РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 сентября 2018 года г.Рязань
Советский районный суд г.Рязани в составе
председательствующего судьи Горбатенко Е.Ю.,
при секретаре Полуэктовой А.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области - ФИО3, действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Рязани о признании незаконными действий (решения) администрации г.Рязани по выдаче градостроительного плана,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Рязани о признании незаконными действий (решения) администрации г.Рязани по выдаче градостроительного плана.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>), категория земель: земли населенных пунктов; категория земель: для строительства индивидуального жилого дома. ФИО1 обратился в администрацию г.Рязани с заявлением о выдаче градостроительного плана. 16.04.2018 года административному истцу выдан градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №. Однако, в представленном градостроительном плане содержится не достоверная, не соответствующая источникам информация, а именно: в п. 2 (Информация о градостроительном регламенте либо требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который градостроительный регламент не распространяется или для которого действие градостроительного регламента не устанавливается), указано, что земельный участок расположен в территориальной зоне <данные изъяты> Зона общественно-жилой застройки». Установлен градостроительный регламент; в п.2.3 (Предельные (минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные градостроительным регламентом для территориальной зоны в которой расположен земельный участок) в таблице п.5 (предельное количество этажей и (или) предельная высота зданий, строений, сооружений указано 15 метров. Указанный ответ обусловлен письмом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от 12 апреля 2018 года, которая указала, что принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером № расположен в заповедной зоне древнего ядра и исторической части Рязани, в зоне регулирования застройки, установленных проектом зон охраны, а также границах территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада в <данные изъяты> отнесенный к выявленным объектам культурного наследия Приказом министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 года №. В заповедном районе допускается строительство всех видов с регламентированием согласно режиму зон регулирования застройки. При регламентировании застройки и реконструкции в заповедном районе необходимо предусматривать сохранение исторических ценных элементов и обеспечения гармоничного сочетания архитектурно-художественных форм новых зданий и сооружений с окружающей средой. Осуществление строительства на земельном участке с кадастровым номером № возможно при условии гармоничного сочетания архитектурно-художественной формы нового здания с окружающей средой с предельно-допустимой высотой строительства 15 метров. Истец считает действия администрации г.Рязани по выдаче градостроительного плана № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, включающего недостоверную, не соответствующую источникам информацию является незаконным, нарушает права и законные интересы ФИО1 на строительства жилого дома на земельном участке и получение градостроительного плана, содержащего достоверную информацию. В соответствии с Правилами землепользования и застройки в г.Рязани, утвержденными решением Рязанской городской Думы от 11.12.2008 года, принадлежащий истцу земельный участок расположен в территориальной зоне <данные изъяты> (зона общественной жилой застройки). В самом градостроительном плане имеется фрагмент проекта «Рязань. Центр города. Зона охраны памятников истории и культуры», утвержденного решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 года №, где в месте расположения земельного участка указана высотность 15-30 метров. В указанном месте располагаются здания высотностью около 30 метров, поэтому в градостроительном плане следовало указать высотность, соответствующую схеме расположения 15-30 метров.
Административный истец просил признать незаконными действия администрации г.Рязани от 16.04.2018 года по выдаче градостроительного плана № земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>), площадью <данные изъяты> кв.м, содержащего недостоверную, несоответствующую источникам информацию в соответствии с градостроительным регламентом для территориальной зоны <данные изъяты> предусмотренной Правилами землепользования и застройки в г.Рязани и указав допустимую высотность 15-30 метров.
дд.мм.гггг. к участию в деле в порядке ст.47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области.
В судебное заседание административный истец ФИО1 будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, о причинах неявки не сообщила, направила в суд своего представителя ФИО2
Представитель административного истица ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования в первоначальной редакции поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г.Рязани в судебное заседание не явился, предоставив суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области ФИО6 против удовлетворения административного иска возражал, пояснив, что принадлежащий административному истцу земельный участок находится в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада в <адрес> отнесенный к выявленным объектам культурного наследия Приказом министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 года №. Согласно проекта «Рязань. Центр города. Зона охраны памятников истории и культуры», утвержденного решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 года №, в месте расположения земельного участка указана высотность 15-30 метров. Между тем, высотность до 30 метров установлена для уже существующих строений. Кроме того, спорный земельный участок, находится в зоне регулирования застройки памятника местного значения «Вознесенская церковь», отнесенного к памятникам местного значения Постановлением главы администрации Рязанской области от 05 августа 1997 года «Об утверждении списка памятников истории и культуры, подлежащих охране, как памятники местного значения».
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, а также факт соблюдения срока обращения в суд (ст. ст. 62, 226 КАС РФ).
В силу ст. 226 КАС РФ суд проверяет законность оспариваемых актов в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет юридически значимые обстоятельства, в полном объеме.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>), категория земель: земли населенных пунктов; категория земель: для строительства индивидуального жилого дома.
