Дело №2а-2094/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Мягковой Е.А.,
при секретаре Бондаренко Е.В.,
с участием представителя административного ответчика Комитета социальной защиты населения Волгоградской области – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2021 года в городе Волгограде административное дело по административному иску ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд в интересах несовершеннолетней ФИО3 с настоящим административным иском к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании решения незаконным, возложении обязанности. Свои требования мотивирует тем, что она является опекуном несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением администрации городского округа – города ФИО4 области. Несовершеннолетняя ФИО3 является лицом, относящимся в категории детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей в связи со смертью обоих родителей.
Решением Комитета социальной защиты населения Волгоградской области, изложенным в приказе №... от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении несовершеннолетней ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием явилось наличие прав ФИО3 в собственности №... доли жилого помещения, общей площадью 44,6 кв.м. по адресу: Волгоградская область, г.В., ...А, ..., общая площадь указанного помещения, приходящаяся на одно лицо, имеющее законное право пользования данным жилым помещением, более учетной нормы.Полагает данное основание незаконным и необоснованным, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю в праве общей долевой собственности ФИО3 составляет №... кв.м., что менее учетной нормы площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении 11 кв.м. общей площади, приходящегося на 1 человека, установленной Городским П. В.городской Думы Волгоградской области от 11.05.2011 года №141-ВГД «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Сособственниками указанного жилого помещения являются опекун (бабушка ФИО3) и ФИО5 (дядя ФИО3), которые не являются членами одной семьи, соответственно при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения несовершеннолетней, ответчик не вправе учитывать площадь, принадлежащую иным лицам.
Просила признать решение Комитета социальной защиты населения Волгоградской области, изложенное в приказе №... от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Комитет социальной защиты населения Волгоградской области включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 года, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, о причине своей неявки суд не уведомила.
Представитель административного ответчика Комитета социальной защиты населения Волгоградской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку несовершеннолетняя ФИО3 в соответствии с предоставленными на рассмотрение документами, обеспечена жильем, в том числе 1/8 доли квартиры по адресу: Волгоградская область, г.В., ...А, ....
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Родители несовершеннолетней ФИО3 – мать ФИО6 и отец ФИО7 умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, что подтверждается свидетельствами о их смерти.
Постановлением администрации городского округа – город ФИО4 области №... от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что несовершеннолетняя ФИО3 осталась без попечения родителей, установлена опека над несовершеннолетней и опекуном назначена ее бабушка ФИО2, определено место жительства несовершеннолетней ФИО3 у опекуна по адресу ее регистрации: г.В., ....
Решением Комитета социальной защиты населения Волгоградской области, изложенным в приказе №... от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении несовершеннолетней ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Из представленных административным ответчиком документов следует, что при рассмотрении Комитетом документов по ФИО3 на включение в список детей-сирот, установлено было, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет в собственности 1/8 доли жилого помещения, общей площадью 44,6 кв.м., расположенным по адресу: Волгоградская область, г.В., ..., ....
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 является собственником 1/8 доли жилого помещения, общей площадью 44,6 кв.м., расположенным по адресу: Волгоградская область, г.В., ...А, .... Сособственником 5/8 доли указанного помещения является бабушка ФИО2 – опекун несовершеннолетней, сособственником ? доли указанного помещения является ФИО5 – дядя несовершеннолетней ФИО3
В связи с чем, приказом Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 30.09.2019 года №1840 «О включении (отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» ФИО3 отказано во включении в Список детей-сирот в связи с наличием права собственности – доли в праве собственности 1/8 жилого помещения общей площадью 44,6 кв.м., расположенным по адресу: Волгоградская область, г.В., ..., общая площадь указанного помещения, приходящаяся на одно лицо, имеющее законное право пользования данным жилым помещением, более учетной нормы.
По смыслу ст. ст. 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фонтов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иных указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
П. ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта первого настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
В порядке ч. 1 ст. 3 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере социальной защиты населения формирует список в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ Комитет социальной защиты населения Волгоградской области является уполномоченным органом, который формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Волгоградской области.
В силу подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.
Учетной нормой жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (пункты 4, 5 статьи 50 ЖК РФ).
Согласно Городскому П. В.городской Думы Волгоградской области от 11.05.2011 года №141-ВГД «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении при обеспеченности менее 11 кв. метров общей площади жилого помещения, приходящегося на 1 человека.
Так, при решении вопроса об установлении нуждаемости в предоставлении жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения ответчику необходимо учесть особенности права общей собственности на жилое помещение, принадлежащее детям – сиротам и лицам из их числа.
Из акта об установлении факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ, составленного отделом опеки и попечительства администрации городского округа – город ФИО4 области, следует, что отделом опеки установлена невозможность проживания ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: Волгоградская область, г.В., ....
При определении обеспеченности общей площадью жилого помещения ФИО3 административный ответчик не вправе учитывать площадь, принадлежащую иным лицам.
Несовершеннолетняя ФИО3 и совершеннолетние ФИО2 и ФИО5 не могут быть признаны членами одной семьи, имеющими равные права в части пользования жилым помещением, находящимся в их совместной собственности. С учетом имеющихся в настоящее время у ФИО3 жилищных прав, в дальнейшем при достижении возраста 18 лет, несовершеннолетняя сможет претендовать исключительно на пользование 5,57 кв.м. общей площади жилого помещения по адресу: Волгоградская область, г.В., ....
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права и обстоятельства дела, суд полагает, что приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... «О включении (об отказе во включении) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числе детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» об отказе во включении ФИО3 в указанный Список детей – сирот противоречит П. п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ч.1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05.02.2013 N 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области» и нарушает право административного истца на обеспечение жилым помещением.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО3 к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав – удовлетворить.
Признать незаконным приказ Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№... в части отказа во включении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Комитет социальной защиты населения Волгоградской области включить ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 09.04.2021 года.
Судья Мягкова Е.А.