ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2087/19 от 30.04.2019 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-2087/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермского края 30 апреля 2019 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Пономаревой Л.В.,

при секретаре Луковниковой К.С.,

с участием административных истцов Канзибаевой И.Н., Канзибаева В.Ф,.

представителя административных истцов Котельникова В.С.,

представителя административного ответчика Власовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Канзибаева В. Ф., Канзибаевой И. Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, к Администрации города Кунгура Пермского края об оспаривании бездействия и возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Канзибаев В.Ф., Канзибаева И.Н. обратились в суд с иском к администрации города Кунгура об оспаривании бездействия и возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка.

В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они и их дети являются собственниками <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (каждый по ? доле). В соответствии с постановлением администрации г.Кунгура от 05.10.2016 № 783 многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, собственники данного дома должны быть отселены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а сам дом снесен собственниками до ДД.ММ.ГГГГ. Административные истцы, как собственники жилого помещения, не намерены осуществлять снос вышеуказанного многоквартирного жилого дома, о чем ДД.ММ.ГГГГ уведомили администрацию г.Кунгура Пермского края в письменной форме. Снос многоквартирного жилого дома фактически не возможен без изъятия земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. В связи с тем, что предоставленный собственникам помещений многоквартирный дом по адресу: <адрес> срок для сноса дома истек ДД.ММ.ГГГГ, аварийный дом собственниками квартир не снесен, исходя из приведенных норм ЖК РФ, ЗК РФ, правовой позиции Верховного Суда РФ, орган местного самоуправления обязан в соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ принять меры к изъятию земельного участка. Однако, администрацией <адрес> в нарушение указанных требований законодательства, земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> для муниципальных нужд не изъят, следовательно процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ не начата. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления, признав дом аварийным и подлежащим сносу, не осуществил в установленные им же сроки необходимых действий. В связи с эти, истцы полагают, что имеется незаконное бездействие со стороны администрации <адрес>.

В судебном заседании административные истцы, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административных истцов Котельников В.С. исковые требования и доводы административных истцов поддержал.

Представитель административного ответчика Власова О.В. в судебном заседании иск не признала, по доводами, изложенным в письменном отзыве. Считает доводы истцов необоснованными, поскольку срок проведения процедуры выкупа жилого помещения, находящегося в аварийном доме, законом не предусмотрен, вывод о нарушении прав истцов бездействием ответчика при изложенных обстоятельствах исключается, кроме того прошел небольшой промежуток времени с момента истечения срока и обращения в суд, бюджетных средств на мероприятие по изъятию земельного участка, снос дома, выкуп квартир, запланировано не было. Процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ, достаточно длительная и не может осуществляться за короткий промежуток времени ( л.д.40-44).

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные сторонами письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Согласно п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, следует, что оценка соответствия многоквартирного дома установленным требованиям проводится комиссией.

В соответствии с абз. 7 п. 7 Положения № 47 решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В силу п. 49 Положения № 47 орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Судом установлено:

ФИО2, ФИО1 являются детьми Канзибаева В.Ф., Канзибаевой И.Н., что следует из свидетельств о рождении и об установлении отцовства (л.д.6,7,8).

Канзибаев В.Ф., Канзибаева И.Н., ФИО2, ФИО1 являются собственниками <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м в многоквартирном доме по адресу: <адрес> (каждый по ? доле) и земельного участка по этому же адресу (общая долевая собственность, доля в праве пропорционально площади занимаемого помещения ) (л.д.9,10-11).

Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного межведомственной комиссией, процент износа жилого многоквартирного дома по адресу <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составляет <данные изъяты> %, имеется просадки грунта и фундаментов под наружными и внутренними стенами, имеются вертикальные трещины в отделочном слое наружных стен; разрушается деревянное перекрытие (чердачное); полы имеют обширные очаги загнивания, имеются следы протечек кровли, деформация наружных стен (отклонения) и разрушение отделочного слоя фасада ( л.д. 12).

Заключением межведомственной комиссией от ДД.ММ.ГГГГ о техническом состоянии жилого дома по <адрес>, выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу (л.д.13).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.13,14).

Пунктом 2 постановления установлено: собственникам помещений указанного жилого многоквартирного дома с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан <адрес> принять меры к отселению из жилых многоквартирных домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, сносу жилых многоквартирных домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Пунктом 3 постановления , на УГХ администрации <адрес>, Комитет по градостроительству и ресурсам администрации <адрес> предписано в случае формирования заявок на участие в федеральных и региональных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учесть возможность включения в участие в программе многоквартирных домов, включая МКД по адресу <адрес> (л.д. 14).

Пунктом 4 постановления , на МУП «Кунгурстройзаказчик» возложена обязанность осуществлять постоянный мониторинг за состоянием несущих и ограждающих конструкций жилых многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в случае ухудшения ситуации, принимать меры для безопасного проживания собственников и нанимателей жилых помещений, а также незамедлительно информировать администрацию <адрес> ( л.д. 14).

