ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2105/19 от 01.10.2019 Арзамасского городского суда (Нижегородская область)

Дело №2а-2105/2019Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г.Арзамас

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Фиминой Т.А.

при секретаре Закутиной Л.О.

с участием представителя административного ответчика администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области по доверенности

представителя административного ответчика Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, начальника Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному иску Барбаренко Н.П., Барбаренко С.М., Шишкиной Н.Е. , Троицкой К.В. , Шишкина С.А., Войнова Ю.И. , Войновой Е.А. , Троицкого П.М., Троицкого М.Н. , Троицкой А.М., Цыгановой Н.А., Лисовой О.А. , Хмельниковой Ю.В. , Хмельникова Д.В., Лисова А.А. , Лисовой Т.М., Васюниной Е.В., Молодцовой К.И., Лабина Е.А., Цыгановой А.А., Владыкина А.В. к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, Управлению образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления

у с т а н о в и л:

Барбаренко Н.П., Барбаренко С.М., Шишкина Н.Е., Троицкая К.В., Шишкин С.А., Войнов Ю.И., Войнова Е.А., Троицкий П.М., Троицкий М.Н., Троицкая А.М., Цыганова Н.А., Лисова О.А., Хмельникова Ю.В., Хмельников Д.В., Лисов А.А., Лисова Т.М., Васюнина Е.В., Молодцова К.И., Лабин Е.А., Цыганова А.А., Владыкин А.В. обратились в суд с коллективным административным иском об отмене постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>г. «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа» указывая, что в период с <дата> они принимали участие в опросе по выявлению мнения жителей <адрес> сельсовета по вопросу реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ». В результате опроса 63% граждан проголосовали против реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ». Из 568 граждан, голосовавших в <адрес>, 567 проголосовало против. В ответе на запрос Шишкиной Н.Е. <дата>. заместитель городского прокурора указывал на то, что «по результатам проведенного опроса вопрос по реорганизации МБОУ <адрес> СШ и МБОУ <адрес> СШ считается не одобренным жителями населенных пунктов». Несмотря на это, в нарушение требования ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» о необходимости обязательного учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, администрация Арзамасского муниципального района приняла постановление от <дата> «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя школа в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа». МБОУ <адрес> СШ находится на территории <адрес> сельского совета, и в соответствии с ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» должно учитываться мнение жителей <адрес> поселения. Таким образом, их права, закрепленные в ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» были нарушены.

Кроме того, был нарушен Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, утвержденный решением Земского собрания Арзамасского района от <дата>.

Предложение о реорганизации муниципального учреждения (учреждений) подготавливается отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского района Нижегородской области или структурным подразделением администрации Арзамасского района Нижегородской области, в ведомственном подчинении которого находится муниципальное учреждение и которое осуществляет функции и полномочия учредителя, и должно содержать сведения, указанные в пункте 16 раздела 3. Все подтверждающие материалы должны быть представлены в отдельных приложениях, однако сведения, которые должны быть отражены в соответствии с требованиями подпунктов а, е, ж пункта 16 раздела III Предложения о реорганизации муниципального учреждения либо отсутствуют, либо содержат недостоверную информацию, не подкрепленную соответствующими данному акту подтверждающими документами. Не все подтверждающие материалы представлены в отдельных приложениях.

Просят суд отменить постановление от <дата> «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя школа в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа», поскольку оно принято с существенным несоблюдением установленного нормативными правовыми актами порядка и не соответствует требованиям законодательства, регулирующим данные правоотношения, что влечет нарушение прав лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В судебное заседание административные истцы, а также лица, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, Барбаренко Н.П., Барбаренко С.М., Шишкина Н.Е., Троицкая К.В., Шишкин С.А., Войнов Ю.И., Войнова Е.А., Троицкий П.М., Троицкий М.Н., Троицкая А.М., Цыганова Н.А., Лисова О.А., Хмельникова Ю.В., Хмельников Д.В., Лисов А.А., Лисова Т.М., Васюнина Е.В., Молодцова К.И., Лабин Е.А., Цыганова А.А., Владыкин А.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области по доверенности с административным иском не согласилась и пояснила, что порядок реорганизации МБОУ «<адрес> средняя школа» нарушен не был. Обучающиеся будут переведены в МБОУ «<адрес> СШ», при этом обучаться будут в филиале по прежнему месту с 1 по 11 класс.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области начальник Управления образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области с административным иском не согласилась, пояснив, что порядок реорганизации МБОУ «<адрес> средняя школа» нарушен не был. Обучающиеся будут переведены в МБОУ «<адрес> СШ», при этом обучаться будут в филиале по прежнему месту с 1 по 11 класс.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МБОУ «<адрес> средняя школа» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица МБОУ «<адрес> средняя школа» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав представителей административных ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя школа» является администрация Арзамасского муниципального района, директором школы является , которая имеет право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ учредителем муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя школа» являлась администрация Арзамасского муниципального района.

