Дело №2а-89/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Прилепской А.Ю.,
с участием административного истца Демина В.Ю., его представителя - Хомутова Е.В., действующего на основании доверенности от Дата,
представителя административного ответчика администрации Орловского района Орловской области - Серегина Д.В., действующего на основании доверенности от Дата,
представителя заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Орловской области - Новосельцевой Н.А., действующей на основании доверенности от Дата,
помощника прокурора Орловского района Орловской области - Романовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению Демина В. Ю. к Администрации Орловского района Орловской области об оспаривании постановления,
установил:
Демин В.Ю. обратился в суд с административным иском к Администрации Орловского района Орловской области об оспаривании постановления, в котором указал на следующие обстоятельства.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
На муниципальном уровне органами повседневного управления единой системы являются - Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (далее ЕДДС), к целям которых относится повышение готовности органом местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение чрезвычайных ситуаций (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств, по осуществлению мероприятий по гражданской обороне, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований и другие цели.
ЕДДС муниципального образования создается при органах, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Дата Администрацией Орловского района Орловской области принято постановление № «О внесении изменений в постановление Администрации Орловского района Орловской области от Дата№ «О создании муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Указанным постановлением внесены изменения в приложение 2 к постановлению Администрации Орловского района Орловской области от Дата№, а именно: 1) исключена позиция № таблицы 2 пункта 2.3; 2) исключен подпункт 5 пункта 2.4.
Таким образом, из Положения об оплате труда работников Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» была исключена должность начальника ЕДДС в структуре вышеуказанного учреждения.
Оспариваемым постановлением внесены изменения в штатное расписание МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», в котором также исключена должность начальника ЕДДС. В связи с чем, административному истцу было вручено уведомление № от Дата о сокращении с Дата.
При этом пункт 1.1.6 Положения «О единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования», утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от Дата гласит, что общее руководство ЕДДС муниципального образования осуществляет руководитель органа местного самоуправления, непосредственное - начальник ЕДДС муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1.4.2 Положения, в состав руководства ЕДДС входит начальник ЕДДС и не менее двух его заместителей.
Таким образом, оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству, послужило основанием для увольнения административного истца.
Демин В.Ю. просил суд признать пункт 1 Постановления Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «О внесении изменений в постановление администрации Орловского района Орловской области от Дата№ «О создании муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», недействительным.
В судебном заседании административный истец, его представитель административное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Дополнили, указав, что фактически оспариваемое постановление производит реорганизацию МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», исключая из штатной единицы начальника отдела, перераспределению полномочий внутри него, должность начальника ЕДДС прописана в Уставе администрации, соответственно оспариваемое постановление принято с нарушением требований федерального законодательства, а именно полномочий главы администрации района, поскольку решение о реорганизации может быть принято исключительно Орловским районным Советом народных депутатов. Административный ответчик не представил доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность (экономическую целесообразность) вынесения оспариваемого постановления. Не представлено доказательств соблюдения порядка реорганизации учреждения, не внесены соответствующие изменения в устав учреждения, не перераспределены полномочия между сотрудниками учреждения. Оспариваемое постановление преследовало цель уволить административного истца Дёмина В. Ю.
По мнению административного истца и его представителя, административный ответчик не доказал, что оспариваемое постановление соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, не подтвердил полномочия органа (должностного лица) на его вынесение, не предоставил основания для принятия оспариваемого постановления, не представил доказательств соблюдения порядка вынесения оспариваемого постановления.
