ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-208/2017 от 09.01.2017 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09.01.2017 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,

при секретаре Андреевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-208/17 по административному иску Т. Х. Н. О. Ниязалы оглы к ГУ МВД России по адрес о признании незаконными действий и отмене решения, изложенного в письме от дата,

установил:

Т. Х. Н. О. обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий и отмене решения, изложенного в письме от дата, указав, что дата им подано заявление в Октябрьский районный суд г.о. Самара об установлении факта проживания на территории РФ по состоянию на дата. Установление указанного факта явилось основанием для признания его гражданином РФ и получения паспорта гражданина РФ. Решением Октябрьского районного суда г.о. Самара дата установлен факт постоянного проживания Т. Х. Н. О. на территории РФ по состоянию на дата, указанное решение вступило в законную силу. Однако, ГУ МВД России по адрес письмом от дата отказало в выдаче паспорта гражданина РФ, в связи с тем, что он не может быть признан гражданином РФ. Полагает указанный отказ незаконным. Просит признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной миграционной службы России по адрес, изложенное в письме от дата об отказе в признании Т. Х. Н. О. гражданином РФ; обязать ответчика выдать истцу паспорт гражданина РФ.

В судебном заседании административный истец Т. Х. Н. О. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, пояснил, что является уроженцем Грузии, однако, проживает на территории РФ с 1986г., дочь родилась на территории РФ, в связи с чем, просит административные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по адресБ. С. В., действующий на основании доверенности № ? -3300 от дата, в судебном заседании административные исковые требования не признал, изложив доводы, отраженные в возражении на административное исковое заявление, пояснил, что административный истец Т. Х. Н. О. имеет паспорт иностранного гражданина, гражданина Грузии, в связи с чем, является иностранным гражданином-гражданином Грузии, следовательно, не является гражданином РФ, кроме того, срок принятия решения и процедура уведомления Т. Х. Н. О. о вынесенном заключении соблюдены в строгом соответствии с требованиями ФЗ от дата № 115-ФЗ, в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, просит в иске отказать в полном объеме.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено, что административный истец оспаривает письмо ГУ МВД России по адрес от дата. Административный иск истцом подан в суд дата, т.е. без пропуска установленного срока на обращение в суд.

Ст. 35 Федерального закона от дата № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» на МВД России распространено действие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регламентирующим деятельность органов внутренних дел, впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и нормативных правовых актов и актов управления упраздненной Федеральной миграционной службы по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Министерства внутренних дел Российской Федерации, впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 положения об управлении по вопросам миграции ГУ МВД, утвержденного приказом ГУ МВД №... от дата, управление по вопросам миграции является структурным подразделением ГУ МВД, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции правоприменительные функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

В связи с чем, ГУ МВД России по адрес является правопреемником полномочий УФМС России по адрес.

Судом установлено, что Т. Х. Н. О.дата обратился в ОВМ ОП №... «Октябрьский» У МВД России по адрес с заявлением об установлении личности и определении правового статуса в соответствии со ст. 10.1 ФЗ от дата№... ФЗ «О правовом положении иностранных» граждан в РФ.

Письмом от дата № исх. 32/10-Т-25 Т. Х. Н. О. дан ответ о том, что в настоящее время он является гражданином Грузии, приказ Президента Грузии «О выходе из гражданства Грузии» №... от дата вступит в силу на 15-й день после предоставления документа, подтверждающего гражданство РФ.

Административный истец полагает, что изложенная в письме от дата информация является решением об отказе в признании его гражданином РФ, это решение является незаконным, обосновывая указанный довод тем, что дата Октябрьским районным судом г.о. Самара вынесено решение об установлении факта постоянного проживания Т. Х. Н. О. на территории РФ по состоянию на дата. Решение вступило в законную силу дата.

Вместе с тем, суд, изучив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 11 Федерального закона от дата № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ от дата № 62-ФЗ прием в гражданство Федерации в общем порядке осуществляется в случае, если иностранные лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, обратились с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до дата и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

На основании ст. 14 ФЗ от дата № 62-ФЗ прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется в случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, обратились с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:

а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

г) имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

д) имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер, либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;

е) получили после дата профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. При этом в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности. Приэтом, в указанный период сумма уплаченных такими гражданами и лицами в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 1 миллиона рублей;з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставный (складочный) капитал российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов непрерывно не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Приэтом, размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица должен составлять не менее 100 миллионов рублей и в указанный период сумма уплаченных таким юридическим лицом в каждом календарном году налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (за исключением государственной пошлины и осуществленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах в указанный период возвратов сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных налогов и сборов) и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет не менее 6 миллионов рублей;

и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы. При этом, в указанный период в отношении таких иностранных граждан и лиц без гражданства работодателем должны быть начислены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 настоящего Федерального закона, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при условии, если указанные граждане и лица:

а) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

б) имеют законный источник средств к существованию;

в) отказались от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Отказ гражданства иностранного государства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

В случае, если иностранные граждане и лица без гражданства, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей имеют регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с указанной Государственной программой, они могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что УВМ ГУ МВД России по адрес на обращение Т. Х. Н. О. об установлении личности от дата был дан ответ 11.11.2016№...-Т-25 о том, что в настоящее время Т. Х. Н. О. является гражданином Грузии, и, следовательно, не может быть признан гражданином Российской Федерации.

Вместе с тем, указанное письмо носит информационный характер и не является решением об отказе в предоставлении гражданства Российской Федерации. Указанное письмо было направлен иностранному гражданину Т. Х. Н. О. на основании Заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №... от дата, в соответствии с требованием п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от дата № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ от дата № 115-ФЗ).

На основании п. 12 ст. 10.1 ФЗ от дата № 115-ФЗ, если по результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания подтвердится достоверность персональных данных иностранного гражданина, указанных им, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина вручается данному иностранному гражданину по его просьбе.

При этом, уведомление об отказе в признании гражданином Российской Федерации было направлено Т. Х. Н. О. на следующий день после вынесения Заключения об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №... от дата, т.е. дата письмом за №...-Т-25.

Пунктом 13 ст. 10.1 ФЗ от дата № 115-ФЗ предусмотрено, что срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца.

Обращение Т. Х. Н. О., поступившее в УВМ ГУ МВД России по адресдата, было рассмотрено дата, в течение месяца, т.е. в установленный законодательством срок.

Таким образом, срок принятия решения и процедура уведомления Т. Х. Н. О. о вынесенном заключении соблюдены в строгом соответствии с требованиями ФЗ от дата № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктами 1, 4, 7 ст. 10.1 ФЗ от дата № 115-ФЗ:

Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции вправе:

требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации.

Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.

В соответствии с Заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства №... от дата установлено, что уроженец Грузинской ССР Т. Х. Н. О.:

по учетам Автоматизированной системы «Российский паспорт» не значится, т.е. не имеет паспорта гражданина Российской Федерации, и, следовательно, не является гражданином Российской Федерации;

обратился дата в Министерство юстиции Грузии с заявлением о выходе из гражданства Грузии, что подтверждается справкой №... от дата, выданной Министерством юстиции Грузии, согласно которой имеется выписка из приказа Президента Грузии №... от дата о том, что Т. Х. Н. О. имеет право выйти из гражданства Грузии по получении компетентными органами Грузии документа, удостоверяющего приобретение лицом гражданства иностранного государства, а также на 15-й день после подписания настоящего приказа о выходе из гражданства Грузии в случае представления документа о получении гражданства (в данном случае. Российской Федерации), т.е. Т. Х. Н. О. лишь подал заявление о выходе из гражданства Грузии;

имеет паспорт иностранного гражданина (гражданина Грузии) №...АА66274 со сроком действия до дата, по предъявлении которого дата на КПП «Верхний Ларе» им был осуществлен въезд на территорию Российской Федерации, что подтверждается Автоматизированной системой «Центральная база данных учета иностранных граждан» (далее - АС ЦБДУИГ) по состоянию на дата.

Т. Х. Н. О. является иностранным гражданином - гражданином Грузии.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что административный истец, имея паспорт иностранного гражданина №...АА66274 со сроком действия до дата, который им не был сдан в компетентные органы иностранного государства, является иностранным гражданином, не прошел полную процедуру выхода из гражданства Грузии, а также не подал соответствующие документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, необходимые для получения гражданства Российской Федерации, и соответственно, не может быть признан гражданином Российской Федерации в судебном порядке. Ссылку истца на приказ Президента Грузии «О выходе из гражданства Грузии» №... от дата суд не принимает во внимание, поскольку он вступит в силу на 15-й день после предоставления документа, подтверждающего гражданство РФ

Согласно Определению Верховного суда РФ от дата№...-В-09-25 в целях защиты прав и законных интересов лиц, имеющих паспорт гражданина СССР, не принявших гражданства других государств и проживающих на территории Российской Федерации по состоянию на датаг., которые на основании Закона Российской Федерации от датаг. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" могли быть признаны гражданами Российской Федерации, факт их постоянного проживания на территории Российской Федерации подлежит установлению в судебном порядке.

Однако Т. Х. Н. О. принял гражданство Грузии, о чем свидетельствует паспорт иностранного гражданина №...АА66274 со сроком действия до дата.

Таким образом, признание в судебном порядке факта постоянного проживания Т. Х. Н. О. в Российской Федерации само по себе не является основанием для приобретения им гражданства Российской Федерации, поэтому решение Октябрьского районного суда адрес от дата удостоверяет лишь факт нахождения Т. Х. Н. О. на территории Российской Федерации дата, вместе с тем, административным истцом было приобретено гражданство Грузии.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от дата№..., заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя:

лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне (далее - территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации);

лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

При этом перечень компетентных органов, ведающих вопросами гражданства Российской Федерации, является исчерпывающим. Соответственно, законодательством Российской Федерации не предусмотрен судебный порядок предоставления гражданства Российской Федерации. В судебном порядке можно обжаловать отказ соответствующих государственных органов Российской Федерации в предоставлении гражданства Российской Федерации.

Доказательств, подтверждающих обращение Т. Х. Н. О. с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации в компетентные органы Российской Федерации, не имеется.

Таким образом, учитывая, что Т. Х. Н. О. с заявлением о предоставлении гражданства Российской Федерации в компетентные органы Российской Федерации, ведающие вопросами миграции, не обращался, а письмо от дата носит информационно-уведомительный характер на его обращение об устанвлении личности от дата и не является решением об отказе в признании гражданином РФ, было направлено в установленные законом сроки, потому правовых оснований для признания незаконным письма ГУ МВД России по адрес от дата и обязании выдать административному истцу паспорт гражданина РФ не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административный иск Т. Х. Н. О. Ниязалы оглы к ГУ МВД России по адрес о признании незаконными действий и отмене решения, изложенного в письме от дата оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательном виде.

В окончательном виде решение суда принято дата.

Судья подпись А.Х. Курмаева

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь: