дело №2а-2089/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2021 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тимербаева Р.А.,
при секретаре Фаизовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Салиховой Р. Р. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Салихова Р.Р. обратилась в суд с иском к Администрации ГО <адрес> РБ, Отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО <адрес> РБ, в котором просит суд: признать незаконным и отменить решение административного ответчика от 13 января 2019 года №№ об отказе в выдаче административному истцу разрешения на строительство; обязать административного ответчика выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от 25 декабря 2019 года и представленных документов.
В обоснование требований указано, что на основании договора о передаче прав и обязанностей от 6 ноября 2019 года по договору аренды земельного участка Латунов Д.В. передал свои права и обязанности по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, установлено в 222 м на юго-запад относительно ориентира: жилого <адрес>, Салиховой Р.Р.. В соответствии с заключенным договором между Салиховой Р.Р. и УЗИО Администрации ГО <адрес> РБ заключено дополнительное соглашение о внесении изменений № в договор № от 2 октября 2018 года аренды земельного участка, в соответствии с которым Салихова Р.Р. стала арендатором указанного земельного участка. 25 декабря 2019 года административным истцом в Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО <адрес> РБ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство следующего объекта индивидуального жилищного строительства: индивидуальный жилой дом, общей площадью 186,51 кв.м., этажность II этажа, расположенного на земельном участка, с соблюдением требований отступов по границе участка. 13 января 2020 года административным ответчиком было принято решение №№ об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с расположением красных линий на земельном участке. Данный отказ считает незаконным.
Определением суда от 4 марта 2020 года в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО <адрес> РБ, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО <адрес> РБ.
Административный истец Салихова Р.Р., представители административных ответчиков Администрации городского округа г.Уфа РБ, Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО г.Уфа РБ, представители заинтересованных лиц привлечены Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа РБ, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации ГО г.Уфа РБ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, от административного ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ поступило ходатайство об отложении судебного заседания, которое судом отклонено ввиду необоснованности.
Согласно ст.150 КАС РФ, суд рассмотрел административное дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3).
Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.
При этом, - если указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
- уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
- в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, то застройщику направляется уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса).
Как следует из материалов дела, на основании договора о передаче прав и обязанностей от 6 ноября 2019 года по договору аренды земельного участка Латунов Д.В. передал Салиховой Р.Р. свои права и обязанности по договору аренды № от 2 октября 2018 года земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, установлено в 222 м на юго-запад относительно ориентира: жилого <адрес>.
25 декабря 2019 года административным истцом в Отдел градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации ГО <адрес> РБ было подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Цель подачи уведомления – строительство объекта индивидуального жилищного строительства – одноэтажного с мансардной жилого дома, высотой 7,5м с отступом от границ земельного участка 11,4; 28,6; 13; 6, площадь застройки 83,64 кв.м.
13 января 2020 года административным ответчиком было принято решение №УТ-56-2020 об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с несоответствием параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:040558:128, поскольку указанный земельный участок частично расположен в границах красных линий. Также уведомлением указано на несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта индивидуального жилищного строительства.
Постановлением главы Администрации ГО <адрес> РБ от 18 августа 2008 года № земельный участок площадью 1236 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040558:0076(Б) предоставлен в аренду Латунову Д.В. на 10 лет для строительства индивидуального жилого дома.
Согласно выписке из ЕГРН срок аренды Салиховой Р.Р. установлен с 12 сентября 2018 года по 12 сентября 2021 года.
Из письма Главрахитектуры Администрации ГО <адрес> РБ следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуального жилищного строительства (Ж-1), пори этом частично (площадью 534 кв.м.) находится на территории общего пользования в границах красных линий, установленных с целью размещения установленных объектов транспортной инфраструктуры в составе проекта планировки территории жилого района Елкибаево-Федоровка-Самохваловка в <адрес> ГО <адрес>, утвержденного постановлением главы Администрации ГО <адрес> РБ № от 16 декабря 2008 года.
