56RS0018-01-2018-007870-66
2а-2086/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 мая 2019 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,
при секретаре Халиулиной А.Р.,
с участием представителя административного истца -помощника прокурора г.Оренбурга Королькова С.Ю.,
представителя административного ответчика ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административные исковые заявления прокурора г.Оренбурга к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Центр-Экспертиз» о признании незаконными разрешений на строительство и положительных заключений экспертиз,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор города Оренбурга, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга о признании незаконными разрешений на строительство от 09 июля 2018 года и от 29 июня 2018 года многоквартирных домов ... и ...... выданных ООО «Статус-СЗ», и положительных заключений экспертизы от 09 июня 2018 года и от 29 июня 2018 года, выданных ООО «Центр Экспертиз». Прокурор полагает, что указанные разрешения на строительство выданы административным ответчиком в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при проектировании домов не соблюдены местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «город Оренбург», утвержденные решением Оренбургского городского совета от 28 февраля 2017 года ... (недостаточная обеспеченность автомобильными стоянками, мест для хранения автотранспорта), а также СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (недостаточное количество парковочных мест для инвалидов). Кроме того, разрешения выданы на строительство двадцатиэтажных домов, что не соответствует проекту планировки территории.
В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил свои требования, пояснил, что разрешения на строительство от 09 июля 2018 года и от 29 июня 2018 года выданы компетентным органом местного самоуправления департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, однако не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации ввиду следующего. Градостроительным планом земельного участка от 29.06.2018 года ... и от 08.06.2018 года ... установлено, что незастроенная часть земельного участка должна быть обеспечена необходимым набором объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с действующими градостроительными нормами и расчетными показателями (противопожарными проездами, площадками, подъездами, парковками, дорожками, зонами озеленения и пр.). Однако, проектной документацией не предусматривается размещение на свободной части земельного участка, предоставленного для строительства (границы землеотвода), спортивной площадки, площадки для игр детей, площадки для игр детей дошкольного и школьного возраста, гостевой парковки автомобилей, площадки для отдыха взрослого населения, зеленых насаждений, мусорных контейнеров, которыми также должна обеспечиваться незастроенная часть земельного участка. Положительные заключения экспертиз, выданные ООО «Центр Экспертиз», не соответствуют проектной документации, требованиям технических регламентов. Просит признать незаконными разрешения на строительство от 29.06.2018 года ... и от 09.07.2018 года ..., положительные заключения экспертизы от 29.06.2018 года ..., от 09.06.2018 года ..., выданные ООО «Центр Экспертиз».
Определением суда от 13 марта 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Центр Экспертиз».
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Оренбурга Корольков С.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая требования прокурора незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ООО «Центр Экспертиз» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 КАС РФ, требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (часть 1 названной нормы).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, предусмотрен частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включает, в том числе, и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (часть 7 статьи 51).
В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно ч.ч. 1, 11 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. «а» п. 3 Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272, негосударственная экспертиза проводится в случае, если имеется совокупность следующих обстоятельств: проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы является обязательным; проектная документация и инженерные изыскания выполнены в целях строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, которые не указаны в части 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ; застройщиком или техническим заказчиком (заявитель) принято решение о проведении негосударственной экспертизы.
Согласно п.п.1 ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. В случае, если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу. При проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, указанным в части 5 настоящей статьи и действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу (пункт 5.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с п.п.1 ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы проектной документации являются: оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, и проектной документации, указанной в части 3 настоящей статьи, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 настоящей статьи. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется.
Решением Оренбургского городского Совета от 18.02.2011 года ... утверждено Положение о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее- Положение).
В силу п. 2.3.1 Положения департамент градостроительства и земельных отношений администрации ... выдает разрешения на строительство на территории города Оренбурга (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами).
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению, проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям и выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче с указанием причин отказа.
Часть 13 указанной статьи обязывает уполномоченные органы отказывать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Судом установлено, что ООО «Статус-СЗ» обратилось в департамент градостроительства и земельных отношений администрации ... с пакетом документов для получения разрешений на строительство многоквартирных жилых домов ... по ... с приложением документов.
Для получения разрешений на строительство в порядке, предусмотренном п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ООО «Статус-СЗ» вместе с иными документами представило градостроительные планы земельных участков с кадастровым номером ... (... и с кадастровым номером ...
Анализ вышеперечисленных градостроительных планов позволяет сделать вывод о том, что при выдаче разрешения на строительство на основании представленных градостроительных планов департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга не выполнил возложенную на него обязанность проверки соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка исходя из следующего.
Проектная документация на вышеуказанные многоквартирные дома выполнена ООО ПСФ «Маштехпроект».
Из проектной документации ООО ПСФ «Маштехпроект» усматривается, что указанная проектная документация разработана в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности здания и сооружений ... – ФЗ, национальных стандартов и сводов правил; разработана в соответствии с Градостроительным планом земельного участка.
В свою очередь Градостроительный план земельного участка разработан в соответствии с проектом планировки и проектом межевания территории, утвержденным постановлением администрации города Оренбурга от 19.01.2018г. ... «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ...».
Как следует из приложения ... постановления администрации города Оренбурга от 19.01.2018г. ...... «схема чертежа планировки территории ..., площадью 15,7 га, с отображением границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства» на земельном участке с кадастровым номером ... планируется строительство многоквартирного жилого дома этажностью не более 17 этажей.
Указанные обстоятельства подтверждаются и приложением ... постановления администрации города Оренбурга от 19.01.2018г. ... из которого следует, что на территории проектирования предполагается выборочная реконструкция с застройкой участков, освободившихся после сноса ветхих построек, 12-17-этажными жилыми домами.
Как следует из оспариваемых разрешений на строительство, они выданы административным ответчиком на строительство 20-ти этажных жилых домов, что не соответствует градостроительным планам, утвержденным в соответствии с названными выше проектом планировки территории, поскольку, как указано выше, постановлением администрации города Оренбурга от 19.01.2018г. ... на месте предполагаемого строительства предусмотрено возведение 12, 14, 16-ти этажного дома, а также 17-ти этажного дома (приложение ...).
Следовательно, оспариваемые разрешения на строительство, выданные на основании представленной проектной документации, не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка.
Кроме того, согласно Градостроительному плану, разработанному на земельный участок с кадастровым номером ... земельный участок расположен в территориальной зоне Ж4- застройка домами смешанной этажностью в зоне выборочной реконструкции.
Зона предназначена для проживания населения в жилых образованиях (кварталах, комплексах), включающих как существующую, так и вновь размещаемую застройку различной этажности за счет изъятия (в том числе путем выкупа земельных участков) с последующим сносом существующих домов.
Обязательным условием такого размещения объектов капитального строительства является предшествующая градостроительная подготовка территории с разработкой проекта планировки, учитывающего размещение необходимого набора объектов коммунального, транспортной, социальной инфраструктур в соответствии с действующими градостроительными нормами и расчетными показателями.
Такие же условия содержит и Градостроительный план, разработанный на земельный участок с кадастровым номером ...
Между тем, представленные в материалы дела проектные документации не предусматривают размещение на свободных частях земельных участков, предоставленных для строительства, спортивной площадки, площадки для игр детей, площадки для игр детей дошкольного и школьного возраста, гостевой парковки автомобилей, площадки для отдыха взрослого населения, зеленых насаждений, мусорных контейнеров, которыми также должна обеспечиваться незастроенная часть земельного участка.
Согласно абзацу 2 пункту 7.6 СП 42.13330.2011 (актуализированы как СП 42.13330.2016) плотность застройки жилых зон должна быть не выше предельно допустимых значений застройки и коэффициента плотности застройки, которые приведены в приложении Г.
При этом, согласно приложению Г:
-коэффициент застройки не более 0,4, реконструкции не более 0,6;
-коэффициент плотности застройки не более 1,2, для реконструкции не более 1,6.
Между тем в проектной документации дома по ... коэффициент застройки составляет 0,3, а коэффициент плотности застройки -4,2.
Таким образом, коэффициент плотности застройки и коэффициент застройки превышены.
Кроме того, в проекте нарушены градостроительные требования о размещении на выделенном земельном участке площадок для взрослых и детей, парковочных мест.
Как следует из представленной проектной документации, предполагается размещение парковочных мест, физкультурно- спортивной зоны, площадки для отдыха взрослых, игровой площадки для детей за пределами земельного участка, то есть на участке, не отведенном для указанных целей в установленном законом порядке.
Кроме того, в соответствии с п.1.3.2 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «город Оренбург», утвержденных Решением Оренбургского городского Совета, расчетные показатели обеспеченности объектов автомобильными стоянками: для многоквартирных домов - 1 машино-место на 80 квадратных метров общей площади квартир; для офисов - 1 машино-место на 5 работников в максимальную смену, а также 1 машино-место на 10 единовременных посетителей при их максимальном количестве.
