Дело № 2а-20/22
54RS0009-01-2020-003406-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«08» апреля 2022 года г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Дузенко Е.А.
при секретаре Бердыбаеве Т.К.
с участием истца - прокурора Сурус И.А.
с участием представителя заинтересованного лица МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора г. Новосибирска о признании незаконным разрешения на использование земель,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Новосибирска обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным разрешения на использование земель, указав при этом следующее.
Прокуратурой г. Новосибирска была проведена проверка исполнения мэрий г. Новосибирска градостроительного и земельного законодательства при использовании территории по .
Установлено, что на территории площадью 2 379 кв.м. между земельным участком с кадастровым номером № и мэрией г. Новосибирска планируется размещение площадки для отстоя и разворота общественного транспорта.
Для этих целей мэрия г. Новосибирска в нарушение земельного законодательства 06.08.2020 выдала МБУ г. Новосибирска «Городской центр организации дорожного движения» разрешение № на использование территории для размещения элементов благоустройства (площадки с твердым покрытием, элементы сопряжения поверхностей), проездов.
Указанная территория расположена в границах Проекта планировки территории, ограниченной , створом перспективного моста через реку , утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.01.2018 №.
В соответствии с приложением № к указанному Проекту планировки, территория расположена в границах зон территорий общего пользования: городские леса, иные природные территории.
Приложением № к указанному Проекту планировки размещение на территории какого-либо объекта (элемента) обустройства автомобильной дороги не предусмотрено.
Такой элемент как остановочный пункт общественного пассажирского транспорта предусмотрен Приложением № к указанному Проекту планировки вблизи многоквартирного дома .
Проект планировки территории, ограниченной, створом перспективного моста через реку , утвержденный постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.01.2018 №, определяет планируемое развитие элементов планировочной структуры, в том числе территории, использование которой в нарушение планируемого развития противоречит градостроительному законодательству и нарушает право неопределенного круга лиц на устойчивое развитие своей территории.
С учетом уточнения исковых требований прокурор г. Новосибирска просил суд признать незаконным выданное мэрией г. Новосибирска МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» разрешение от 06.08.2020 № на использование земель площадью 2 379 кв.м.
В судебном заседании прокурор Сурус И.А. уточненные исковые требования прокурора г. Новосибирска поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить уточненный иск.
Административный ответчик мэрия г. Новосибирска, заинтересованные лица департамент строительства и архитектуры мэрии г. Новосибирска, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили.
Представитель заинтересованного лица МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» ФИО1 в судебном заседании пояснила, что разрешение указанного вопроса не входит в компетенцию муниципального бюджетного учреждения.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ административный истец должен доказать следующие обстоятельства: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административный ответчик должен доказать следующие обстоятельства: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 3 ст. 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
Из части 1 ст. 42 ГрК РФ следует, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Частью 3 ст. 39.36 ЗК РФ определено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. 4 п. 10 Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», на землях или земельных участках на территории Новосибирской области, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 20.07.2015 № решение об отказе в выдаче разрешения на использование земель, земельных участков принимается в случае, если размещение объектов не предусмотрено документами территориального планирования и документацией по планировке территории муниципального образования Новосибирской области, в границах которого расположены земли, земельные участки.
Как следует из материалов административного дела, постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.01.2018 № утвержден Проект планировки территории, ограниченной, створом перспективного моста через реку
Мэрия г. Новосибирска 06.08.2020 выдала МБУ г. Новосибирска «Городской центр организации дорожного движения» разрешение № на использование земель площадью 2 379 кв.м. в соответствии с Приложением к настоящему разрешению, расположенных по адресу: , для размещения элементов благоустройства (площадки с твердым покрытием, элементы сопряжения поверхностей), проездов.
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России от 14.01.2022 № исследуемый земельный участок площадью 2 379 кв.м. в границах точек, указанных в схеме, являющейся приложением к разрешению на использование земельного участка от 06.08.2020 №, расположен согласно Проекту планировки территории, ограниченной, створом перспективного моста через реку , и приложениям к указанному Проекту, утвержденному постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.01.2018 №, частично в границах зоны – городские леса, иные природные территории.
Нахождение исследуемого земельного участка площадью 2 379 кв.м. в границах точек, указанных в схеме, являющейся приложением к разрешению на использование земельного участка от 06.08.2020 №, частично в зоне улично-дорожной сети, не учитывается Проектом планировки территории, ограниченной, створом перспективного моста через реку , и приложениям к указанному Проекту, утвержденному постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.01.2018 №.
Кроме того, земельный участок площадью 2 379 кв.м. в границах точек, указанных в схеме, являющейся приложением к разрешению на использование земельного участка от 06.08.2020 №, относится согласно Генеральному плану г. Новосибирска, утвержденному решением Совета депутатов г. Новосибирска от 26.12.2007 № (в редакции решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.03.2021 №), частично к территории рекреационного назначения и к зоне транспортной инфраструктуры подзоне улично-дорожной сети.
Земельный участок площадью 2 379 кв.м. в границах точек, указанных в схеме, являющейся приложением к разрешению на использование земельного участка от 06.08.2020 №, согласно Правилам землепользования и застройки г. Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 №, относится в зоне озеленения.
Таким образом, в нарушение Проекта планировки территории, ограниченной, створом перспективного моста через реку , утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 17.01.2018 №, спорный земельный участок по адресу: , предоставленный органом местного самоуправления для размещения элементов благоустройства (площадки с твердым покрытием, элементы сопряжения поверхностей), проездов при его предоставлении МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» находился частично в границах зоны – городские леса и иные природные территории и не находился в зоне улично-дорожной сети согласно указанному Проекту планировки территории, в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали основания для выдачи разрешения на использование земельного участка в границах точек схемы, являющейся приложением к названному разрешению, для размещения элементов благоустройства (площадки с твердым покрытием, элементы сопряжения поверхностей), проездов.
В связи с изложенным, суд полагает, что административное исковое заявление прокурора г. Новосибирска о признании незаконным выданного мэрией г. Новосибирска МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» разрешения от 06.08.2020 № на использование земель площадью 2 379 кв.м. подлежит удовлетворению.
На основании ст. 111 КАС РФ суд взыскивает с мэрии г. Новосибирска в пользу ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России судебные расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 68 970 руб.
Руководствуясь ст. ст. 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Новосибирска удовлетворить.
Признать незаконным выданное мэрией г. Новосибирска МБУ г. Новосибирска «ГЦОДД» разрешение от 06.08.2020 № на использование земель площадью 2 379 кв.м.
Взыскать с мэрии г. Новосибирска в пользу ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России судебные расходы за проведение судебной экспертизы в сумме 68 970 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в срок один месяц с момента изготовления решения суда в мотивированной форме.
Судья Е.А. Дузенко
Мотивированное решение изготовлено 22.04.2022.