<дата>г. администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области приняла постановление «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа».

Административные истцы с указанным постановлением не согласились, полагая, что при решении вопроса о реорганизации допущены нарушения законодательства, затрагивающие их права.

Согласно ч.1 ст.57 ГК РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

Решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. утвержден Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений.

В соответствии с пунктом 1.1. Положения об управлении образования администрации Арзамасского муниципального района, утвержденного решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>, управление образования администрации Арзамасского муниципального района является отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, обладающим правами юридического лица и осуществляющим управление в сфере образования на территории Арзамасского района.

В соответствии с п.п.3.6,3.7,3.8. и 3.8.1 указанного Положения, управление образования:

-выходит с инициативой о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций, подведомственных управлению образования (далее - МОО);

-осуществляет подготовку документов для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации МОО;

-участвует в проведении оценки последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры МОО, а также о реорганизации или ликвидации МОО, заключении договоров аренды объектов собственности, закрепленных за МОО, на территории Арзамасского района Нижегородской области;

-осуществляет организационно-правовые мероприятия по созданию, реорганизации или ликвидации МОО и их филиалов в соответствии с действующим законодательством.

Главой администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области был утвержден план мероприятий по реконструкции сети образовательных организаций Арзамасского муниципального района Нижегородской области на <дата> согласно которого в <дата> планируется реорганизация МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ <адрес> СШ.

На основании ч.11 ст.22 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2013г. №926 утвержден Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 1.4 указанного Порядка, целями проведения оценки последствий принятия решения являются:

1) установление обоснованности (необоснованности) реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также реорганизации или ликвидации организации;

2) выявление соответствия (несоответствия) предлагаемых изменений действующему законодательству;

3) оценка последствий принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также о ликвидации или реорганизации организации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления обучающихся.

В соответствии с пунктом 3.1. раздела 3 Порядка, инициатор проведения оценки последствий принятия решения, представляет на рассмотрение комиссии следующие сведения:

3.1.1. Предложение о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации, содержащее полное наименование организации, ее точный адрес местонахождения, предмет и основные виды деятельности.

3.1.2. Перечень причин, обуславливающих необходимость и целесообразность реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации.

3.1.3. Перечень имущества, закрепленного за организацией на праве оперативного управления (в том числе особо ценного движимого имущества), находящегося на балансе организации, с указанием балансовой стоимости и степени износа, перечень земельных участков.

3.1.4. Документы, отражающие состояние материально-технической базы организации:

- характеристика зданий с указанием общей и полезной площади;

- время постройки;

- тип здания;

- наличие электроснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения;

-соответствие строений и их площадей действующим градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, технологическим нормам и правилам, правилам энергетической безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся (воспитанников) и работников организации;

- степень оснащенности образовательного процесса.

3.1.5. Документы, отражающие перспективы использования имущества в связи с намеченными изменениями, сведения о планируемом перспективном использовании имущества организации.

3.1.6. Показатели эффективности реорганизуемой (ликвидируемой) организации, организации, в отношении объекта социальной инфраструктуры которой планируется реконструкция, модернизация, изменение назначения или ликвидация.

3.1.7. Контингент обучающихся с указанием:

- количества обучающихся по годам рождения;

- наименования организаций, в которые планируется перевести обучающихся после реорганизации (ликвидации) организации, реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, с указанием количества обучающихся (с указанием года рождения), планируемых к переводу в каждую организацию;

- показателей эффективности организаций, в которые планируется перевести обучающихся;

-соответствия строений и площадей организаций, в которые планируется перевести обучающихся, действующим градостроительным, строительным, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим, технологическим нормам и правилам, правилам энергетической безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся (воспитанников) и работников организации.

3.1.8. Предложения о мерах, которые предполагается предпринять для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации прав несовершеннолетних на обеспечение образования в случае принятия решения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации.

3.1.9. Показатели рождаемости, а также прогноз демографической ситуации в муниципальном образовании Нижегородской области, в котором находится организация.

3.1.10. Контингент работников организации:

- штатное расписание организации;

- количество работников по возрастным категориям;

- количество вакансий в организации;

- количество совместителей в организации;

- предложения по трудоустройству работников.

3.1.11.Предварительную оценку социально-экономической эффективности последствий реорганизации или ликвидации организации, реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры организации (затраты по организации в течение календарного года до и после реорганизации, реконструкции, изменения назначения, высвобождаемые денежные средства при ликвидации организации и предполагаемое направление их использования).

3.1.12.Размер потребности в финансовых средствах, связанных с реконструкцией, модернизацией, изменением назначения или ликвидацией объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также реорганизацией или ликвидацией организации, возможные источники их обеспечения с указанием:

- расходов, связанных с формированием дополнительных классов (групп);

- расходов, связанных с обеспечением занятости высвобождаемых работников или выплаты пособий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации;

- расходов, связанных с содержанием или консервацией здания (в случае ликвидации организации);

- затраты на переоборудование аудиторий, мастерских;

- затраты на подвоз обучающихся;

- иные расходы.

3.1.13. Мнение жителей сельского поселения, на территории которого находится реорганизуемая (ликвидируемая) муниципальная общеобразовательная организация.

3.1.14. Дополнительно представляются сведения согласно приложению 2 к настоящему Порядку по типу организации, в отношении которой планируется проведение процедуры реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также реорганизации или ликвидации организации.

В соответствии с ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

Управлением образования администрации Арзамасского муниципального района с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» был вынесен вопрос о назначении опроса граждан на территориях населенных пунктов <адрес> и <адрес> сельсоветов на заседание Земского собрания Арзамасского муниципального района <дата>.

Земским собранием Арзамасского муниципального района Нижегородской области <дата> в соответствии с Законом Нижегородской области от 28 сентября 2015 г. №134-3 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Нижегородской области», Порядком учета мнения жителей сельских поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, утвержденным решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата> были приняты следующие решения:

- решение «О назначении опроса граждан в <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области», в соответствии с которым с <дата> по <дата> в вышеуказанных населенных пунктах проведен опрос граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ»;

- решение «О назначении опроса граждан в <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области», в соответствии с которым с <дата> по <дата> в вышеуказанных населенных пунктах <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области, проведен опрос граждан с целью выявления мнения жителей по вопросу реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ».

Опрос был назначен и проводился на территории двух сельсоветов, поскольку в реорганизации участвовали МБОУ <адрес> СШ, расположенная на территории <адрес> сельсовета и МБОУ «<адрес> СШ», расположенная на территории <адрес> сельсовета, кроме того, на территории <адрес> сельсовета проживают граждане, дети которых обучаются в МБОУ <адрес> СШ.

Решением Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>. утвержден Порядок учета мнения жителей сельских поселений Арзамасского муниципального района Нижегородской области при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, из пункта 2.11.1. которого следует, что в целях организации проведения опроса граждан решением Земского собрания формируется комиссия по проведению опроса граждан, порядок ее избрания, работы и численный состав.

В состав комиссии входят представители инициатора проведения опроса граждан, представительного органа, администрации муниципального образования, общественности.

Во исполнение требований указанного Порядка в составы комиссий по проведению опроса граждан по <адрес> и <адрес> сельсоветам были включены представители инициатора проведения опроса граждан, представительного органа, администрации муниципального образования, общественности.

Комиссии по проведению опроса осуществляли свою деятельность в рамках своих полномочий и в соответствии с действующим законодательством.

Каждая комиссия избрала председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, определила пункты проведения опроса на территории населенных пунктов поселения, утвердила время проведения опроса граждан и время работы пунктов опроса, которые своевременно разместила на сайтах управления образования, <адрес>, <адрес>, <адрес> школ, утвердила формы объявления о проведения опроса, организовала проведение голосования жителей при опросе

Жители <адрес> и <адрес> сельсоветов своевременно были проинформированы о проведении опроса путем размещения информации на сайтах управления образования администрации Арзамасского муниципального района и вышеперечисленных общеобразовательных организаций, а также путем размещения объявлений в населенных пунктах сельсоветов. Указанные обстоятельства подтверждаются представленным фотоматериалом, распечатками с сайтов.

Во всех населенных пунктах опрос проводился в сроки, установленные решениями Земского собрания.

Результаты опроса по <адрес> сельсовету (протокол заседания комиссии ) следующие:

-общее число граждан, имеющих право на участие в опросе - 2153. Число граждан, принявших участие в опросе - 868 человек, что составляет 40 % (для признания опроса состоявшимся необходимо участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе). Опрос состоялся.

За реорганизацию МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» проголосовал 321 человек, что составляет 37% от числа граждан, принявших участие в опросе (вопрос считается одобренным, если за него проголосовала более половины участников опроса, принявших участие в голосовании). Вопрос не одобрен.

Результаты опроса по <адрес> сельсовету ( протокол заседания комиссии ) следующие:

-общее число граждан, имеющих право на участие в опросе - 3556. Число граждан, принявших участие в опросе - 1291 человек, что составляет 36 % (для признания опроса состоявшимся необходимо участие более 25% граждан, имеющих право участвовать в опросе). Опрос состоялся.

За реорганизацию МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» проголосовало 1109 человек, что составляет 86% от числа граждан, принявших участие в опросе (вопрос считается одобренным, если за него проголосовала более половины участников опроса, принявших участие в голосовании). Вопрос одобрен.

Результаты опросов опубликованы в газете «Арзамасская правда» и рассмотрены на заседании Земского собрания Арзамасского муниципальное района Нижегородской области <дата>, что подтверждается решениями Земского собрания Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>г. «Об итогах проведения опроса граждан в <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области» и «Об итогах проведения опроса граждан в <адрес>, расположенных на территории <адрес> сельсовета Арзамасского муниципального района Нижегородской области».

Постановлением администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата> была создана комиссия по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» и утвержден её состав: председатель комиссии - , заместитель главы администрации Арзамасского муниципального района, заместитель председателя комиссии -, начальник управления образования, секретарь комиссии-, ведущий специалист управления образования, члены комиссии: - начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, - начальник управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского муниципального района, -председатель Арзамасской районной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, - директор МБОУ «<адрес> СШ», - представитель трудового коллектива МБОУ «<адрес> СШ», -директор МБОУ <адрес> СШ, - представитель трудового коллектива МБОУ <адрес> СШ.

В соответствии с п.16 раздела 3 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, управлением образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, как инициатора проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», было подготовлено предложение о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ <адрес> СШ.

<дата> в комиссию по оценке последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» управлением образования администрации Арзамасского муниципального района было направлено предложение о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» и пакет документов, содержащий сведения, указанные в пункте 3.1 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области, в том числе и результаты опроса граждан по <адрес> и <адрес> сельсоветам.

<дата>. прошло заседание комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ».

Как следует из протокола от <дата>. заседания комиссии по проведению оцени последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», комиссией было принято решение признать целесообразным решение о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», подготовить заключение комиссии по проведению оценке последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ».

<дата>г. комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» было оформлено заключение, согласно которого комиссия, рассмотрев предложение управления образования администрации Арзамасского муниципального о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», документы, содержащие общие сведения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», считает, что имеется возможность надлежащего обеспечения деятельности в сфере образования в случае принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ». Данное решение не вызовет негативных последствий для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей дошкольного и школьного возраста данных поселений, будут соблюдены установленные законодательством Российской Федерации права несовершеннолетних на получение образования, сохранятся основные направления деятельности, педагогические коллективы и качество образовательных услуг.

В соответствии с п.18 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, решение о реорганизации муниципального учреждения в форме присоединения принимается администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области.

Предложение о реорганизации и прилагаемые к нему документы, проект постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», согласованы с начальником Финансового управления администрации Арзамасского района и начальником Управления муниципальным имуществом администрации Арзамасского района Нижегородской области , что согласуется с положениями п.19 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области и внесения в них изменений, утв. решением Земского собрания Арзамасского района от <дата>

<дата> администрацией Арзамасского муниципального района Нижегородской области принято решение в форме постановления «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа», согласно которого было решено:

1.Реорганизовать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <адрес> средняя школа (далее - МБОУ <адрес> СШ), юридический адрес: 607204, <адрес>, в форме присоединения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа»,

юридический адрес: 607210, <адрес>, в качестве филиала в срок до <дата>.

2.Считать полным наименованием образовательной организации после реорганизации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя школа», сокращенным наименованием - МБОУ «<адрес> СШ».

3.Считать полным наименованием филиала образовательной организации после реорганизации - Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<адрес> средняя школа» - <адрес> средняя школа, сокращенным наименованием - Филиал МБОУ «<адрес> СШ» - <адрес> СШ. Адрес Филиала МБОУ «<адрес> СШ» - <адрес> СШ: <адрес>.

4.Определить отраслевым (функциональным) органом администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, в ведомственном подчинении которого находится МБОУ «<адрес> СШ», управление образования администрации Арзамасского муниципального района.

5.Определить основной целью деятельности МБОУ «<адрес> СШ» -образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего образования; образовательным программам основного общего образования; образовательным программам среднего общего образования.

6.Определить осуществление МБОУ «<адрес> СШ» образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, по дополнительным общеобразовательным программам, реализация которых не является основной целью его деятельности, деятельности по присмотру и уходу за детьми.

7.Создать комиссию по реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» и утвердить её состав согласно приложению 1.

8.Утвердить прилагаемый план мероприятий по реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» согласно приложению 2.

8. Управлению образования администрации Арзамасского муниципального района ():

Обеспечить проведение прилагаемого плана мероприятий по реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ».

Обеспечить опубликование настоящего постановления в газете «Арзамасская правда».

9.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Арзамасского муниципального района .

Постановление принято в целях оптимизации сети муниципальных образовательных организаций Арзамасского муниципального района Нижегородской области, максимального использования образовательных ресурсов для достижения необходимого качества образования и сокращения неэффективных бюджетных расходов.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление было принято в пределах компетенции администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, не противоречит требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения, установленный для принятия такого решения порядок не нарушен. Оспариваемое постановление не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации.

Также в судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление не нарушает права и свободы граждан в сфере образования.

Сведений о том, что оспариваемое постановление ведет к снижению уровня образования, нарушает интересы обучающихся в школе детей и их родителей в материалах дела нет.

Из заключения комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» усматривается, что работникам, занимающим должности административно-управленческого персонала, которые будут сокращены, будут предложены имеющиеся вакантные должности в образовательных организациях Арзамасского муниципального района с учетом их образования, квалификации. При невозможности их перевода на другие должности, они будут уволены в соответствии с ТК РФ с соблюдением гарантий, установленных ТК РФ. Остальные работники продолжат работать на тех же должностях.

Доводы административных истцов, изложенные в иске о том, что по их мнению сведения, которые должны быть отражены в соответствии с требованиями подпунктов а, е, ж пункта 16 раздела III Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Арзамасского района Нижегородской области, либо отсутствуют, либо содержат недостоверную информацию, не подкрепленную соответствующими данному акту подтверждающими документами, не все подтверждающие материалы представлены в отдельных приложениях, не могут быть приняты во внимание, поскольку причины, обуславливающие необходимость и целесообразность реорганизации указаны в пункте 2 Предложения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», а именно снижение контингента обучающихся на всех уровнях образования, результаты образовательной деятельности, необходимость, в рамках реализации ФГОС, повышения качества образования, в том числе за счет обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, создания единой воспитательно-образовательной среды, способствующей социализации, адаптации и развитию детей, рационального использования материально-технических ресурсов, кадрового потенциала МБОУ «<адрес> СШ», сведения о структуре реорганизованного муниципального учреждения, функциональная схема его деятельности и управления содержатся в пунктах 5, 7,8, 11 предложения о реорганизации, а пункт 3.1. раздела 3 Порядка проведения оценки последствий, не содержит требования предоставления сведений о структуре реорганизованного муниципального учреждения, функциональной схеме его деятельности и управления.

В соответствии с подпунктом 3.1.10. пункта 3.1. раздела 3 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной (муниципальной) образовательной организации на территории Нижегородской области, инициатором проведения оценки последствий должны быть представлены сведения о контингенте работников организации, в том числе - штатное расписание организации, в связи с чем к предложению приобщены отдельными приложениями штатные расписания МБОУ <адрес> СШ и МБОУ «<адрес> СШ» и в пункте 10 предложения о реорганизации содержатся сведения о планируемом сокращении должностей. Полный пакет документов, содержащий сведения, указанные в пункте 3.1 Порядка проведения оценки последствий, был представлен управлением образования администрации Арзамасского муниципального района, как инициатором проведения оценки последствий принятия решения, в комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» и зарегистрирован секретарем комиссии в день его поступления - <дата> запись журнала регистрации документов, содержащих сведения о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры государственной (муниципальной) образовательной организации, а также о реорганизации или ликвидации организации, что подтверждается представленной копией указанного журнала.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что порядок проведения реорганизации был соблюден, а суд не вправе вмешиваться в вопросы целесообразности реорганизации данной школы, поскольку это входит в компетенцию органа местного самоуправления.

Согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Как следует из представленных материалов, при решении вопроса о реорганизации школы, <дата> заместителем главы администрации Арзамасского муниципального района по социальным вопросам была проведена рабочая встреча с директором МБОУ <адрес> СШ и главой администрации <адрес> сельсовета , в ходе которой, было поручено довести информацию о планируемой реорганизации до работников школы и родителей.

<дата>. в здании администрации Арзамасского муниципального района состоялось три встречи инициативной группы жителей <адрес> по вопросу планируемой реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ» с заместителем главы администрации , начальником управления образования , главой администрации , главой местного самоуправления На встречах были разьяснены причины, вызвавшие необходимость реорганизации, процедура реорганизации, разьяснено каким образом, в случае реорганизации, будут реализовываться права граждан на образование.

Из коллективных обращений родителей и жителей сел Арзамасского района Нижегородской области: <адрес> по вопросу реорганизации, поступивших в администрацию Арзамасского муниципального района Нижегородской области и в управление образования, следует, что <дата> года в МБОУ <адрес> СШ администрацией школы было проведено родительское собрание по вопросу реорганизации <адрес> школы, на котором родители высказали свое мнение, и подтвердили его подписями.

<дата>. в администрации Арзамасского муниципального района состоялась рабочая встреча с участием министра образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, главы местного самоуправления, главы администрации, заместителя главы администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, представителей регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», жителей села <адрес>, в ходе обсуждения вопроса реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», жителям <адрес> были разъяснены причины, вызвавшие необходимость реорганизации, процедура реорганизации и разъяснено каким образом, в случае реорганизации, будут реализовываться права граждан на образование.

Из представленных ответов на обращения граждан следует, что работникам, родителям школы и жителям <адрес> сельсовета разъяснялось, что при принятии решения о реорганизации, МБОУ «<адрес> СШ» будет снято с учета как юридическое лицо в налоговом органе, станет филиалом МБОУ «<адрес> СШ», что в названии филиала останется наименование <адрес> школы, обучающиеся будут переведены в МБОУ «<адрес> СШ», при этом обучаться будут в филиале по прежнему месту с 1 по 11 класс, будут более эффективно использоваться материально-технические ресурсы, кадровый потенциал МБОУ «<адрес> СШ», благодаря чему для обучающихся будут созданы более благоприятные условия для освоения образовательных программ и внеурочной деятельности.

Доводы административных истцов о том, что были нарушены их права, закрепленные в ч.12 ст.22 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», являются несостоятельными.

Результаты опросов граждан, проживающих в населенных пунктах <адрес> и <адрес> сельсоветов, были направлены для учета мнения жителей указанных поселений в комиссию по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ».

Из заключения комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МБОУ <адрес> СШ в форме присоединения к МБОУ «<адрес> СШ», следует, что мнение жителей указанных поселений было учтено.

В соответствии с ч.1. ст.31 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 1 Закона Нижегородской области от 28.09.2015 №134-3 «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Нижегородской области», статьей 18 Устава Арзамасского муниципального района, принятого постановлением Земского собрания Арзамасского района от <дата>, результаты опроса граждан носят рекомендательный характер.

Решение о реорганизации принято с учетом мнения жителей вышеуказанных поселений, однако действующим законодательством не предусмотрено принятие решения органами местного самоуправления о реорганизации общеобразовательной организации в точном соответствии с мнением жителей, высказанным ими при проведении опроса.

Согласно пункту 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и судом установлено не было.

В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе административным истцам в удовлетворении административного иска.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административные истцы оспаривают постановление администрации Арзамасского муниципального района от <дата>г., административный иск направлен по почте в суд <дата>., в связи с чем срок подачи иска в суд не пропущен.

Руководствуясь ст.ст.175,178-180, 227 КАС РФ,

р е ш и л:

Барбаренко Н.П., Барбаренко С.М. , Шишкиной Н.Е., Троицкой К.В., Шишкину С.А., Войнову Ю.И., Войновой Е.А. , Троицкому П.М., Троицкому М.Н., Троицкой А.М., Цыгановой Н.А., Лисовой О.А., Хмельниковой Ю.В., Хмельникову Д.В., Лисову А.А., Лисовой Т.М. , Васюниной Е.В., Молодцовой К.И., Лабину Е.А. , Цыгановой А.А. , Владыкину А.В. в удовлетворении коллективного административного иска к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области, Управлению образования администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области об отмене постановления администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области от <дата>г. «О реорганизации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> средняя школа в форме присоединения к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя школа», отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья Т.А.Фимина