ФИО1 обратился в администрацию г.Рязани с заявлением о выдаче градостроительного плана. 16.04.2018 года административному истцу выдан градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №
В п.2.2.2 градостроительного плана данного земельного участка указано на предельную высоту зданий, строений и сооружений 15 м.
В п. 5 (Информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий) указано, что земельный участок расположен в зоне выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада в <данные изъяты>», площадь земельного участка, покрываемая зоной с особыми условиями составляет <данные изъяты> кв.м. Ограничения прав на хземельный участок, предусмотренные ст. 5.1 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры Российской Федерации», а в п. 6 (Информация о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон) - «Зона выявленных объектов археологического наследия Рязанской области «Культурный слоя острога и посада Переяславль Рязанский».
Давая оценку законности вынесенного администрацией города Рязани постановления по утверждению градостроительного плана, в котором отражена указанная информация, которое оспорено административным истцом в суде в пределах установленного законом срока, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ, ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии обязательного соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка, выдается градостроительный план земельного участка, за получением которого правообладатель обращается с заявлением в орган местного самоуправления (ст. 57.3 ГрК РФ).
Согласно ч.2 ст. 57.3 ГрК РФ, источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу вышеприведенных положений, градостроительный план земельного участка по сути представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и об имеющихся в отношении его строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен участок.
В соответствии с п.10 ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Преамбулой к Федеральному Закону "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ (далее - Закон об объектах культурного наследия) определено, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия, разработанными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно сведениям, содержащимся в градостроительном плане со ссылкой на Генеральный план города Рязани, принадлежащий ФИО1 земельный участок расположен в в зоне выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой острога и посада в <данные изъяты>», отнесенного к выявленным объектам культурного наследия приказом Министерства культуры и туризма Рязанской области от 24.04.2013 года №.
Эти сведения административным истцом не оспариваются и кроме того, подтверждены графической и текстовой частью "Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани", утвержденного решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета народных депутатов от 09.10.1986 года №.
В частности, согласно данному Проекту, центр Рязани - исторически сложившийся единый градостроительный и историко-культурный памятник России составляет древнее ядро города XI - XVII вв., архитектурно-ландшафтный комплекс Кремль - Заповедный Луг в окской пойме, исторически сложившаяся характерная городская среда, включающая фрагменты различных периодов развития города XII - XIII - нач. XX вв., фрагменты планировочной структуры: улицы, площади, кварталы характерной застройки XII - XIII вв., XIV - XVII - XVIII, XIX - нач. XX вв., здания и сооружения, представляющие историко-градостроительную, архитектурную, мемориальную ценность, целостные фрагменты застройки "Деревянная Рязань" и другие объекты.
При этом Проектом особенно отмечено, что судьба "деревянной Рязани" решается созданием так называемых этнографических (или заповедных) зон, например, <данные изъяты> домов, составляющих застройку улицы, интересны в архитектурно-художественном отношении, несмотря на ветхость и утрату многих архитектурных деталей (раздел "Зоны охраны памятников истории и культуры г. Рязани" Проекта).
Согласно 2.6 Проекта, под заповедным районом (зоной) понимается территория, содержащая наибольшую концентрацию памятников или комплекс памятников и окружающую их среду, представляющая единое композиционное либо историческое целое, например историческое ядро города, относительно хорошо сохранявшийся исторический район.
Заповедный район (зона) обеспечивает сохранение определенной части города как исторически сложившегося комплекса, в том числе ее планировочной структуры, характера застройки, ландшафта, гармоничное оптимальное сочетание архитектурно-художественных норм новых зданий с окружающей средой, а также регулирование работ по реставрации исторической застройки и комплексное благоустройство зоны с учетом улучшения жилищных и трудовых условий, организацию благоприятного восприятия и ознакомления с находящимися в этой зоне культурно-историческими ценностями (п.2.7, п.4.44 Проекта).
В заповедном районе (зоне) обязательно выделяются охранные зоны памятников, их групп и комплексов, территории регулирования застройки (п.2.8 Проекта).
В заповедном районе допускается строительство всех видов с регламентированием согласно режиму зон регулирования застройки. При регламентировании застройки и реконструкции в заповедном районе необходимо предусматривать сохранение исторически ценных элементов и обеспечение гармоничного сочетания архитектурно-художественных форм новых зданий и сооружений с окружающей средой. В каждом конкретном случае эти положения могут быть уточнены в зависимости от вида заповедника (п.4.45 Проекта).
Режим заповедного района (зоны) в целом включает режим охранных зон памятников - единичных и групповых и дифференцированный по отдельным участкам, режим зон регулирования застройки (п.2.8 Проекта).
