Дело № 2а-2088/2022
(УИД: 27RS0001-01-2022-001138-30)
РЕШЕНИЕ
именем РОССИСЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2022 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Голиковой А.В.,
с участием представителя административного ответчика ФИО1,
при секретаре Ларионовой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю о признании незаконным возврата исполнительного документа, признании незаконным бездействия по непредставлению сведений,
установил:
истец обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к административному ответчику, в обоснование требований указав, что административному истцу выдан исполнительный лист № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ для исполнения о принудительном порядке дополнительного решения от ДД.ММ.ГГГГ Хабаровского краевого суда по делу № о взыскании с Министерства финансов РФ денежных средств в размере 300 рублей. Заявитель направил для принудительного исполнения исполнительный лист в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю. При подаче исполнительного листа заявитель сослался на приказ Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в котором указано, что счета Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и расходов федерального бюджета открываются отделением федерального казначейства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист возращен без исполнения. В обоснование возврата ответчик указал, что исполнительный лист должен быть отправлен для исполнения только в Министерство финансов РФ. Административный ответчик не указал, что у Министерства финансов РФ отсутствуют открытые счета, не указал в каком органе федерального казначейства открыты счета. При этом согласно приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, счета Министерства финансов РФ по учету доходов и расходов федерального бюджета открываются всеми отделениями федерального казначейства.
Просит признать незаконным возврат исполнительного листа № ФС №; признать незаконным бездействие ответчика по не представлению сведений взыскателю об открытых лицевых счетах должника в другом органе Федерального казначейства либо об отсутствии открытых лицевых счетов должника в органе Федерального казначейства.
Одновременно административный истец обратился с требованием о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим исковым заявлением, в связи с получением отказа от исполнения судебного решения ответчиком в дату ДД.ММ.ГГГГ почтовым отправлением №.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя УФК по Хабаровскому краю ФИО3
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Согласно поступивших в адрес суда письменных пояснений от административного истца на возражения административного ответчика, ответчик не указывает отнесения обстоятельств к нормам ст. 242.1 БК РФ к возврату исполнительного листа. Ответчик указывает, что он является исполнителем исполнительных документов и приравнен к Министерству финансов РФ при исполнении. Приравнивая себя к исполнителю исполнительных документов и равнозначности себя Министерству финансов РФ противоречит структуре бюджетной системе РФ. Для исполнения исполнительных документов Министерством финансов РФ предусмотрено обращение в органы федерального казначейства. Доводы ответчика о том, что не согласен с установленной законодательством обязанностью по обязательному исполнению судебных актов – выходит за рамки настоящего разбирательства по делу. Указания ответчика на отказ в исполнении своих обязанностей и исполнении судебного акта не связано с признанием законности действий/бездействий ответчика в настоящем деле.
В судебное заседание заинтересованное лицо не явилось, о времени и месте судебного заседания извещен судом надлежащим образом.
Поскольку участие вышеуказанных лиц в рассмотрении административного дела не признавалось судом обязательным в соответствии со ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение административного дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель административного ответчика с административным исковым заявлением не согласилась, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.ст. 219, 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был подан административный иск в Центральный районный суд г. Хабаровска на обжалование уведомления о возврате исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда. С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что срок на обжалование уведомления о возврате исполнительного документа УФК по Хабаровскому краю не пропущен, подан в установленный законом срок, в связи с чем оснований для его восстановления не имеется.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены частично требования ФИО2 к Министерству финансов РФ о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводства в разумный срок. Решением постановлено: Присудить ФИО2 компенсацию за нарушение права на судопроизводства в разумный срок в размере 10 000 рублей. Указано, что решение суда подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Дополнительным решением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу ФИО2 взысканы судебные расходы в размере 300 рублей. Указано, что решение суда подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в адрес Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю направлено заявление о предъявлении исполнительного документа № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Министерства финансов РФ денежных средств в размере 300 рублей к исполнению, которое было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю исполнительный документ № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ возвращен взыскателю в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Сообщено, что предъявленный исполнительный лист предусматривает взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации, то есть за счет средств бюджета Российской Федерации и иного имущества, не закрепленных за учреждениями и предприятиями (часть 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). Дополнительно указано, что для осуществления взыскания исполнительный лист с приложением копии судебного акта, на основании которой выдан исполнительный лист, и заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя), необходимо направить в Министерство финансов РФ по адресу: Ильинка, ул., д.9, <...>.
В соответствии с частью 2 статьи 4 и частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», компенсация за нарушение права на судопроизводства в разумный срок присуждается за счет средств федерального бюджета. Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок исполняется за счет средств федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации.
Судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исполняется в трехмесячный срок со дня его поступления на исполнение в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника направляется взыскателем в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" перечень оснований для возврата исполнительного документа органом, исполняющим судебные акты, установлен в пунктах 3, 3.1, 3.2 статьи 242.1 БК РФ.
В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является предоставление документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 22.09.2008 г. N 99н (зарегистрирован в Минюсте России 09.12.2008 N 12803), в случае отсутствия в органе Федерального казначейства лицевых счетов должника орган Федерального казначейства отказывает в приеме и рассмотрении документов и направляет взыскателю заказным письмом (или передает лично под роспись), исполнительный документ со всеми поступившими приложениями и с сопроводительным письмом.
Согласно пункту 2 Письма Федерального казначейства от 23.07.2013 г. N 42-7.4-05/9.2-438 предоставление документов в орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В рассматриваемом случае, решением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 присуждена компенсация за нарушение права на судопроизводства в разумный срок в размере 10 000 рублей. Данным решением указано, что решение суда подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Дополнительным решением Хабаровского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, в пользу ФИО2 взысканы судебные расходы в размере 300 рублей. Указано, что решение суда подлежит исполнению Министерством финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, должником на основании указанного решения суда является Министерство финансов Российской Федерации, лицевые счета которого не открыты в Управлении федерального казначейства по Хабаровскому краю.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю правомерно возвратило взыскателю исполнительный лист № ФС №.
Таким образом, суд приходит выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, изложенного в уведомлении о возврате исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность федерального казначейства по предоставлению информации об открытых лицевых счетах органа, в который подлежит направлению исполнительный документ.
Предоставление указанной информации носит заявительный характер. Поскольку административный истец при направлении в Управление федерального казначейства по Хабаровскому краю не просила предоставить ей сведения об открытых лицевых счетах органа, в который подлежит направлению исполнительный документ, основания для предоставления ей данной информации в сопроводительном письме от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении исполнительного листа № ФС № у административного ответчика отсутствовала.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, из смысла указанных норм права следует, что для принятия судом решения о признании решения, действия или бездействия незаконными необходимо наличие двух условий: это несоответствие решение (действия, бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Такой совокупности условий в ходе рассмотрения дела установлено не было.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, поскольку недоказанность факта нарушения прав административного истца в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность удовлетворения административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 06.06.2022.
Судья А.В. Голикова