ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-208/2021 от 31.01.2022 Тарногского районного суда (Вологодская область)

УИД: 35RS0021-01-2021-000327-23

Административное дело 2а-9/2022(2а-208/2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тарногский Городок 31 января 2022 года

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,

при секретаре Чирковой М.М.,

представителя административных ответчиков Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области, Максимова А.Г., Чежина В.Ф., заинтересованного лица Крутиковой С.К., по доверенностям Дурягиной Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шушковой Марины Васильевны к Управлению Росреестра по Вологодской области, заместителю руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Максимову А.Г., государственному инспектору Вологодской области по использованию и охране земель Ф.В. Чежину о признании незаконным и не порождающих правовых последствий акта обследования от 30.08.2021 № 2/08, протокола осмотра от 30.08.2021, предостережения от 17.09.2021 № 1/08 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,

установил:

Шушкова М.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Вологодской области о признании незаконным и не порождающих правовых последствий акта обследования от 30.08.2021 № 2/08, протокола осмотра от 30.08.2021, предостережения от 17.09.2021 № 1/08 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности принадлежат два земельных участка, один с 2004 года, второй с 2011 года. Управлением Росреестра по Вологодской области в отношении нее была проведена незаконная проверка принадлежащих ей на праве собственности земельных участков, проверка была проведена без ее уведомления, в ее отсутствие, после незаконного профилактического визита, результаты которого были отменены после подачи ею жалобы в Управление Росреестра. Не проверив ее доводы, работниками Росреестра составлены административные документы, чем были нарушены права административного истца на свободное владение принадлежавшим ей имуществом и право на защиту. Указывает, что основанием для проведения в отношении ее проверки явилось обращение Томишина И.М. и нарушению ею ст. ст. 25 и 26 Земельного кодекса и ст. 8.1 Федерального закона о государственной регистрации, однако она самовольно захват указанных выше земельных участков не производила, использует земельные участки в тех границах, в которых их приобрела. Границы земельных участков определены забором, который был возведен еще предыдущими собственниками, а также строениями, в частности гаражом, который был приобретен ею по договору вместе с домом у Романова В.М. Она самозахват не совершала, открыто честно пользовалась данным имуществом. Межевание земельных участков на момент их приобретения не требовалась и оно не является в настоящее время обязательным. Превышение фактической площади земельных участков над юридической площадью не свидетельствует о самозахвате земельных участков, поскольку использует приобретенные на законном основании земельные участки. Уведомление заместителя главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель С.К. Крутиковой, предостережение, составленное работниками Росреестра, протокол, акт осмотра, проведенные в ее отсутствие и без ее уведомления, нарушают ее права как собственника земельных участков. Указывает на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 06.10.2021.

Ссылаясь на положения ст.ст. 8, 15, 22 КАС РФ, п. 7 ст. 36, ч. 9 ст. 38,, ст. 35 Земельного Кодекса РФ, ст. 60 ФЗ-248, ст. 234 ГК РФ, постановление Конституционного суда РФ от 26.11.2020 № 48-П просит признать незаконными и не порождающими никаких правовых последствий акт обследования от 30.08.2021, протокол осмотра от 30.08.2021, предостережение от 17.09.2021 № 1/08 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области.

Определением суда от 21.12.2021 в качестве административного ответчика привлечены заместитель главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Крутикова С.К., государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Ф.В. Чежин.

Определением суда от 11.01.2022 привлечены: в качестве административного ответчика заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Максимов А.Г., в качестве заинтересованных лиц Томишин И.М., администрация Тарногского сельского поселения и Бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризаций».

Протокольным определением заместитель главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Крутикова С.К.переведена из ответчиков в заинтересованные лица.

В судебное заседание административный истец Шушкова М.В. не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела без её участия.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области, Максимова А.Г., Чежина В.Ф., заинтересованного лица Крутиковой С.К., по доверенностям Дурягина Г.Ф., с административным иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Из отзыва на административный иск следует, что в адрес Управления поступило обращение Томишина И.М. от 09.06.2021 с просьбой организовать проверку в связи с незаконным увеличением земельного участка под гаражом и переносе границ земельного участка, находящегося в собственности Шушковой М.В., по адресу: ...... в соответствии со статьей 52 Закона № 248-ФЗ в отношении Шушковой М.В. на 28.07.2021 был назначен профилактический визит по месту нахождения земельных участков с кадастровыми номерами и принадлежащих Шушковой М.В. на праве собственности. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона № 248-ФЗ контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения. В адрес Управления Шушкова М.В. направила заявление от 19.07.2021 с просьбой отмены профилактического визита и запрета на проведение каких-либо осмотров в ее отсутствие. Проведение профилактического визита было отменено в связи с невозможностью присутствия Шушковой М.В. в указанный период. Вместе с тем, в случае, если объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий. На основании мотивированного представления и задания на проведение выездного обследования от 17.08.2021 № 2/08, в целях оценки достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращении Томишина И.М. от 09.06.2021, в соответствии со статьей 75 Закона № 248-ФЗ должностным лицом Управления проведено внеплановое выездное обследование объекта земельных отношений: земельных участков с кадастровыми номерами , расположенных по адресу: ...... соответственно. По результатам инструментального обследования фактически используемых границ земельного участка с кадастровым номером установлено, что площадь используемого земельного участка с кадастровым номером составляет 1609,71 кв.м, что больше площади, указанной в сведениях ЕГРН (1438,93 кв.м) на 170,78 кв. м. Площадь используемого земельного участка с кадастровым номером составляет 1399,67 кв.м, что больше площади, указанной в сведениях ЕГРН (1300 кв.м) на 99,67 кв.м. По результатам выездного обследования государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель сделан вывод, что в действиях Шушковой М.В., в связи с использованием территорий земельных участков в границах кадастрового квартала общей площадью 270,45 кв.м (170,78 кв.м + 99,67 кв.м), выявлены признаки нарушения обязательных требований, а именно несоблюдение требований пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающих наличие документов о правах на земельный участок, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», пп.1,2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями части 1 статьи 49 Закона № 248-ФЗ, пункта 29 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) Шушковой М.В. объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 17.09.2021 № 1/08, которое направлено в ее адрес письмом от 17.09.2021 № 13/13-19/12703. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ по признакам выявленных нарушений, а именно по факту использования части земельного участка в границах кадастрового квартала общей площадью 270,45 кв.м без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав Шушкова М.В. была вызвана в Управление на 06.10.2021 для составления протокола по статье 7.1 КоАП РФ. На адрес электронной почты Управления 05.10.2021 от Шушковой М.В. поступила информация о несогласии с вменяемым правонарушением, представлено административное исковое заявление в Тарногский районный суд Вологодской области от 27.09.2021 об отмене результатов контрольных (надзорных) мероприятий на земельных участках с кадастровыми номерами и признании незаконным, в том числе, предостережения от 17.09.2021 № 1/08. По результатам рассмотрения материалов выездного обследования объектов земельных отношений, в том числе с учетом информации, содержащейся в обращении Шушковой М.В. от 05.10.2021, заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель 06.10.2021 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по статье 7.1 КоАП РФ. Доводы Шушковой М.В. о том, что проверка в отношении нее была назначена безосновательно, а также проведена с нарушением процедуры извещения проверяемого лица несостоятельны, поскольку в силу положений статьи 56 Закона № 248-ФЗ выездное обследование проводится без взаимодействия с контролируемым лицом. Управлением или его должностными лицами в отношении Шушковой М.В. решений о проведении проверок не выносилось, какие-либо проверки в отношении Шушковой М.В. не осуществлялись. Дополнительно обращаем внимание суда, что на основании задания на проведение выездного обследования от 17.08.2021 № 2/08 в отношении Шушковой М.В. было осуществлено контрольное (надзорное) мероприятие в форме выездного обследования. При этом, задание на проведение выездного обследования было подготовлено в связи с поступлением обращения Томишина И.М. В части доводов Шушковой М.В. о незаконности протокола осмотра от 30.08.2021 Управление сообщает, что истцом не представлено достаточных доказательств нарушения ее прав и законных интересов данным процессуальным документом. Содержащийся в материалах дела протокол осмотра от 30.08.2021 составлен государственным инспектором в соответствии с требованиями части 3 статьи 76 Закона № 248-ФЗ, нарушений требований закона при его составлении не допущено. Поскольку в протоколе отражены все сведения, предусмотренные указанными нормами права, основания для признания его незаконным отсутствуют. Шушкова М.В. заявляет требование о признании незаконным протокола осмотра от 30.08.2021, при этом не указывает способ восстановления своего нарушенного права. Вместе с тем, протокол осмотра является лишь процессуальным документом и фиксирует проведение государственным инспектором контрольного (надзорного) действия, что прямо предусмотрено статьей 76 Закона № 248-ФЗ. Протокол не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, не создает препятствий к осуществлению прав, свобод и законных интересов истца, не устанавливает ответственность для контролируемого лица. Таким образом, протокол осмотра не является решением органа исполнительной власти, его должностных лиц, а является лишь документом, фиксирующим информацию, полученную при проведении контрольного (надзорного) действия. Управление считает, что основания для признания незаконным акта выездного обследования объекта земельных отношений от 30.08.2021 № 2/08 также отсутствуют, поскольку в акте отражены все сведения, предусмотренные частью 2 статьи 87 Закон № 248-ФЗ, а также административным истцом не доказано нарушение ее прав и свобод. Безосновательным является требование истца о признании незаконным предостережения Управления объявление предостережения является одним из видов профилактических мероприятий, и не относится к контрольным (надзорным) мероприятиям. Предостережение, объявленное Шушковой М.В. содержит лишь указание на нормы статей 25, 26 ЗК РФ, статью 7.1 КоАП РФ, информацию о том, какие конкретно действия Шушковой М.В. привели к нарушению обязательных требований (использование части земельного участка в границах кадастрового квартала общей площадью 270, 45 кв.м, без прав). При этом, предостережение не обязывает Шушкову М.В. совершить какие-либо действия, не создает для контролируемого лица каких-либо препятствий для осуществления прав, свобод и интересов и не влечет наступление негативных последствий за его несоблюдение (например, оплату административного штрафа). Таким образом, поскольку объявление предостережения является профилактическим мероприятием, не возлагающим на контролируемое лицо каких-либо обязанностей и не нарушающим прав и законных интересов Шушковой М.В., основания для признания предостережения незаконным отсутствуют. Просят в удовлетворении требований Шушковой М.В. отказать в полном объеме.

Административный ответчик заместитель главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Крутикова С.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом. представлен отзыв на иск, где указано, что ею, как как заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель, в отношении Шушковой М.В. контрольные (надзорные) мероприятия и действия не проводились, процессуальные решения не выносились. В материалах административного дела отсутствуют процессуальные документы, вынесенные мной, как заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель. Просит в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать в полном объеме. В части доводов административного истца о признании незаконными и не порождающими последствий акта обследования от 30.08.2021 № 2/08, протокола осмотра от 30.08.2021, предостережения от 17.09.2021 № 1/08 указывает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве Управления на административный иск.

Административный ответчик заместитель главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Максимов А.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом. Представлен отзыв на административный иск, в котором требования не признает по доводам, аналогичным доводам Управления Росреестра по Вологодской области.

Административный ответчик государственный инспектор Вологодской области по использованию и охране земель Ф.В. Чежин в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Представлен отзыв на административный иск, в котором требования не признает по доводам, аналогичным доводам Управления Росреестра по Вологодской области.

Заинтересованное лицом Томишин И.М. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица администрации Тарногского сельского поселения в судебное заседание не явился, в представленном отзыве полагали, что исковые требования удовлетворению не подлежат, просили о рассмотрении дела без участия представителя администрации.

Представитель заинтересованного лица Бюджетное учреждение в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризаций» в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просили о рассмотрении дела без участия представителя учреждения, разрешение требований оставляли на усмотрение суда.

Заслушав представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Дурягину Г.Ф., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном указанным процессуальным законом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Обстоятельства административного дела должны быть подтверждены определенными средствами доказывания и не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (статьи 59, 60, 61 КАС РФ).

Суд оценивает доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям (статья 62 КАС РФ).

При проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.

Судом установлено, что административный истец Шушкова М.В. является собственником земельных участков: с кадастровым номером , общей площадью 1304 кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования -для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных по адресу: ......; с кадастровым номером с кадастровым номером , общей площадью 1438,93 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, адрес: ...... (копии свидетельств о государственной регистрации права от 09.07.2004 и от 16.08.2011, соответственно).

Как видно из материалов административного дела, 09.06.2021 в адрес Управления Госреестра по Вологодской области, отдел государственного земельного надзора поступило заявление Томишина И.М., проживающего по адресу: ......, в котором он просил организовать проверку в связи с незаконным увеличением земельного участка под гаражом и переносе границ земельного участка, находящегося в собственности Шушковой М.В. по адресу: ......

14.07.2021 в адрес Шушковой М.В. направлено уведомление об осуществлении государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Управления 28.07.2021 в 11:00 профилактического визита по месту нахождения земельных участков с кадастровыми номерами

19.07.2021 административный истец Шушкова М.В. направила в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области заявление, в котором, в частности просила отменить профилактический визит, назначенный на 28.07.2021, так как присутствовать не может, просила перенести осмотр на конец сентября 2021 года. Также просила не проводить никаких осмотров в ее отсутвие.