В соответствии с п. 2.3.2.2 Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «город Оренбург», в границах земельного участка допускается размещение количества мест не менее 25% от необходимых мест для хранения автотранспорта.
Так, для многоквартирного жилого дома по ... количество парковочных мест, согласно нормативным показателям, составляет на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0405002:1284 - 120 мест, из них исключительно на участке дома -30 мест.
В нарушение указанного требования проектная документация предусматривает размещение в границах землеотвода девяти парковочных мест для автомобилей, в соответствии с п. 5.2 СП 59.13330.2016 количество парковочных мест для инвалидов составляет 6 машино-мест.
Согласно проектной документации многоквартирного дома по ... коэффициент застройки составляет 0,48, а коэффициент плотности застройки -4,68.
Таким образом, коэффициент плотности застройки и коэффициент застройки также превышены.
Аналогично вышесказанному имеются нарушения градостроительных требований в проектной документации в части расположения площадок для взрослых и детей, парковочных мест, площадок для мусорных контейнеров, гостевой парковки автомобилей, площадки для занятия физкультурой, которые располагаются за пределами земельного участка.
Расчетные показатели обеспеченности объектов автомобильными стоянками также нарушены: количество парковочных мест, согласно нормативным показателям, составляет на указанном земельном участке 116 мест, из них исключительно на участке дома минимум 29 мест.
Однако, проектная документация предусматривает в границах землеотвода 9 парковочных мест для автомобилей, в соответствии с п.5.2 СП 59.13330.2016, количество мест для инвалидов составляет 7 машино-мест.
При этом, указанная проектная документация, выполненная ООО ПСФ «Маштехпроект», получила положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, выполненные ООО «Центр Экспертиз».
Однако, положительные заключения экспертиз нельзя признать обоснованными в виду следующего.
Предметом негосударственной экспертизы является оценка ее соответствия техническим регламентам, результатам инженерных изысканий, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам, заданию на проектирование, заданию на проведение инженерных изысканий.
Вышеизложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о соответствии представленной на экспертизу проектной документации, выполненной ООО ПСФ «Маштехпроект», техническим регламентам, градостроительным регламентам, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам.
Следовательно, положительные заключения экспертизы являются необоснованными, так как проектные решения строящихся домов (проектная документация) не соответствуют нормативным требованиям, поскольку элементы благоустройства расположены за пределами отведенного земельного участка; жилые дома ... и ...... не обеспечиваются необходимыми парковочными местами для постоянного и временного хранения автотранспорта, граница благоустройства территории выходит за границы отведенного для строительства земельного участка, занимая территорию общего пользования, на территории общего пользования запроектированы парковки, мусорные контейнеры, игровые площадки.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административный ответчик департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга не представил суду достаточных и убедительных доказательств соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и как следствие, законности оспариваемых разрешений на строительство.
Административный ответчик ООО «Центр экспертиз» в нарушение обязанности по доказыванию, возложенной указанной статьей КАС РФ, не представил суду доказательств соответствия представленных на экспертизу проектных документаций требованиям технических регламентов, градостроительных регламентов, градостроительному плану земельного участка, национальным стандартам.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено несоответствие проектной документации градостроительному плану земельного участка, то оснований считать, что департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга выполнена обязанность по проверке представленных ООО «Статус-СЗ» документов, в том числе проектных документаций, на их соответствие градостроительному плану земельного участка, не имеется.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по настоящему делу имеется совокупность условий, являющихся основанием для удовлетворения требований административного истца, так как оспариваемые решения нарушают права и свободы граждан, а также не соответствуют закону.
В связи с недействительностью положительных заключений экспертизы проектных документаций многоэтажных жилых домов ... по ..., суд находит, что имеются основания и для признания недействительными разрешений на строительство указанных многоэтажных жилых домов, поскольку согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ положительное заключение экспертизы проектной документации является обязательным документом для получения разрешения на строительство. Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных ч. 7 данной статьи, или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является в соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Ввиду того, что положительные заключения негосударственной экспертизы проектной документации ... от 09.06.2018 года и ... от 29.06.2018 года, выданные обществом с ограниченной ответственностью «Центр-Экспертиз», судом признаны недействительными, соответственно следует считать, что оспариваемые разрешения на строительство выданы при отсутствии надлежащего заключения негосударственной экспертизы проектной документации, поэтому данные разрешения также следует признать недействительными, как выданные с нарушением ч. 7, 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, суд выносит решение об удовлетворении административных исков в части заявленных требований о признании незаконными (недействительными) положительных заключений негосударственной экспертизы проектной документации, незаконными (недействительными) разрешений на строительство.
