<данные изъяты>
Дело №2а-2088/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2018 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
С участием прокурора Стеганцова Д.О.,
При секретаре: Домаревой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8:
- о признании незаконным Указа Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области»;
- о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года;
- о признании незаконным решения Воронежской городской Думы от 04.04.2018 № 805-IV «Об избрании главы городского округа город Воронеж»,
У с т а н о в и л :
Указом Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области» назначены членами конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж Воронежской области:
ФИО1 - депутат Воронежской областной Думы (по согласованию);
ФИО16 - временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Воронежской области;
ФИО2 - заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области - руководитель управления региональной политики правительства Воронежской области;
ФИО3 - председателяь Общественной палаты Воронежской области (по согласованию);
ФИО4 - исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области" (по согласованию).
Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года по результатам проведенного конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж отобраны для представления в Воронежскую городскую Думу 2 кандидата: ФИО17 и ФИО5
Решением Воронежской городской Думы от 04.04.2018 № 805-IV «Об избрании главы городского округа город Воронеж» Воронежская городская Дума решила избрать главой городского округа город Воронеж сроком на пять лет ФИО17.
С административными исковыми требованиями в Центральный районный суд г. Воронежа обратился ФИО8
Заявляя требования о незаконности Указа Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у, указывает, что с учетом конституционно-правового смысла взаимосвязи части 2 статьи 3, статьи 12, части 1 статьи 32, части 2 статьи 130 Конституции РФ и части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Врио губернатора ФИО18 не имел полномочий на вмешательство в процедуру выбора главы муниципального образования. Врио губернатора ФИО18 не имел права назначать в состав конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатуры на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области представителей органов государственной власти Воронежской области.
Административный истец утверждает, что форма оспариваемого акта противоречит требованиям ст.38 Устава Воронежской области.
Заявляя требования о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года, административный истец указывает, что указанное решение принято неуполномоченным составом комиссии. Содержание решения не соответствует требованиям части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», так как конкурсная комиссия ограничила право административного истца быть представленным на рассмотрение депутатов Воронежской городской Думы.
Административный истец указывает, что решение Воронежской городской Думы от 04.04.2018 № 805-IV «Об избрании главы городского округа город Воронеж» принято без наличия, установленного непосредственно Уставом Воронежа, порядка избрания главы города, что является обязательным требованием к уставу муниципального образования (пункт 4 части 1 статьи 44 Федерального Закона № 131-ФЗ), а значит, депутаты Воронежской городской Думы не имели права проводить избрание главы города до закрепления непосредственно в Уставе Воронежа порядка избрания главы Воронежа.
В настоящее время в Уставе Воронежа закреплена форма выборов главы города, а определение порядка избрания главы города предусматривается регламентом Воронежской городской Думы. Полагает, что жители города Воронежа отстранены от участия в определении порядка избрания, что является недопустимым, так как пункт 4 части 1 статьи 44 Федерального Закона № 131-ФЗ требует прямого закрепления порядка избрания в Уставе города, а пункт 1 части 3 статьи 28 этого же закона устанавливает обязательный учёт мнения граждан при изменении Устава города, в том числе, при изменении порядка избрания.
Оспариваемое решение Воронежской городской Думы является незаконным, так как основывается на подлежащих отмене правовых актах (Указа Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у и решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года) и принято без определения надлежащим образом порядка избрания главы Воронежа депутатами Воронежской городской Думы.
Обосновывая нарушение своего права, указал, что оспариваемыми актами нарушаются законные интересы: в невмешательстве органов государственной власти и их представителей в процедуру формирования органов местного самоуправления; в рассмотрении депутатами Воронежской городской Думы его кандидатуры, не имеющей ограничений пассивного избирательного права; в проведении выборов главы городского округа город Воронеж согласно порядку, напрямую закреплённому в Уставе Воронежа, а не в регламенте Воронежской городской Думы. Утверждал, что нарушено его право быть избранным главой городского округа город Воронеж депутатами Воронежской городской Думы.
