ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2087/18 от 28.12.2018 Ленинскогого районного суда (Республика Крым)

Дело №2а-2087/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Цветкова А. Я.,

при секретаре Султановой А. Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Петрова Анатолия Михайловича к Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании незаконными решений и возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Петров А. М. обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с административным иском к ответчику, в котором с учетом уточнения исковых требований, просит признать незаконными постановления Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 178 от 29.06.2018 г. и № 338 от 21.11.2018 г., которыми Петрову А. М. отказано в передаче земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок в собственность и просит обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о передаче Петрову А. М. в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1268 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что решением Мысовского сельского совета Ленинского района АРК № 399 от 16.12.2009 г., редакция которого была изменена решением Мысовского сельского совета Ленинского района АРК № 427 от 30.12.2011 г., Петрову А. М. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,1317 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, с сохранением категории земель – земли сельскохозяйственного назначения из земель не предоставленных в собственность или в пользование в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Украины, однако оформление участка не было завершено по независящим от истца причинам. Административным истцом получен Межевой план и кадастровый паспорт данного земельного участка. В 2018 году истец, действуя согласно законодательству Республики Крым, дважды обращался в порядке завершения оформления права на земельный участок к административному ответчику, однако оспариваемыми постановлениями административный ответчик незаконно отказал административному истцу в удовлетворении его заявлений о передаче участка в собственность, ссылаясь на несоответствие местоположения испрашиваемого земельного участка генеральному плану с. Мысовое, совмещенному с проектом детальной планировки с. Мысовое. Поскольку истец имеет право на получение испрашиваемого земельного участка в собственность на основании ранее принятого решения в порядке процедуры завершения оформления права на земельный участок, считает решения административного ответчика незаконными, просит суд признать их незаконными и обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление о передаче испрашиваемого земельного участка в собственность.

Административный истец Петров А. М. и его представитель по доверенности Струкова А. О. в судебное заседание не явились, подали заявления, в которых просили рассмотреть дело без их участия, в судебном заседании, состоявшемся 24.12.2018 г., на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в административном иске, уточнении административного иска и письменных пояснениях.

Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, был уведомлен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика на усмотрение суда, а также письменные возражения с приложением копий документов (л.д.64,65-84).

На основании ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся, надлежаще извещенных лиц.

Исследовав материалы дела, суд отмечает следующее.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Часть 9 указанной статьи предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что решением Мысовского сельского совета Ленинского района АРК № 399 от 16.12.2009 г., редакция которого была изменена решением Мысовского сельского совета Ленинского района АРК № 427 от 30.12.2011 г., Петрову А. М. разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,1317 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, с сохранением категории земель – земли сельскохозяйственного назначения из земель не предоставленных в собственность или в пользование в соответствии со ст. 19 Земельного кодекса Украины (л.д.8-9,69-70).

Вместе с тем, оформление участка не было завершено по независящим от истца причинам. Административным истцом получен Межевой план и кадастровый паспорт на земельный участок площадью 1268 кв.м., кадастровый , а также данному земельному участку изменен почтовый адрес и присвоен адрес: <адрес> (л.д.10-15,76-80,114-115).

Из письменных справки Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым следует, что указанные решения Мысовского сельского совета Ленинского района АРК являются актуальными (л.д.96).

На основании поданного 08.06.2018 г. Петровым А. М. заявления в порядке завершения оформления права на земельный участок и приложенных к ним документов, административным ответчиком было получено сообщение Главы Администрации № 585/01-16 от 07.06.2018 года о том, что местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствует Генеральному плану с. Мысовое, совмещенному с Проектом детальной планировки с. Мысовое, утвержденным решением Мысовского сельского совета от 28.08.1992 года (л.д.72-73,75).

На основании данного сообщения постановлением Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 178 от 29.06.2018 г. Петрову А. М. отказано в передаче земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок в собственность, так как местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствует генеральному плану с. Мысовое, совмещенному с проектом детальной планировки с. Мысовое (л.д.16,74).

Суд обращает внимание на тот факт, что сообщение Главы Администрации № 585/01-16 от 07.06.2018 года содержит фрагмент из Проекта планировки и застройки с. Ильичево, а не с. Мысовое (л.д.75-оборотная сторона).

В дальнейшем, после утверждения Генерального плана муниципального образования Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым решением Ленинского районного совета Республики Крым от 28.09.2018 г. № 695-62/1, Петров А. М. 16.10.2018 г. повторно обратился к административному ответчику с заявлением о передаче ему в порядке завершения оформления права на земельный участок в собственность испрашиваемого участка (л.д.67-68).

Постановлением Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 338 от 21.11.2018 г. Петрову А. М. отказано в передаче земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок в собственность, так как вид разрешенного использования земельного участка не соответствует Генеральному плану муниципального образования Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, утвержденному решением Ленинского районного совета Республики Крым от 28.09.2018 г. № 695-62/1, так как расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (л.д.97).

При этом административным ответчиком не представлено суду сообщение Главы Администрации № 01-40/1040 от 05.11.2018 года, на который имеется ссылка в постановлении № 338 от 21.11.2018 г.

Согласно ст. 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» №38-ЗРК от 31.07.2014 года завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется на основании: - действующих решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года; - договоров на разработку документации по землеустройству, заключенных до 21 марта 2014 года с разработчиками документации по землеустройству, в том числе на основании молчаливого согласия органа местного самоуправления, органа исполнительной власти. Предоставление вышеуказанных земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на условиях бесплатного предоставления, предоставления за плату или предоставления в аренду. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

В соответствии с ч. 6 ст. 13 данного Закона основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Согласно п. 5-8 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года №313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктами 9-12 данного Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение: 1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона; 2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов. Органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение двадцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, документации по планировке территории, градостроительной документации. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» №38-ЗРК от 31.07.2014 года.

Суд отмечает, что постановлением Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 178 от 29.06.2018 г. Петрову А. М. отказано в передаче земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок в собственность, так как местоположение испрашиваемого земельного участка не соответствует генеральному плану с. Мысовое, совмещенному с проектом детальной планировки с. Мысовое, со ссылкой на сообщение Главы Администрации № 585/01-16 от 07.06.2018 года, которое содержит фрагмент из Проекта планировки и застройки с. Ильичево, а не с. Мысовое (л.д.75-оборотная сторона).

Кроме того, испрашиваемый земельный участок согласно решению Мысовского сельского совета Ленинского района АРК № 427 от 30.12.2011 г., сохранена категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, а не для индивидуального жилищного строительства, поэтому отказ не может быть мотивирован несоответствием места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории, так как земельный участок испрашивается не для строительства, а для ведения подсобного хозяйства (сельскохозяйственное использование).

Таким образом, постановление Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 178 от 29.06.2018 г. является незаконным.

Отказ в передаче земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок в собственность Петрову А. М., оформленный Постановлением Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 338 от 21.11.2018 г., ввиду того, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует Генеральному плану муниципального образования Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, утвержденному решением Ленинского районного совета Республики Крым от 28.09.2018 г. № 695-62/1, так как расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, суд также не может признать законным, так как согласно решению Мысовского сельского совета Ленинского района АРК № 427 от 30.12.2011 г., испрашиваемый земельный участок имеет категорию – земли сельскохозяйственного назначения, и не используется для индивидуального жилищного строительства, а административным ответчиком не представлено суду решение об изменении категории данного земельного участка.

Кроме того, постановлением Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 131 от 26.07.2016 г. испрашиваемому земельному участку также определен вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование (л.д.62).

Поскольку административным ответчиком в нарушение ст. 62 КАС РФ не представлено суду никаких убедительных доказательств обоснованности принятых им оспариваемый решений, суд приходит к убеждению, что обжалуемые решения ответчика являются незаконными, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд находит возможным восстановить нарушенные права истца путем возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Петрова А. М. о передаче бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка.

Таким образом, поскольку ответчиком не доказана правомерность принятых им оспариваемых решений, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Требований относительно возмещения судебных расходов административным истцом и его представителем при подаче административного искового заявления и в ходе судебного заседания заявлено не было.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Петрова Анатолия Михайловича удовлетворить.

Признать незаконными постановление Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 178 от 29.06.2018 г. и постановление Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым № 338 от 21.11.2018 г.

Обязать Администрацию Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым повторно рассмотреть заявление Петрова Анатолия Михайловича о передаче в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1268 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 28.12.2018 г.

Судья А. Я. Цветков