ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2088/17 от 16.05.2017 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16.05.2017г. г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Борисовой Е.А.,

при секретаре Григорьевой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2088/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об оспаривании бездействия, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Администрацию городского округа Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом, в собственность бесплатно, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что согласно сведениям кадастра недвижимости, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил ФИО1 о том, что рассмотрение вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по указанному адресу не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 направил ответчику обращение, в котором указал на необходимость рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил ФИО1 о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также документов, подтверждающих прекращение права общей долевой собственности на жилой дом по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 направил в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение, в котором указал на необходимость принятия ответчиком одного из решений, предусмотренных ч. 7 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ по ранее предоставленным документам.

В ответ на данное обращение ответчик повторно уведомил истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также документы, подтверждающие прекращение права общей долевой собственности на жилой дом.

ФИО1 полагает, что истребование схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным, поскольку схема прилагается к заявлению в том случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В данном случае земельный участок образован, ему присвоен государственный кадастровый , в связи с чем, необходимость приложения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствует.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что ответчик в установленный законном срок не принял решение по заявлению истца, ФИО1 просил суд признать незаконным и нарушающим права ФИО1 бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в непринятии в установленный п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ тридцатидневный срок со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка решения о предварительном согласовании представления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ решения от отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направлении принятого решения заявителю по заявлению о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1 и обязать принять по заявлению о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и обязать направить принятое решение заявителю.

В судебном заседании представитель административного истца Д.В. действующий на основании доверенности, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара А.К., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца, полагала, что административным ответчиком бездействия допущено не было.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Администрацию городского округа Самары с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, занимаемого жилым домом, в собственность бесплатно, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что согласно сведениям кадастра недвижимости, границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил ФИО1 о том, что рассмотрение вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по указанному адресу не представляется возможным.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил ответчику обращение, в котором указал на необходимость рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамент управления имуществом городского округа Самара уведомил ФИО1 о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также документов, подтверждающих прекращение права общей долевой собственности на жилой дом по указанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 направил в Департамент управления имуществом городского округа Самара обращение, в котором указал на необходимость принятия ответчиком одного из решений, предусмотренных ч. 7 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ по ранее предоставленным документам.

В ответ на данное обращение ответчик повторно уведомил истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ. о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также документы, подтверждающие прекращение права общей долевой собственности на жилой дом.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

Истцом приложены к заявлению все необходимые документы, доказательств обратного суду не предоставлено.

Согласно положениям пункта 7 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что на основании п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ, заявление истца возвращено не было, мотивированное решение по заявлению ФИО1 не принято.

Имеющийся в материалах дела ответы Департамента по форме и содержанию не могут восприниматься как мотивированное решение об отказе заявителю, в связи с чем, учитывая, что срок рассмотрения обрушения истца истек, требования ФИО1 являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы Департамента управления имуществом городского округа Самара о необходимости предоставления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории являются неосновательными.

В силу статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1).

Из материалов дела следует, что земельный участок образован, имеет государственный кадастровый номер.

Ссылка Департамента управления имуществом городского округа Самара о необходимости предоставления документов о прекращении права общей долевой собственности, также является несостоятельной, поскольку в силу п.п.2 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.

В адрес Департамента было направлено сообщение о том, что иной правообладатель жилого дома И.П. уже реализовал свое право на приватизацию земельного участка, земельный участок имеет кадастровый .

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст. 175-181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Департамента управления имуществом городского округа Самара, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по заявлению ФИО1 о предварительном согласовании представления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ФИО1 и принять решение по заявлению ФИО1 о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято в окончательном виде ДД.ММ.ГГГГ

Судья Е.А. Борисова

Копия верна

Судья