Дело № 2а-2095/2022 (2а-7678/2021)
50RS0048-01-2021-014546-83
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2022 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе: судьи Тягай Н.Н., при секретаре Основской А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Шереметьевской таможне о признании незаконным и отменить решение № <данные изъяты> от <дата> г. об отказе в рассмотрении жалобы, возложении обязанности восстановить срок для обжалования решения в не отнесении ввезенных предметов одежды к товарам для личного пользования от <дата> г. № <данные изъяты>, и рассмотреть жалобу по существу,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Шереметьевской таможне о признании незаконным и отменить решение № <данные изъяты> от <дата> г. об отказе в рассмотрении жалобы, возложении обязанности восстановить срок для обжалования решения в не отнесении ввезенных предметов одежды к товарам для личного пользования от <дата> г. № <данные изъяты>, и рассмотреть жалобу по существу, ссылаясь в обоснование на то, что <дата> г. она прибыла в аэропорт Шереметьево терминал «D» рейсом <данные изъяты>, сообщением <данные изъяты>. Получив багаж, ФИО1 проследовала на зеленый коридор, где её остановили сотрудники таможни и попросили поставить багаж на ленту интроскопа. В результате проведенного таможенного досмотра в багаже административного истца сотрудники таможни обнаружили и посчитали возможным изъять 45 предметов женской одежды (акт таможенного досмотра № <данные изъяты>). <дата> г. инспектором ОСТП № 1 Шереметьевской таможни административному истцу вручена в том числе копия решения № <данные изъяты> о не отнесении ввезенный ФИО1 45 предметов женской одежды к товарам для личного пользования. Между тем, правовые последствия данного решения, а также порядок и сроки обжалования данного решения, по утверждению ФИО1, последней никто не объяснял. Только <дата> г. после вручения копии протоколов об административном правонарушении № <№ обезличен> и № <№ обезличен>, административному истцу стало известно, что решение № <№ обезличен> непосредственно нарушает права и законные интересы административного истца, и создает препятствия к их реализации. <дата> г. ФИО1 подала заявление начальнику Шереметьевской таможни об отмене решения № <№ обезличен> и признании ввезенных ею предметов одежды к товарам для личного пользования. Решением от № <№ обезличен> от <дата> г. ФИО1 получила отказ в рассмотрении её жалобы в связи с пропуском срока её подачи. Однако, административный истец полагала, что решение Шереметьевской таможни № <№ обезличен> от <дата> г. неправомерно, поскольку только <дата> г. после вручения ФИО1 копии протоколов об административном правонарушении № <№ обезличен> и № <№ обезличен>, административному истцу стало известно, что решение № <№ обезличен> непосредственно нарушает её права и законные интересы, и создает препятствия к их реализации.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, доверила представлять свои интересы по доверенности – адвокату ФИО6, который в судебное заседание также не явился, извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует его подпись в расписке о назначенном на 15.03.2022 г. в 17.30 часов судебном заседании. Представил в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием в ином процессе.
Статья 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что отложение судебного разбирательства административного дела допускается в случаях, предусмотренных этим же процессуальным законом. Суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае, если признает невозможным рассмотрение административного дела в этом судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из участников судебного разбирательства; удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд может отложить судебное разбирательство административного дела в случае неявки в судебное заседание по уважительной причине лица, участвующего в деле, заявившего ходатайство об отложении судебного разбирательства и представившего доказательства уважительности причины неявки.
Отложение рассмотрения дела является правом суда, предоставленным законодательством для обеспечения возможности полного и всестороннего рассмотрения дела. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Ходатайство адвоката ФИО6 об отложении было рассмотрено судом и отклонено.
Представитель административного ответчика – Шереметьевской таможни в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, которым просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными ст.150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, неявившихся в судебное заседание, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок рассмотрения жалобы определен главой 51 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 1 статьи 285 и пунктом 1 части 1 статьи 289 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено право обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.
Административный (внесудебный) порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов установлен в целях оперативного и эффективного восстановления прав, свобод и законных интересов участников.
Судом установлено, что <дата> г. ФИО1 прибыла в аэропорт Шереметьево терминал «D» рейсом <данные изъяты>, сообщением <данные изъяты>. Получив багаж, ФИО1 проследовала на зеленый коридор, где её остановили сотрудники таможни и попросили поставить багаж на ленту интроскопа. В результате проведенного таможенного досмотра в багаже административного истца сотрудники таможни обнаружили и посчитали возможным изъять 45 предметов женской одежды (акт таможенного досмотра № <данные изъяты>). <дата> г. инспектором <данные изъяты> Шереметьевской таможни административному истцу вручена в том числе копия решения № <данные изъяты> о не отнесении ввезенный ФИО1 45 предметов женской одежды к товарам для личного пользования.
<дата> г. ФИО1 в порядке ст. 288 Федерального закона от <дата>. <№ обезличен> направила в Шереметьевскую таможню жалобу на действия уполномоченного должностного лица таможенного органа таможенный пост Аэропорт (пассажирский) Шереметьевской таможни инспектора ФИО4
<дата> г. административный истец получил от административного ответчика письмо № <данные изъяты> от <дата> г. об отказе в рассмотрении жалобы со ссылкой на пропуск срока на ее подачу и отсутствие уважительных причин нарушения срока подачи жалобы.
Посчитав, что указанное уведомление и решение таможенного органа не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы ФИО1, последняя оспорила их в суде.
Рассматривая требования о признании незаконным решения Шереметьевской таможни № <данные изъяты> от <дата> г. об отказе в рассмотрении по существу жалобы заявителя суд исходит из тех же обстоятельств, касающихся пропуска срока на подачу жалобы.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 293 Федерального закона N 289-ФЗ таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы по существу полностью или частично, в том числе, в случае, если не соблюдены сроки обжалования, установленные части 1 статьи 289 Федерального закона N 289-ФЗ, и заявитель не подал ходатайство о восстановлении срока для обжалования, либо таможенным органом такое ходатайство отклонено.
Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается истцовой стороной в своем административном иске, решение в не отнесении ввезенных предметов одежды к товарам для личного пользования от <дата> г. № <данные изъяты>, было получено ФИО1 в день его вынесения – <дата> г.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования с документами, подтверждающими причины пропуска, вместе с жалобой не представлено.
Ссылка заявителя на отсутствие пропуска ею срока на подачу жалобы ввиду того, что о нарушении её прав и законных интересов, ФИО5 стало известно только <дата> г. после вручения ей копии протоколов об административном правонарушении № <данные изъяты> и № <данные изъяты>, судом не принята во внимание, поскольку данные обстоятельства не освобождают административного истца от обязанности по соблюдению положений части 1 статьи 289 Федерального закона N 289-ФЗ.
Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание, что установленный трехмесячный срок на обжалование решения Шереметьевской таможни ФИО1 был пропущен, ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявителем не подавалось и в тексте жалобы не содержалось, суд приходит к выводу о правомерном принятии административным ответчиком решения об отказе в рассмотрении жалобы ФИО1 по существу.
Правовых оснований для возложения на Шереметьевскую таможню обязанности восстановить срок для обжалования решения в не отнесении ввезенных предметов одежды к товарам для личного пользования от <дата> г. № <данные изъяты>, и рассмотреть жалобу по существу, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.177-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Шереметьевской таможне о признании незаконным и отменить решение № <данные изъяты> от <дата> г. об отказе в рассмотрении жалобы, возложении обязанности восстановить срок для обжалования решения в не отнесении ввезенных предметов одежды к товарам для личного пользования от <дата> г. № <данные изъяты>, и рассмотреть жалобу по существу, - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Московский областной суд через Химкинский городской суд.
Судья: Тягай Н.Н.