Представитель ответчика администрации Орловского района Орловской области Серегин Д. В. исковые требования Демина В.Ю. не признал. В обоснование возражений указал, что противоречий федеральному законодательству изданием администрацией района оспариваемого постановления, которым упраздняется должность начальника ЕДДС, не имеется, поскольку Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, не является органом исполнительной власти, уполномоченным исходя из возложенных на нее функций и задач, на издание нормативных правовых актов. Решения Правительственной комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для органов государственной власти, к которым администрация района не относится. Утвержденное на заседании Правительственной комиссии Положение по отношению к органу местного самоуправления - администрации района носит рекомендательный, а не императивный характер. Кроме того, протокол заседания Правительственной комиссии от Дата№ на который ссылается административный истец, нормативным правовым актом не является, соответственно не может являться обязательным к применению для органа местного самоуправления, поскольку полностью не опубликован официально в общедоступном издании. Приведенный административным истцом ГОСТ Р 22.7.01-2016 не регламентирует структуру ЕДДС в части обязательного наличия в штате начальника. Издание оспариваемого постановления полностью соответствует полномочиям учредителя, отображенным в уставе МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», а в части полномочий на подписание обжалуемого постановления Уставу Орловского района Орловкой области.
Представитель ответчика Серегин Д.В. просил отказать в удовлетворении заявленных истцом административных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Главного управления МЧС России по Орловской области при вынесении решения по делу полагался на усмотрение суда, пояснил, что спор не затрагивает вопросы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании просил суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку действия учредителя МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» - Администрации Орловского района Орловской области по сокращению штатной численности были законны.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, представителей заинтересованных лиц, помощника прокурора Орловского района Орловской области Романову А.А., полагавшую, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, исследовав письменные материалы дела, допросив по делу специалиста, считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Дата за номером 246 Администрацией Орловского района Орловской области издано постановление «О создании муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Пунктом 4 Постановления администрации Орловского района от Дата№ Дёмин В. Ю. был назначен директором муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Пунктом 7 Постановления администрации Орловского района от Дата№ утверждено Положение об оплате труда, премировании, стимулировании и социальной поддержке работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Пунктом 8 Постановления администрации Орловского района от Дата№ утверждено штатное расписание МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Подпунктом 5 пункта 2.3. Положения об оплате труда, премировании, стимулировании и социальной поддержке работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» в структуре денежного содержания предусмотрена должность начальника ЕДДС с окладом 5900 рублей и денежным поощрением 150 % к окладу.
Должность начальника ЕДДС также предусматривалась позицией 11 штатного расписания работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Дата за номером 169 Администрацией Орловского района Орловкой области издано постановление «О внесении изменения в постановление администрации Орловского района Орловкой области от Дата№ «О создании муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», согласно которому приложения 2 и 3 изложены в новой редакции.
Так, позицией 5 таблицы 2 пункта 2.3. Положения об оплате труда, премировании, стимулировании и социальной поддержке работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» введена должность - начальник ЕДДС - дежурный, с окладом 5900 рублей; подпунктом 5 пункта 2.4. того же Положения регламентировано, что денежное содержание начальника ЕДДС - дежурного состоит из оклада 5900 рублей и денежного поощрения - 150 % к окладу.
Дата за номером 1986 Администрацией Орловского района Орловской области издано постановление «О внесении изменений в постановление администрации Орловского района Орловской области от Дата№ «О создании муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», согласно которому в приложение 2 внесены следующие изменения:
1) исключена позиция № таблицы 2 пункта 2.3.;
2) исключен подпункт 5 пункта 2.4.;
3) раздел 2 дополнен пунктом 2.9. следующего содержания:
«2.9. Размеры должностных окладов работников МКУ МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» индексируются до 1 апреля ежегодно, учитывая статистические данные об уровне инфляции, и подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения».
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обратившись с административным исковым заявлением в суд, Дёмин В. Ю. указал, что оспариваемым пунктом 1 постановления администрации Орловского района от Дата№, из Положения об оплате труда, премировании, стимулировании и социальной поддержке работников МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» фактически исключена должность начальника ЕДДС - дежурный, которую он занимал, что послужило в дальнейшем основанием для проведения работодателем процедуры сокращения в порядке, предусмотренной статьей 180 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Пунктом 3 статьи 9.1. ФЗ от Дата N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Пунктом 1.6. Устава МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» закреплено, что учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Орловский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Орловского района Орловской области.
Согласно пункту 3.1.1. Устава МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», учредитель вправе, в том числе утверждать штатное расписание.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 31 Устава Орловского района Орловской области, размещенного на официальном сайте Орловского района (http://snd.orlr.ru/material-9) определено, что Глава района на принципах единоначалия руководит администрацией района; издает постановления и распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от Дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.
Пунктом 15 статьи 35 Устава Орловского района Орловской области установлено, что администрация района осуществляет функции и полномочия учредителя, определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности.
Из совокупного толкования вышеизложенных норм права и положений Устава МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района», Устава Орловского района Орловской области, следует, что изданием оспариваемого постановления от Дата№, администрация Орловского района Орловской области не вышла за пределы полномочий учредителя, постановление издано уполномоченным органом и подписано надлежащим должностным лицом - главой района, являющимся главой администрации.
Довод административного истца о том, что соответствующие изменения по штатному расписанию не нашли свое отражение в действующей редакции Устава МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» судом отклоняется, поскольку решение учредителя по изменению штатного расписания является первичным по отношению к Учреждению. Изменения в Устав «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» вносятся самим учреждением во исполнение решения учредителя.
Несвоевременное внесение изменений в Устав МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района» не может свидетельствовать о незаконности решения учредителя, изданного уполномоченным органом и подписанного надлежащим должностным лицом.
Кроме того, принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом РФ порядка увольнения.
Оценивая оспариваемое постановление от Дата№ на предмет противоречия действующему федеральному законодательству, суд не находит оснований для подтверждения доводов административного истца.
Постановление администрации Орловского района не входит в противоречие с ГОСТ Р 22.7.01-2016 и Постановлением Правительства РФ от Дата N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", поскольку обязательного наличия должности начальника ЕДДС в структуре учреждения, указанные документы не содержат.
Частью 2 раздела VII протокола заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций обеспечению пожарной безопасности от Дата№ предусмотрено рекомендовать к применению в системе РСЧС Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования в новой редакции.
Пунктом 1.1.6. Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от Дата№ предусмотрено, что общее руководство ЕДДС муниципального образования осуществляет руководитель органа местного самоуправления, непосредственное - начальник ЕДДС муниципального образования;
Пунктом 1.4.2. вышеуказанного Положения предусмотрено, что в состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС и не менее двух его заместителей: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Положения о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее также - Правительственная комиссия), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 14.01.2003 N 11 Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов исполнительной власти, государственных и иных организаций в целях реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и обеспечения пожарной безопасности.
Абзацем 2 пункта 8 Положения о Правительственной комиссии, определено, что решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании, а при необходимости - в виде проектов распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, которые вносятся в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Решения Комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 9 Положения о Правительственной комиссии).
Соответственно, Правительственная комиссия не является органом исполнительной власти, уполномоченным на издание нормативных правовых актов, решения, принимаемые Правительственной комиссией, носят обязательный характер для органов государственной власти, в то время как Администрация района является муниципальным органом власти, по отношению к которой решения Правительственной комиссии носят рекомендательный характер.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Орловской области» Терещенко А. В. также пояснил, что протоколы заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер, что отражено в ведомости оценки состояния дел в Единой дежурно-диспетчерской службе Орловского района от Дата в столбце «Недостатки и рекомендации».
На основании изложенного следует отказать административному истцу Дёмину В. Ю. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь
ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Отказать Демину В. Ю. в удовлетворении исковых требований к Администрации Орловского района Орловской области о признании пункта 1 Постановления администрации Орловского района Орловской области № от Дата «О внесении изменений в постановление администрации Орловского района Орловской области от Дата№ «О создании муниципального казенного учреждения «Единая дежурно-диспетчерская служба Орловского района и Административно-хозяйственная служба администрации Орловского района».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться Дата.
Судья Н. М. Соколова