ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2090/2022 от 18.10.2022 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело № 2а-2090/2022

Поступило в суд: 10.10.2022 г.

УИД 54RS0013-01-2022-004182-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 октября 2022 года г. Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Лихницкой О.В., при секретаре Уваровой Ю.В., с участием представителя административного истца Кураева Г.А., представителя административных ответчиков Вострова А.Н., представителя заинтересованного лица Ефремова Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шатохина Д. И. к Военному комиссару г.Бердска Новосибирской области, Военному комиссариату г.Бердска Новосибирской области, призывной комиссии по мобилизации г.Бердска об оспаривании действий, связанных с призывом на военную службу по мобилизации,

Установил:

Административный истец Шатохин Д.И. обратился в суд с иском к военному комиссару г.Бердска Новосибирской области Копачеву А.П. об оспаривании действий, связанных с призывом на военную службу по мобилизации.

В обоснование исковых требований указал, что в связи с Указом Президента РФ от 21.09.2022 года № 647, в отношении административного истца 27 сентября 2022 года Ответчиком принято решение о призыве на военную службу. В настоящее время он находится в Новосибирском высшем военном командном училище, где проходит соответствующую подготовку.

Полагает, что действия ответчика, связанные с его призывом являются незаконными и нарушающими его права по следующим основаниям:

В соответствии с Законом от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", мобилизации подлежат граждане, находящиеся в запасе (ст. 17). Вместе с тем, в силу ст. 18 указанного Закона, установлены категории лиц, которые пользуются правом на отсрочку от мобилизации.

Кроме того, в соответствии со ст. 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 1998 года, граждане признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, исключаются из запаса и переводятся в отставку.

В силу ст. 5.1 указанного Закона, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.

В соответствии со ст. 4 и 63 Федерального закона от 21.11.2011 N 323- ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

Из указанного следует, что в целях определения оснований для отсрочки или исключения из состава запаса, граждане, подлежащие мобилизации, подлежат медицинскому освидетельствованию.

В отношении истца такого освидетельствования не проводилось, состояние здоровья не проверялось. Административный истец был призван в нарушение указанного порядка, что нарушает его права. При этом, он имеет неудовлетворительное состояние здоровья, множество заболеваний, в частности, аллергию не установленной этиологии, что не позволяет ему нести военную службу. Сведения о категории годности к службе (А), в его военном билете - не соответствуют состояния его здоровья. Опыта военной службы в Вооруженных Силах РФ он не имеет, равно как и не имеет боевого опыта. Указание в военном билете о факте прохождения службы не соответствует действительности. В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 22.11.2021 N 700 "Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета", в графе 2 военного билета указывается полное кодовое обозначение ВУС, которое включает в себя: первые три цифры - номер ВУС, последующие три цифры - код воинской должности, а седьмой (буквенный) знак указывает на особые признаки военной службы. ВУС 837 истцу выставлен незаконно, так как водительских прав он не имеет. Какой- либо воинской специальности он так же не имеет.

При принятии решения о его мобилизации не были учтены семейные обстоятельства. В частности его супруга беременна и воспитывает ребенка в возрасте 13 лет, сам он имеет кредитные обязательства перед банками.

Просит признать действия ответчика, связанные с призывом административного истца по мобилизации незаконными и обязать отменить решение о его призыве.

Определением суда от 11 октября 2022 года к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены Военный комиссариат г.Бердска Новосибирской области и Призывная комиссия по мобилизации г.Бердска (л.д.27).

Административный истец Шатохин Д.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Кураев Г.А., действующий на основании доверенности (л.д.38) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.39-41), поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, приведенном выше.

Дополнительно в судебном заседании 17 октября 2022 года пояснил, что Шатохин Д.И. не имеет военного опыта. Месячные сборы в Узбекистане таким опытом не являются, военной службой по призыву Российской Федерацией не признаются, поскольку соответствующее международное соглашение об этом между РФ и Узбекистаном отсутствует. Соответственно, отправление Шатохина Д.И. в зону боевых действий представляет собой угрозу его жизни и здоровью, а также нарушает его права на жизнь и здоровье. Кроме того, 17 октября 2022 года административным истцом в лице его представителя в адрес административного ответчика подано заявление о замене военной службы на альтернативную. Ответ на данное заявление истцом не получен.

Кроме того, административным ответчиком нарушен порядок призыва на военную службу, в связи с мобилизацией, поскольку до принятия решения о его мобилизации медицинское обследование не проводилось, соответствующая категория годности к военной службе в установленном законом порядке не присваивалась. При этом, истец заявлял просьбу о проведении такого обследования. Для определения категории годности Шатохина Д.И. к военной службе и наличии оснований для отсрочки от мобилизации, необходимы специальные познания, в связи с чем, считает необходимым проведение по делу судебной медицинской экспертизы.

После перерыва в судебном заседании 18 октября 2022 года представитель административного истца в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков Военного комиссара г.Бердска Новосибирской области, Военного комиссариата г.Бердска Новосибирской области, Призывной комиссии по мобилизации г.Бердска Востров А.Н., действующий на основании доверенностей и диплома о высшем юридическом образовании, исковые требования не признал. В возражениях пояснил, что Шатохин Д.И. прибыл в г.Бердск из р.Узбекистан в 2018 году и был поставлен на учет в военном комиссариате г.Бердска с 31 января 2018 года. При прохождении медицинского освидетельствования 16 октября 2018 года военно-врачебной комиссией был признан годным к военной службе, категория «А». В Узбекистане Шатохин Д.И. проходил военные сборы с 01 февраля 2008 года по 29 февраля 2008 года. При постановке на воинский учет ему был выдан военный билет вместо военного удостоверения GK

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года №647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» Шатохин Д.И. был призван на военную службу по военно-учетной специальности – стрелок.

На пункте предварительного сбора граждан дежурила карета скорой медицинской помощи ГБУЗ БЦГБ г.Бердска, присутствующему медицинскому работнику жалобы на здоровье мобилизованный не предъявлял, подтверждающие медицинские документы не предоставлял. Действующим законодательством не предусмотрено медицинское освидетельствование граждан, подлежащих мобилизации. В связи с этим считает решение призывной комиссии по мобилизации и действия административных ответчиков, связанные с призывом истца на военную службу по мобилизации законными и обоснованными.

Представитель заинтересованного лица ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны РФ» Ефремов Д.Н., действующий на основании доверенности (л.д.45) и диплома о высшем юридическом образовании (л.д.46), считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В обоснование своей позиции пояснил, что административным истцом не представлено ни одного документа, подтверждающего его неудовлетворительное состояние здоровья, имеющиеся многочисленные заболевания, в том числе, аллергии, не установленной этиологии.

В соответствии со справкой начальника медицинской службы Новосибирского высшего военного командного училища Шатохин Д.И., призванный на военную службу по мобилизации, в поликлинику НВВКУ за медицинской помощью не обращался, работникам медицинской службы не сообщал о наличии у него каких-либо хронических заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, ходатайств о проведении в отношении него медицинского освидетельствования не заявлял. По этой же причине считает не подлежащим удовлетворению ходатайство представителя административного истца о назначении по делу судебной медицинской экспертизы в отношении истца.

Ссылка административного истца на беременность супруги и наличие кредитных обязательств не является основанием для освобождения от военной службы или предоставления отсрочки.

Суд с учетом мнения представителя административных ответчиков и представителя заинтересованного лица счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.

Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.

Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 8 указанного Закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации: оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации, включая: организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставки техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации; организацию и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечение представления отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; организацию в установленном порядке своевременного оповещения и явки граждан, входящих в состав аппарата усиления военных комиссариатов. Под аппаратом усиления военных комиссариатов понимаются граждане, участвующие на договорной основе в работе по обеспечению оповещения, призыва и отправки мобилизационных ресурсов в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования. Порядок создания и работы аппарата усиления военных комиссариатов устанавливается Положением о военных комиссариатах, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из ст. 19, 20 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации осуществляется в сроки, устанавливаемые мобилизационными планами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.

Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.

Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет призывная комиссия по мобилизации граждан, создаваемая в субъекте Российской Федерации, муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе и на внутригородской территории города федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а председателем призывной комиссии по мобилизации граждан, создаваемой в муниципальном образовании, указанном в пункте 3 настоящей статьи, - должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Если призывная комиссия по мобилизации граждан создана на внутригородской территории города федерального значения, на которой в соответствии с законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения местная администрация не сформирована, то председателем такой призывной комиссии является руководитель органа исполнительной власти (руководитель территориального органа исполнительной власти) субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Положением «О призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006г. № 852, Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям необходимых сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов (далее - ресурсы) (п. 4).

Согласно п. 5 указанного Положения порядок проведения оповещения, явки (доставки) ресурсов и предложения по обеспечению проведения этих мероприятий по представлению военного комиссариата (федерального органа исполнительной власти, имеющего запас) утверждается решением призывной комиссии по мобилизации субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Для оповещения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом (федеральным органом исполнительной власти, имеющим запас) выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 8).

Из п.п. 24, 25, 26 вышеуказанного Положения следует, что призывная комиссия по мобилизации: б) в период мобилизации: во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву; организует взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам розыска не оповещенных или уклонившихся от явки граждан, приписанных к воинским частям.

Решение призывной комиссии по мобилизации в день принятия оформляется протоколом, который подписывается председателем, его заместителем и членами комиссии. В протоколе указывается общее количество ресурсов.

Персональный отбор граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований).

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

Судом установлено, что Шатохин Д.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на воинском учете в Военном комиссариате г.Бердска Новосибирской области.

Решением ВВК Военного комиссариата г.Бердска Новосибирской области от 16 октября 2018 года Шатохин Д.И. признан годным к военной службе, присвоена категория годности «А» (л.д.15). В вооруженных силах Российской Федерации Шатохин Д.И. не служил (л.д.13). Согласно военному удостоверению, выданному Шатохину Д.И. в Узбекистане, последний в период с 02 февраля 2008 года по 29 февраля 2008 года проходил военные сборы в р.Узбекистан (л.д.16, 58-65).

Согласно военному билету Шатохину Д.И. установлена военно-учетная специальность – водитель автомобилей (л.д.14).

В судебном заседании представитель административных ответчиков пояснил, что при постановке Шатохина Д.И. на военный учет он сообщил в военкомате, что в настоящее время проходит обучение на водителя. В дальнейшем военным комиссариатом г.Бердска был сделан запрос в органы ГИБДД и получена информация, о том, что Шатохин Д.И. не имеет водительского удостоверения, в связи с чем военно-учетная специальность (п.27 военного билета) была изменена на «стрелок», как было указано в военном удостоверении р.Узбекистан. Данное обстоятельство подтверждается учетной карточкой мобилизованного Шатохина Д.И.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», постановлено: 1. Объявить с 21 сентября 2022 г. в Российской Федерации частичную мобилизацию. 2. Осуществить призыв граждан Российской Федерации на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. 3. Установить, что уровень денежного содержания граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, соответствует уровню денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту. 4. Контракты о прохождении военной службы, заключенные военнослужащими, продолжают свое действие до окончания периода частичной мобилизации, за исключением случаев увольнения военнослужащих с военной службы по основаниям, установленным настоящим Указом. 5. Установить в период частичной мобилизации следующие основания увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации: а) по возрасту - по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; б) по состоянию здоровья - в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе, за исключением военнослужащих, изъявивших желание продолжить военную службу на воинских должностях, которые могут замещаться указанными военнослужащими; в) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы. 6. Правительству Российской Федерации: а) осуществлять финансирование мероприятий по проведению частичной мобилизации; б) принять необходимые меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период частичной мобилизации. 7. Для служебного пользования. 8. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации обеспечить призыв граждан на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации в количестве и в сроки, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации. 9. Предоставить гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.

Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Призыву на военную службу по мобилизации не подлежат граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления.

Военнослужащие при объявлении мобилизации продолжают проходить военную службу. Военнослужащие женского пола, которые имеют одного ребенка и более в возрасте до 16 лет или срок беременности которых составляет не менее 22 недель, имеют право на досрочное увольнение с военной службы.

В соответствии со ст. 18 вышеуказанного Закона отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам: 1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; 2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья - на срок до шести месяцев; 3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 3.1) являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата и (или) несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; 4) имеющим на иждивении четырех и более детей в возрасте до 16 лет или имеющим на иждивении и воспитывающим без матери одного ребенка и более в возрасте до 16 лет (гражданам женского пола, имеющим одного ребенка и более в возрасте до 16 лет, а также в случае беременности, срок которой составляет не менее 22 недель); 4.1) имеющим жену, срок беременности которой составляет не менее 22 недель, и имеющим на иждивении трех детей в возрасте до 16 лет; 5) матери которых кроме них имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа; 6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Судом установлено, что Шатохину Д.И. вручена повестка о явке к 08-00 часам 27 сентября 2022 год в пункт предварительного сбора граждан – школа №1 г.Бердска (л.д.11). Согласно сведениям в военном билете Шатохин Д.И. на основании протокола №6 от 27.09.2022 года призван на военную службу по мобилизации (л.д.13).

Из учетной карточки следует, что Шатохин Д.И. находился на воинском учете в военном комиссариате г.Бердска Новосибирской области, имеет воинское звание – рядовой, 2-ую категорию запаса, группа учета РА, состав –солдат; воинская должность военно-учетная специальность - стрелок. Таким образом, нарушений по проведению мероприятий по частичной мобилизации, входящих в компетенцию Военного комиссариата г.Бердска судом не установлено, поскольку Шатохин Д.И. пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, права на отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренное ст. 18 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации № 664 от 24 сентября 2022 года «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. N 1725, не имеет, при этом, имеет военно-учетную специальность. При постановке его на военный учет в военном комиссариате г.Бердска Новосибирской области Шатохин Д.А. не высказывал возражений относительно несоответствия сведений, содержащихся в военном билете фактическим обстоятельствам, решение военно-врачебной комиссии о признании его годным к военной службе и установлении категории годности «А» в установленном законом порядке не оспаривал.

Ссылка административного истца на нарушение порядка призыва по мобилизации, в связи с не проведением медицинского освидетельствования, является несостоятельной. Действующим законодательством не предусмотрено проведение медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу, в связи с мобилизацией. Мобилизованные призываются в соответствии с ранее установленной им категорией годности. При этом, мобилизованный вправе представить в призывную комиссию медицинские документы, свидетельствующие о наличии у него в настоящее время заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, а также ходатайствовать о проведении в отношении него медицинского освидетельствования в связи с имеющимися заболеваниями.

В настоящем судебном заседании установлено, что Шатохин Д.И. с такими ходатайствами не обращался, медицинских документов в призывную комиссию по мобилизации не предоставлял, равно, как и не представлял их в ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны РФ», где находится с 27 сентября 2022 года и проходит подготовку к военной службе.

В настоящее судебное заседание административный истец также не представил доказательств наличия у него хронических и иных заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Ссылка Шатохина Д.И. на аллергию неизвестной этиологии ничем не подтверждена. Кроме того, данное заболевание не содержится в Перечне заболеваний, препятствующих прохождению военной службы. Проанализировав действующее законодательство, регулирующие спорные правоотношения, с учетом отсутствия, у административного истца жалоб на состояние здоровья, документов, подтверждающих наличие оснований для проведения военно-врачебной экспертизы, в момент его нахождения в военкомате, сборном пункте, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовала обязанность для проведения военно-врачебной экспертизы и определения годности к военной службе по состоянию здоровья в отношении Шатохина Д.И.

Согласно ответа главного врача ГБУЗ БЦГБ г.Бердска (л.д.36) Шатохин Д.И. за медицинской помощью в амбулаторных условиях в ГБУЗ НСО БЦГБ не обращался. В связи с этим, медицинская карта амбулаторного больного в суд представлена не была.

Поскольку административным истцом не представлены доказательства наличия у него заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, медицинские документы о наличии у Шатохина Д.И. каких-либо заболеваний в суд не представлены, административному истцу было отказано в удовлетворении ходатайства о проведении по делу судебной медицинской экспертизы.

Приобщенное представителем административного ответчика заявление на имя военного комиссара г.Бердска о замене Шатохину Д.И. военной службы на альтернативную, датированное 17 октября 2022 года, и поданное его представителем Шатохиной А.В. (л.д.66) не имеет отношения к рассматриваемому спору, поскольку подано в период рассмотрения дела в суде, на данный момент должностным лицом не рассмотрено и отношения к оспариваемым действиям не имеет.

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемые действия административных ответчиков соответствуют Закону, а также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов административного истца. В связи с этим, исковые требования Шатохина Д.И. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Решил:

В удовлетворении административного искового заявления Шатохина Д. И. к Военному комиссару г.Бердска Новосибирской области, Военному комиссариату г.Бердска Новосибирской области, призывной комиссии по мобилизации г.Бердска о признании незаконными действий по организации и проведению призывных мероприятий в рамках частичной мобилизации и отмене решения о призыве Шатохина Д.И. на военную службу в рамках частичной мобилизации, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья О.В. Лихницкая

Полный текст решения изготовлен 18 октября 2022 года.