ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2097/20 от 05.11.2020 Иркутского районного суда (Иркутская область)

УИД 38RS0031-01-2020-002815-86

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 ноября 2020 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Суровцевой Ю.В., при секретаре Чупановой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-2097/2020 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мамонского муниципального образования о признании незаконным бездействия по соблюдению требований антитеррористического законодательства, обязании провести категорирование объекта культуры, объектов спорта.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Иркутского района обратился в суд с исковым заявлением к администрации Мамонского муниципального образования, в котором просит: признать бездействие администрации Мамонского МО по непринятию мер к соблюдению требований антитеррористического законодательства на объекте культуры (~~~ расположенного но адресу: ....), объектах спорта (хоккейные корты, расположенные по адресам: ....) незаконным; обязать администрацию Мамонского МО провести - в установленном законом порядке категорирование объекта культуры (~~~ расположенного по адресу: ....), объектов спорта (хоккейные корты, расположенные по адресам: ....).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Иркутского района в ходе анализа сведений о состоянии законности на поднадзорной территории выявлены факты неисполнения требований антитеррористического законодательства администрацией Мамонского муниципального образования.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона - от 06.03.2.006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительством Российской Федерации издано постановление от 11.02.2017 № 176, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту - Требования).

Указанными Требованиями определен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов культуры, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, контроля за выполнением требований и разработки паспорта безопасности объектов.

Согласно п. 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершении террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Для проведения категорирования объекта (территории) в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) не позднее 3 месяцев со дня вступления в силу настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта. Требования вступили в силу в феврале 2017 года.

Уполномоченными лицами администрации Мамонского МО не принято мер к своевременному и надлежащему проведению категорирования объекта культуры - ~~~, расположенного по адресу: .....

Пунктом 19 Требований установлено, что в течение месяца со дня составления акта обследования и категорирования объекта (территории) составляется план необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов и определяется прогнозный размер расходов на выполнение - указанных мероприятий.

Такой план в установленный срок не составлен. Кроме того, в нарушение п.п. 41, 43 Требований, на объект не составлен, не утвержден и не согласован в установленном порядке паспорт безопасности.

Также, Правительством Российской Федерации издано постановление от 06.~~~ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности этих объектов (далее по тексту — Требования).

Указанными Требованиями определен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов спорта, включая вопросы их инженерно-технической укрепленности, категорирования, контроля за выполнением требований и разработки паспорта безопасности объектов.

Согласно п. 4 Требований, в целях установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности объектов спорта осуществляется их категорирование.

Пунктом 31 Требований установлено, что на каждый объект спорта составляется паспорт безопасности объекта спорта в течение 3 месяцев после проведения обследования и категорирования объекта спорта.

Указанные требования вступили в силу в марте 2015 года. Однако уполномоченными лицами не принято мер к своевременному и надлежащему проведению категорирования 3 объектов спорта, находящихся в ведении администрации, расположенных на территории муниципального образования (хоккейные корты, расположенные по адресам: ....

Обследование указанных объектов и категорирование не проведено, на них не составлены паспорта безопасности, которые не утверждены и не согласованы в установленном: порядке.

Нарушения по внесенным прокуратурой района в **/**/**** представлениям на сегодняшний день не устранены.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 35 противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в числе прочего, на таких принципах как обеспечение 'и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

Несоблюдение требований антитеррористического законодательства влечет нарушение прав граждан на защиту от террористических угроз, а также создает условия для проявления таких угроз, что не допустимо.

Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей не направили, ходатайств об отложении не заявляли, в связи с чем суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ при оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их незаконными при наличии двух условий, их не соответствие нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одними из основных принципов противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с п. 4 ч. 3 вышеуказанного закона противодействие терроризму, это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Пункт 6 данной статьи закрепляет понятие антитеррористическая защищенность объекта (территории), под которой понимают состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно пп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, к которым мы можем в полной мере отнести и объекты сферы образования.

На основании пункта 4, части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов спорта Российской Федерации, устанавливающим обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов недвижимого имущества и комплексов недвижимого имущества, специально предназначенных для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий (далее - объекты спорта), включая проведение категорирования объектов спорта, осуществление контроля за выполнением настоящих требований и разработку паспорта безопасности объектов спорта.

Пунктом 2 Требований предусмотрено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта спорта возлагается на руководителя юридического лица, являющегося собственником объекта спорта или использующего его на ином законном основании, или физическое лицо, являющееся собственником объекта спорта или использующее его на ином законном основании, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2017 г. № 176 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Как установлено судом из сведений и представленных доказательств административных истцом, в ходе проведенной прокуратурой .... проверки было установлено, что на территории .... находится объект ~~~, расположенный по адресу: ...., три объекта спорта (хоккейные корты) расположенные по адресам: .....

В связи с выявленными нарушениями прокурором .... в адрес главы администрации Мамонского муниципального образования были направлены представления от **/**/****, от **/**/**** об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, исполнение которых не последовало.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 32 Устава Мамонского муниципального района Иркутской области Глава поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется Уставом муниципального образования и Федеральным законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, руководит деятельностью администрации поселения, организует и обеспечивает исполнение полномочий администрации поселения по решению вопросов местного значения; организует и обеспечивает исполнение отдельных полномочий, переданной администрации поселения органами местного самоуправления Иркутского районного муниципального образования в соответствии с заключенными соглашениями.

В соответствии ст. 6 Устава Мамонского муниципального района Иркутской области, к вопросам местного значения муниципального района относится:

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п. 2.1);

- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения (п. 6.

Согласно ответу на запрос Администрации Иркутского района Иркутской области от **/**/**** обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта относится к полномочиям муниципальных образований, городских и сельских поселений Иркутского района, являющихся правообладателями этих объектов.

Как следует из ответа главы Мамонского муниципального района Иркутской области от **/**/**** категорированию на территории Мамонского МО подлежит один объект спорта, находящийся в ведении администрации Мамонского МО, расположен по адресу: .... работы по обследованию указанного объекта спорта, и категорированию. Работа по составлению, согласованию паспорта безопасности объекта спорта будет проведена в срок до **/**/****. К дисциплинарной ответственности привлечен ведущий инженер администрации Мамонского МО ФИО2

Для проведения категорирования объекта здание клуба, расположенного по адресу: .... директором ~~~ФИО3 было направлено письмо в адрес ФГКУ «УВО ВНГ России по ....» с просьбой включить в состав комиссии по категорированию вышеуказанного объекта сотрудника «УВО ВНГ России по ....» (приложение). После назначения сотрудника «УВО ВНГ России по ....» работа по категорированию вышеуказанного объекта сотрудника «УВО ВНГ России по ....» работа по категорированию будет продолжена.

Работа по составлению, утверждению и согласованию в установленном порядке паспорта безопасности здание клуба д. Малая Еланка, .... будет продолжена после категорирования объекта. К дисциплинарной ответственности за нарушение антитеррористического законодательства привлечен директор Муниципального казенного учреждения культуры «Культурно-спортивного центра» ....ФИО3

Согласно акту старшего помощника прокурора Иркутского района ФИО4 от **/**/**** уполномоченными лицами администрации Мамонского МО не принято мер к своевременному и надлежащему проведению категорирования объекта культуры - ~~~, расположенного по адресу: ..... Уполномоченными лицами администрации не принято мер к своевременному в: надлежащему проведению категорирования 3 объектов спорта, находящихся в ведении администрации, расположенных на территории муниципального образования (хоккейные корты, расположенные по адресам: ....).

Иного административным ответчиком суду не представлено, судом не установлено.

При этом, как следует из материалов дела не оспаривалось ответчиком, в нарушение требований Постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 202 и от 11 февраля 2017 г. №176 необходимые решения не принимались.

Выявленные нарушения, выразившиеся в не проведении категорирования объектов культуры и спорта, свидетельствуют об уклонении административного ответчика от проведения необходимых и обязательных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в сроки, определенные постановлением Правительства РФ, что создает угрозу для своевременного определения степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), возможных последствий его совершения, а также выявления потенциально опасных участков объекта (территории).

Оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административные исковые требования прокурора Иркутского района к администрации Мамонского муниципального образования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мамонского муниципального образования о признании незаконным бездействия по соблюдению требований антитеррористического законодательства, обязании провести категорирование объекта культуры, объектов спорта - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Мамонского муниципального образования по непринятию мер к соблюдению требований антитеррористического законодательства на объекте культуры: ~~~, расположенного но адресу: ...., объектах спорта: хоккейные корты, расположенные по адресам: ...., .... - незаконным.

Обязать администрацию Мамонского муниципального образования провести в установленном законом порядке категорирование объекта культуры ~~~, расположенного по адресу: ...., объектов спорта: хоккейные корты, расположенные по адресам: .....

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 16 ноября 2020 г

Судья Суровцева Ю.В.