Дело №2а-2085/2020
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 декабря 2020 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Кирилловой С.А.,
при секретаре судебного заседания Енилиной Н.С.,
с участием:
помощника прокурора города Новочебоксарска Воеводиной У.А.,
представителя административного ответчика - администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики Лебедевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Новочебоксарска в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, связанных с накоплениями ТКО,
установил:
Прокурор города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (далее - ответчик/администрация), просит признать незаконным бездействие администрации в части отсутствия установленной администрацией формы заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) ТКО; в части ненадлежащего ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории города Новочебоксарска в нарушение требований статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, п.п. 16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» и возложении обязанности на администрацию установить форму заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) ТКО, привести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Новочебоксарска в соответствие с требованиями названных норм права, в срок - в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с ТКО, при этом, установлено, что реестр мест (площадок) накопления ТКО сформирован и размещен на официальном сайте города Новочебоксарска. На бумажном носителе реестр мест (площадок) накопления ТКО в нарушение п. 12 Правил не ведется. Указанные на сайте данные не носят достаточного информативного характера. Так, в нарушение ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, п.п. 16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», не имеются конкретные сведения о площади контейнерной площадки, собственниках мест (площадок) накопления ТКО и об источниках образования ТКО, отсутствуют сведения об обновлении реестра в установленном законом порядке. Администрация должным образом не осуществляет соблюдение требований законодательства в сфере обращения с ТКО, нарушаются интересы жителей города Новочебоксарска в области охраны окружающей среды, что стало возможным в результате отсутствия контроля за работой подчиненных работников со стороны администрации, а также ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей работниками, ответственными за указанную область деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Воеводина У.А. поддержала доводы иска, сообщив дополнительно о том, что на дату разрешения спора в суде, указанные в иске нарушения не устранены, администрацией в прокуратуру представлен проект постановления «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и заявки на включение в реестр сведения о месте (площадке) накопления ТКО на территории города Новочебоксарска», однако данный реестр еще не прошел экспертизу, постановление не подписано, требуемые сведения (информация) не опубликованы в сети Интернет на сайте администрации, при этом, для недопущения нарушений названных в иске норм права у администрации было достаточно времени, что свидетельствует о бездействии администрации. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации города Новочебоксарска Лебедева Т.Н. не имела возражений на иск, сообщив о том, что администрация действительно в указанной части совершила упущение, в настоящее время реестр мест (площадок) накопления ТКО и заявки на включение в реестр сведений о месте (площадке) накопления ТКО на территории города сформированы, имеется проект постановления на их утверждение, документы направлены в прокуратуру города Новочебоксарска для получения заключения, после чего названное постановление будет утверждено и соответствующая информация (сведения) будет размещена на сайте города в сети «Интернет».
Другие участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились на заседание суда, заявлений (ходатайств) по существу спора не представили.
Исходя из сведений о направлении и вручении участникам процесса судебных извещений, размещении информации в свободном доступе в сети «Интернет», суд не усматривает препятствий в рассмотрении дела при данной явке лиц.
Изучив материалы дела, представленные доказательства, оценив их по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему выводу.
В ст. 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (п. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2).
В соответствии с частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (п. 1). Прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (п. 4).
По смыслу положений ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с положениями пункта 14 части 1 ст. 15 и пункта 24 части 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на соответствующих территориях.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО (пункт 18 части 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ). Указанный вопрос местного значения может быть закреплен за сельскими поселениями законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений (часть 3 ст. 14 Закона №131-ФЗ). Вопросы местного значения, предусмотренные для городских поселений и не отнесенные Законом №131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 ст. 14 Закона №131-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 17 Закона №131-ФЗ по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований по решению рассматриваемого вопроса местного значения установлены отраслевым федеральным законом - Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ).