Срок обжалования разрешений на строительство и положительных заключений экспертиз административным истцом не пропущен.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что прокурор не обладает в данном случае административной процессуальной дееспособностью на обращение в суд с настоящим иском, суд находит несостоятельными.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4) гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Прокурор, в силу правового регулирования, закрепленного в части 1 статьи 39 КАС РФ, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, предъявленными в защиту интересов неопределенного круга лиц, прокурор указывал на то, что нарушения, допущенные при проектировании многоквартирных жилых домов, приводят к ухудшению условий жизнедеятельности жителей г.Оренбурга, нарушают их права на благоприятную окружающую среду, строительство осуществляется на основании проектной документации, не имеющей надлежащего положительного заключения, не соответствует требованиям действующего законодательства.
С доводами прокурора суд соглашается, следовательно, считает, что прокурор в данном случае обладает административной процессуальной дееспособностью.
Довод заинтересованного лица о нарушении административным истцом порядка оспаривания экспертного заключения суд находит несостоятельным в виду следующего.
Порядок организации и проведения негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства установлен Положением об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 г. № 272, а также Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145, где указано, что процедура проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение, выдача заявителю и обжалование, а также открытие и ведение дел негосударственной экспертизы, ведение реестра выданных экспертных заключений и предоставление сведений из указанного реестра, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Порядок обжалования экспертизы закреплен также в ч. 12 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Анализ вышеприведенных Положений и Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что негосударственная экспертиза является услугой, оказываемой коммерческой организацией, имеющей соответствующую аккредитацию, застройщику - другой коммерческой организации, осуществляется на основании договора между заявителем и экспертной организацией, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.3 ч.11 ст.60 Градостроительного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения или повреждения многоквартирного дома, его части, нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирного дома, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. В случае, если указанный вред причинен вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, солидарно с техническим заказчиком, лицом, выполнившим работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, вследствие недостатков которых причинен вред, ответственность несет организация, которая провела государственную экспертизу проектной документации или негосударственную экспертизу проектной документации, если вред причинен в результате несоответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса, и (или) результатам инженерных изысканий и имеется положительное заключение государственной экспертизы проектной документации или положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Поскольку экспертиза предоставляется в целях последующего получения разрешения на строительство, а последнее, в свою очередь, подтверждает проведение проверки проектной документации на предмет соответствия требованиям, установленным градостроительным регламентом, проекту планировки территории и проекту межевания территории, следовательно, организация, которая провела негосударственную экспертизу проектной документации, в данном случае ООО «Центр экспертиз», несет ответственность за свое экспертное заключение в установленном законом порядке, включая гражданско-правовую ответственность.
Правом обжаловать заключение негосударственной экспертизы проектной документации обладает закрытый перечень лиц - застройщик, технический заказчик или уполномоченные ими лица. Компетентным органом, уполномоченным рассматривать жалобу, является специально созданная экспертная комиссия, решение которой, оформленное протоколом, может быть обжаловано в судебном порядке.
Между тем, положительное заключение негосударственной экспертизы не является правовым актом органа государственной власти или решением саморегулируемой организации, не возлагает на лиц, не являющихся сторонами гражданско-правового договора, на основании которого она была проведена, каких-либо обязанностей и не влечет для них иных правовых последствий до того момента, пока на основании него не будет выдано уполномоченным органом государственной власти разрешение на строительство, которое может быть обжаловано любыми заинтересованными лицами в порядке административного судопроизводства.
Поскольку оспариваемые разрешения на строительство выданы на основании положительных заключений экспертиз, и как установлено судом, затрагивают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых выступает прокурор г.Оренбурга, суд полагает, что заявленные прокурором требования о признании недействительным положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации на строительство подлежат рассмотрению судом в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, одновременно с требованиями об оспаривании самих разрешений на строительство.
Руководствуясь статьями 175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые заявления прокурора г.Оренбурга к департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, обществу с ограниченной ответственностью «Центр-Экспертиз» о признании незаконными разрешений на строительство и положительных заключений экспертиз удовлетворить.
Признать незаконными разрешение на строительство ... от 09.07.2018 года, разрешение на строительство ... от 29.06.2018 года, выданные департаментом градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, положительные заключения экспертиз ... от 09.06.2018 года и ... от 29.06.2018 года, выданные обществом с ограниченной ответственностью «Центр-Экспертиз».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.А.Пименова
Мотивированное решение изготовлено: 17 мая 2019 года.
Судья: подпись О.А. Пименова
Копия верна. Судья:
Секретарь: