ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-208/20 от 15.10.2020 Устиновского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-208/2020

УИД 18RS0005-01-2019-002738-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 года г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Балашовой С.В.,

при секретаре судебного заседания Андреевой М.В.,

с участием: представителя административного истца ФИО1 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 153), представителя административного ответчика ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.122),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Удмуртского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия в части непроведения проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, об аннулировании результатов проведенных освидетельствований маломерных судов, о возложении обязанности провести повторное освидетельствование маломерных судов,

УСТАНОВИЛ:

Удмуртский транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее – ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР») о признании незаконным бездействия в части непроведения проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, об аннулировании результатов проведенных освидетельствований маломерных судов, о возложении обязанности провести повторное освидетельствование маломерных судов.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена административного ответчика ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» на правопреемника - Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике (л.д. 136-137).

С учетом заявления об отказе от части исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 105-106, 108) и заявления об изменении исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.187), административный истец просит:

- признать незаконным бездействие административного ответчика в части непроведения проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: 1<данные изъяты>

- аннулировать результаты проведенных освидетельствований перечисленных маломерных судов;

- возложить на административного ответчика обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести повторное освидетельствование перечисленных маломерных судов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что должностными лицами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» при проведении освидетельствования названных в иске маломерных судов не использовались газоанализаторы, соответственно, не проводилась проверка на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Тем самым. при проведении освидетельствования маломерных судов должностными лицами ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» были нарушены требования Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ, постановления Правительства РФ «О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» от ДД.ММ.ГГГГ, Положения о государственной инспекции по маломерным судам, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденные Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам, утвержденный Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ Административный регламент МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС.

В судебное заседание не явились привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц владельцы маломерных судов ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие заинтересованных лиц.

Представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО2 по исковым требованиям возражала, поддержала представленные ранее возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что освидетельствование указанных в иске маломерных судов проводилось без проверки на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ по причине отсутствия газоанализаторов. Финансирование на их приобретение в настоящее время отсутствует. Ранее проверки этих маломерных судов проводились с использованием газоанализаторов, и превышение нормативов выбросов в атмосферный воздух не было выявлено (л.д. 68, 154-155). Также представитель ответчика пояснила, что освидетельствование маломерных судов проводится в рамках оказания государственной услуги по заявлению судовладельцев, соответственно, провести повторное освидетельствование административный ответчик может лишь при наличии заявлений заинтересованных лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов настоящего дела, сведения о проведении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» освидетельствования указанных в административном иске маломерных судов без проверки на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ поступили в Удмуртскую транспортную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). В суд настоящий иск подан ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок обращения в суд административным истцом не пропущен.

В соответствии с п. 8 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения требований административного истца, оспаривающего решения, действия (бездействие) органа, должностного лица является совокупность следующих обстоятельств: 1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам; 2) нарушение оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" запрещает производство и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Согласно п. 4 ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГN 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" в целях реализации статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" Правительство РФ постановило проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух путевой техники, морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания, спортивных и прогулочных судов начиная с 2004 года.

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 501 утверждены Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам.

В силу подпункта 1.2 названных Правил, данные Правила технического надзора устанавливают единый на территории Российской Федерации порядок технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России. Технический надзор осуществляется должностными лицами Управления ГИМС МЧС России, территориальных органов ГИМС.

На основании пункта 2.2 Правил технического надзора за маломерными судами, утвержденных Приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГN 501, технический надзор за маломерными судами включает в себя осуществление контроля за их техническим состоянием в процессе их пользования, в том числе проверок маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, а также проведение первичных и ежегодных технических освидетельствований и осмотров.

По результатам технического состояния маломерного судна предусмотрено три оценки состояния такого маломерного судна: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к пользованию" (абзац 1 пункта 2.7 Правил технического надзора за маломерными судами).

Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 608 утвержден Административный регламент МЧС по предоставлению государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС (далее - Административный регламент).

При предоставлении государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна, зарегистрированного в Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - маломерное судно), заявителями являются собственники маломерных судов или их законные представители (пункт 1.3 Административного регламента).

Предоставление государственной услуги осуществляется МЧС России, которое реализует свои полномочия в указанной области через подразделения ГИМС МЧС России (пункт 2.2 Административного регламента).

Конечным результатом предоставления государственной услуги является освидетельствование маломерного судна, успешное прохождение которого удостоверяется проставлением отметки в судовом билете о допуске маломерного судна к плаванию в безопасном районе, либо мотивированный отказ в проставлении такой отметки (пункт 2.5 Административного регламента).

Согласно пункту 2.30 Административного регламента освидетельствование маломерных судов в процессе эксплуатации проводится на пунктах освидетельствования маломерных судов, а также на передвижных пунктах освидетельствования маломерных судов, которые организуются на базах (сооружениях) для стоянок маломерных судов или других, пригодных для этих целей местах. Передвижной пункт освидетельствования включает в себя, в том числе оборудование и мерительные инструменты, необходимые для проведения освидетельствования маломерного судна, в том числе газоанализатор.

В силу пункта 3.1 Административного регламента предоставление государственной услуги по освидетельствованию маломерного судна в процессе эксплуатации (п. 3.20, 3.21), осуществляется с помощью оборудования и мерительных инструментов, необходимых для проведения освидетельствования маломерного судна.

Основанием для начала административной процедуры по тестированию маломерного судна в процессе эксплуатации, зарегистрированного в ГИМС МЧС России, является определение должностным лицом подразделения ГИМС последовательности, времени и места проведения освидетельствования маломерного судна, оформленное в заявлении (пункт 3.18 Административного регламента).

Пункт 3.20 Административного регламента предписывает освидетельствование, в процессе которого производится тестирование маломерных судов, каждые пять лет с момента государственной регистрации маломерного судна в реестре маломерных судов.

Административная процедура тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации включает следующие действия: проведение осмотра маломерного судна; проверку состояния корпуса и надстроек маломерного судна; проверку неизменности эксплуатационно-технических характеристик маломерного судна, его технического состояния; проверку маломерных судов на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; оформление результата выполнения административной процедуры (пункт 3.21 Административного регламента).

Проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ осуществляется с помощью газоанализатора (пункт 3.25 Административного регламента).

Из анализа приведенных правовых актов следует, что проверка маломерного судна на соответствие техническим нормам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является элементом освидетельствования маломерного суда и при его проведении в обязательном порядке должна быть выполнена.

Применение газоанализатора при проведении освидетельствования маломерного судна является обязательным условием.

Из материалов настоящего административного дела следует, что в период времени май-июль 2019 ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по УР» проведено освидетельствование следующих маломерных судов:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По результатам освидетельствования составлены заключения, из которых следует, что маломерные суда признаны годными к эксплуатации.

При этом, освидетельствование проводилось без использования газоанализатора, что следует из представленных заключений и административным ответчиком не оспаривается.

Как указано выше, применение газоанализатора является обязательным условием административной процедуры тестирования маломерного судна в процессе эксплуатации. Несоблюдение этого условия свидетельствует о нарушении установленного порядка освидетельствования.

В результате непроведения с помощью газоанализатора замеров выбросов маломерным судном в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ возложенная на ФКУ "Центр ГИМС МЧС России по УР" обязанность по проведению технического освидетельствования должным образом не выполнена.

Не установление фактической годности маломерного судна к плаванию, влияет на безопасность неопределенного круга лиц при его эксплуатации.

Таким образом, требование Удмуртского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика в части не проведения проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требования об аннулировании результатов проведенных освидетельствований маломерных судов не имеется.

В соответствии с п. 1 ч. 2 и п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, признавая оспариваемое бездействие не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, суд разрешает вопрос об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов и указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, решение суда о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непроведении проверки маломерных судов в полном объеме, с использованием газоанализаторов и в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами, является основанием для аннулирования (отмены) результатов проведенных освидетельствований маломерных судов (заключений по результатам предоставления государственной услуги) самим административным ответчиком.

По требованию административного истца о возложении на административного ответчика обязанности провести повторное освидетельствование маломерных судов, суд приходит к следующему.

Как указано выше, в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 608 освидетельствование маломерных судов осуществляется МЧС России в рамках предоставления государственной услуги по заявлениям собственников маломерных судов. С такими заявлениями собственники указанных в административном иске маломерных судов в установленном порядке обратились, предусмотренные Административным регламентом документы и сами маломерные суда предоставили. На основании этих заявлений МЧС России по УР должно было предоставить заявленную государственную услугу по освидетельствованию в объеме и порядке, установленном Административным регламентом, утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 608.

Не проведение замеров выбросов маломерными судами в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ свидетельствует о том, что в нарушение установленного порядка государственная услуга по освидетельствованию маломерных судов в полном объеме не оказана. Указанное обстоятельство является основанием для возложения на административного ответчика обязанности провести освидетельствование в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов.

Заявленный административным истцом срок проведения освидетельствования – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным для устранения административным ответчиком допущенных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Удмуртского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике о признании незаконным бездействия в части непроведения проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, об аннулировании результатов проведенных освидетельствований маломерных судов, о возложении обязанности провести повторное освидетельствование маломерных судов – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике в части непроведения проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ: <данные изъяты>

Обязать Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике устранить допущенное нарушение и в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести освидетельствование указанных маломерных судов в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", утвержденным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГN 608.

Административное исковое требование Удмуртского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике об аннулировании результатов проведенных освидетельствований указанных маломерных судов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Устиновский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья С.В. Балашова