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон №89-ФЗ внесен ряд существенных изменений. В частности, статья 8 Закона №89-ФЗ, определяющая полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, изложена в новой редакции. Данными изменениями устанавливаются пределы и формы участия органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий в области обращения с ТКО. При этом измененная редакция ст. 8 Закона №89-ФЗ вступила в силу с 1 января 2019 года.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления всех видов муниципальных образований (с учетом особенностей их исполнения на территории сельских поселений) отнесены создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Закона №89-ФЗ).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьей 13.4 Закона №89-ФЗ, согласно положениям которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). При этом места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 ст. 13.4 Закона №89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 ст. 13.4 Закона №89-ФЗ). Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В случае если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил).
Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке (пункты 15 - 19 Правил).
В соответствии с п. 12 Правил реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления ТКО.
Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а при их отсутствии - на официальном сайте соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ, для этого установлен срок - в течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО (пункт 13 Правил).
С учетом вышеуказанных правовых норм, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила есть исключения, когда в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.
В частности, при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (пункт 2 ст. 10 Закона №89-ФЗ).
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечивать управление многоквартирным домом (часть 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 года №290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Так, согласно пункту 26 (1) работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Органом прокуратуры города Новочебоксарска проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с ТКО, установлено, что реестр мест (площадок) накопления ТКО сформирован и размещен на официальном сайте города Новочебоксарска. На бумажном носителе указанный реестр в нарушение п. 12 Правил не ведется, кроме того, данные на сайте не носят достаточного информативного характера.
Так, в нарушение ст. 13.4 Закона №89-ФЗ, п.п. 16-19 Правил, не имеются конкретные сведения о площади контейнерной площадки, собственниках мест (площадок) накопления ТКО и об источниках образования ТКО, отсутствуют сведения об обновлении реестра в установленные законом сроки.
Согласно письма администрации, информация о расположении мест (площадок) накопления ТКО на схеме города Новочебоксарска, не являются полными (например, у дома по адресу: г. Новочебоксарск ул. Советская дом 45, расположены две площадки ТКО, однако сведения о них на схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО отсутствуют. Ряд данных, в том числе, сведения о площади контейнерной площадки, в данный реестр не включены.
Также, в нарушение п. 4 Правил, администрацией форма заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления ТКО не установлена.
Указанное представителем администрации не оспаривалось.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что администрацией не осуществляется должным образом соблюдение требований законодательства в сфере обращения с ТКО, чем безусловно нарушаются интересы граждан (жильцов) города Новочебоксарска в области охраны окружающей среды. Указанное свидетельствует о бездействии ответчика в данном направлении деятельности, что должно быть признано незаконным.
В ходе рассмотрения спора по существу, после предъявления настоящего иска прокурором, ответчик произвел ряд работ, о применении которых в целях устранения причин загрязнения окружающей среды просил прокурор, в частности администрацией разработаны реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории города Новочебоксарска, заявка на включение в реестр сведений о месте (площадке) накопления ТКО на территории города Новочебоксарска, подготовлен проект постановления администрации об утверждении указанных реестра и заявки, однако, на дату разрешения спора по существу указанные проекты не прошли соответствующую экспертизу, реестр и заявка не утверждены, соответственно не размещены в печатных средствах массовой информации в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов и на официальном сайте города Новочебоксарска в сети «Интернет», следовательно, требования настоящего искового заявления на данном этапе нельзя считать исполненным.
В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Подпунктом 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ установлено, что при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, оплачивается государственная пошлина, в том числе, организациями в размере 2000, 00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать незаконным бездействие администрации города Новочебоксарска в части отсутствия установленной администрацией формы заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) ТКО; в части ненадлежащего ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории города Новочебоксарска в нарушение требований статьи 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, п.п. 16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».
Обязать администрацию города Новочебоксарска установить форму заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) ТКО, привести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Новочебоксарска в соответствие с требованиями ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года №89-ФЗ, п.п. 16-19 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации города Новочебоксарска в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 2000, 00 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: судья Кириллова С.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 21 декабря 2020 года.