ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-209/2016 от 13.01.2016 Ачинского городского суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 января 2016 года г.Ачинск Красноярского края

Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Левичевой О.Ю.,

при секретаре Загребельной Н.В.

с участием: представителя административного истца Извозчикова В.Г., действующего на основании нотариальной доверенности от 09.12.2015г., срок действия по 08.12.2018г.

представителя административного ответчика Андрияновой Н.В., действующей на основании доверенности от 27.10.2015г. срок действия до 31.12.2016г.

рассмотрев в открытом судебном дело по административному иску Матвеенко о признании незаконными действия органа местного самоуправления

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Матвеенко. обратилась в суд с административным иском к Администрации г.Ачинска о признании незаконными действия органа местного самоуправления. Требования мотивирует тем, что Матвеенко было получено уведомление от постоянной комиссии по размещению нестационарных объектов на территории города Ачинска об отказе в реконструкции нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу Красноярский край, город Ачинск, улица Кирова возле дома № 56 из киоска в павильон. Считает, что своими действиями административный ответчик, нарушив нормы материального права, создал препятствия к осуществлению административным истцом своих прав, свобод и законных интересов по следующим основаниям. Ранее, разрешением на размещение нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) от 22.07.2015 индивидуальному предпринимателю Нестеренко Н.И. было разрешено размещение киоска по адресу: Красноярский край, город Ачинск, улица Кирова возле дома № 56, площадью 9,-5 кв.м. С Нестеренко Н. И. был заключен договор о размещении нестационарного торгового объекта № 229-ро от 10.08.2015. По договору купли продажи от 24.08.2015 указанный киоск «Продукты» был передан в собственность административному истцу. Имея намерение осуществить переоборудование киоска в нестационарный объект закрытого типа с торговым залом, рабочей зоной для продавца (кассира) и подсобным помещением, административный истец обратился в администрацию города Ачинска за соответствующим разрешением, в котором ему было отказано уведомлением от 21.09.2015 года. Основанием для отказа в реконструкции указанного нестационарного торгового объекта из киоска в павильон послужило отрицательное заключение консультанта- Главного архитектора г.Ачинска: объект расположен вне ряда существующих нестационарных торговых объектов и увеличение площади объекта приведен к ухудшению видимости транспорта с автобусной остановки, что по ее мнению, не может соответствовать действительности. Фотографии прилегающей территории свидетельствуют о значительном удалении существующего объекта от автобусной остановки, а предполагаемое изменение его параметров- около 1 метров в сторону автомобильной дороги и около 3 метров в сторону от автобусной остановки, перед ней, навстречу движения. В связи с чем, считает, что выводы постоянной комиссии по размещению нестационарных объектов на территории г.Ачинска субъективны и не основаны на нормативных актах (л.д.3-5).

В ходе рассмотрения дела по существу представителем административного истца были уточнены исковые требования, просит признать действия постоянной комиссии по размещению нестационарных объектов на территории г.Ачинска незаконными, обязать администрацию г.Ачинска разрешить расширение нестационарного торгового объекта по адресу: г.Ачинск, ул.Кирова у жилого дома №56 и заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта с Матвеенко Ю.А. (л.д.82).

Определением суда от 11.12.2015 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены КУМИ Администрации г. Ачинска и Нестеренко Н.И. (л.д.1)

Определением суда от 23.12.2015 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МО МВД России «Ачинский» (л.д.70)

Истец Матвеенко будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель истца Извозчиков В.Г., действующий по нотариальной доверенности от 09.12.2015 года сроком действия по 08.12.2018 года (л.д.33), в судебном заседании требования поддержал в уточненной редакции, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г.Ачинска Андрианова Н.В., действующая на основании доверенности от 27.10.2015 года сроком действия по 31.12.2016 года (л.д.37), в судебном заседании против исковых требований возражала, указала, что в соответствии со ст. 39 Устава города Ачинска, Администрация города Ачинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города и обладает правами юридического лица. Администрация города управляет и распоряжается муниципальной собственностью в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и решениями городского Совета. Органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами края, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными нормативными правовыми актами. В рамках полномочий Администрации города был принят административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования город Ачинск" (утвержден постановлением от 24.04.2015 №147-п). Указанный регламент определяет основные требования к размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов), к организации их работы на территории муниципального образования город Ачинск (п. 1.1 Регламента). Юридические и физические лица обязаны осуществлять размещение нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города в строгом соответствии с правовым актом органа местного самоуправления, проектом нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта), согласованным с консультантом - главным архитектором города и муниципальным инспектором и исключительно в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории города Ачинска (п.3.1.1 Регламента). Пунктом 2.7 Регламента приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (выдачи разрешения на размещение нестационарного объекта). Одним из оснований для отказа является отрицательные согласования (заключения) контролирующих и надзорных служб и организаций, а также консультантом - главным архитектором города Ачинска, муниципальным инспектором, специалистом отдела земельных отношений КУМИ Администрации города. Основанием для отказа административному истцу в выдачи разрешения послужило заключение Главного архитектора города. Указанная позиция изложена в письменном отзыве (л.д.36).

Заинтересованное лицо Нестеренко Н.И., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания (л.д.79), в суд не явилась, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия (л.д.69).

Заинтересованное лицо представитель КУМИ администрации г.Ачинска, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д.79), в суд не явился, возражений либо ходатайств не представил.

Заинтересованное лицо представитель МО МВД России «Ачинский», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д.79), в суд не явился, в представленном письменном отзыве против исковых требований возражает (л.д.80-81), в котором указывает, что в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные; дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного; движения" гл. 3 Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», требования стандарта являются обязательными для исполнения, поскольку его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества населения. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090 «О правилах дорожного движения», «тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части; или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном. Нестационарный торговый объект, по адресу: ул. Кирова, у жилого дома № 56, принадлежащий Матвеенко согласно выкопировки и плана города Ачинска, установлен на тротуаре, что является нарушением требований;
ГОСТ Р 50597-93. Также на фотофиксации видно, что данный торговый объект;
установлен на подходе к пешеходному переходу, что создает препятствие в
движении пешеходов и угрожает безопасности дорожного движения. Кроме того, пешеходный переход, расположенный на ул. Кирова, в районе д.56, д.81 входит в безопасный маршрут детей (разработаны и утверждены паспорта безопасности в ДОУ №26, ДОУ №46, Лицей №1) к общеобразовательному учебному учреждению, а следовательно, по нему переходят дорогу дети, которые внезапно выбежав из-за вышеуказанного торгового объекта на пешеходный переход могут попасть в дорожно- транспортное происшествие. Таким образом, уже имеющийся торговый объект, по адресу: г.Ачинск, ул.Кирова, у жилого дома № 56, принадлежащий Матвеенко установлен с нарушением требований нормативно-правовых актов и создает угрозу безопасности дорожного движения, а следовательно, переоборудование; киоска с увеличением его параметров не допустимо, просит дело рассматривать в отсутствие представителя (л.д.76).

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что на основании протокола постоянной Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) от 22.07.2015 года №20, Нестеренко Н.И. выдано разрешение на размещение нестационарного объекта- киоска, расположенного по адресу: г. Ачинск, ул.Кирова, возле дома №56, общей площадью 9,5 кв.м. (л.д.10).

На основании договора о размещении нестационарного торгового объекта №229-РО от 10.08.2015 года КУМИ Администрации г.Ачинска предоставил Нестеренко Н.И. право на размещение торгового киоска (далее- нестационарный объект, площадью 9,5 кв.м., по адресу: г.Ачинск, улица Кирова, возле дома №56 сроком с 15.10.2014 года по 21.07.2016 года (л.д.11-13).

24.08.2015 года на основании договора купли-продажи недвижимости Нестеренко Н.И. продала Матвеенко киоск «Продукты» по адресу: г.Ачинск, ул.Кирова, возле строения 56 (л.д.16,39).

16.09.2015 года КУМИ Администрации г.Ачинска и Нестеренко Н.И. заключили Соглашение №159/15 о расторжении договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) от 10.08.2015 года №229-РО для размещения торгового киоска площадью 9,50 кв.м., расположенный по адресу: г.Ачинск, ул.Кирова, возле дома №56 с 25 августа 2015 года (л.д.40).

Матвеенко намереваясь осуществить переоборудование киоска в нестационарный объект закрытого типа с торговым залом, рабочей зоной для продавца (кассира) и подсобным помещением обратилась в Администрацию г.Ачинска за соответствующим разрешением.

Протоколом заседания комиссии по размещению нестационарных объектов на территории г.Ачинска №26 от 16.09.2015 года (л.д.44-48) Матвеенко. отказано в расширении нестационарного торгового объекта на основании отрицательного заключения консультанта-Главного архитектора г.Ачинска, т.к. объект расположен вне ряда существующих нестационарных торговых объектов и увеличение площади объекта приведет к ухудшению видимости транспорта с автобусной остановки (л.д.41), о чем Матвеенко было направлено соответствующее Уведомление от 21.09.2015 года (л.д.6).

С целью совершенствования процесса размещения нестационарных объектов на территории г. Ачинска, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 41, Устава города Ачинска, Постановлением администрации г. Ачинска от 24 апреля2015г №147-п утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Ачинск (далее- Регламент) (л.д.32-63)

Согласно п. 1.1. Регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования город Ачинск" определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов). Регламент определяет основные требования к размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов), к организации их работы на территории муниципального образования город Ачинск.

Согласно п. 1.2. Регламент является обязательным для исполнения физическими, юридическими лицами вне зависимости от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями.

