дело № 2а-2094/2021 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 декабря 2021 года г. Елизово, Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Бецелевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Степаненко А.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика судебного пристава-исполнителя ФИО2,
представителя заинтересованного лица УФССП по Камчатскому краю ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Камчатская региональная поисково-спасательная база» к судебному приставу-исполнителю Елизовского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя Елизовского районного отдела судебных приставов УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 04 октября 2021 года и освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» (далее по тексту – ФКУ «Камчатская РПСБ») обратилось в суд с административным иском, в котором просит: отменить постановление судебного пристава-исполнителя Елизовского РОСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 от 04 октября 2021 года о взыскании исполнительского сбора; освободить от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 8605/19/41026-ИП.
В обоснование требований истец указал, что постановлением судебного пристава-исполнителя Елизовского РОСП УФССП по Камчатскому краю от 25.01.2019 в отношении ФКУ «Камчатская РПСБ» возбуждено исполнительное производство № 8605/19/41026-ИП на основании исполнительного листа № 2-1493/17 от 31.10.2017, выданного Елизовским районным судом Камчатского края. 04.10.2021 судебным приставом-исполнителем Елизовского РОСП вынесено постановление о взыскании с ФКУ «Камчатская РПСБ» исполнительского сбора в размере 50000 рублей, в рамках исполнительного производства № 8605/19/41026-ИП. Постановление получено 19.10.2021.
Административный истец полагает, что постановление от 4.10.2021 является незаконным, поскольку административным истцом по мере возможности исполняется решение Елизовского районного суда. Данное административное правонарушения выявлено впервые. Федеральное казённое учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» обратилось в суд с заявлением, в котором просило об отсрочке исполнения указанного решения суда, ссылаясь на то, что материальное положение не позволяет сразу исполнить решение суда, а так же в связи с отсутствием информации о дальнейшей работе учреждения, поскольку Федеральным агентством воздушного транспорта решается вопрос о ликвидации казенных учреждений региональных поисково-спасательных баз. Росавиацией была направлена пояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О реформировании органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания Российской Федерации, находящихся в ведении Федерального агентства воздушного транспорта». Ликвидация планировалась с 01.09.2021, но в связи с пандемией связанной с распространением новой коронавирусной инфекцией и отсутствием денежных средств в Росавиации, ликвидация казённых учреждений региональных поисково-спасательных баз была отложена. За время отсрочки Федеральное казённое учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» частично исполнило решение Елизовского районного суда Камчатского края. Административный истец предпринимает меры по исполнению решения суда. Финансирование учреждения происходит за счет средств федерального бюджета. В настоящее время отсутствует возможность исполнить решение в полном объеме, в связи с отсутствием дополнительного финансирования по виду расходов 831 «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного результате незаконных действий», а так же отсутствием информации о дальнейшей работе учреждения.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Ответчик и представитель заинтересованного лица УФССП России по Камчатскому краю и ЧАО ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, указав и на пропуск административным истцом срока для обращения в суд с требованием об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заинтересованное лицо Камчатский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, материалы дела № 2-1493/2017, материалы исполнительного производства № 8605/19/41026-ИП, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 360 КАС РФ установлено, что постановления старшего судебного пристава, его заместителя, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В ст. 121 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) указано, что постановление судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием).
Статьей 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу ст. 64 Закона исполнительский сбор является одним из исполнительных действий, то есть мер, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Вместе с тем закон строго регламентирует основания и порядок совершения указанных исполнительных действий.
Согласно ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу предписаний ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. ч. 1 и 2).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
На основании изложенного следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Елизовского районного суда Камчатского края от 31 октября 2017 года, вступившим в законную силу 05 декабря 2017 года, на Федеральное казенное учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» возложена обязанность устранить нарушения в сфере обеспечения аварийно-космического поиска и спасения в срок до 31 декабря 2018 года.
На основании указанного решения суда, 5 февраля 2018 года выдан исполнительный лист и 09 января 2019 года Камчатской транспортной прокуратурой направлен на принудительное исполнение в Управление федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю. 25 января 2019 года судебным приставом-исполнителем Елизовского РОСП ФИО2 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 8605/19/4126-ИП, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Определением Елизовского районного суда от 30 января 2019 года, на основании заявления Федерального казенного учреждения «Камчатская региональная поисково-спасательная база», должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда по 31 декабря 2019 года; определением Елизовского районного суда от 19 декабря 2019 года предоставлена отсрочка по 31 декабря 2020 года.
Определением Елизовского районного суда от 12 января 2021 года в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 25 февраля 2021 года вышеуказанное определение отменено, должнику вновь предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 сентября 2021 года.
Определением Елизовского районного суда от 31 августа 2021 года, вступившим в законную силу, в предоставлении отсрочки исполнения решения суда должнику отказано.
После возбуждения исполнительного производства, должнику неоднократно устанавливался срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
04 октября 2021 года, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое административный истец просит отменить.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что оспариваемое административным истцом постановление принято в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве, поскольку административный истец не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с чем, оспариваемое постановление является законным и отмене не подлежит.
Кроме того, пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ определено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось административным истцом, копия оспариваемого постановления от 04 октября 2021 года получена ФКУ «Камчатская РПСБ» 19 октября 2021 года.
С настоящим административным иском ФКУ «Камчатская РПСБ» обратилось в суд 25 ноября 2021 года, о чем свидетельствует штамп о поступлении административного иска в суд, то есть с пропуском срока, установленного частью 3 статьи 219 КАС РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве") (пункт 74).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Как установлено в судебном заседании административным истцом для исполнения решения суда были предприняты меры, а именно: в 2018 году проведена аттестация ФИО7, ФИО8, ФИО9; направлены обращения в АО «Международный аэропорт (Елизово)» оборудовать радиоточкой комнату отдыха; для приобретения топографических карт Камчатского края (район №3 «Камчатский») масштабом 1:100000 и 1:200000 направлено письмо в Росреестр Камчатского края; закуплено: многофункциональное устройство (МФУ), в количестве - 2 штуки, спецодежда, плот спасательный надувной на 6 человек, в количестве - 1 штука, плот спасательный надувной на 10 человек, в количестве - 1 штука, парашютные системы «Спирит-СП», в количестве - 2 штуки, цифровая видеокамера, компрессор, гидрокостюм спасателя, в количестве - 6 штук, парашют запасной 3-5, в количестве - 1 штука, индивидуальный рацион питания, в количестве - 56 штук, химический источник света, мешки патологоанатомические в количестве 30 штук; изготовлен планшет мер безопасности при выполнении поисково-спасательных работ.; в 2019-2021 годах произведены закупки, необходимые для работы поисково-спасательной базы: аварийной осветительной установки (световой башни) стоимостью 173 250 рублей; носилки стоимостью 150 000 рублей; лебедка стоимостью 99 000 рублей; спецодежда стоимостью 390 000 рублей; индивидуальные рационы питания стоимостью 35 000 рублей; спусковое устройство стоимостью 330 000 рублей; гидроинструмент стоимостью 784 500 рублей; мотопомпа стоимостью 8 500 рублей; пила стоимостью 18 300 рублей; комплект керосинореза стоимостью 15 000 рублей; гермомешки 30 штук общей стоимостью 45 000 рублей; плащ-накидка нейлоновая 17 штук, общей стоимостью 45 900 рублей; рюкзак штурмовой 17 штук, общей стоимостью 34 000 рублей; навигаторы GPS 5 штук, общей стоимостью 68 611, 06 рублей; канистра 15 литровая складная (бивачный бачок) 3 штуки, общей стоимостью 3000 рублей; спецодежда общей стоимостью 217 589 рублей; аптечки первой медицинской помощи общей стоимостью 54 145 рублей; МФУ стоимостью 24 400 рублей; прибор ночного видения с дальномером стоимостью 215 750 рублей; канистры алюминиевые 20 л. в количестве 2 штуки, общей стоимостью 5 000 рублей; фальшфейеры 50 штук, общей стоимостью 33 500 рублей; дымовые сигнальные шашки 20 штук, общей стоимостью 7 420 рублей; плот спасательный надувной на 16 человек, в количестве - 1 штука стоимостью 268 000 рублей; для приобретения недостающей специальной техники, аварийно-спасательного имущества и снаряжения ФКУ «Камчатская РПСБ» неоднократно направляло письма с просьбой о выделении дополнительного финансирования.
Принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, учитывая, что административным истцом предпринимаются возможные и необходимые меры для своевременного исполнения требований судебного пристава-исполнителя, однако имеются объективные обстоятельства, препятствующие исполнению исполнительного документа в установленный срок, с учетом степени вины должника, полагает возможным в силу ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть от размера, установленного постановлением от 04 октября 2021 года и взыскать исполнительский сбор в размере 37500 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административных исковых требований Федерального казенного учреждения «Камчатская региональная поисково-спасательная база» к судебному приставу-исполнителю Елизовского районного отделения судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Елизовского районного отдела судебных приставов УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 о взыскании исполнительского сбора от 04 октября 2021 года № 41026/21/465987 и освобождении об взыскания исполнительского сбора – отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора, наложенного на Федеральное казенное учреждение «Камчатская региональная поисково-спасательная база» на основании постановления судебного пристава-исполнителя Елизовского РОСП УФССП по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу ФИО2 от 04 октября 2021 года № 41026/21/465987 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 8605/19/41026-ИП до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года.
Председательствующий Т.А. Бецелева