Дело № 2а-2084/2017
(2а-2085/2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ингодинский районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Жуковой М.В.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании незаконными предписаний об устранений нарушений требований земельного законодательства,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с указанными административными исками, указав, что является собственником жилых домов и земельных участков по адресу: <адрес>, <адрес>. Земельные участки поставлены на кадастровый учет. 21 августа 2017 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю были вынесены предписания №, № об устранении выявленных нарушений земельного законодательства. Ссылаясь на то, что предыдущим собственником земельных участков границы были согласованы со смежными землепользователями, установленный им забор не переделывался, границы не изменялись, а также на положения Федерального закона «О кадастровой деятельности» об особенностях уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, ФИО1 просила признать указанные предписания незаконными, прекратить производство по предписаниям вследствие отсутствия события и состава нарушения, взыскать с административного ответчика уплаченную государственную пошлину в размере по 300 рублей, сумму по договору оказания услуг в размере по 15 000 рублей, денежную сумму за фактически потраченное время в размере по 5 000 рублей по каждому административному исковому заявлению.
Определением суда от 1 декабря 2017 года административные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные иски поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю ФИО2 заявленные требования не признала, пояснив, что приведение фактических границ земельного участка в соответствие со сведениями ЕГРН является обязанностью собственника земельного участка. Вынесение предписаний не ставится в зависимость от привлечения лица к административной ответственности. Это два самостоятельных действия, в связи с чем доводы административного истца о прекращении производства по предписанию являются необоснованными.
Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО3 просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что ФИО1 допущено нарушение земельного законодательства, оспариваемые ею предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю вынесены обоснованно.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случае поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
В силу подпункта 5 пункта 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 26 июля 2017 года государственным инспектором Забайкальского края по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Забайкальскому краю 21 августа 2017 года проведена внеплановая, выездная проверка соблюдения земельного законодательства ФИО1 при использовании принадлежащих ей земельных участков.
В ходе проверки установлено: земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием для обслуживания и использования жилого дома, находится в собственности ФИО1 (регистрационная запись № от 27.10.2011).
Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, с разрешенным использованием для размещения индивидуального жилого дома, находится в собственности ФИО1 (регистрационная запись № от 16.08.2017).
В соответствии с актом проверки от 21 августа 2017 года на указанных земельных участках расположены жилые дома, находящиеся в собственности ФИО1, автомашины, насаждения овощных культур, хозяйственные постройки для содержания животных, сельскохозяйственные животные.
При проведении проверки спутниковым приемником Торсоn Hiper SR (заводской №), геодезическим спутниковым приемником Торсоn Hiper SR (заводской №) определены координаты поворотных точек фактических границ проверяемых земельных участков. Общая площадь земельных участков составила <данные изъяты> кв.м. Также установлено, часть границ земельных участков не соответствует сведениям, отраженным в Едином государственном реестре недвижимости, в результате общая площадь самовольно занятого земельного участка составила <данные изъяты> кв.м., из них: 4 кв.м. - часть земельного участка с кадастровым номером №; 34 кв.м. - часть земельного участка с кадастровым номером №; 300 кв.м. - часть земельного участка, собственность на который не разграничена; 157 кв.м. - часть земельного участка с кадастровым номером №.
По результатам проверки ФИО1 выданы предписание № от 21 августа 2017 года об освобождении самовольной занятной части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34 кв.м, или оформить на него право, предусмотренное законодательством Российской Федерации, и предписание № от 21 августа 2017 года об освобождении самовольной занятной части земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, или оформить на него право, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Кроме того, постановлением заместителя главного государственного инспектора Забайкальского края по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 24 августа 2017 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившееся в самовольном занятии части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 4 кв.м; части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34 кв.м; части земельного участка, собственность на который не разграничена, площадью 300 кв.м; части земельного участка с кадастровым номером №, площадью 157 кв.м, в том числе использовании в отсутствие предусмотренных законодательством РФ прав на него.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с частями 4, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, установив, что ФИО1 использует части указанных земельных участков в отсутствие каких-либо законных оснований, государственный инспектор Забайкальского края по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Забайкальскому краю обоснованно и в пределах установленных полномочий выдал ФИО1 предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, которые являются обязательными для исполнения.
Каких-либо доказательств того, что часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34 кв.м, и часть земельного участка с кадастровым номером №, площадью 157 кв.м используются ФИО1 при наличии законных оснований не представлено. Напротив заключением кадастрового инженера Я.К.Е. от 19 сентября 2017 года подтверждается, что ФИО1 использовался земельный участок, государственная собственность на который не разграничена с кадастровым номером. В результате перераспределения земель образуется новый земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Заключение кадастрового инженера Я.К.Е. от 19 сентября 2017 года о том, что фактически существующее ограждение земельного участка с кадастровым номером № не пересекает границы земельного участка с кадастровым номером № а также доводы административного истца о том, что земельные участки использовались в с учетом сложившегося порядка пользования земельными участками, не могут быть приняты во внимание.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением судьи Ингодинского районного суда г. Читы от 5 октября 2017 года постановление заместителя главного государственного инспектора Забайкальского края по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю от 24 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменено на основании статьи 2.9. КоАП РФ в связи с малозначительностью правонарушения, производство по делу прекращено с объявлением ФИО1 устного замечания. При этом факт совершения ФИО1 административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, установлен.
Таким образом, в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании предписаний, выданных государственным инспектором Забайкальского края по использованию и охране земель, ведущим специалистом-экспертом отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Забайкальскому краю, и производных от них требований о прекращении производства по предписаниям, взыскании судебных расходов следует отказать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 176, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю о признании незаконными предписаний об устранений нарушений требований земельного законодательства отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ингодинский районный суд г. Читы.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2017 года.