Дело № 2а-2084/2021
УИД 22RS0065-02-2021-000793-60
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Суворова Д.А.,
при секретаре Тимофеевой К.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1- ФИО2,
представителя заинтересованного лица Управления имущественных отношений Алтайского края- ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, заместителю председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО4 о признании незаконным действия, возложении обязанности совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 обратились в суд с уточненным административным исковым заявлением к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным действий органа государственной власти, в котором просит:
- признать незаконным действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, выразившееся в письме от 20.11.2020 № ПФ1142/01-17/4 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1296 кв.м., по адресу: <адрес> на праве аренды для завершения строительства индивидуального жилого дома;
- обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула заключить с ФИО1 договор аренды вышеуказанного земельного участка без торгов сроком до трех лет для завершения строительства индивидуального жилого дома (л.д. 34-36).
В обоснование административного искового заявления представитель административного истца указывает, что административный истец ФИО1, является собственником объекта незавершенного строительством индивидуального жилого дома степенью готовности 50 %, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером ***, который был возведен в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства на основании разрешения на строительство от 26.01.2016 № 22-RU22302000-2-2016, выданного администрацией Индустриального района г. Барнаула сроком действия до 26.01.2026 г., и договоров аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена № 13884 от 22.20.2012, № 4544-3 от 25.11.2015 сроком действия до 03.12.2018.
Последний договор аренды земельного участка № 4544-3 от 25.11.2015 (далее - Договор) был заключен для завершения строительства индивидуального жилого дома в соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», законом Алтайского края от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» (преамбула Договора).
13.05.2019 по истечения срока действия последнего договора аренды земельного участка № 4544-3 от 25.11.2015 заочным решение Индустриального районного суда по делу № 2-1745/2019 по иску Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет) у ФИО1 был изъят объект незавершенного строительства с кадастровым номером *** степенью готовности 50 %, расположенного по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов.
08.09.2020 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула был назначен аукцион по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером *** степенью готовности 50 %, расположенного по адресу: <адрес>.
Однако, данный аукцион был признан несостоявшимся по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
21.10.2020 ФИО1 обратился с заявлением в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула с заявлением о предоставлении без проведения торгов указанного земельного участка.
Письмом от 20.11.2020 № ПФ1142/01-17/4 Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула отказал ФИО1 в предоставлении земельного участка, так как данный земельный участок уже был предоставлен последнему для завершения строительства индивидуального жилого дома на основании договора аренды земельного участка № 4544-з от 25.11.2015.
Представитель административного истца считает данный отказ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подп. 2 пункта 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи. с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Назначенный 08.09.2020 г. аукцион по продаже объекта незавершенного строительства с кадастровым номером ***, степенью готовности 50 %, расположенного по адресу: <адрес>, был признан несостоявшимся по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Таким образом, представитель административного истца полагает, что единственное необходимое условие предоставления земельного участка было соблюдено. Относительно однократности предоставления полагает, что данная однократность связана исключительно с предоставлением земельных участков по основаниям, предусмотренным пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
ФИО1 земельный участок был предоставлен по договору аренды земельного участка № 4544-з от 25.11.2015 на основании п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», где значение имеют государственная регистрация права собственности на незавершенный строительством объект до 01 марта 2015 года или предоставление земельного участка до 01 марта 2015 года или предоставление земельного участка до 01 марта 2015 года, то есть давность возникших отношений.
В случаях же, предусмотренных пунктом 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, полагает, что мысль законодателя связана с возможностью дальнейшего гражданского оборота в отношении объектов незавершенных строительством и земельных участков, на которых они расположены и с моментом уже после процедуры изъятия или истечением сроков для изъятия. Представитель административного истца считает, что законное право на получение в аренду без проведения торгов земельного участка на основании подп. 10 пункта 2, подп. 2 пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ ФИО1 еще не реализовано, а значит, действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула, выразившееся в письме от 20.11.2020 № ПФ 1142/01-17/4 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1296 кв.м, по адресу: <адрес> на праве аренды для завершения строительства индивидуального жилого дома не соответствуют действующему законодательству.
Полагает, что данный отказ лишил ФИО1 возможности завершить строительство и ввести в эксплуатацию жилой дом, так как из-за несостоявшихся аукционов и отсутствия спроса на данный недостроенный жилой дом, вложенные в его строительства средства последнему не компенсированы. Кроме того, со временем не дострой разрушается и удешевляется, а земельный участок, на котором он расположен, изъят из оборота, что также затрагивает и государственные интересы (л.д. 34-36).
Протокольным определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 28.04.2021г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление имущественных отношений Алтайского края (л.д. 93-94).
Протокольным определением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 26.05.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена заместитель председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО4 (л.д. 113).
В судебное заседание административный истец ФИО1, представитель административного ответчика- Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, административный ответчик - заместитель председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО4 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела в отсутствие административного истца ФИО1, представителя административного ответчика- Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, административного ответчика - заместителя председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО4
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивала в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном административном исковом заявлении, Считала, что позиция комитета не логична, не обоснована и противоречит действующему законодательству. Просила признать незаконным действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка по адресу: <адрес> на праве аренды для завершения строительства индивидуального жилого дома. А также обязать Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула заключить с ФИО5 договор аренды земельного участка без торгов сроком до трех лет для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных отношений Алтайского края ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 104), а именно пояснила, что в соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23.12.2014 № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования города Барнаула Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края» уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в границах муниципального образования городского округа города Барнаула, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных для завершения строительства жилых домов является орган местного самоуправления.
На основании решения Барнаульской городской Думы от 26.12.2008 № 33 «Об утверждении Положения о комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула» таковым определен комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула.
Соответственно, Управление имущественных отношений Алтайского края является неуполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком.
По существу заявленных требований пояснила, что согласно подп. 2 п. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц. участвовавших в торгах. Однако такое, предоставление земельного участка допускается при условии, что испрашиваемый земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Вместе с тем, исходя из текста административного искового заявления, истцу спорный земельный участок ранее был предоставлен на праве аренды сроком на 3 (три) года для завершения строительства индивидуального жилого дома.
Если не соблюдены условия, предусмотренные указанным пунктом, то основания для предоставления земельного участка без торгов отсутствуют.
Согласно разъяснению ФАС России «О порядке предоставления в аренду земельного участка, обремененного объектом незавершенного строительства» размещенном на официальном сайте данного органа власти (https://fas.gov.ru/documents/b-n-cbdd3ta8-2000-4423-813c-90a85fe7322b), если земельный участок ранее предоставлялся для завершения строительства на основании п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и подп. 10 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, то повторное предоставление земельного участка в аренду собственнику объекта незавершенного строительства на основании подп.10 п. 2 и п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ в соответствии с подп. 6 п. 8 ст. 39.8 ЗК РФ на срок до трех лет может создавать преимущественные условия ведения деятельности и иметь признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, предоставил письменные возражения, в которых указал, что 03.09.2012 в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Барнаула (далее - Комитет) обратилась ФИО6 с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (далее - земельный участок) на праве аренды для завершения строительства жилого дома сроком на 11 месяцев. По результатам рассмотрения заявления с ФИО6 был заключен договор аренды земельного участка № 13884 от 22.10.2012 сроком на 11 месяцев для завершения строительства жилого дома. 26.04.2013 в Комитет обратился ФИО7 с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи со сменой собственника жилого дома. Дополнительным соглашением к договору аренды № 13884 от 17.05.2013 договор изложен в новой редакции - арендатором становится ФИО7. 28.11.2014 в Комитет обращается ФИО7 с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи с окончанием срока действия договора. Дополнительным соглашением к договору аренды № 13884 от 28.11.2014 срок действия договора установлен до 28.10.2015. 26.12.2014 в Комитет обратился ФИО1 с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи со сменой собственника жилого дома. Дополнительным соглашением к договору аренды № 13884 от 16.01.2015 г. договор изложен в новой редакции - арендатором стал ФИО1. Таким образом, срок действия договора № 13884 от 22.10.2012 истек 28.10.2015.
25.11.2015 между ФИО1 и Главным управлением имущественных отношений Алтайского края (далее - Управление) был заключен договор аренды земельного участка № 4544-з для завершения строительства индивидуального жилого дома сроком на три года с момента вступления договора в силу. Договор вступил в силу с момента его государственной регистрации - с 04.12.2015. Таким образом, срок действия договора истек 04.12.2018. Заочным решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13.05.2019 г. по делу № 2-1745/2019 требования Комитета к ФИО1 об изъятии объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...> путем продажи с публичных торгов удовлетворены в полном объеме. Решение вступило в законную силу 25.07.2019.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже объектов незавершенного строительства № 6 от 04.09.2020, аукцион по продаже изъятого объекта незавершенного строительства признан несостоявшимся.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже объектов незавершенного строительства № 2 от 14.01.2021, аукцион по продаже изъятого объекта незавершенного строительства признан несостоявшимся.
Согласно подп. 2 п.5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. Однако, земельный участок для завершения строительства изъятого объекта незавершенного строительства предоставлялся ФИО6 по договору № 13884 от 22.10.2012 как собственнику изъятого объекта незавершенного строительства. Административный истец приобрел изъятый объект незавершенного строительства у ФИО7, который, в свою очередь, приобрел его у ФИО6 Таким образом, предыдущими собственниками изъятого объекта незавершенного строительства по отношению к истцу являются ФИО7, ФИО6 Следовательно, ФИО1 правом на предоставление земельного участка на основании пп.2 п.5 ст.39.6 ЗК РФ не обладает.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В ходе рассмотрения дела установлено, что предусмотренный действующим законодательством срок на обжалование отказа от 20.11.2020 г. № ПФ 1142/01-17/4 в рассматриваемом случае не пропущен, поскольку с настоящим административным исковым заявлением в суд представитель административного истца ФИО1 - ФИО2 обратилась 09.02.2020 г., то есть в предусмотренные законодательством сроки (л.д. 4-5).
