ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2096/18 от 25.12.2018 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-2096/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 декабря 2018 года г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Мосягиной К.Н.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к структурному подразделению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» – Военному комиссариату г. Вологды и Вологодского района о признании незаконными действий по установлению пропускного режима для граждан и возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 28 сентября 2018 года в часы приема граждан он пришел в Военный комиссариат г. Вологды и Вологодского района с целью подать заявление о приобщении к его личному делу медицинских документов. На первом этаже комиссариата располагается турникет, через который дежурным и помощником дежурного осуществляется пропуск граждан. Помощник дежурного попросила его предъявить документ, удостоверяющий личность, однако не назвала нормативно-правовых актов, согласно которым он был обязан предъявить данный документ. Тем самым административный истец не смог реализовать предусмотренное статьей 33 Конституции Российской Федерации право на обращение в орган государственной власти, которое было существенно нарушено. Действия сотрудников военного комиссариата не соответствуют требованиям статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Полагает, что посредством установления пропускного режима военным комиссариатом нарушены положения действующего законодательства.

Просит суд признать незаконными действия административного ответчика по установлению пропускного режима для граждан и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации.

Определением Вологодского районного суда от 7 декабря 2018 года в ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Вологодской области».

В судебном заявлении административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Сослался на незаконность установления в военном комиссариате пропускного режима.

Представитель административного ответчика – Военного комиссариата г. Вологды и Вологодского района по доверенности ФИО2, являющаяся одновременно представителем по доверенности заинтересованного лица – ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области», в судебном заседании требования административного истца не признала по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление, согласно которым 28 сентября 2018 года административный истец прибыл в Военный комиссариат г. Вологда и Вологодского района с целью подачи документов. Ему в соответствии с Положением о пропускном и внутриобъектном режиме в Военном комиссариате Вологодской области, которое определяет основные требования и порядок организации пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и на территории Военного комиссариата Вологодской области, военных комиссариатов районов и городов, утвержденным Военным комиссаром Вологодской области в 2018 году, было предложено составить заявление в двух экземплярах, зарегистрировать его в книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб), находящейся в дежурной части военного комиссариата города Вологда и Вологодского района, что сделать он отказался. Ни одного из документов, подтверждающих личность, суточному наряду административный истец не представил, мотивируя тем, что никому свои документы представлять не обязан. Сотрудники дежурной смены не препятствовали административному истцу в реализации права на подачу обращения в орган государственной власти в соответствии с установленным порядком. Пояснила, что в связи с осуществлением ФИО1 видеосъемки, которая в здании военного комиссариата запрещена, был вызван наряд полиции.

Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также регламентирует порядок рассмотрения таких обращений (часть 1 статьи 1), распространяет его на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (часть 2 статьи 1), определяет, что обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение (пункт 1 статьи 4), включает в содержание понятия «заявление» просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод (пункт 3 статьи 4).

Как установлено судом, 28 сентября 2018 года административный истец обратился в Военный комиссариат г. Вологды и Вологодского района с целью подать заявление о приобщении к его личному делу медицинских документов.

Сотрудники дежурной смены комиссариата потребовали от ФИО1 предъявить документ, удостоверяющий личность и предложили ему составить заявление в двух экземплярах, зарегистрировать его в книге учета письменных обращений.

Перечисленные действия ФИО1 выполнить отказался, в результате чего в приеме документов ему было отказано.

В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

На основании ст.20 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485 «О государственной тайне» к органам защиты государственной тайны относятся: органы федеральной исполнительной власти, в частности Министерство Обороны Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.5 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485, и пунктов 4, 5, 6 Указа Президента РФ от 30 ноября 2995 № 1203 года «Об утверждении перечня сведений, относящихся к государственной тайне» сведения о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке относятся к сведениям, составляющих государственную тайну.

В соответствии с п.108 Инструкции по обеспечению режима секретности в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 25.04.2018 № 010 непосредственная ответственность за организацию и осуществление необходимых мероприятий по защите государственных секретов в частях возлагается на командира воинской части. При этом именно командир войсковой части обязан предъявлять высокую требовательность к личному составу в деле сохранения государственной и военной тайны, принимать меры по предотвращению случаев разглашения секретных сведений и утрат секретных документов (изделий), строго взыскивать с лиц, допускающих факты притупления бдительности и безответственности в сохранении доверенных сведений.

Во исполнение требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне в ФКУ «Военный комиссариат Вологодской области» разработано и создано «Положение о пропускном и внутриобъектном режиме в Военном комиссариате Вологодской области», которое определяет основные требования и порядок организации пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и на территории Военного комиссариата Вологодской области, военных комиссариатов районов и городов.

В данном Положении указано, что пропуск (проход) посетителей на территорию военных комиссариатов осуществляется через контрольно-проходные пункты по разовым пропускам, разовый пропуск выдается посетителям при наличии одного из документов, удостоверяющих личность: паспорта гражданина Российской Федерации или заграничного паспорта гражданина Российской Федерации, служебного удостоверения (федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта федерации, органов местного самоуправления); паспорта иностранного гражданина; удостоверения личности - для военнослужащих; военного билета; удостоверения гражданина подлежащего призыву на военную службу; водительского удостоверения; редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста.

Таким образом, доводы административного истца о том, что установленный в Военном комиссариате г. Вологды и Вологодского района пропускной режим нарушает положения действующего законодательства, не соответствуют действительности.

В силу требований п.2 ч.2 ст.62 КАС РФ по административным делам, связанным с оспариванием действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Вместе с тем административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав со стороны административного ответчика посредством установления пропускного режима.

Напротив, установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ в приеме документов от административного истца был обусловлен несоблюдением им порядка представления указанных документов и отказом предъявить документ, удостоверяющий личность, в соответствии с Положением о пропускном и внутриобъектном режиме в Военном комиссариате Вологодской области.

Кроме того, как следует из имеющегося в материалах дела ответа заместителя прокурора Вологодского района, по состоянию на 30 октября 2018 года право на подачу документов в Военный комиссариат г. Вологды и Вологодского района было реализовано административным истцом в полном объеме.

При указанных обстоятельствах требования административного истца удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к структурному подразделению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Вологодской области» – Военному комиссариату г. Вологды и Вологодского района о признании незаконными действий по установлению пропускного режима для граждан и возложении обязанности устранить нарушения законодательства Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 29.12.2018.