Все эти зоны устанавливаются в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства (Раздел "Состав и назначение зон охраны памятников истории и культуры" Проекта).
При этом под зоной регулирования застройки пунктом 2.5 Проекта понимается территория, прилегающая к охранной зоне памятника, обеспечивающая сохранение и восстановление, если возможно, исторически сложившейся среды - системы планировки, характера архитектурного или природного окружения и взаимосвязей памятника и окружения, значения его и сооружения, участвующего в формировании архитектурного облика населенного пункта, и для обеспечения гармонического единства новой застройки и исторически сложившейся.
Судом установлено, графической и текстовой частью "Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани", письменными сведениями Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области в общем и пояснениями в судебном заседании представителя заинтересованного лица Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области - ФИО6, в частности, подтверждено, что спорный земельный участок, находится, кроме того, в зоне регулирования застройки памятника местного значения Вознесенская церковь, дд.мм.гггг. постройки, расположенного по адресу: <адрес>, внесенного в список памятников истории и культуры по решению Исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся от дд.мм.гггг. №, зарегистрированного в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Министерства культуры РФ от 16.12.2016 года №, и также входящего в состав заповедной зоны древнего ядра и исторической части Рязани.
Согласно п.2.5 Проекта, в зонах регулирования застройки регламентируются все виды строительства: планировка и строительство зданий, строительство инженерных сооружений, технического оборудования, благоустройство и озеленение территории.
Вместе с тем, согласно п.4.37 Проекта зон охраны памятников истории и культуры г. Рязани строительство всех видов в зоне регулирования застройки регламентируется по функциональному назначению, по высоте и протяженности зданий, по композиции застройки, характеру озеленения, приемам благоустройства и по другим показателям, которые устанавливаются для каждой конкретной ситуации в описании режима использования зоны.
Отдельные участки территории зоны регулирования застройки могут различаться и характером регулирования, зависящим от расположения участка по отношению к памятникам, от историко-архитектурной ценности памятников и их городской, сельской или природной среды, от значения памятников в формировании этой среды ( п.4.41 Проекта).
В частности, п.п. "а" п.4.41 регламентировано, что на территории, непосредственно прилегающей к охранным зонам памятников, а также на участках с исторически ценной планировкой и застройкой новое строительство регулируется со строгим соблюдением соразмерности новых зданий, сооружений и насаждений с памятниками и их исторической средой, наиболее целесообразно придерживаться размеров зданий, регламентированных и сложившихся в годы наиболее активного строительства основных памятников.
Из пояснений представителя заинтересованного лица ФИО3 следует, что Согласно Проекту «Рязань. Центр города. Зона охраны памятников истории и культуры», утвержденного решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 года №, в месте расположения земельного участка указана высотность 15-30 метров, между тем, высотность, превышающая 15 метров указана с целью узаконить уже существующие строения, при этом, допустимая высотность нового строения не должна превышать 15 метров, так как большая высотность может привести к закрытию обзора на памятник культуры. Кроме того, в непосредственной близости от принадлежащего административному истцу земельного участка, на <данные изъяты>, находятся малоэтажные, высотой до 10м жилые дома, относящиеся к заповедной зоне - "Деревянная Рязань", также включенные в список памятников истории и культуры г.Рязани на основании постановления Главы администрации г.Рязани от 05.08.1997 года № и числящиеся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании приказов Министерства культуры РФ от 16.01.2017 года.
В силу п.4.40 Проекта в зоне регулирования застройки не допускается закрывать памятники зданиями и насаждениями со стороны обзора.
При таких обстоятельствах суд полагает, что указание в градостроительном плане спорного земельного участка на его нахождение, согласно проекту «Рязань. Центр города, Зона охраны памятников истории и культуры», утвержденному решением Рязанского облисполкома от 09.10.1986 г. №, в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, с ограничением по предельной высоте вновь возводимых объектов капитального строительства 15 м полностью соответствует требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела, исходя из исторически сложившейся застройки центральной части <данные изъяты> с учетом нахождения на ней памятников культуры.
Доводы представителя административного истца о нахождении на <данные изъяты> объектов с большей высотностью, чем 30 м, документально не подтверждены, и собственно отношения к рассматриваемому спору не имеют, кроме того, сведений о соблюдении или не соблюдении при возведении данных объектов норм и правил, о времени постройки данных объектов суду не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 172-180, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации г.Рязани о признании незаконными действий администрации г.Рязани по выдаче градостроительного плана № земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, содержащего недостоверную, не соответствующую источникам информацию о том, что допустимая высота здания не может превышать 15 метров, обязав администрацию г.Рязани выдать градостроительный план № земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, содержащий информацию в соответствии с градостроительным регламентом территориальной зоны <данные изъяты>, предусмотренный Правилами землепользования и застройки г.Рязани, указав допустимую высотность 15-30 м отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Судья