ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2088/2021 от 07.12.2021 Рузского районного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 07 декабря 2021 года по делу

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Ануфриевой Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной Ю.С., с участием административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к судебному приставу-исполнителю Рузского районного отдела судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области ФИО2, Рузскому районному отделу судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области, Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области о признании действий незаконными

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит признать действия судебного пристава-исполнителя Рузского районного отдела судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области ФИО2 в части издания постановления от (дата) о взыскании исполнительского сбора незаконными, отменить постановление судебного пристава-исполнителя Рузского районного отдела судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области П. Е.М. от (дата) о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках

Требования мотивированы тем, что (дата) судебным приставом Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области П. Е.М. в рамках вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. (дата) с постановлением его ознакомила в ходе беседы новый судебный пристав ФИО3. С постановлением истец не согласен, так как с (дата) он работает, о чем им (дата) в материалы исполнительного производства была предоставлена справка. До настоящего времени документы о взыскании алиментов по его месту работы не направлены, из-за этого у него не удерживают алименты и увеличивается долг.

Административный истец в судебное заседание явился, на иске настаивал.

Административные ответчики о слушании дела извещены надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.

Заинтересованное лицо о слушании дела извещено надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.219 КАС РФ Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 ФЗ ч.8 от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об исполнительном производстве"), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со ст. 30 ФЗ ч.17 от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

На основании статьи 13 Закона о судебных приставах судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст.64 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об исполнительном производстве") исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

По делу установлено, что решением мирового судьи судебного уча­стка от (дата) с ФИО1 в пользу Н.В. на содержание дочери ..., (дата) г.р., взысканы алименты в размере ... части из всех видов заработка должника, ежемесячно, начиная с (дата) до совершеннолетия ребенка.

На основании исполнительного листа от (дата) судебным приставом-исполнителем Рузского РОСП вынесено Постановление от (дата) о возбуждении в отношении ФИО1 исполнительного производства

(дата) административным истцом в материалы исполнительного производства представлены сведения о том, что он работает у ИП В.А..

(дата) судебным приставом-исполнителем Рузского РОСП ФИО2 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Материалы исполнительного производства не содержат сведений о направлении указанного постановления и исполнительного документа по месту работы административного истца.

(дата) судебным приставом Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области ФИО2 в рамках вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Исходя из постановления по состоянию на (дата) задолженность по исполнительному производству составляет ...

Материалы исполнительного производства не содержат сведений о направлении административному истцу копии указанного постановления. Исходя из материалов с указанным постановлением административный истец был ознакомлен (дата) административный иск подан в суд (дата) то есть в установленный законом срок.

Административный истец обратился в суд с указанным иском.

Статья 64 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет исполнительский сбор как одно из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем закон строго регламентирует основания, порядок, а также срок совершения указанных исполнительных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем в порядке статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве", обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и специальное понятие исполнительского сбора, соответственно как одно из исполнительных действий и специфической формы привлечения к ответственности за нарушение должником законодательства об исполнительном производстве, исходит из того, что являясь особого рода актом административной юрисдикции за совершенное правонарушение - неисполнение в добровольном порядке без уважительных причин исполнительного документа - исполнительский сбор предусматривает не только наказание в виде штрафа, подобно тому, как это предусмотрено законодательством об административных правонарушениях (часть 1 статьи 3.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ), но и, в отличие от последнего, имеет целью пресечение правонарушения, совершаемого в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений, а не цель предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Помимо указанного характера исполнительского сбора нормы права регулируют процедуру его взыскания, а также срок, в течение которого постановление о взыскании исполнительского сбора может быть вынесено судебным приставом-исполнителем.

Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им как норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, учет степени вины должника, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать срок и порядок привлечения должника к ответственности. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен доказать, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.

Установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя Рузского РОСП от (дата) произведен расчет задолженности по алиментам, в соответствии с которым, должнику ФИО1 определена задолженность по алиментам за период с (дата) по (дата) на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на (дата) в размере ....

Постановлением судебного пристава-исполнителя Рузского РОСП от (дата) по заявлению ФИО1 (в материалы ИП административным истцом повторно представлены сведения с места работы и копия трудовой книжки) произведен расчет задолженности по алиментам, в соответствии с которым, должнику ФИО1 определена задолженность по алиментам за период с (дата) по (дата) на содержание несовершеннолетнего ребенка по состоянию на (дата) в размере ... Исходя из указанного постановления в период с (дата) по (дата) должник трудоустроен, алименты не удерживают.

(дата) судебным приставом-исполнителем Рузского РОСП ФИО3 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника.

Суд, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, с учетом установленных по делу обстоятельств, вышеперечисленных норм права, считает, требования административного истца, подлежащими удовлетворению. Суд считает необходимым признать действия судебного пристава-исполнителя Рузского районного отдела судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области ФИО2 в части вынесения постановления от (дата) о взыскании исполнительского сбора незаконными, обжалуемое постановление подлежащим отмене, поскольку в ходе судебного заседания установлено и подтверждается материалами дела, что должник ФИО1 в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ представил суду доказательства отсутствия своей вины, а также нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора, тогда как судебный пристав-исполнитель доказательств соблюдение им как норм материального права, определяющих основания для взыскания исполнительского сбора, учет степени вины должника, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать срок и порядок привлечения должника к ответственности суду не представил. Суд учитывает, что административным истцом (дата) в материалы ИП представлены сведения о месте работы, однако в нарушении норм действующего законодательства исполнительный документ не был направлен по месту работы ФИО1 до (дата)

Кроме того, административными ответчиками не представлено доказательств, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1- удовлетворить.

Признать действия судебного пристава-исполнителя Рузского районного отдела судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области ФИО2 в части вынесения постановления от (дата) о взыскании исполнительского сбора незаконными.

Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Рузского районного отдела судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области ФИО2 от (дата) о взыскании исполнительского сбора, вынесенного в рамках

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 13 декабря 2021 года.

Судья Н.Ю.Ануфриева