВА"), ОГРН <***> из регистрационного дела СПК "КАВА" не имеется, как и не имеется оснований для возложения на административного ответчика обязанности выдать запрашиваемый Устав, в связи с чем, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований по административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №12 по Тверской области о признании неправомерным отказа в предоставлении сведений, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е. Ю. Голосова