ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2091/19 от 27.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-2091/2019 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

27 июня 2019 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.

при секретаре Ландвер И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к административному ответчику Южному транспортному управлению Федерального агентства железнодорожного транспорта, заинтересованные лица: Филиал ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге (региональный учебный центр), Ростовский отряд Вневедомственной охраны филиала ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге, Шевченко Н.И. о признании недействительным свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в качестве работника, включенного в состав группы, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что Ростовской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности в Ростовском отряде ведомственной охраны филиале ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» на СКЖД, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства. Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. В части 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ отражено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности устанавливается Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года В соответствии с п. 8 Правил аттестации аттестация проводится в отношении лиц, не имеющих ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных п.п. 1 - 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности». Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном Федеральным законом «О транспортной безопасности», подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности. Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой установлено, что Шевченко Н.И. имеет аттестат о среднем образовании от ДД.ММ.ГГГГ года серия . Шевченко Н.И. ДД.ММ.ГГГГ года аттестован Южным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве работника сил обеспечения транспортной безопасности (свидетельство об аттестации от ДД.ММ.ГГГГ года). Указанное обстоятельство является недопустимым и нарушает требования п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 16-ФЗ, пп 2, 12 Правил аттестации, ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 Приложения к Приказу Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ года , поскольку Шевченко Н.И. не являлся лицом, имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование или получившим среднее профессиональное и (или) высшее образование, и, соответственно, не имел правовых оснований для прохождения обучения на курсах повышения квалификации в Региональном учебном центре филиала ФГП ВО ЖДТ на Северо-Кавказской железной дороге. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ года об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в качестве работника, включенного в состав группы, осуществляющих досмотра, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности Шевченко Н.И. недействительным.

В судебное заседание явился помощник прокурора Свинарева В.А., административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика Южного транспортного управления Федерального агентства железнодорожного транспорта в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Шевченко Н.И. в судебное заседание явился, административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованных лиц Филиала ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге (региональный учебный центр), Ростовского отряда Вневедомственной охраны филиала ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя административного ответчика Южного транспортного управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, представителей заинтересованных лиц Филиала ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге (региональный учебный центр), Ростовского отряда Вневедомственной охраны филиала ФГП «Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Северо-Кавказской железной дороге.

Выслушав помощника прокурора Свинарева В.А., заинтересованное лицо Шевченко Н.И., изучив материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениямио признаниинезаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности, в том числе является определение угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Согласно подп. 7 п. 2 ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности.

Частью 1 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности (ОТБ) осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Пунктом 3 Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Минтранса России от 31.07.2014 года № 212, установлено, что подготовка сил ОТБ направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами ОТБ работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил ОТБ и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

Приказом Минтранса России от 08.09.2014 года № 243 утверждены типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с п. 2 ст. 85.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В части 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ отражено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности устанавливается Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 года № 172.

В соответствии с п. 8 Правил аттестации аттестация проводится в отношении лиц, не имеющих ограничений на выполнение работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, установленных п.п. 1 - 7 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 16-ФЗ работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица не прошедшие в порядке, установленном Федеральным законом «О транспортной безопасности», подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В пункте 9 Правил аттестации указано, что в целях аттестации заявитель представляет в орган аттестации заявление, а также в отношении аттестуемого лица субъект транспортной инфраструктуры представляет заключение органов внутренних дел о возможности допуска аттестуемого лица к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, оформленное в соответствии с требованиями пункта 16 настоящих Правил, а также иные документы, перечень и форма которых устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В перечень документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных, включена копия документа (документов) об образовании аттестуемого лица, заверенная субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, организацией, претендующей на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности (если аттестуемое лицо является иностранным гражданином (лицом без гражданства) и документ составлен на иностранном языке - предоставляется заверенный в установленном порядке перевод документа).

Из представленных материалов следует, что Ростовской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности в Ростовском отряде ведомственной охраны филиале ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта» на СКЖД, в ходе которой выявлены нарушения требований действующего законодательства.

Проведенной проверкой установлено, что Шевченко Н.И. имеет аттестат о среднем образовании от ДД.ММ.ГГГГ года серия

Шевченко Н.И. ДД.ММ.ГГГГ года аттестован Южным территориальным управлением Федерального агентства железнодорожного транспорта в качестве работника сил обеспечения транспортной безопасности, что подтверждается свидетельством об аттестации от ДД.ММ.ГГГГ года.

Вместе с тем, Шевченко Н.И. не являлся лицом, имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование или получившим среднее профессиональное и (или) высшее образование, и соответственно не имел правовых оснований для прохождения обучения на курсах повышения квалификации в Региональном учебном центре филиала ФГП ВО ЖДТ на Северо-Кавказской железной дороге.

Учитывая изложенное, указанное обстоятельство является недопустимым и нарушает требования п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 16-ФЗ, п.п. 2, 12 Правил аттестации, ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 5 Приложения № 8 к Приказу Минтранса России от 08.09.2014 года № 342.

По настоящему делу обращение прокурора с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации направлено на исполнение требований действующего законодательства об образовании и о транспортной безопасности.

Учитывая положения нормативно-правовых актов, цели аттестации сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы, проведение аттестации лиц, не имеющих соответствующей подготовки, а соответственно и права на выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, не является законным.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры удовлетворить.

Признать свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ года об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в качестве работника, включенного в состав группы, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, Шевченко Н.И., недействительным.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года.

Судья