Дело №а-3953/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 12 января 2017 года
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Романовой В.А.,
при секретаре Хабибуллиной А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе административное дело по административному иску Кузнецова П.А. к администрации города Пензы о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов П.А. обратился в суд с вышеназванным административным иском, в котором указал, что он является собственником жилого помещения № в доме № по <адрес> в г. Пенза, расположенном на земельном участке с кадастровым номером №.
5 июля 2016 г. на сайте администрации города Пензы в разделе «Документы» было опубликовано Постановление от 5.07.2016 г. № 1055 «Об установлении публичного сервитута по адресу: <адрес>», подписанное исполняющим обязанности главы администрации города ФИО5. Из данного документа он узнал, что на земельный участок с кадастровым номером №, который принадлежит административному истцу на праве общей долевой собственности, наложен публичный сервитут площадью 1369 кв. м. для его использования в целях ремонта муниципальных тепловых сетей, расположенных на указанном земельном участке.
Наложение сервитута на земельный участок МКД не является законным и нарушает его права как собственника указанного земельного участка.
МКД был введен в эксплуатацию в 2011 году. На протяжении 5 лет, пока стоит МКД, никто и никогда не мешал и не препятствовал обслуживанию и ремонту муниципальных тепловых сетей. Таким образом, у органа местного самоуправления отсутствуют основания, по которым сервитут был установлен, а следовательно, он должен быть прекращен (п. 1 ст. 276 ГК РФ).
Согласно картографическим данным для обслуживания муниципальных тепловых сетей, расположенных между детским садом № и МКД, есть сразу три подъезда: первый: заезд между домами по <адрес> и <адрес>, параллельно дому № по <адрес>; второй: со стороны школы №; третий: со стороны дома № по <адрес>
Таким образом, для обслуживания муниципальных тепловых сетей есть сразу несколько заездов (множество путей для надлежащего содержания указанных объектов), что доказывает отсутствие необходимости установления сервитута на территории земельного участка МКД.
Публичный сервитут имеет площадь 1369 кв. м., что составляет 27,5% от площади земельного участка МКД, в целом. Это чрезмерная и необоснованно завышенная площадь, наложение сервитута на которую не является необходимым для обслуживания и ремонта муниципальных тепловых сетей. В частности, сервитут проходит по территории парковки личного транспорта собственников помещений МКД, что сделает невозможным использование данной территории для стоянки транспортных средств, установки малых архитектурных форм (МАФ) и посадки зеленых насаждений.
Согласно данным топографической карты, на которой указаны все линейные объекты, расположенные в границах земельного участка МКД, а также данным схемы расположения сервитута, границы сервитута проходят, в том числе, в отдалении от тепловых сетей. Между тем, п. 5 ст. 23 ЗК РФ четко предписывает, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Изначально завышенная и ничем не обоснованная площадь, отводимая под сервитут, по мнению административного истца, лишает его как собственника помещения, возможности использовать данный земельный участок в соответствии с его целевым назначением (п. 2 ст. 276 ГК РФ).
В соответствии с п. 1.5 Решения Пензенской городской Думы от 30 сентября 2005 г. N 202-14/4 «Об утверждении Положения «О публичных слушаниях в городе Пензе», на общественные слушания выносится, в том числе, вопрос предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление сервитута относится именно к такого рода вопросам.
В соответ. с п. 4 Решения от 30 сентября 2005 г. N 202-14/4, для назначения публичных слушаний по вопросам, указанным в пункте 1.5. части 1 статьи 2 настоящего Положения, комиссия направляет на имя Главы города Пензы обращение председателя комиссии или лица, исполняющего его обязанности, о назначении публичных слушаний, копию обращения заявителя, заинтересованного в предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (...), с приложением копий следующих документов: кадастрового паспорта земельного участка; технических (кадастровых) паспортов на объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке заявителя (при наличии объектов капитального строительства на земельном участке заявителя); исполнительной съемки земельного участка заявителя с изображением земельных участков, смежных к земельному участку заявителя.
Из материалов подготовки документов для публичных слушаний администрации г. Пензы, в материалах дела отсутствовали:
- кадастровый паспорт земельного участка
- технические (кадастровые) паспорта на муниципальные тепловые сети как объекты с самостоятельным инвентарным статусом.
Отсутствие данных документов в материалах дела при подготовке к организации публичных слушаний и их проведении без демонстрации всем заинтересованным лицам указанных документов - автоматически делает публичные слушания незаконными и нелегитимными, а также подтверждает непропорциональную, необоснованную и завышенную площадь, подпавшую под сервитут.
Считает также, что были нарушение порядка уведомления заинтересованных лиц о дате проведения публичных слушаний.
Вместо положенного срока в 30 дней, собственники помещений МКД, были проинформированы о дате слушаний за 4 дня (слушания должны были состояться в понедельник 20.06.16 г., объявление о них было вывешено на доску объявлений 16.06.2016 г. в четверг). Обращает внимание тот факт, что жители соседний домов были уведомлены о дате слушаний заблаговременно, в том числе, путем телефонных звонков старшим по домам. Это было сделано специально и намеренно, чтобы застать их, собственников помещений МКД, которых данный вопрос прямо касается, врасплох, не дать нам подготовиться и представить консолидированную позицию.
Отсюда находит порядок проведения публичных слушаний грубо нарушенным, а следовательно, наложение сервитута также не является законным.
7 июля 2016 года он обратился в Администрацию г. Пензы с требованием об установлении соразмерной платы за установление сервитута на части земельного участка с кадастровым номером №.
Письмом от Администрации г. Пензы № от 29.07.2016 г. ему было сообщено, что:
- соразмерная компенсация за установление сервитута ни в каком виде предоставлена не будет, поскольку факт установления сервитута отвечает интересам местного самоуправления;
муниципалитет отрицает его право использования в качестве коллективной
автостоянки ту часть земельного участка, на которую был наложен сервитут, поскольку указанный участок образует охранную зону тепловых сетей
муниципалитет прямо заявляет о необходимости ликвидации парковочного
пространства, находящегося с обратной стороны МКД и разбивки на данной местности клумб с цветами.
Свою позицию Администрация г. Пензы обосновывает пп. 1,2,3,4,5 Приказа Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ от 17 августа 1992 г. № 197 «О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей».
П. 6 Приказ от 17 августа 1992 г. № 197 «О типовых правилах...» устанавливает разрешительный порядок при использовании территории вдоль охранных зон тепловых сетей.
Согласно градостроительному плану земельного участка № с кадастровым номером №, утвержденным постановлением главы администрации г. Пензы от 02.03.2010 за № — муниципалитет как владелец муниципальных тепловых сетей, расположенных на части земельного участка с кадастровым номером №, официально дал письменное согласие на строительство МКД со всеми прилегающими объектами инфраструктуры и благоустройства в соответствии с проектной декларацией от застройщика МУП «Пензгорстройзаказчик».
При этом никакие публичные сервитуты и охранные зоны на момент строительства МКД на территории земельного участка установлены не были. Теперь же муниципалитет не имеет никакого права отзывать данное согласие постфактум, после того, как МКД был построен и введен в эксплуатацию.
Одновременно разрешением на ввод МКД в эксплуатацию №, подписанным главой администрации г. Пензы, муниципалитет официально принял новый построенный дом со всеми прилегающими объектами инфраструктуры, включая, коллективные автостоянки.
Таким образом, при вводе дома в эксплуатацию, в соответствии с п. 6 Приказа от 17 августа 1992 года № 197 «О Типовых правилах...», администрация г. Пензы дала официальное согласие на то, чтобы вблизи тепловых сетей находились объекты общедомовой инфраструктуры, включая детскую площадку за домом и коллективную наземную автостоянку. Если бы это было не так, то муниципалитет установил все необходимые сервитуты на все линейные объекты еще до строительства дома.
Приказ от 17 августа 1992 г. № 197 «О типовых правилах...», на который ссылается муниципалитет в обосновании своих незаконных действий - никогда не был опубликован и не был зарегистрирован Минюстом РФ.
Считает, что земельный участок с кадастровым номером 58:29:1007009:245 в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением. Фактически городские власти отнимают у него треть его земельного участка, ничего не предлагая взамен. Между тем в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута (п. 2 ст. 276 ГК РФ). В результате действий местных властей - он не может использовать свой земельный участок в соответствии с его целевым назначением (обустраивать и развивать благоустройство, необходимое для блага его и его семьи).
Просил суд признать незаконным действие Постановления администрации города Пензы от 5.07.2016 г. № «Об установлении публичного сервитута по адресу: <адрес>» и отменить его.
Административный истец Кузнецов П.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации г.Пензы, действующий на основании доверенности Кормишин А.Э. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Земельного Кодекса РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно правовым актом субъекта РФ, нормативно правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Статьей 5.1. Устава г. Пензы установлено, что систему муниципальных правовых актов города Пензы образуют, в том числе постановления и распоряжения Главы города Пензы по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, и постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пензенской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы местной администрации.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют, о том, что оспариваемый акт принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями. По подпункту б пункта 2 части 8 ст.213 КАС РФ.
Согласно Положению, утвержденного Решением Пензенской городской Думы № от 30.09.2005, «О публичных слушаниях в городе Пензе», решение об установлении публичного сервитута принимается главой администрации города Пензы в форме постановления. По подпунктам в,г пункта 2 части 8 ет.213 КАС РФ.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 2 вышеуказанного Положения инициаторами публичных слушаний могут являться:
население;
Пензенская городская Дума;
Глава города Пензы.
В данном случае с заявлением об установлении публичного сервитута обратилось МКП «Теплоснабжение города Пензы».
В соответствии со статьей 6 Положения публичные слушания проводит оргкомитет. Оргкомитет назначается решением Пензенской городской Думы либо распоряжением Главы города Пензы не позднее, чем за два рабочих дня до первого заседания оргкомитета в составе не менее 5 человек и не более 11 человек.
В состав оргкомитета могут включаться депутаты, представители администрации города Пензы по согласованию с Главой администрации города Пензы, представители Пензенской городской Думы по согласованию с Главой города Пензы, а также представители общественности.
11.05.2016 в адрес главы города Пензы направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность проведения публичных слушаний. Распоряжением главы города Пензы от 13.05.2016 №-пс определена дата проведения публичных слушаний 20 июня 2016 года, и назначен состав оргкомитета, так же определена дата первого заседания оргкомитета 18 мая 2016 года.
Оргкомитет, назначает из лиц, входящих в оргкомитет, ведущего публичных слушаний, определяет место и время проведения публичных слушаний, а также возможности доступа жителей города Пензы, представителей органов местного самоуправления города Пензы.
Оргкомитет организует ведение протокола на публичных слушаниях; Не позднее чем за 30 дней до дня проведения публичных слушаний оповещает жителей города Пензы о дате, месте и времени проведения публичных слушаний, доводит до сведения жителей проект муниципального правового акта, также информирует жителей о местонахождении оргкомитета, номере телефона и иных необходимых сведениях; оповещение может производиться либо через опубликование сведений в средствах массовой информации, либо через обнародование указанных выше сведений путем вывешивания объявлений в общественных местах, на досках объявлений и т.п.
В целях доведения до сведения жителей города Пензы рассматриваемого вопроса информация о дате, месте и времени проведения публичных слушаний была опубликовано в выпуске газеты «Муниципальные ведомости» от 20.05.2016 № оповещение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта постановления администрации города Пензы «Об установлении публичного сервитута по адресу; <адрес>».
