ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-208/2022 от 09.03.2022 Гагаринского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-208/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Темкино

Смоленской области 09 марта 2022 года

Гагаринский районный суд Смоленской области в составе председательствующего судьи Федоровой Е.И., при секретаре Маханьковой Л.А., с участием прокурора Ивина Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Темкинского района Смоленской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании совершить определенные действия,

установил:

Прокурор Темкинского района Смоленской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области о признании бездействия незаконным, указав в обосновании требований, что при проверке соблюдения Администрацией Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области исполнения законодательства в сфере реализации национальных проектов, установлено, что у администрации муниципального образования имеется доступ в сеть «Интернет» и официальный сайт, посредством которого возможно предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утвержден перечень таких услуг, однако административным ответчиком до настоящего времени предоставление муниципальных услуг, в электронной форме через официальный сайт и портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, что препятствует реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», достижению предусмотренных им целей. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц на предоставление муниципальных услуг, в том числе условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение муниципальных услуг, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению качества и доступности муниципальных услуг.

Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде, обязать Администрацию Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг в электронном виде, согласно перечню, предоставляемых сельским поселением муниципальных услуг.

Представитель административного истца заместитель прокурора Темкинского района Смоленской области Ивин Е.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Администрация Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, указала на согласие с заявленными требованиями.

Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле – Департамент цифрового развития Смоленской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве, поступившим в суд, указал на обеспечение административному ответчику технической возможности оказания услуг в электронном виде, однако из девяти утвержденных услуг, только одна внесена в Реестр государственных и муниципальных услуг и опубликованы.

Суд, в силу ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика, заинтересованного лица.

Суд, заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Одной из целей указанной программы является разработка, внедрение и эксплуатация областной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ч.3 ст.1, п.6 ст.4, п.2, 3 ст.5, п.2 ч.1 ст.6, п.1, 2 ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является, в том числе возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться, в том числе предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах; подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Темкинского района Смоленской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере реализации национальных проектов.

В ходе проверки выявлено, что у муниципального образования Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области имеется доступ в сеть «Интернет» и официальный сайт http://temkino.admin-smolensk.ru/, посредством которого возможно предоставление муниципальных услуг в электронной форме, однако их получение не обеспечено.

Распоряжением Администрации Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области от 15 октября 2021 года 36-р утвержден перечень из девяти массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат на территории Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области (л.д. 10-12).

Согласно информации, представленной Администрацией Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области предоставление муниципальных услуг, указанных в перечне, в электронной форме через официальный сайт и портал государственных и муниципальных услуг не обеспечено, заявок не поступало (л.д.13).

В силу приложения №2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года №1993-р, пятым этапом перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде является обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом до 1 января 2014 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №236 утверждены требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Требованиями к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №236, предусмотрено, что предоставление услуг в электронной форме может осуществляться не только посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации, но и посредством официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Распоряжением Администрации Смоленской области от 8 июля 2021 года №1298-р/адм утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат на территории Смоленской области, рекомендовано руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области утвердить перечень массовых социально значимых муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат, и определить лиц, ответственных за перевод массовых социально значимых муниципальных услуг в электронный формат, в должности не ниже заместителя руководителя органа местного самоуправления муниципального образования Смоленской области.

Анализируя представленные доказательства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области в нарушение вышеприведенного действующего законодательства до настоящего времени предоставление муниципальных услуг в электронном виде через официальный сайт Администрации в полном объеме не обеспечено, что создает препятствия для граждан в сфере предоставления муниципальных услуг и нарушает их права и законные интересы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Темкинского района Смоленской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области по непринятию мер по переходу на предоставление муниципальных услуг в электронном виде. Обязать Администрацию Павловского сельского поселения Темкинского района Смоленской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить техническую возможность оказания муниципальных услуг в электронном виде, согласно перечню предоставляемых сельским поселением муниципальных услуг.

Решение суда может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Гагаринский районный суд Смоленской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2022 года.

Судья: Е.И. Федорова