Пунктом 8 постановления , контроль за исполнением постановления возложен на должностных лиц администрации <адрес> (л.д. 14).

Как следует из пояснений истцов и представленных документов, истцы неоднократно обращались в администрацию <адрес> с заявлениями об изъятии их квартиры и части земельного участка пропорциональной площади занимаемого помещения с возмещением рыночной стоимости данных объектов и убытков, а также с требованием о переселении ввиду ухудшения технического состояния жилого дома – подмыв канализационными водами фундамента дома, обрушение потолков (л.д.15,62, 68-69, 70).

Истцы также пояснили, что обращались к ответчику с просьбой переселить их семью временно в жилое помещение из маневренного фонда, находящегося в <адрес>.

Представитель ответчика данные доводы истцов не опровергнул, доводов о невозможности отселения семьи истцов, не представил.

Из ответов администрации <адрес> края следует, что процедура, предусмотренная ст.32 ЖК РФ не соблюдена, само по себе бездействие органа местного самоуправления по принятию решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч.10 ст.32 ЖК РФ, не влечет за собой автоматического возложения на муниципальный орган обязанности по принятию решения об изъятии жилого помещения, в соответствии с письмом Министерства строительства и ЖКХ <адрес> формирование, утверждение и реализация адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда, признанного таковым после ДД.ММ.ГГГГ, планируется на 2019-2024 года (л.д.16,17).

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес ответчика в порядке ст. 32 ЖК РФ, истцы выразили свое нежелание производить снос дома (л.д.15).

В соответствии с ч.3 ст.56.2 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Согласно п.4 ч.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обоснованно решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требований о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Как следует из пояснений представителя ответчика Власовой О.В., в адресную программу по переселению, разрабатываемую органом местного самоуправления, жилой дом по адресу <адрес>, не включен, мероприятий, направленных на проведение процедуры по изъятию земельного участка не проводится.

Кроме того, пунктом 1 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановление внесены изменения, согласно которым собственникам помещений, в том числе, жилого многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан <адрес> предписано принять меры к отселению из жилых многоквартирных домов в срок до ДД.ММ.ГГГГ, снос жилых многоквартирных домов осуществить в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 46).

Решением Кунгурского городского суда Пермского края № 2а-345/2019 постановлением администрации г. Кунгура от 17.10.2018 № 556-171-01-09 «О внесении изменений в постановление администрации г.Кунгура Пермского края от 05.10.2016 года № 783» признано незаконным. Решение вступило в законную силу.

Из материалов административного дела следует, что под аварийным многоквартирным домом по <адрес> сформирован земельный участок, которому присвоен кадастровый ( л.д. 10).

Вместе с тем, судом установлено, что в срок, определенный постановлением данный аварийный дом не снесен; до настоящего времени администрация, несмотря на обращение истцов, не предприняла надлежащих мер по их отселению из аварийного дома; контроль за техническим состоянием жилого дома не осуществлял; в соответствующую ведомственную целевую программу по переселению граждан из аварийного жилья данный объект до настоящего времени также не включен.

Принимая изложенное во внимание, учитывая, что орган местного самоуправления, признав дом аварийными и подлежащими сносу, за период с момента вынесения постановления , не осуществлял необходимые действия для исполнения возложенных на него обязанностей; не инициировал процесс изъятия земельного участка, на котором располагается указанный многоквартирный жилой дом, а напротив, принял незаконное решение о переносе сроков переселения и сноса жилого дома на достаточно длительный срок, имеются основания для признания незаконным бездействия администрации г.Кунгура в части невыполнения предварительной процедуры по изъятию земельного участка согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ и обязании администрации устранить в полном объеме устранить данное нарушение.

Доказательств тому, что администрацией принимались меры по изъятию земельного участка, на котором расположен спорный многоквартирный дом, не представлено.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что согласно заключению о техническом состоянии строительных конструкций дома по <адрес>, в случае положительной динамики просадок здания, обнаружение которых производится при мониторинге технического состояния здания в целом, необходимо принятие мер по экстренному расселению людей и сносу здания. Учитывая техническое состояние конструктивных элементов и общее аварийное техническое состояние жилого дома, отсутствие проводимого мониторинга и осуществления контроля за техническим состоянием жилого дома со стороны органа местного самоуправления, жилой дом, разрушаясь, может не только причинить вред жильцам дома, окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости, что, в свою очередь, приведет к нарушению прав жильцов, в том числе и тех, кто имеет право на выкуп принадлежащих им на праве собственности жилых помещений, в указанном аварийном доме в соответствии с положениями ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Отсутствие угрозы обрушения здания, жизни и здоровью собственников жилых помещений суду не представлено.

Руководствуясь ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным бездействие Администрации города Кунгура Пермского края в части невыполнения предварительной процедуры по изъятию земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, предусмотренной ч.10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Обязать Администрацию города Кунгура Пермского края устранить нарушение прав Канзибаевой И.Н., Канзибаева В.Ф., ФИО1, ФИО2 путем принятия решения об изъятии земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.В.Пономарева