В связи с поступившим отказом Шушковой М.В. от проведения профилактического визита, назначенный на 28.07.2021 профилактический визит по месту нахождения земельных участков с кадастровыми номерами , о чем административный истец уведомлена письмом руководителя Управления Д.Е. Тулина от 27.07.2021.

17.08.2021 заместителем руководителя Управления Росреестра по Вологодской области С.К. Крутиковой утверждено задание № 2/08 на проведение выездного обследования земельных участков с кадастровыми номерами по адресу: ...... Проведение выездного обследования поручено государственному инспектору Вологодской области по использованию и охране земель Чежину Ф.В., дата выездного обследования – 30.08.2021, основанием для проведения выездного обследования заявление Томишина И.М. от 09.06.2021.

В рамках выездного обследования 30.08.2021 проведен осмотр указанных выше земельных участков и инструментальное обследование, о чем составлены соответствующие протоколы, обмер земельных участков.

По результатам выездного обследования государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Чежиным Ф.В. составлен акт выездного объекта земельных отношений, в ходе которого должностным лицом выявлены признаки нарушения обязательных требований, а именно: нарушение земельного законодательства, выразившиеся в несоблюдении Шушковой М.В. ст. 25 и ст. 26 Земельного кодекса РФ, предусматривающих наличии документов о правах на земельный участок, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п. 1,2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ; действия Шушковой М.В. в связи с использованием части земельного участка в границах кадастрового квартала общей площадью 270,45 кв.м содержат признаки события административного правонарушения, выразившиеся в использовании указанной части земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Должностным лицом предложено рассмотреть вопрос об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложить принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, поскольку отсутствуют подтвержденные данные о ом, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также принято решение о рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Шушковой М.В. на части земельного участка к границах кадастрового квартала общей площадью 270,45 кв.м.

17.09.2021 врио руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра а картографии по Вологодской области Максимовым А.Г. в адрес Шушковой М.В. вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, выявленных выездного обследования от 30.08.2021 путем устранения допущенного нарушения обязательных требований – оформления в установленном законом порядке права на часть земельного участка в границах кадастрового квартала общей площадью 270,45 кв.м по адресу: ......, либо прекратить использование указанной части земельного участка (в том числе путем освобождения).

06.10.2021 при рассмотрении материалов внепланового выездного обследования земельных участков с кадастровыми номерами ...... заместителем главного государственного инспектора Вологодской области по использованию и охране земель Буянкиным С.В. в отношении Шушковой М.В. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.1 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения (определение от 06.10.2021).

Административным истцом оспариваются действия Управления Росреестра по Вологодской области и должностных лиц Управления Росреестра по Вологодской области, административный истец полагает, что проведение обследования принадлежащих ей земельных участков проведено с нарушением закона, без ее уведомления, осмотр земельного участка, просит признать незаконным и не порождающих правовых последствий акт обследования от 30.08.2021 № 2/08, протокол осмотра от 30.08.2021, предостережения от 17.09.2021 № 1/08 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области,

В силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" достоверные систематизированные сведения об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иные сведения указываются в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 1); государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1).

Государственный земельный надзор по соблюдению гражданами требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за нарушение которых законодательством Российской Федерации установлена административная ответственность, осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и территориальными органами Росреестра в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации, Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1081, Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.06.2019 N П/0240.

Согласно ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации (за исключением осуществления государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями), и подразделением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в части соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды на предоставленных подведомственным такому органу организациям земельных участках, на которых расположены объекты, используемые такими организациями (далее также - органы государственного земельного надзора).

Исходя из положений ч. 2 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации предметом государственного земельного надзора являются, в том числе, соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Подпунктом «а» п. 26 Положения о земельном надзоре установлено, что при осуществлении органами государственного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (их территориальными органами) государственного земельного надзора могут проводиться профилактические мероприятия, такие как: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережений; консультирование; профилактический визит.

Профилактические мероприятия являются более приоритетными, чем контрольные (надзорные). Взаимодействие с контрольным органом в ходе этих мероприятий предусмотрено только в установленных случаях. Мероприятия с взаимодействием проводятся лишь с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе (ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 45 Закона N 248-ФЗ, п. 25 Положения о земельном надзоре).

