ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-20/2022 от 24.05.2022 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2022 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при помощнике судьи Ларионовой Т.С.,

с участием представителя административного истца Семеусова П.Л.Третьяковой Л.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение адвоката от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административных ответчиков Париловой А.М., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ООО «Ильвик» Черкасовой О.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» КП от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица Киселева Ю.В.Михелева Е.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-20/2022 по административным исковым заявлениям Семеусов П.Л., Киселевой С.Э., Антоновой Л.Г., Елисеева А.М., Долгоровой И.В., Клопченко А.Д., Георгиевской М.А. к администрации города Иркутска, заместителю мэра – председателю комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска о признании незаконным распоряжения,

УСТАНОВИЛ:

Семеусов П.Л., Киселева С.Э., Антонова Л.Г., Елисеев А.М., Долгорова И.В., Клопченко А.Д., Георгиевская М.А. обратились Кировский районный суд г. Иркутска с административными исковыми заявлениями к администрации города Иркутска, заместителю мэра – председателю комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска, в которых просят признать незаконным распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

В обоснование административных исковых заявлений указано, что распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 5994 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимального размера земельного участка до га (при новом строительстве). С указанным распоряжением административные истцы не согласны, считают его незаконным по следующим основаниям. Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки города Иркутска объявлением от 10.03.2020 на официальном портале города Иркутска сообщено о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в части уменьшения минимального размера земельного участка до га в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 5994 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по запросу Общества с ограниченной ответственностью «Ильвик». Информационные материалы к проекту: схема расположения земельного участка, в отношении которого подготовлен проект. Собрание участников публичных слушаний – ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ часов на земельном участке, расположенном рядом с административным зданием по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ часов административные истцы, проживающие на смежном земельном участке, совместно с другими участниками публичных слушаний, прошедшими идентификацию, предоставили устные и письменные замечания по вышеуказанному проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)». Замечания содержали несогласие о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, имеет общую площадь кв.м. Таким образом, проектом решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по запросу ООО «Ильвик» предполагается фактически изменить предельный минимальный размер земельного участка с видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» более чем на 30 %, что с учетом плотности застройки на территории города Иркутска может привести к неблагоприятным последствиям, риск возникновения которых проектом решения не оценен. Проект застройки земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предполагает возведение двух многоквартирных жилых домов по факту напротив жилого комплекса «Ангарские паруса». При этом при строительстве жилого комплекса «Ангарские паруса» рассчитывались нормы инсоляции жилых помещений без учета предполагаемых к возведению на вышеуказанном земельном участке многоквартирных домов. Жители жилого комплекса «Ангарские паруса», средняя этажность которого составляет 9 этажей, полагают, что возведение двух многоквартирных домов средней этажностью 18 этажей напротив указанного жилого комплекса приведет к нарушению действующих норм, устанавливающих требования к инсоляции жилых помещений. Согласно схеме будущей застройки, планируется возведение жилого комплекса из 18-ти этажных жилых домов с нежилыми помещениями на первом этаже. Градостроительными регламентами предусмотрено, что в случае если жилищная обеспеченность составляет 40 кв.м. и более, не менее 25 % от необходимого количества машино-мест должны быть организованы как открытые стоянки. В представленной схеме жилищная обеспеченность составляет 42 кв.м. на человека. Следовательно, при количестве жителей 253 человека из необходимого количества машино-мест, 25 % должны быть открытыми, а также должны быть предусмотрены открытые парковочные места для посетителей, работников и собственников нежилых помещений. В схеме отсутствует информация о площади коммерческой недвижимости и количестве открытых автостоянок. Административные истцы полагают, что данная информация сознательно не прописывается в схеме, так как исполнить данную норму невозможно, имея площадь кв.м. для строительства двух таких домов. Соответственно, по мнению истцов, жителям планируемого к строительству дома, арендаторам и посетителям коммерческой недвижимости придется пользоваться стоянками близлежащих домов, что значительно ухудшит положение этих жителей, так как при существующей плотности застройки свободные машино-места на открытых стоянках практически отсутствуют. Покупая квартиры в ЖК «Ангарские паруса», граждане рассчитывали на благоприятную среду проживания: просторный двор, залитый солнцем, солнце в квартирах, достаточное количество парковочных мест, зеленые зоны. Застройщик ООО «ИК ПарапетСтрой» выполнил свои обязательства. Строительство 18-ти этажного ЖК, по мнению истцов, полностью изменит жилищные условия граждан, проживающих в ЖК «Ангарские паруса»: новый дом станет препятствием для солнечного света в квартирах, жители лишатся парковочных мест, увеличится трафик транспортных средств в дневное время, так как первые этажи этого дома рассчитаны на нежилые помещения. Принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства нарушит архитектурный облик данного района, вызовет невозможность восприятия панорамы, прилегающей к ЖК «Ангарские паруса», и как следствие, вызовет значительный визуальный дискомфорт у жителей данного района в целом. Возведение 18-ти этажного жилого комплекса существенно увеличит нагрузку на социальные объекты и вызовет напряженность в обществе. Жители <адрес> испытывают значительные трудности при обращении в поликлинику и иные социальные объекты. С учетом имеющейся плотности населения в данном районе недостаточное количество школ, детских садов, поликлиник. Действующая поликлиника самая переполненная в городе, так как лимит обслуживающих жителей превышен в несколько раз. Нарушаются права жителей на получение качественной медицинской помощи, право на образование несовершеннолетних. Административными истцами и другими участниками публичных слушаний заявлялись нарушения требований технических регламентов, при которых запрещено предоставлять отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а именно инсоляции. Административным ответчиком не проведена соответствующая экспертиза документов на предмет соответствия планируемого к строительству объекта капитального строительства и существующих на смежном земельном участке жилых помещений. На территории города Иркутска установлена зона приаэродромной территории. Информационные материалы к публичным слушаниям не содержали сведений о соответствии отклонений ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории. Также материалы к публичным слушаниям не содержали схему планировочной организации земельного участка с указанием размещения объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого предполагается в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В качестве материалов административными ответчиками опубликован проект решения о предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и схема земельного участка с публичной кадастровой карты без указания размещения объекта капитального строительства.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Киселев Ю.В..

Определением Кировского районного суда г. Иркутска ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «М-Строй».

В судебном заседании представитель административного истца Семеусов П.Л.Третьякова Л.В. на удовлетворении заявленного требования настаивала по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменных дополнениях к нему.

Административные истцы Семеусов П.Л., Киселева С.Э., Антонова Л.Г., Елисеев А.М., Долгорова И.В., Клопченко А.Д., Георгиевская М.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом.

Представитель административных ответчиков администрации города Иркутска, комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска Парилова А.М. в судебном заседании против удовлетворения заявленного административного искового требования возражала по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административные исковые заявления. Просила в удовлетворении заявленного требования отказать.

Представитель заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью «Ильвик» Черкасова О.Ю. в судебном заседании против удовлетворения заявленного административного искового требования возражала, поддержав доводы письменного отзыва и письменных пояснений на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Киселев Ю.В.Михелев Е.В. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленного административного искового требования отказать по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление.

Административный ответчик заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, заинтересованные лица Киселев Ю.В., Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «М-Строй» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу извещены надлежащим образом. При этом заинтересованным лицом Обществом с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «М-Строй» в материалы административного дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление, в которых общество просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, доказательства, представленные сторонами, в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В силу положений части 1.1 статьи 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

Согласно части 2 статьи 40 ГрК РФ отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

В соответствии с частью 3 статьи 40 ГрК РФ заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. Заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть направлено в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Как следует из части 4 статьи 40 ГрК РФ, проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

В силу требований части 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Согласно части 6 статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

В соответствии с частью 7 статьи 40 ГрК РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно части 8 статьи 40 ГрК РФ предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Постановлением администрации города Иркутска от 14.06.2019 № 031-06-403/9 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Иркутска» (с изменениями на 13.02.2020) (далее по тексту – Административный регламент).

Согласно пункту 40 Административного регламента к документам, необходимым в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен представить самостоятельно, относятся:

1) запрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по форме согласно Приложению № 1 к настоящему административному регламенту (далее - запрос);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, - в случае обращения представителя заявителя;

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на осуществление действий от имени заявителя, - в случае обращения представителя заявителя;

4) копия устава (для юридического лица, действующего на основании устава, утвержденного его учредителем (участником)) либо информация за подписью руководителя юридического лица о том, что оно действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом; копия учредительного договора (для хозяйственных товариществ);

5) технический паспорт объекта капитального строительства;

6) схема планировочной организации земельного участка с указанием размещения объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого предполагается в случае предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

7) правоустанавливающие документы на земельный участок и (или) объект капитального строительства (в случае возникновения права до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Приведенный перечень документов является исчерпывающим.

Согласно пункту 86 Административного регламента специалист отдела в течение 1 (одного) рабочего дня с момента получения документов (информации), указанных в пункте 81 настоящего административного регламента, передает их с приложением запроса и документов, указанных в пунктах 40, 42 настоящего административного регламента, в Комиссию для организации общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии со статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положением об отдельных вопросах организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от 28 июня 2018 года № 006-20-480750/8.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов (пункт 3 статьи 5.1 ГрК РФ).

Как следует из части 10 статьи 5.1 ГрК РФ, в период размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 настоящей статьи проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему и проведения экспозиции или экспозиций такого проекта участники общественных обсуждений или публичных слушаний, прошедшие в соответствии с частью 12 настоящей статьи идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Предложения и замечания, внесенные в соответствии с частью 10 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случая, предусмотренного частью 15 настоящей статьи (часть 11 статьи 5.1 ГрК РФ).

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что на основании постановления мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером предоставлен Обществу с ограниченной ответственностью «Ильвик» в собственность за плату по договору купли-продажи земельного участка под эксплуатацию существующих складов, проходной.

ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки администрации города Иркутска (далее по тексту - Комиссия) поступил запрос от Общества с ограниченной ответственностью «Ильвик» (далее по тексту – ООО «Ильвик») о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в части уменьшения минимального размера земельного участка до га в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, к которому среди прочих документов, вопреки доводам административных истцов, была приложена схема планировочной организации земельного участка.

Проверяя порядок и процедуру рассмотрения запроса, поступившего от ООО «Ильвик», суд установил следующее.

Комиссией организовано проведение публичных слушаний по проекту решения о предоставлении ООО «Ильвик» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке, предусмотренном статьями 5.1, 40 ГрК РФ, Положением об отдельных вопросах организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Иркутске, утвержденным решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

Процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)», в отношении земельного участка с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ на WEB портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.admirk.ru) размещены, а в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск ) были опубликованы распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, информационное сообщение о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в части уменьшения минимального размера земельного участка до га в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по запросу ООО «Ильвик».

Информационным материалом к проекту является схема расположения земельного участка, в отношении которого подготовлен проект, что подтверждается скриншотом страницы названного портала, копией страницы газеты «Иркутск официальный», представленными в материалы административного дела.

Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, схема расположения земельного участка, в отношении которого подготовлен проект, были опубликованы в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск ).

Кроме того, комиссией направлены соответствующие сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения ООО «Ильвик» в адрес заинтересованных лиц, информация о проведении публичных слушаний размещена в местах массового скопления людей, в частности в администрации города Иркутска на стенде в фойе здания по адресу: <адрес>, в границах территории, в пределах которой проводились публичные слушания, в рамках проведения экспозиции проекта решения о предоставлении разрешения в администрации города Иркутска по адресу: <адрес>, 4 этаж.