При этом в соответствии с п. 1.4.1. Регламента нестационарный торговый объект (нестационарный объект) - это объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

В соответствии с п. 1.4.6. Регламента, комиссия - постоянная комиссия по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории г. Ачинска, утверждаемая постановлением Администрации города и осуществляющая в соответствии с установленным Регламентом деятельности рассмотрение вопросов о размещении нестационарных объектов на территории города Ачинска. Численность и персональный состав комиссии определяется Главой Администрации города.

Согласно п. 1.4.8. Регламента, реконструкция (переоборудование) нестационарного объекта - изменение параметров объекта, его частей (высоты, площади, показателей производственной мощности, объема и др.), а также архитектурного облика, внешнего вида и функционального назначения нестационарного объекта.

При этом, согласно п. 3.1.1. юридические и физические лица обязаны осуществлять размещение нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города в строгом соответствии с правовым актом органа местного самоуправления, проектом нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта), согласованным с консультантом - главным архитектором города и муниципальным инспектором и исключительно в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории города Ачинска. Реконструкция, переоборудование нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) допускается в порядке, определенном разделом 4 настоящего Регламента (п. 3.1.5)

В пункте 2.7. Регламента приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (исполнения муниципальной функции). Одним из оснований для отказа является отрицательные согласования (заключения) контролирующих и надзорных служб и организаций, а также консультантом - главным архитектором города Ачинска, муниципальным инспектором, специалистом отдела земельных отношений КУМИ Администрации город.

Постановлением Администрации г. Ачинска Красноярского края от 06.04.2015 года №126 утверждено Положение о работе постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории г. Ачинска.

Постановлением администрации г. Ачинска от 06.04.2015г. №124-п утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска (Приложение к Постановлению) в которую было включено временное сооружение, принадлежащий Матвеенко -киоск, расположенный по адресу: г. Ачинск, ул. Кирова, возле дома №56.

Согласно вышеуказанной Схеме, период размещения нестационарного торгового объекта определен до 22.07.2016г.

Согласно эскизному проекту торгового киоска (г. Ачинск, ул. Кирова, 56) №06-15\Э, размер киоска в ширину составляет -2500метра, в длину – 3600 метров. Согласно эскизному проекту торгового павильона (г. Ачинск г. Ачинск ул. Кирова,56) №08-15\Э размер павильона в ширину будет составлять – 4280 м., в длину – 7000м.

Из содержания заключения консультанта-Главного архитектора г.Ачинска, по вопросу расширения торгового киоска, расположенного по адресу г. Ачинск, ул. Кирова у жилого дома №56, следует, что расширение данного торгового киоска невозможно, так как оно противоречит условиям согласования эскизного проекта (проект расположен вне ряда существующих киосков и павильонов) Кроме того, увеличение площади объекта приведет к ухудшению видимости транспорта с автобусной остановки (л.д.41).

Эти обстоятельства нашли подтверждение также в отзыве МО МВД России «Ачинский» ОГИБДД, согласно которого, вышеуказанный торговый объект; установлен на подходе к пешеходному переходу, что создает препятствие в движении пешеходов и угрожает безопасности дорожного движения. Кроме того, пешеходный переход, расположенный на ул. Кирова, в районе д.56, д.81 входит в безопасный маршрут детей (разработаны и утверждены паспорта безопасности в ДОУ №26, ДОУ №46, Лицей №1) к общеобразовательному учебному учреждению, а следовательно, по нему переходят дорогу дети, которые внезапно выбежав из-за вышеуказанного торгового объекта на пешеходный переход могут попасть в дорожно- транспортное происшествие. Таким образом, уже имеющийся торговый объект, по адресу: г.Ачинск, ул.Кирова, у жилого дома № 56, принадлежащий Матвеенко установлен с нарушением требований нормативно-правовых актов и создает угрозу безопасности дорожного движения, а следовательно, переоборудование; киоска с увеличением его параметров не допустимо (л.д.76).

Основанием для отказа истцу в выдаче разрешения послужило заключение Главного архитектора города.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отказ ответчика в выдаче разрешения на расширение нестационарного торгового объекта по адресу ул. Кирова у жилого дома №56 является законным, поскольку основан на п.2.7. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Ачинск» утвержденного Постановлением администрации г. Ачинска от 24.04.2015г. №147-п. Правовых оснований для возложения на ответчика обязанности разрешить расширение нестационарного торгового объекта по адресу: г.Ачинск, ул.Кирова у жилого дома №56 и заключить договор о размещении нестационарного торгового объекта с Матвеенко не имеется.

С учетом установленных обстоятельств и требований закона, суд считает что административный иск не подлежащей удовлетворению

Руководствуясь ст. 175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Матвеенко к Администрации г. Ачинска о признании незаконным отказа постоянной комиссии по размещению нестационарных объектов на территории Ачинска в выдаче разрешения на расширение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: г. Ачинск ул. Кирова у жилого дома №56 и заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта с Матвеенко отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.

Судья О.Ю. Левичева

Мотивированное решение изготовлено 18 января 2016 года