На основании ч. 1 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Из ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Из ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями ч. 2 ст. 39.6 названного Кодекса.
В силу п. 10 ч. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Кроме того, в силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что при разрешении вопроса об однократном предоставлении без торгов земельного участка в аренду сроком на три года для завершения строительства на земельном участке, предоставленном в аренду до 1 марта 2015 года, приведенные законоположения подлежат применению в их совокупности.
При этом обязательным условием для реализации права, закрепленного в пункте 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", является соблюдение условий, перечисленных в пункте 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судами за ФИО1 зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером *** площадью 1296 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 80), степенью готовности 50%, о чем в ЕГРН внесена запись 25.12.2014 (л.д. 6-9).
25.11.2015 между Главным управлением имущественных отношений и ФИО1 заключен договор аренды № 4544-з земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1296 кв. м, расположенного по адресу <адрес> для завершения строительства индивидуального жилого дома, сроком на три года (л.д. 10-12, 83-85).
Заочным решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 13.05.2019, вступившим в законную силу 25.07.2019, у ФИО1 был изъят объект незавершенного строительства с кадастровым номером ***, степенью готовности 50 %, расположенный по адресу: <адрес>, путем продажи с публичных торгов (л.д. 87-88).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже объектов незавершенного строительства № 6 от 04.09.2020, аукцион по продаже изъятого объекта незавершенного строительства признан несостоявшимся (л.д. 89).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже объектов незавершенного строительства № 2 от 14.01.2021, аукцион по продаже изъятого объекта незавершенного строительства признан несостоявшимся (л.д. 90-91).
21.10.2020 ФИО1 обратился к председателю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО8 с заявлением о предоставлении муниципальной услуги предоставления указанного земельного участка без проведения торгов в аренду на новый срок для завершения строительства (л.д. 14).
20.11.2020 письмом № ПФ1142/01-17/4 за подписью заместителя председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО4 со ссылкой на положения пункта 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и на то, что на основании договора аренды от 25.11.2015 земельный участок уже предоставлялся для завершения строительства, в предоставлении муниципальной услуги отказано (л.д. 17 обр., 57).
03.09.2012 в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула обращалась ФИО6 с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на праве аренды для завершения строительства жилого дома сроком на 11 месяцев (л.д. 75).
По результатам рассмотрения заявления с ФИО6 был заключен договор аренды земельного участка № 13884 от 22.10.2012 сроком на 11 месяцев для завершения строительства жилого дома (л.д. 71-73).
26.04.2013 в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула обратился ФИО7 с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи со сменой собственника жилого дома (л.д. 76).
Дополнительным соглашением к договору аренды № 13884 от 22.10.2012 договор изложен в новой редакции - арендатором становится ФИО7 (л.д. 77).
28.11.2014 в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула обращается ФИО7 с заявлением о внесении изменений в договор аренды в связи с окончанием срока действия договора (л.д. 82).
Дополнительным соглашением к договору аренды № 13884 от 22.10.2012 срок действия договора установлен до 28.10.2015 (л.д. 81).
На основании пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в пп. 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
При этом, предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Материалами дела подтверждено, что административной истец уже воспользовался своим правом на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства индивидуального жилого дома.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что у административного ответчика правовые основания для предоставления ФИО1 земельного участка в аренду после истечения сроков договора аренды от 25.11.2015 отсутствовали.
Фактически ФИО1 обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о вторичном предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства индивидуального жилого дома, что нормами земельного законодательства не предусмотрено, поскольку для завершения строительства земельный участок в аренду предоставляется однократно.
Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в нарушение требований пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не представил суду доказательств, что оспариваемым отказом нарушены его права, свободы и законные интересы.
Только факт зарегистрированных за административном истцом прав на объект незавершенного строительства в 2015 году не влечет для административного ответчика наличия обязанности по многократному предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения его строительства, исходя только от волеизъявления лица.
Так, Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях определения правовой судьбы объекта незавершенного строительства после истечения срока договора аренды земельного участка, предоставленного из публичной собственности для строительства, внесены изменения как в Земельный кодекс Российской Федерации, так и Гражданский кодекс Российской Федерации, который дополнен статьей 239.1, предусматривающей продажу такого объекта с публичных торгов в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
В связи с вышеизложенным административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца ФИО1 - ФИО2 к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула, заместителю председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула ФИО4 о признании незаконным действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1296 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на праве аренды для завершения строительства индивидуального жилого дома, выразившемся в письме от 20.11.2020 г. № ПФ1142/01-17/4; возложении обязанности на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула заключить с ФИО1 договор аренды вышеуказанного земельного участка без торгов сроком до трех лет для завершения строительства индивидуального жилого дома, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края.
Судья Д.А. Суворов
Мотивированное решение изготовлено 27.07.2021.
Верно, судья: Д.А. Суворов
Верно, секретарь судебного заседания: К.В. Тимофеева
По состоянию на 27.07.2021 решение в законную силу не вступило.
Оригинал решения хранится в материалах административного дела № 2а-2084/2021 Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края.
Верно, секретарь судебного заседания: К.В. Тимофеева