В судебном заседании ФИО8 заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8, действующий на основании доверенности ФИО19, обосновал доводы административного искового заявления. Полагает, что срок на оспаривание не пропущен, права и законные интересы административного истца нарушены, а оспариваемые акты не соответствуют требованиям нормативный актов, регулирующих спорные правоотношения.
Административный ответчик Временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области ФИО18 о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Суду предоставлено заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 41).
Представитель административного ответчика Временно исполняющего обязанности губернатора Воронежской области ФИО18, действующая на основании доверенности ФИО20, полагает, что Указ Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области» принят в соответствии с нормами действующего законодательства и прав административного истца не нарушает. Суду предоставлены письменные возражения (л.д. 32-35, 45-49).
Административный ответчик в лице председателя комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж ФИО16 о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. Суду предоставлено ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 42) и предоставлены письменные объяснения (л.д. 50-53).
Представитель административного ответчика Воронежской городской Думы, действующий на основании доверенности ФИО21, пояснил, что имелись полномочия Воронежской городской Думы на принятие оспариваемого решения, соблюдены требования действующего законодательства, в части установления формы, порядка принятия и содержания оспариваемого решения.
Заинтересованное лицо глава городского округа город Воронеж ФИО17 в судебное заседание не явился. Суду предоставлены письменные возражения, в которых, в том числе, содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 54-55).
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
12 февраля 2018 года временно исполняющим обязанности губернатора Воронежской области ФИО18 был подписан указ №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области».
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого изъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закон Воронежской области от 10.11.2014 N 149-ОЗ (ред. от 05.10.2017) «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий» глава муниципального образования Воронежской области в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Глава городского округа избирается городской Думой сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы городского округа, в порядке, установленном решением городской Думы (часть 2 статьи 40 Устава городского округа город Воронеж, в ред. решения Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 436-IV).
Частью 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования.
Во исполнение предоставленных полномочий, представительным органом муниципального образования принято Решение от 17.01.2018 N 765-IV об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж.
В соответствии с пунктом 1.1.Положения, данный нормативный акт устанавливает порядок и условия проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж.
Пунктом 3.1 указанного Положения установлено, что для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования, что следует из абзаца 3 части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общее число членов конкурсной комиссии составляет десять человек, что установлено Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж в абзаце 2 пункта 3.1.
Согласно третьему абзацу части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», абзацу 3 пункта 3.1. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж в городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Указом Президента РФ от 25.12.2017 г. № 622 «О досрочном прекращении полномочий губернатора Воронежской области» ФИО18 назначен временно исполняющим обязанности губернатора Воронежской области до вступления в должность лица, избранного губернатором Воронежской области.
В силу части 3 статьи 37 Устава Воронежской области исполняющий обязанности губернатора Воронежской области не вправе исполнять полномочия, предусмотренные пунктами 3, 9, 10, 12 - 15 части 1 настоящей статьи, абзацем вторым части 8 статьи 41 настоящего Устава Воронежской области, а также вносить предложения об изменении Устава Воронежской области.
Вышеперечисленное правовое регулирование позволяет суду прийти к выводу о том, что временно исполняющий обязанности губернатора Воронежской области ФИО18 наделен полномочиями по назначению половины из членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области.
В силу вышеперечисленных норм действующего законодательства право по назначению половины из членов конкурсной комиссии прямо предусмотрено как нормами федерального закона, так и нормами, устанавливающими порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж.
Довод представителя административного ответчика о том, что с учетом абзаца 4 мотивировочной части 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 01.12.2015 N 30-П, определяющего конституционно-правовой смысл части 2 статьи 36, не могут использоваться организационно-правовые средства и процедуры, которые ставили бы собственно формирование состава органа местного самоуправления или замещение муниципальной должности в зависимость от волеизъявления субъектов государственной власти, не свидетельствует об отсутствии у временно исполняющего обязанности губернатора Воронежской области ФИО18 полномочий по назначению конкурсной комиссии.
Указанный довод основан на субъективном толковании административным истцом и его представителем положений постановлений, принятых Конституционным Судом РФ, так как утверждение членом конкурсной комиссии не является волеизъявлением субъектов государственной власти по формированию состава органа местного самоуправления.