В соответствии с п.9 ст.22 ЗК РФ при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Согласно ч.1 ст.9ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч.11 ст.9 ГрК РФ).
Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территории двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2-3.2, 4.1, 4.2 ст.45 ГрК РФ, утверждают уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района (ч.4 ст.45 ГрК РФ).
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2- 4.2, 5.2 ст.45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в ч.5.1 ст.45 ГрК РФ (ч.5 ст.45, ч.13 ст.46 ГрК РФ).
Системный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии решения о выдаче разрешения на строительство, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42-46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке подается в соответствии с ч.1 ст.51.1 ГрК РФ. В уведомлении наряду с иной информацией должны быть указаны сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка.
При поступлении уведомления о планируемом строительстве уполномоченный орган осуществляет проверку допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и параметров объекта строительства с учетом территориального зонирования и градостроительного регламента, действующего на момент подачи уведомления о планируемом строительстве, при этом перечень оснований для уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам является исчерпывающим.
Предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства установлены в статьей 39 ГрК РФ, к числу которых отнесены минимальные отступы от границ земельных участком в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений.
В оспариваемом уведомлении административный ответчик ссылается на несоответствие параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, в связи с тем, что указанный земельный участок частично расположен в границах красных линий, что согласно пункту 1.4.2 Нормативов градостроительного проектирования, утвержденных решением Совета ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, недопустимо.
Из пункта 1.4.2 Нормативов следует, что красные линии, определяющие элементы планировочной структуры, и линии регулирования застройки функциональных зон устанавливаются проектами планировки с учетом особенностей использования земельных участков и размещения объектов капитального строительства.
Размещение объектов капитального строительства за пределами красных линий и линий регулирования застройки не допускается. Исключением являются объекты капитального строительства – памятники культурного наследия, на расположение которых не распространяются действия градостроительных регламентов.
В соответствии с заключением землеустроительной экспертизы ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, имеет кадастровый №, фактическая площадь земельного участка равна 1456 кв.м., что на 220 кв.м.больше, чем указано в ЕГРН. Таким образом, фактические границы земельного участка с кадастровым номером № не соответствуют данным из Государственного реестра недвижимости. На земельном участке, расположенном по адресу: РБ, <адрес>, кадастровый №, расположено два объекта незавершенного капитального строительства площадью 283 кв.м.. Красные линии были получены по запросу в Администрацию Главархитектуры <адрес> от Калининского районного суда <адрес>. В пределах красных линий находится объект незавершенного капитального строительства площадью 199 кв.м.. За пределами красной линии находится жилой дом, левый угол дома находится на расстоянии от красной линии 9,07 м, правый угол дома находится на расстоянии от красной линии 9,98 м. Также за пределами красной линии находится часть объекта незавершенного капитального строительства площадью 84 кв.м. Согласно СП 11-102-97 индивидуальные жилые дома должны иметь отступ от красной линии дороги не менее 5 метров и от переулка не менее 3 метров.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку строительство (реконструкция) объектов осуществляется только в соответствии с установленными Правилами, градостроительными регламентами, выдача уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, на котором в соответствии с действующими нормами градостроительного проектирования не предусмотрено такое размещение объекта, будет противоречить действующему земельному и градостроительному законодательству.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В нарушение ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных выше обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в рамках заявленных исковых требований.
В ходе рассмотрения данного спора судом была проведена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ГБУ РБ «ГКО и ТИ». Расходы по проведению указанной экспертизы согласно смете № от 15.06.2021г. составила 32673 руб.
Согласно ч. 2 ст. 114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, суд полагает необходимым возложить на административного истца оплату по проведению экспертизы, взыскав с него в пользу ГБУ РБ «ГКО и ТИ» в размере 32673 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Салиховой Р. Р. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан, отделу градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа <адрес> РБ о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство – отказать.
Взыскать с Салиховой Р. Р. в пользу ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» судебные расходы по проведению судебной экспертизы в размере 32673 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца, через Калининский районный суд <адрес> РБ.
Судья Р.А. Тимербаев