Организация и осуществление государственного земельного надзора в части соблюдения обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", за исключением государственного земельного надзора, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом (ч. 4 ст. 71 данного кодекса).

Виды контрольных (надзорных) мероприятий установлены статьей 56 данного федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 56 указанного закона взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: 1) контрольная закупка;2) мониторинговая закупка; 3) выборочный контроль; 4) инспекционный визит; 5) рейдовый осмотр; 6) документарная проверка; 7) выездная проверка.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): 1) наблюдение за соблюдением обязательных требований; 2) выездное обследование (часть 3 статьи 56).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть, наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.

Внеплановые мероприятия могут проводиться без взаимодействия с контролируемым лицом по заданию уполномоченных должностных лиц надзорного органа (ч. 2 ст. 57 Закона N 248-ФЗ).

Аналогичные положения закреплены пунктом 38 Положения о земельном надзоре согласно которым наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся органами государственного надзора (их территориальными органами) без взаимодействия с контролируемыми лицами.

Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 37 настоящего Положения, проводятся в форме плановых и внеплановых мероприятий (п.39).

Действительно, в соответствии с действующим законодательством контрольное (надзорное) мероприятие в виде выездного обследования проводится без взаимодействия с контролируемым лицом.

Между тем, суд приходит к выводу, что при проведении данного контрольного мероприятия должностными лицами Росреестра по Вологодской области, проведенного в отношении Шушковой М.В. были допущены существенные нарушения, которые нельзя признать законными в силу следующего.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом (части 1-2).

В соответствии с ч. 3 ст. 75 данного закона в ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться: 1) осмотр; 2) отбор проб (образцов); 3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);4) испытание; 5) экспертиза.

Подпунктом «а» пункта 37 Положения о земельном контроле установлен перечень контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, которые могут проводиться при осуществлении государственного земельного надзора органами государственного надзора Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (их территориальными органами), в число которых входит производство выездного обследования (посредством осмотра, инструментального обследования (с применением видеозаписи.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм следует, что выездное обследование проводят, не информируя контролируемое лицо. В ходе данного мероприятия осматривают общедоступные производственные объекты.

Между тем, земельные участки с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами общедоступными производственными объектами не являются, материалами дела установлено, что земельные участки находятся в частной собственности, ограждены, доступ посторонних лиц к ним ограничен.

Из содержания статьи 76 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" следует, что под осмотром понимается контрольное (надзорное) действие, заключающееся в проведении визуального обследования территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов без вскрытия помещений (отсеков), транспортных средств, упаковки продукции (товаров), без разборки, демонтажа или нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (часть 1).

При этом, осмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи (часть 2).

Согласно части 7 статьи 31 указанного закона при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями закона должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий, совершения контрольных (надзорных) действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Из изложенных положений следует, что проведение осмотра должно осуществляться в присутствие контролируемого лица либо его представителя. Проведение осмотра в отсутствие указанных лиц возможно при наличии сведений, подтверждающих, что контролируемое лицо было уведомлено надлежащим образом о проведении контрольного мероприятия, с применением видеозаписи.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что осмотр земельных участков с кадастровыми номерами с кадастровыми номерами проведен в присутствии Шушковой М.В. либо ее представителя, а также документы, подтверждающие, что административный истец уведомлен о проведении осмотра надлежащим образом.

При таких основаниях суд приходит к выводу, что проведение контрольного мероприятия в виде выездного обследования должностными лицами государственного земельного надзора Росрееестра по Вологодской области в отношении административного истца проведено с нарушением Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", что свидетельствует о незаконности данного контрольного мероприятия, и как следствие незаконными составленные по ее результатам документы (акты, протоколы, предостережение), чем нарушаются права административного истца как собственника земельных участков.

При таких обстоятельствах административные исковые требования Шушковой М.В. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 КАС РФ, суд

решил

Административное исковое заявление Шушковой М.В. удовлетворить.

Признать незаконным акт выездного обследования объекта земельных отношений № 2/08 от 30.08.2021, составленным государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Чежиным Ф.В. и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.

Признать протокол осмотра территории земельных участков с кадастровыми номерами от 30.08.2021, составленным государственным инспектором Вологодской области по использованию и охране земель Чежиным Ф.В. и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.

Признать незаконным предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований врио руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области Максимова А.Г. от 17.09.2021 и не порождающим правовых последствий со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н.Еина

Решение принято в окончательной форме 02.02.2022.

Судья Тарногского районного суда Н.Н.Еина