Оценка представителя административного истца реализации полномочий по утверждению комиссии как вмешательство органов государственной власти и государственных должностных лиц в формирование органов местного самоуправления основана на неправильном толковании норм действующего законодательства, так как формирование состава комиссии по отбору кандидатов никаким образом не связано с предоставлением, оценкой конкретных кандидатур на должность главы администрации муниципального образования.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
Статья 38 Устава Воронежской области определяет, что губернатор Воронежской области в пределах своих полномочий, определенных федеральным законодательством, настоящим Уставом Воронежской области и законами Воронежской области, издает указы и распоряжения.
При этом каких-либо положений, устанавливающих конкретный порядок принятия решения об утверждении состава конкурсной комиссии, действующим законодательством не определен.
Напротив, из буквального толкования применяемых норм действующего законодательства ясно следует, что половина членов конкурсной комиссии назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Ссылка представителя административного истца на то обстоятельство, что форма и вид оспариваемого решения не соответствует требованиям закона, так как Указами, в силу статьи 38 Устава Воронежской области, являются нормативные правовые акты, не является обстоятельством, подлежащим доказыванию по заявленным требованиям, а в силу подпункта "б" пункта 2 части 8 ст. 213 КАС РФ является предметом проверки суда по делам об оспаривании нормативных актов.
Оспариваемый Указ Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области» является ненормативным правовым актом, в связи с чем, заявленные требования рассматриваются и разрешаются судом в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В связи с чем, в силу подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, а не форму и вид оспариваемого решения.
Пунктом 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании, в том числе, решения, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно третьему абзацу части 2.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", абзацу 3 пункта 3.1. Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж в городском округе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения (пункт 3.2. Положения).
Пунктом 3.3 Положения установлен исчерпывающий круг лиц, которые не могут быть членами конкурсной комиссии.
Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж установлены основания для прекращения полномочий члена конкурсной комиссии.
Указом Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области» назначены членами конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж Воронежской области:
ФИО1 - депутат Воронежской областной Думы (по согласованию);
ФИО16 - временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Воронежской области;
ФИО2 - заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области - руководитель управления региональной политики правительства Воронежской области;
ФИО3 - председатель Общественной палаты Воронежской области (по согласованию);
ФИО4 - исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области" (по согласованию).
Исходя из того, что действующим законодательством не установлено обязательных критериев, которым должны соответствовать члены конкурсной комиссии, не содержится запретов на назначение членами комиссии должностных лиц, указанных в оспариваемом акте, суд приходит к выводу о соответствии содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Довод представителя административного истца о том, что Врио губернатора ФИО18 не имел права назначать в состав конкурсной комиссии представителей органов государственной власти Воронежской области не основан на нормах законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Кроме того, вопрос о назначении членов конкурсной комиссии не является, как ошибочно утверждает представитель административного истца, участием органов государственной власти в собственно формировании органов местного самоуправления.
Оспариваемым актом утверждены члены конкурсной комиссии, а не реализовано участие в собственно формировании органа местного самоуправления.
Утверждение административного истца о том, что правовая коллизия между частью 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», с учётом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, и частью 2.1 этой же статьи должна разрешаться исходя из обозначенной правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации является субъективной оценкой правоприменения, основанной на ошибочном толковании закона.
Установленные по делу обстоятельства, позволяют суду прийти к выводу о полном соответствии оспариваемого Указа Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у требованиям нормативных правовых актов, применяемых к данным правоотношениям.
Процессуальная обязанность по доказыванию нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемым Указом в силу пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Обосновывая нарушение прав административного истца, представитель ФИО8, действующий на основании доверенности ФИО19, указывает, что оспариваемым актом нарушено право административного истца избираться главой городского округа город Воронеж без вмешательства в процедуру выборов органов государственной власти и их представителей, а также связанные с данном правом законные интересы ФИО8
Оценивая доводы административного истца и его представителя, суд исходит из того, что действующим федеральным законодательством установлен порядок назначения членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании, полномочия соответствующих органов по формированию конкурсной комиссии, не предусматривающих вмешательство в указанную процедуру лиц, реализующих свое право на участие в выдвижении своей кандидатуры на должность главы муниципального образования.