Ознакомление с материалами по проекту было осуществлено в рамках организации проведения публичных слушаний. Публичные слушания по проекту в отношении земельного участка с кадастровым номером были проведены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 часов до 13.00 часов, с 14.00 часов до 18.00 часов (все дни, кроме субботы и воскресенья) проводилась экспозиция проекта. Консультирование посетителей экспозиции проекта проводилось по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 часов до 12.00 часов (вторник, четверг).Прием замечаний и предложений участников публичных слушаний осуществлялся следующими способами: в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний; в письменной форме в адрес комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, расположенного по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 часов до 13.00 часов, с 14.00 часов до 18.00 часов (все дни, кроме субботы и воскресенья); посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 часов до 13.00 часов, с 14.00 часов до 18.00 часов (вторник, четверг) по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном рядом с административным зданием по адресу: <адрес>, проведено собрание участников публичных слушаний по проекту решения о предоставлении вышеуказанного разрешения в отношении земельного участка с кадастровым номером , что подтверждается протоколом публичных слушаний.

Все предложения и замечания в устной и в письменной формах, поступившие в рамках публичных слушаний по вышеуказанному вопросу, были включены в протокол публичных слушаний и в заключение от ДД.ММ.ГГГГ о результатах публичных слушаний.

Из заключения от ДД.ММ.ГГГГ о результатах публичных слушаний усматривается, что рекомендации комиссии по подготовке правил землепользования и застройки были следующими: указанные замечания являются нецелесообразными. Аспекты, касающиеся норм инсоляции, необходимого количества парковочных машино-мест и площади внутридворового пространства проверяются на стадии архитектурно-строительного проектирования, которое осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего правообладателю земельного участка. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства. Аспекты, касающиеся увеличения нагрузки на инфраструктуру микрорайона не являются вопросом данных публичных слушаний. Предложение на земельном участке с кадастровым номером сделать парк либо возвести какой-либо социальный объект, является нецелесообразным, так как данный земельный участок принадлежит на праве собственности ООО «Ильвик», что дает право пользоваться и распоряжаться данному лицу земельным участком в соответствии с действующим законодательством. Предложение о строительстве среднеэтажной жилой застройки является частично целесообразным. Использование земельного участка должно быть в соответствии с утвержденным градостроительным регламентом. В территориальной зоне ЖЗ-104, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером , предусмотрен вид разрешенного использования земельного участка «Среднеэтажная жилая застройка».

Заключение о результатах публичных слушаний было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск и размещено на WEB портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.admirk.ru) ДД.ММ.ГГГГ.

После проведения процедуры публичных слушаний проект решения о предоставлении ООО «Ильвик» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте, был внесен на очередное заседание комиссии по подготовке правил землепользования и застройки администрации города Иркутска, состав, порядок организации и деятельности которой определены Положением о комиссии по подготовке правил землепользования и застройки, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ.

Все предложения и замечания участников публичных слушаний были направлены в указанную комиссию для рассмотрения вопроса о возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Таким образом, в период проведения публичных слушаний жителями, проживающими на территории, прилегающей к земельному участку, в отношении которого проводились публичные слушания, было реализовано право на ознакомление с материалами по проекту, а также на представление замечаний (предложений) относительно данного проекта.

В соответствии с пунктом 19 вышеназванного постановления администрации города Иркутска, пунктом 87 Административного регламента комиссия на основании заключения о результатах публичных слушаний готовит и подписывает рекомендации о предоставлении разрешения либо об отказе в его предоставлении с указанием причин принятого решения.

Согласно пункту 45 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является:

1) нарушение требований земельного и градостроительного законодательства, положений утвержденных градостроительных регламентов;

2) обращение с запросом лица, не являющегося на момент обращения правообладателем земельного участка и (или) объекта капитального строительства, либо обращение с запросом не всех правообладателей земельного участка и (или) объекта капитального строительства.

В соответствии со схемой планировочной организации земельного участка с кадастровым номером , представленной ООО «Ильвик» в составе документов, необходимых для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, на участке планируется строительство одной 18-ти этажной блок-секции с подземным этажом на 118 квартир, расчетное количество жителей по проектируемой блок-секции составляет 202 человека. Общая площадь застройки участка составит 12 % от площади участка кв.м., процент озеленения – 33 %. При планировании организации земельного участка предусмотрена подземная автостоянка на 80 машино-мест, а также 14 открытых парковок, детские площадки, площадки для занятия спортом, хозяйственные зоны (для мусорных контейнеров).

Данные параметры соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным в статье 42 правил землепользования и застройки.

Поскольку в данном случае основания для отказа в предоставлении разрешения отсутствовали, комиссией по подготовке правил землепользования и застройки были даны рекомендации от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ООО «Ильвик» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в участи уменьшения минимального размера земельного участка до га (при новом строительстве).

Как следует из пункта 90 Административного регламента, в течение 4 (четырех) календарных дней со дня поступления проекта распоряжения о предоставлении разрешения либо мотивированного отказа в предоставлении разрешения и рекомендации Комиссии заместитель мэра - председатель комитета подписывает проект распоряжения о предоставлении разрешения либо мотивированный отказ в предоставлении разрешения.

Согласно пункту 91 Административного регламента специалист отдела в день подписания заместителем мэра - председателем комитета проекта распоряжения о предоставлении разрешения либо мотивированного отказа в предоставлении разрешения регистрирует его в автоматизированной информационной системе.

В соответствии с пунктом 92 Административного регламента в течение 1 (одного) рабочего дня со дня регистрации документов, предусмотренных пунктом 91 настоящего административного регламента, специалист отдела направляет в Единое окно 3 (три) экземпляра распоряжения о предоставлении разрешения либо 2 (два) экземпляра мотивированного отказа в предоставлении разрешения либо направляет их заявителю в форме электронных документов, подписанных электронной подписью (в зависимости от способа получения результата муниципальной услуги, указанного в запросе).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем мэра – председателем комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска издано распоряжение № 944-02-115/0 о предоставлении ООО «Ильвик» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в отношении земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» было опубликовано в газете «Иркутск официальный» от ДД.ММ.ГГГГ выпуск и размещено на WEB портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.admirk.ru) ДД.ММ.ГГГГ.

Проверяя полномочия органа на принятие оспариваемого распоряжения от 23.04.2020 № 944-02-115/0 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» суд учитывает следующее.

Согласно пункту 34 Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска.

Заместитель мэра – председатель комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска на основании статей 42, 44, 45 Устава города Иркутска, в соответствии с пунктом 90 Административного регламента является лицом, подписывающим проект распоряжения о предоставлении разрешения либо мотивированный отказ в предоставлении такого разрешения.

При таких обстоятельствах оспариваемое административными истцами распоряжение от 23.04.2020 № 944-02-115/0 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции.

Судом также установлено, что в период размещения экспозиции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была размещена «схема расположения земельного участка, в отношении которого подготовлен проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в части уменьшения минимального размера земельного участка до 0,5994 га в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Лисиха», которая не является схемой планировочной организации земельного участка.

На собрании участников публичных слушаний ООО «Ильвик» представило дополнительную информацию к схеме планировочной организации земельного участка, не предусмотренную Административным регламентом.

На момент рассмотрения обращения о предоставлении разрешения на отклонение, поступившего от ООО «Ильвик», и проведения процедуры публичных слушаний информация о расположении коммерческой недвижимости в границах земельного участка с кадастровым номером у администрации города Иркутска отсутствовала, что административным ответчиком не оспаривается.

В соответствии с действующими на момент первого обращения ООО «Ильвик» (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства вида разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» градостроительного регламента территориальной зоны «Зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 эт. и более)» (ЖЗ-104) по плотности жилой застройки составляли не более 22,5 тыс. кв.м. на 1 га, по максимальному проценту застройки наземной части составляли при этажности 9 этажей – 25 %, 10 этажей и более – 22,5 %.

Следовательно, при площади земельного участка кв.м. в границах земельного участка по нормативу возможно разместить 13 486,5 кв.м. жилого фонда. Из расчета показателя обеспеченности населения общей площадью жилого фонда, установленного стратегией социально-экономического развития города Иркутска до 2030 года, утвержденной решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 35,7 кв.м. на 1 жителя к 2030 году, количество планируемого населения составит 378 человек.

Нормативами градостроительного проектирования города Иркутска, утвержденными решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, минимально допустимый уровень обеспеченности в местах дошкольных образовательных учреждениях принимается в размере 46,5 места на 1000 жителей, а минимально допустимый уровень обеспеченности в местах в общеобразовательных школах составит 120 мест на 1000 жителей. Соответственно для планируемого населения необходимо предусмотреть 18 мест в дошкольных образовательных учреждениях и 46 мест в общеобразовательных школах.

Как следует из таблицы 6.2.7 материалов по обоснованию генерального плана города Иркутска в четырех смежных планировочных элементах О-02-01, О-03-01, О-03-04 и О-03-06, в радиусе доступности которых находится спорный земельный участок, дополнительная потребность в дошкольных образовательных учреждениях составляет 1 539 мест, в общеобразовательных школах – 5 350 мест, предложение по размещению объектов составляет 1 730 мест и 6 025 мест соответственно.

Следовательно, принимая во внимание приведенные расчеты, потребность рассматриваемого земельного участка покрывается предложениями по размещению объектов социально-культурного, бытового назначения.

При разработке проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки (распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 12.09.2019 № 944-02-248/9 «О подготовке проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки частей территории города Иркутска») предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства вида разрешенного использования «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» градостроительного регламента территориальной зоны «Зоны застройки многоэтажными жилыми домами (9 эт. и более)» (ЖЗ-104) были изменены, плотность жилой застройки составляет не более 20 тыс. кв.м. на 1 га, максимальный процент застройки наземной части составляет при этажности 9 этажей - 22 %, 10 этажей и более – 20 %.

Следовательно, при площади земельного участка кв.м. в границах земельного участка по нормативу возможно разместить 11 988 кв.м. жилого фонда. Из расчета показателя обеспеченности населения общей площадью жилого фонда, установленного стратегией социально-экономического развития города Иркутска до 2030 года, в размере 35,7 кв.м. на жителя к 2030 году, количество планируемого населения составит 336 человек. В связи с этим для планируемого населения необходимо предусмотреть 16 мест в дошкольных образовательных учреждениях и 41 место в общеобразовательных школах.

При таких обстоятельствах доводы административных истцов о том, что с учетом имеющейся плотности населения в данном районе количество школ, детских садов, поликлиник недостаточно, чем нарушаются права жителей на получение качественной медицинской помощи, право на образование несовершеннолетних, суд находит голословными.

Письмом руководителя управления ВС МТУ Росавиации от 28.11.2019 № 1.36-1193, направленным в адрес заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, сообщено, что ВС МТУ Росавиации согласовывает проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки частей города Иркутска: включающей территорию в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260428/6, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденные решением Думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/6, в том числе в отношении кадастрового квартала, в котором находится спорный земельный участок.

Вопреки доводам административных истцов о том, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением технических регламентов, в материалы административного дела представлена копия заключения отдела территориального планирования управления архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 26.02.2020 № СП-5885/20, согласно которому земельный участок с кадастровым номером расположен вне границ исторического поселения город Иркутск, утвержденных постановлением Правительства Иркутской области от 12.12.2013 № 575-пп, представленная на рассмотрение схема планировочной организации земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, соответствует требованиям технических регламентов.

Довод административных истцов о том, что на публичные слушания представлена схема участка, не содержащая сведений о планируемом размещении объекта, что недостаточно для формирования мнения участников слушаний, отклоняется судом по следующим обстоятельствам.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, к запросу ООО «Ильвик» о разрешении на отклонение от предельных параметров строительства при обращении в комиссию была представлена схема планировочной организации земельного участка. При экспозиции проекта в рамках подготовки к публичным слушаниям была размещена схема расположения земельного участка, не отражающая планировку участка при предполагаемом строительстве.

Однако на собрании участников слушаний ООО «Ильвик» представлена схема планировочной организации земельного участка и дополнительная информация к ней, что нашло свое отражение в протоколе публичных слушаний.

В ходе судебного разбирательства по административному делу представителем административного истца Семеусов П.Л.Третьякова Л.В. было заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы на предмет соответствия планируемого к строительству объекта требованиям технических регламентов по нормам инсоляции.

Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ в рамках настоящего административного дела назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Независимый экспертный центр» ФИО.

Как следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом ООО «Независимый экспертный центр» ФИО, имеются нарушения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 5994 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимального размера земельного участка до 0,5994 га, а именно: нарушены требования ст. 40 ГрК РФ, требования ч. 2 ст. 22 «Требования к стоянкам автомобилей» решения Думы города Иркутска от 29 марта 2018 года № 006-20-450683/8 «О внесении изменений в решение Думы г. Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/8 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории г. Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск», требования п. 7.1, 14.21 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (с Изменениями № 1, 2), требования п. 2 таблицы Б1 приложения Б СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» (с Изменениями № 1, 2), требования п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»; в предоставленной графической части отсутствуют размеры объекта капитального строительства – проектируемого многоквартирного жилого дома и размеры подземной парковки; отсутствует высота здания или отметки верха здания; отсутствуют координаты характерных точек контура проектируемого здания и подземной парковки; отсутствуют расстояния между зданиями на смежных земельных участках, где находятся квартиры истцов. Отсутствие вышеуказанных размеров и координат делает невозможным произвести расчет инсоляции эксперту самостоятельно, и невозможным проверить фактическую площадь застройки проектируемого объекта.

По ходатайству представителя заинтересованного лица Киселев Ю.В.Михелев Е.В. в судебном заседании был допрошен эксперт ООО «Независимый экспертный центр» ФИО, который своими пояснениями возникшие сомнения в правильности и обоснованности подготовленного им заключения, а также противоречия в выводах экспертизы не устранил, ответить на поставленные перед ним участниками процесса и судом вопросы не смог.

Анализируя содержание представленного в материалы административного дела заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного экспертом ООО «Независимый экспертный центр» ФИО, суд приходит к выводу о том, что экспертом ФИО при исследовании и даче заключения по поставленному на разрешение вопросу материалы настоящего административного дела не изучались и не исследовались, что привело к даче им не полного и не ясного ответа на поставленный судом к разрешению вопрос, к применению норм, не подлежащих применению к спорным правоотношениям.

Эксперт ФИО при подготовке заключения вышел за пределы предмета исследования, пришел к выводу о несоответствии схемы планировочной организации земельного участка с кадастровым номером требованиям пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» при отсутствии в материалах административного дела проектной документации на объект строительства, без какого-либо обоснования произвел расчет количества машино-мест в отсутствие требуемой проектной документации, придя к выводу о нарушении требований к минимальному количеству парковочных мест открытого типа для проектируемого объекта.

Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт пришел к выводам о наличии нарушений технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, дав правовую оценку положениям части 1 и части 1.1 статьи 40 ГрК РФ, что выходит за пределы его компетенции, не приведя при этом обоснования того, положения каких технических регламентов нарушены при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:154, площадью 5994 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимального размера земельного участка до 0,5994 га.

При таких обстоятельствах вышеуказанное заключение эксперта суд расценивает как недопустимое, не относимое и не достоверное доказательство, противоречащее нормам Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», поскольку изложенные в нем выводы не согласуются с объяснениями лиц, участвующих в деле, противоречат представленным в материалы административного дела письменным доказательствам, приведенным выше.

А потому заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом ООО «Независимый экспертный центр» ФИО, не свидетельствует о незаконности оспариваемого административными истцами распоряжения.

В ходе судебного разбирательства по делу по ходатайству представителя заинтересованного лица Киселев Ю.В.Михелев Е.В. определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ по делу была назначена повторная судебная техническая экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» ФИО1.

Как следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» ФИО1, нарушений технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных в градостроительном регламенте с основным видом разрешенного использования земельного участка «Многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)» в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в части уменьшения минимального размера земельного участка до га не имеется.

Анализируя содержание представленного в материалы административного дела заключения эксперта, суд приходит к выводу о том, что данное заключение эксперта также противоречит нормам Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», поскольку исследовательская часть заключения содержит лишь анализ процедуры предоставления муниципальной услуги на основании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории города Иркутска», утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 14.06.2019 № 031-06-403/9, и норм Градостроительного кодекса Российской Федерации. В представленном суду заключении эксперт дал правовую оценку соблюдения процедуры получения муниципальной услуги, на что указано в исследовательской части заключения эксперта, однако разрешение данного вопроса не входит в его компетенцию, выходит за пределы его специальных познаний, поскольку правовую оценку соблюдения либо несоблюдения процедуры оказания муниципальной услуги вправе дать только суд. Кроме того, в исследовательской части своего заключения эксперт, установив фактическое отсутствие разработанной проектной документации, отсутствие в полном объеме объекта исследования, приходит к выводу об отсутствии возможности анализа текущего состояния объекта на соответствие требованиям действующих технических регламентов, однако вывод эксперта указывает на отсутствие нарушений технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, которые им, по сути, не исследовались и не анализировались. В представленном заключении экспертом не произведены собственные расчеты минимального количества машино-мест для хранения индивидуального транспорта, а лишь приведена методика произведения данных расчетов, основанная на решении Думы города Иркутска от 28.10.2016 № 006-20-260430/8 «Об утверждении правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск», при этом сделан вывод о том, что необходимое количество из расчетного числа легковых автомобилей составляет 22 машино-место, что фактически отвечает требованиям приведенного нормативного правового акта. Не оставляет суд без внимания и то обстоятельство, что эксперт не исследовал, не осматривал объект экспертизы – земельный участок непосредственно, что привело к даче им не полного, не ясного и не объективного ответа на поставленный судом к разрешению вопрос.

При таких обстоятельствах заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное экспертом ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет» ФИО1, суд признает недопустимым, не относимым и не достоверным доказательством по делу.

В силу требований пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание должно быть спроектировано таким образом, чтобы в жилых помещениях была обеспечена достаточная продолжительность инсоляции или солнцезащита в целях создания безопасных условий проживания.

Анализ содержания приведенной нормы закона позволяет суду прийти к выводу о том, что нормы инсоляции проверяются на стадии архитектурно-строительного проектирования, которое осуществляется путем подготовки проектной документации планируемого к строительству объекта в границах земельного участка.

Анализируя вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административными истцами распоряжение заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 23.04.2020 № 944-02-115/0 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» является законным, обоснованным, принятым в точном соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные отношения.

В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.

По смыслу положений статьи 62 КАС РФ обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административным истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

В нарушение положений приведенной нормы закона административными истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов со стороны административных ответчиков. Все доводы, изложенные ими в административных исковых заявлениях, основаны на их субъективном толковании норм права.

Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 23.04.2020 № 944-02-115/0 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» незаконным не имеется, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая, что оспариваемое распоряжение издано 23.04.2020, опубликовано 27.04.2020, а за судебной защитой административные истцы обратились в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ посредством почтового направления административных исковых заявлений, о чем свидетельствуют штампы на почтовых конвертах, срок, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административными истцами не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Семеусов П.Л., Киселева С.Э., Антонова Л.Г., Елисеев А.М., Долгорова И.В., Клопченко А.Д., Георгиевская М.А. к администрации города Иркутска, заместителю мэра – председателю комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска о признании незаконным распоряжения заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска от 23.04.2020 № 944-02-115/0 «О предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Сучилина

Решение в окончательной форме принято 24.06.2022.