Дело 2а-2082/2022 УИД 23RS0002-01-2022-000171-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор.Сочи 5 мая 2022 года
Мотивированное решение изготовлено: 16 мая 2022 года.
Адлерский районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
Председательствующего - судьи Фёдорова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Побойня В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в суд к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что он 06.06.2021 через МАУ МФЦ города Сочи обратился с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка площадью 3200 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, для сельскохозяйственного использования, осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности. Письмом заместителя директора департамента имущественных отношений от 04.08.2021 № ОП-7546/21 сообщено, что для рассмотрения вопроса по существу направлены межведомственные запросы, по результатам получения ответов на которые будет принято соответствующее решение.
Письмом от 02.09.2021 № ОП-7546/21 отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка «для производства сельскохозяйственной продукции» не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков и правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, а также в связи с тем, что в зоне «Р-3», в которой расположен испрашиваемый земельный участок, запрещено сельскохозяйственное использование.
Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным; признать отказ в предоставлении земельного участка площадью 3200 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в безвозмездное пользование, принятый департаментом имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от 02.09.2021г. №ОП-7546/21, незаконным; обязать департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края заключить с административным истцом договор безвозмездного пользования земельным участком площадью 3200 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <адрес>.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Административные исковые требования поддержал полностью.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, представил возражение на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении требований административного истца отказать.
Исследовав письменные материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли - исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, в связи с чем, земли данной территории могут быть использованы для муниципальных нужд, в рамках различных мероприятий, а именно: размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т..
Статьей 39.16. ЗК РФ, предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пп. 14.1 введен Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ).
Основным источником информации о видах разрешенного использования и предельных параметрах застройки земельного участка являются Правила землепользования и застройки (ПЗЗ).
Пунктом 11.1 главы 11 части 3 Решения Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 №202 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» установлены виды разрешенного использования земельных участков для различных территориальных зон.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года № П/,412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 № 202 “Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи”, утверждены правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в соответствии с которыми в зоне “Р-3” запрещено сельскохозяйственное использование.
Основания для отказа в земельного участка в безвозмездное пользование установлены п. 32 административного регламента «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 576.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что ФИО 6.07.2021 через МАУ МФЦ обратился с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка площадью 3200 кв. м. с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>, для сельскохозяйственного использования, осуществление крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности.
Письмом от 02.09.2021 № ОП-7546/21 отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с тем, что вид разрешенного использования земельного участка «для производства сельскохозяйственной продукции» не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков и правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, а также в связи с тем, что в зоне «Р-3», в которой расположен испрашиваемый земельный участок, запрещено сельскохозяйственное использование.
Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.
Суд принимает во внимание, что административное исковое заявление в установленный срок первоначально направлено в Центральный районный суд г.Сочи, но возвращено в связи с нарушением подсудности. Определение о возврате искового заявления получено административным истцом 11.12.2021. Суд считает, что срок на обращение в суд пропущен административным истцом по уважительной причине.
Как усматривается из обжалуемого отказа, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 3200 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования - для производства сельскохозяйственной продукции, территориальная зона Р-3.
Вид разрешенного использования земельного участка «для производства сельскохозяйственной продукции» не соответствует классификатору видов разрешенного использования земельных участков и правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края.
В соответствии с п.п.21 п. 32 административного регламента «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в безвозмездное пользование», утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27.02.2015 № 576, в оказании предоставления муниципальной услуги отказано.
Суд признает настоящий отказ законным, поскольку в территориальной зоне Р-3 запрещено сельскохозяйственное использование земель.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование административного истца об обязании департамент имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края заключить с административным истцом договор безвозмездного пользования земельным участком площадью 3200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> удовлетворению не подлежат.
Анализ указанного законодательства свидетельствует о том, что у администрации г. Сочи, как у органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, не возникло обязанности заключать с административным истцом договор безвозмездного пользования спорного земельного участка.
С учетом того, что доказательства бесспорно свидетельствующие о нарушении прав административного истца в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175–180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО к департаменту имущественных отношений администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г.Сочи.
Председательствующий Е.Г. Федоров