В соответствии со статьей 8 Положения перед началом проведения публичных слушаний оргкомитет, комиссия организует регистрацию его участников, в связи с чем, была произведена регистрация присутствующих на публичных слушаниях 20 июня 2016 года.
Заключения о результатах публичных слушаний, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Пензы, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута по адресу: <адрес>, проведены 20 июня 2016 года.
После проведения публичных слушаний были подготовлены заключение и протокол публичных слушаний..
Заключение по итогам публичных слушаний было опубликовано 24 июня 2016 года в газете «Молодой ленинец. Спецпроект» №. Решение об установлении публичного сервитута принимается главой администрации города Пензы в форме постановления. Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации, размещению на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и передаче на безвозмездной основе в Управление градостроительства и архитектуры администрации города Пензы для хранения и учета в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Постановление № от 05.07.2016 «Об установлении публичного сервитута по адресу: <адрес>» было опубликовано в газете «Молодой ленинец. Спецпроект» № и размещено на официальном сайте администрации города Пензы в информационно телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с вышеизложенным считает, что, при принятии и утверждении публичного сервитута по адресу: <адрес>, администрацией города Пензы соблюдена процедура принятия данного нормативного акта.
Представитель заинтересованного лица МКП «Теплоснабжение г.Пензы», действующая на основании доверенности Портнова Е.Н. в судебном заседании поддержала письменный отзыв на иск в котором указала, что согласно ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника земельного участка предоставления права ограниченного пользования этим участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться, в том числе для обеспечения эксплуатации линейных объектов, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Публичный сервитут, согласно ст. 23 ЗК РФ, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Публичные сервитуты могут устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
Отсюда, прохождение по земельному участку централизованных коммунальных сетей, используемых для нужд местного населения, является достаточным основанием для установления публичного сервитута с целью обеспечения возможности обслуживания и ремонта таких сетей.
По территории земельного участка №, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, проходят подземные внутриквартальные трубопроводы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Трубопроводы принадлежат муниципальному образованию г. Пенза и переданы на обслуживание теплоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Посредством указанных трубопроводов осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов по <адрес>, в том числе многоквартирного жилого <адрес>, многоквартирного жилого <адрес>, детского сада №, школы №.
Таким образом, трубопроводы используются для удовлетворения потребностей населения г. Пензы в коммунальных ресурсах.
Сервитут установлен в отношении части земельного участка с кадастровым номером № для обеспечения возможности выполнения действий, связанных с эксплуатацией сетей, то есть для обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Содержание и эксплуатация подземных коммуникаций требует периодического проведения земляных работ с использованием специализированной техники, и последующего восстановления нарушенного благоустройства территории.
Издержки на восстановительные работы напрямую зависят от степени нарушенного благоустройства территории. Наличие в зоне проведения работ строений, сооружений, многолетних насаждений, асфальтового покрытия, иных дорогостоящих элементов благоустройства увеличивают стоимость ремонтных и восстановительных работ. Все эти затраты подлежат учету при установлении тарифа на соответствующие коммунальные ресурсы и влияют на их величину.
МКП "Теплоснабжение г. Пензы" считает, что установление сервитута в отношении части земельного участка соответствует требованиям закона и обеспечивает соблюдение интересов местного самоуправления и местного населения г. Пензы.
Обеспечить доступ техники и персонала МКП "Теплоснабжение г. Пензы" к месту проведения работ на территории земельного участка №, а также исключить несоразмерные издержки на восстановительные работы без установления сервитута невозможно.
Учитывая изложенное, просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица ТСЖ «Ладога», председатель Кузнецов П.А. являющийся также административным истцом в судебном заседании заявленные требования просил удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции РФ, каждому гарантировано право на судебную защиту.
Согласно п. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков; установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2). К целям установления публичного сервитута относится, в том числе проход или проезд через земельный участок (пункт 3). Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (пункт 5). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В настоящем судебном заседании установлено, что Кузнецов П.А. является собственником жилого помещения № в доме № по <адрес> в г. Пенза, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №
По территории земельного участка №, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, проходят подземные внутриквартальные трубопроводы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Трубопроводы принадлежат муниципальному образованию г. Пенза и переданы на обслуживание теплоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Посредством указанных трубопроводов осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов по <адрес>, в том числе многоквартирного жилого дома №, многоквартирного жилого дома №, детского сада №, школы №.
Отсюда суд пришел к выводу, трубопроводы используются для удовлетворения потребностей населения г. Пензы в коммунальных ресурсах, что не оспорено в суде участниками процесса.
Согласно Положению, утвержденного Решением Пензенской городской Думы № от 30.09.2005, «О публичных слушаниях в городе Пензе»), решение об установлении публичного сервитута принимается главой администрации города Пензы в форме постановления.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 2 вышеуказанного Положения инициаторами публичных слушаний могут являться: население; Пензенская городская Дума; Глава города Пензы.
В данном случае с заявлением об установлении публичного сервитута обратилось МКП «Теплоснабжение города Пензы».
В соответствии со статьей 6 Положения публичные слушания проводит оргкомитет.
Оргкомитет назначается решением Пензенской городской Думы либо распоряжением Главы города Пензы не позднее, чем за два рабочих дня до первого заседания оргкомитета в составе не менее 5 человек и не более 11 человек.
В состав оргкомитета могут включаться депутаты, представители администрации города Пензы по согласованию с Главой администрации города Пензы, представители Пензенской городской Думы по согласованию с Главой города Пензы, а также представители общественности.
11.05.2016 в адрес главы города Пензы направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность проведения публичных слушаний. Распоряжением главы города Пензы от 13.05.2016 №-пс определена дата проведения публичных слушаний 20 июня 2016 года, и назначен состав оргкомитета, так же определена дата первого заседания оргкомитета 18 мая 2016 года (Приложение №).
Оргкомитет, назначает из лиц, входящих в оргкомитет, ведущего публичных слушаний, определяет место и время проведения публичных слушаний, а также возможности доступа жителей города Пензы, представителей органов местного самоуправления города Пензы.
Оргкомитет организует ведение протокола на публичных слушаниях; Не позднее чем за 30 дней до дня проведения публичных слушаний оповещает жителей города Пензы о дате, месте и времени проведения публичных слушаний, доводит до сведения жителей проект муниципального правового акта, также информирует жителей о местонахождении оргкомитета, номере телефона и иных необходимых сведениях; оповещение может производиться либо через опубликование сведений в средствах массовой информации, либо через обнародование указанных выше сведений путем вывешивания объявлений в общественных местах, на досках объявлений и т.п.
В целях доведения до сведения жителей города Пензы рассматриваемого вопроса информация о дате, месте и времени проведения публичных слушаний была опубликовано в выпуске газеты «Муниципальные ведомости» от 20.05.2016 № оповещение о проведении публичных слушаний по вопросу рассмотрения проекта постановления администрации города Пензы «Об установлении публичного сервитута по адресу; <адрес>». (Приложение №).
В соответствии со статьей 8 Положения перед началом проведения публичных слушаний оргкомитет, комиссия организует регистрацию его участников, в связи с чем, была произведена регистрация присутствующих на публичных слушаниях 20 июня 2016 года. (Приложение №).
Заключения о результатах публичных слушаний, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов города Пензы, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Публичные слушания по вопросу установления публичного сервитута по адресу: <адрес>, проведены 20 июня 2016 года.
По результатам публичных слушаний, в соответствии с протоколом публичных слушаний от 20.06.2016, заключением о результатах публичных слушаний от 20.06.2016, опубликованным в газете «Молодой ленинец. Спецпроект» № от 24.06.2016, администрацией города Пензы 05.07.2016 принято постановление № «Об установлении публичного сервитута по адресу: <адрес>». Пунктом 1 вышеуказанного постановления установлен постоянный публичный сервитут на часть земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1369 кв.м. (условный номер части земельного участка :№) для использования указанной части земельного участка в целях ремонта муниципальных тепловых сетей. Данное постановление опубликовано в газете «Молодой ленинец. Спецпроект» № от 08.07.2016.
Таким образом, при принятии и утверждении публичного сервитута по адресу: <адрес>, администрацией города Пензы соблюдена процедура принятия данного нормативного акта.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что при установлении оспариваемого публичного сервитута процедура его установления не нарушена, в связи, с чем права и законные интересы административного истца не нарушены.
Согласно пункту 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Следовательно, необходимым условием установления публичного сервитута является отсутствие возможности обеспечения потребностей заинтересованного лица каким-либо иным способом.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось в судебном заседании участниками процесса, что по территории земельного участка №, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес>, проходят подземные внутриквартальные трубопроводы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения. Трубопроводы принадлежат муниципальному образованию г. Пенза и переданы на обслуживание теплоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Посредством указанных трубопроводов осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов по <адрес>, в том числе многоквартирного жилого дома №, многоквартирного жилого дома №, детского сада №, школы №.
При проведении ремонтных работ на подземных трубопроводах отопления и ГВС происходит вскрытие грунта с применением специализированной техники – экскаваторов, имеющих рабочую платформу с большим радиусом действия, устанавливаются грузоподъемные механизмы, сварочное оборудование, складируется материал. Установление публичного сервитута на земельный участок необходимо было для проведения ремонтных работ.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что публичный сервитут, установленный оспариваемым нормативным актом, соответствует целям обеспечения интересов местного самоуправления и местного населения, определенным статье 23 Земельного кодекса Российской Федерации.
У собственника подземных внутриквартальных трубопроводов централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения нет никакой другой альтернативы, кроме предоставления права доступа через территорию земельного участка №, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по <адрес> в г.Пензе.
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5). Аналогичные положения закреплены в ч. 6 ст. 23 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец вправе обратиться в суд с самостоятельными исковыми требованиями о взыскании платы за право ограниченного пользования земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности.
В соответствии с пунктом 1 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 (далее - Типовые правила N 197), охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать стоянки всех видов машин и механизмов (пункт 5 Типовых правил N 197).
Пунктом 7.5.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территории муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 613 (далее - Методические рекомендации N 613), муниципальным образованиям рекомендовано предусматривать на территории населенного пункта технические (охранно-эксплуатационные) зоны, выделяемые линиями градостроительного регулирования: магистральных коллекторов и трубопроводов, кабелей высокого и низкого напряжения, слабых токов, линий высоковольтных передач, метрополитена, в том числе мелкого заложения.
В силу пункта 7.5.2 Методических рекомендаций N 613, на территории выделенных технических (охранных) зон запрещено возведение любых видов сооружений, в том числе некапитальных нестационарных, кроме технических, имеющих отношение к обслуживанию и эксплуатации проходящих в технической зоне коммуникаций.
Исследовав и оценив представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд пришел к выводу, что осуществление на земельном участке детской площадки и парковочного места для автомобилей, недопустимо в силу требований Типовых правил N 197 и Методических рекомендаций N 613.
Вместе с тем суд не может согласиться с доводом административного истца, что приказ от 17 августа 1992 года №197 носит исключительно рекомендательный характер, а муниципалитет не имеет никакого права обосновывать им свои действия, так как данный приказ официально опубликован в печатном издании "Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве", N 10, 2002. Типовые правила, утвержденные данным документом, введены в действие с 1 января 1993 года.
В соответствии с нормами ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного
истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое
заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие
нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе
принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе
порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная
регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена
законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что права и законные интересы административного истца Кузнецова П.А. не нарушены, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований Кузнецова П.А. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Кузнецова П.А. к администрации города Пензы о признании незаконным постановления, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2016 года.