Право административного истца на участие в выборах в данном случае не затрагивается и не нарушается.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца, а, следовательно, основания для удовлетворения заявленной части административных исковых требований отсутствуют.
Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года по результатам проведенного конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж отобраны для представления в Воронежскую городскую Думу 2 кандидата: ФИО17 и ФИО5
Указанное решение административный истец просит признать незаконным и нарушающим его пассивное избирательное право.
Проверяя полномочия комиссии на принятие оспариваемого решения, суд принимает во внимание, что Указом Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области» назначены членами конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж Воронежской области:
ФИО1 - депутат Воронежской областной Думы (по согласованию);
ФИО16 - временно исполняющий обязанности заместителя губернатора Воронежской области;
ФИО2 - заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Воронежской области - руководитель управления региональной политики правительства Воронежской области;
ФИО3 - председатель Общественной палаты Воронежской области (по согласованию);
ФИО4 - исполнительный директор Ассоциации "Совет муниципальных образований Воронежской области" (по согласованию).
Решением Воронежской городской Думы от 07.02.2018 года № 792-IV (л.д. 66-67) назначены членами конкурсной комиссии для проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронежа:
ФИО6 – заместитель председателя Воронежской городской Думы;
ФИО7 - председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по развитию местного самоуправления, взаимодействию с общественными объединениями и депутатской этике;
ФИО9 – председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по экологии и природопользованию;
ФИО10 – председатель постоянной комиссии Воронежской городской Думы по бюджету, экономике, планированию, налоговой политике и инвестициям;
ФИО11 – председатель Общественной палаты городского округа город Воронеж.
Как установлено судом из оспариваемого решения, заседание конкурсной комиссии было признано правомочным, в связи с тем, что на на нем присутствовали все члены конкурсной комиссии, что полностью соответствует требованиям пункта 3.19 Положения
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочие комиссии на принятие оспариваемого решения.
Довод представителя административного истца о том, что оспариваемое решение принято неуполномоченными лицами, судом проверен и отклоняется, так как не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Утверждение административного истца о формировании комиссии в нарушение требований закона с учетом конституционно-правового смысла, выявленного при оценке статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», основано на субъективном толковании норм действующего законодательства.
Проводя проверку соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, суд принимает во внимание требования, установленные ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и Положением о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж.
В соответствии с частью 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Решением Воронежской городской Думы от 07.02.2018 года № 791-IV объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж.
В соответствии с пунктом 3 указанного решения проведение конкурса назначено на 20.03.2018 года, что соответствует требованиям пункта 2.1 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж.
Все сведения, подлежащие включению в решение Воронежской городской Думы от 07.02.2018 года № 791-IV, отражены, что полностью соответствует требованиям пункта 2.2. Положения.
В соответствии с пунктом 2.3. Положения Решение опубликовано в газете Берег № 10 (2182) и размещено на сайте Воронежской городской Думы.
В соответствии с пунктами 4.2 - 4.6 Положения, кандидаты, изъявившие желание участвовать в конкурсе, представили в конкурсную комиссию документы, перечень которых установлен пунктом 4.1-4.2 Положения, что подтверждается журналом регистрации приема документов от кандидатов на конкурс по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж (л.д. 64-65).
В соответствии с пунктом 5.1 Положения конкурс проводится в два этапа в течение конкурсного дня, который определен решением городской Думы об объявлении конкурса. Конкурс проводится при наличии не менее двух кандидатов. Кандидат участвует в конкурсе лично.
В силу п. 5.2. Положения на первом этапе конкурса конкурсная комиссия определяла соответствие кандидатов требованиям, установленным пунктом 4.9 Положения.
По итогам проведения первого этапа конкурса Решением конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20.03.2018 года № 1 (л.д. 68) к участию в конкурсе были допущены: ФИО12, ФИО5, ФИО17, ФИО13, ФИО8 К участию в конкурсе не допущен ФИО14(п. 2 решения).
На основании изложенного, судом установлено, что в соответствии с пунктом 5.3 Положения список кандидатов, допущенных ко второму этапу конкурса, был утвержден решением конкурсной комиссии.
В конкурсе приняли участие 5 кандидатов, которые участвовали в конкурсе лично.
На основании объяснений сторон, решения конкурсной комиссии от 20.03.2018 г. (л.д. 69), судом установлено, что при проведении конкурса конкурсная комиссия оценивала кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении государственной (муниципальной) службы, осуществлении иной трудовой деятельности (службы), а также профессиональные качества кандидатов, что соответствует требованиям пунктов 5.4-5.9 Положения.
Решение конкурсной комиссии было принято в отсутствие кандидатов, путем проведения открытого голосования членов конкурсной комиссии.
Как следует из оспариваемого решения, по итогам работы конкурсной комиссии определены результаты по каждому кандидату: ФИО12 – 194 балла, ФИО5 – 287 баллов, ФИО17 -318 баллов, ФИО15 – 123 балла, ФИО8 -11 баллов.
Нарушений в порядке проведения конкурса не установлено. Результаты конкурса кандидатами не оспаривались.
Результат конкурса в получении ФИО8 11 баллов не оспаривается и административным истцом в ходе судебного заседания.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения отбор кандидатов из числа кандидатов, принявших участие в заседании конкурсной комиссии, осуществляется путем проведения открытого голосования членов конкурсной комиссии.
Отобранными для предоставления в городскую Думу считаются не менее двух кандидатов, набравших наибольшее число баллов, выставленных членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании, в оценочные листы (пункт 6.4 Положения).
При этом количество кандидатов, отобранных для предоставления в городскую Думу, определяется решением конкурсной комиссии (пункт 6.5).
Как следует из решения от 20.03.2018 года (л.д. 69), конкурсной комиссией в соответствии с пунктом 6.5 Положения определено количество кандидатов, отобранных для предоставления в Воронежскую городскую Думу – 2.
В соответствии с пунктом 6.4 Положения, как следует из оспариваемого решения, единогласным решением конкурсной комиссии отобранными для предоставления в Воронежскую городскую Думу стали кандидаты ФИО17 и ФИО5
Принимая во внимание, что указанные кандидаты набрали наибольшее число баллов, выставленных членами конкурсной комиссии, присутствующими на заседании, решение о предоставлении в Воронежскую городскую Думу двух указанных кандидатов, как кандидатов, набравших наибольшее число баллов, соответствует требованиям пункта 6.4 Положения.
Результаты голосования конкурсной комиссии оформлены решением.
Решение конкурной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года подписано председателем, заместителем председателя и всеми членами конкурсной комиссии, принявшими участие в заседании.
Довод представителя административного истца о том, что конкурсная комиссия не вправе была отбирать кандидатов для представления в Воронежскую городскую Думу, судом отклоняется как не основанный на нормах действующего законодательства.
Так, абзац девятый части 2.1 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.
В соответствии с названной нормой федерального законодательства, с учетом пункта 6.4 Положения количество кандидатов, отобранных для предоставления в городскую Думу, определяется решением конкурсной комиссии.
Указание представителя административного истца о том, что норма применяемого права в части указания на «не менее двух кандидатов», не может толковаться как норма, исключающая право всех кандидатов, чьи избирательные права не ограничены, о том, что вопрос о том, какой уровень подготовки кандидатов для избрания одного из них главой города устраивает народных избранников, должны решаться на заседании Воронежской городской Думы, так как право выбора закреплено именно за депутатами представительных органов, является субъективным толкованием норм действующего законодательства.
Утверждение о том, что имела место предвзятость, так как членами комиссии были лица, находящиеся в непосредственном подчинении губернатора, является голословным, так как ограничений в отношении избрания (назначения) кандидатов законом не установлено.
Кроме того, участие в комиссии двух из 10 членов комиссии, с учетом единогласного принятия решения, не может свидетельствовать о предвзятости всех остальных членов комиссии.
Ссылка представителя административного истца о нарушении права ФИО8 тем, что оспариваемым решением ФИО8 был лишен права быть предоставленным для голосования перед Воронежской городской Думой, о том, что нарушено пассивное избирательное право незаконной деятельностью конкурсной комиссии, основано на субъективном толковании норм действующего законодательства.
Утверждение о необходимости применения норм, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не основано на нормах действующего законодательства.
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 149-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий», с частью 2 статьи 40 Устава городского округа город Воронеж глава городского округа избирается городской Думой сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы городского округа в порядке, установленном решением городской Думы.
Установленный порядок не предусматривает применение норм, регулирующих проведение муниципальных выборов.
Доводы представителя административного истца о том, что Воронежская городская Дума не наделена полномочиями по установлению порядка проведения конкурса, о том, что указанный порядок должен быть установлен в Уставе, по существу сводятся к оспариванию нормативного правового акта, регулирующего спорные правоотношения, и не относится к обстоятельствам, подлежащим доказыванию в рамках заявленных требований.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что при принятии решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия комиссии, порядок принятия оспариваемого решения, основания и содержание оспариваемого решения.
Кроме того, оспариваемое решение не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для вынесения решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Административный истец просит признать незаконным Решение Воронежской городской Думы № 805-IV от 04 апреля 2018.
Решением Воронежской городской Думы № 805-IV от 04 апреля 2018 «Об избрании главы городского округа город Воронеж» (л.д. 70) главой городского округа город Воронежа сроком на пять лет избран ФИО17
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Воронежской области от 10.11.2014 № 149-ОЗ «О порядке формирования органов местного самоуправления в Воронежской области и о сроках их полномочий», с частью 2 статьи 40 Устава городского округа город Воронеж глава городского округа избирается городской Думой сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы городского округа, в порядке, установленном решением городской Думы.
Как следует из решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года ФИО8 единогласным решением конкурсной комиссии не был отобран для представления в Воронежскую городскую Думу.
Принимая во внимание, что действующим законодательством установлен порядок назначения главы городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы городского округа, в порядке, установленном решением городской Думы, ФИО8 не был отобран для представления в Воронежскую городскую Думу, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании установлено, что право административного истца оспариваемым решением Воронежской городской Думы № 805-IV от 04 апреля 2018 «Об избрании главы городского округа город Воронеж» в данном случае не затрагивается и не нарушается.
Довод представителя административного истца о том, что указанное право нарушается отсутствием порядка проведения выборов, напрямую закреплённым в Уставе Воронежа, а не в регламенте Воронежской городской Думы, судом проверен и отклонен как основанный на субъективном толковании норм действующего законодательства.
Утверждение представителя административного истца о том, что депутаты Воронежской городской Думы не имели права проводить избрание главы города до закрепления непосредственно в Уставе Воронежа порядка избрания главы Воронежа, противоречит нормам, применяемым к данным правоотношениям.
Ссылка представителя ФИО19 о том, что оспариваемое решение Воронежской городской Думы является незаконным, так как основывается на подлежащих отмене правовых актах: указе и решении комиссии, является необоснованной, так как требования о признании незаконными Указа Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области» и решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года судом оставлены без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Устава городского округа город Воронеж глава городского округа избирается городской Думой сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по проведению конкурса на замещение должности главы городского округа, в порядке, установленном решением городской Думы (часть 2 в ред. решения Воронежской городской Думы от 21.12.2016 N 436-IV).
Порядок и основания для принятия оспариваемого решения соответствуют приведенным выше положениям действующего законодательства.
Процедура избрания главы городского округа город Воронеж соблюдена.
Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что оспариваемое решение Воронежской городской Думы полностью соответствует требованиям действующего законодательства и прав административного истца не нарушает, что является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении данной части административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО8 о признании незаконным Указа Губернатора Воронежской области от 12.02.2018 года №71-у «О членах конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского округа город Воронеж Воронежской области»; о признании незаконным решения конкурсной комиссии по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж от 20 марта 2018 года; о признании незаконным решения Воронежской городской Думы от 04.04.2018 № 805-IV «Об избрании главы городского округа город Воронеж» оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 13 июня 2018 года.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко