ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2105/19 от 02.10.2019 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2105/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 02 октября 2019 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Гладских Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ениной Д.В.,

с участием:

представителя административного истца СНТ СН «СНИИСХ» по доверенности ФИО1,

представителя административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению СНТ СН «СНИИСХ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомление об отказе в государственной регистрации, обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

СНТ СН «СНИИСХ» обратился в Шпаковский районный суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомление об отказе в государственной регистрации, обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ председатель СНТ СН «СНИИСХ» ФИО3, подала документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , по <адрес>».

Председателем СНТ СН «СНИИСХ» были представлены следующие документы: заявление об уточнении вида и принадлежности платежа от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (чек-ордер) от ДД.ММ.ГГГГ года и заявление о государственной регистрации права собственности .

ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено донесение дополнительных документов для регистрации права: заявление о предоставлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ, архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ председатель исполнительного комитета ФИО4, постановление главы Шпаковской сельской администрации Шпаковского района Ставропольского края (архивная копия) от ДД.ММ.ГГГГ глава Шпаковской сельской администрации ФИО5, решение исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственных инспекций крайисполкома, выписка из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ председатель собрания ФИО6

Однако ДД.ММ.ГГГГ было получено уведомление об отказе в государственной регистрации , согласно которому было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенным по <адрес>». Отказ в государственной регистрации, мотивирован тем, что решение исполнительного комитета Шпаковского районного Совета народных депутатов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земель под коллективное садоводство рабочих и служащих из землепользования опхоза «Михайловское» не содержит сведений о том, на каком праве (вид права) отведен земельный участок СНИИСХ, однако административный истец считаю данный факт незаконным и необоснованным, так как в период выделения земельного участка административному истцу законодательством был предусмотрен только один вид права - бессрочное пользование.

На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать незаконным уведомление об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ выданное Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю; обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности за СНТ СН «СНИИСХ» на земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по <адрес>».

Представитель административного истца СНТ СН «СНИИСХ» по доверенности ФИО1, в судебном заседании поддержал заявленные административные исковые требования и просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по доверенности ФИО2, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, привел доводы аналогичные изложенным в возражениях на административно исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица - администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края, будучи надлежащим образом, извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин не явки, суду не сообщил.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца и административного ответчика, уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований исходя из следующего.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Действующее законодательство, не ограничивая субъекта в выборе способа защиты нарушенного права, предполагает избрание им такого способа судебной защиты, который, в случае удовлетворения судом требований, приведет к восстановлению нарушенного права, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ.

Как установлено судом и повреждается материалами дела, решением исполнительного комитета Шпаковского районного Совета народных депутатов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ, отведено под коллективное садоводство рабочих и служащих 35 га пахотных земель опхоза «Михайловское», из них: 12 га отведено СИИСХ, что подтверждается архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ за номером 0736.

Согласно архивной копии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы Шпаковской сельской администрации Шпаковского района Ставропольского края от 20.01.19993 года за номером 14, в соответствии с решением Правительства РФ, выдано свидетельство о праве собственности на землю владельцам садовых участков, находящихся на территории поселка СНИИСХ, согласно прилагаемому списку, однако данный список отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ председатель СНТ СН «СНИИСХ» ФИО3, подала документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером , по <адрес>», что подтверждается распиской о получении документов на государственную регистрацию от ДД.ММ.ГГГГ.

Председателем СНТ СН «СНИИСХ» ФИО3, на государственную регистрацию права собственности, были представлены следующие документы: заявление об уточнении вида и принадлежности платежа от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, решение от ДД.ММ.ГГГГ, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (чек-ордер) от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 22 000 рублей, заявление о государственной регистрации права собственности .

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю была приостановлена государственная регистрация земельного участка, ввиду отсутствия у заявителя - председателя СНТ СН «СНИИСХ» ФИО3, документа подтверждающего ее полномочия.

ДД.ММ.ГГГГ СНТ СН «СНИИСХ» было осуществлено донесение дополнительных документов для регистрации права собственности, а именно: заявление о предоставлении дополнительных документов от ДД.ММ.ГГГГ, архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ постановления главы Шпаковской сельской администрации Шпаковского района Ставропольского края, архивная копия от ДД.ММ.ГГГГ, решения исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ Управление государственных инспекций крайисполкома, выписка из протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ.

Из уведомления об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок документ-основание представлен не был, Вместе с тем, государственным регистратором был направлен запрос в ГКАУ «ГАСК» о предоставлении копии документов о предоставлении земельного участка садоводческого общества СНИИСХ. В ответ на запрос ГКАУ «ГАСК» направило копии решений исполнительных комитетов Шпаковского районного Совета народных депутатов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земель под коллективное садоводство рабочих и служащих из землепользования опхоза «Михайловское»; Ставропольского краевого Совета народных депутатов от 23.01.1991г. «Об изъятии и предоставлении в пользование земельных участков». В соответствии с пунктом 1 решения исполнительного комитета Шпаковского районного Совета народных депутатов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земель под коллективное садоводство рабочих и служащих из землепользования опхоза «Михайловское» отводится под коллективное садоводство рабочих и служащих 35 га пахотных земель опхоза «Михайловское», из них: 12 га - СНИИСХ, 7 га - опхозу «Михайловское», 2 га опхозу «Шпаковское», 0,8 га - детсаду «Золотой ключик» и иным юридическим лицам. При этом пунктом 2 указанного решения отводимый земельный участок присоединяется к садоводческому товариществу «Авиатор». Тогда как решение исполнительного комитета Шпаковского районного Совета народных депутатов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земель под коллективное садоводство рабочих и служащих из землепользования опхоза «Михайловское» не содержит сведений о том, на каком праве (вид права) отведен земельный участок СНИИСХ.

Анализируя правомерность действий Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество.

Согласно ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 года государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, на стоящий Федеральный Закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты РФ.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента РФ и актами Правительства РФ, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по <адрес>», поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет статус ранее учтенного с неустановленной категорией и разрешенным использованием, декларированной площадью 120000 кв.м., информации о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1)акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2)договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3)акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4)свидетельства о праве на наследство;

5)вступившие в законную силу судебные акты;

6)акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7)межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1)утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8)иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;

9)наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, закреплены статьей 21 Закона о регистрации.

Согласно нормам этой статьи документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Таким образом, суд с учетом всех обстоятельств дела, приходу к выводу о правомерности вынесенного Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю уведомления об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку его основанием послужили неотъемлемые обстоятельства, без устранения которых, государственная регистрация права не предоставляется возможной, а именно: решение исполнительного комитета Шпаковского районного Совета народных депутатов Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ "Об отводе земель под коллективное садоводство рабочих и служащих из землепользования опхоза Михайловское" не содержит сведений о том, на каком праве (вид права) отведен земельный участок СНИИСХ, вместе с тем, как установлено из вышеуказанного решения от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером: , присоединен к садоводческому товариществу «Авиатор», однако сведений о выделе земельного участка СНИИСХ, предоставлено не было, установив указанные обстоятельства, суд не находит законных оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления СНТ СН «СНИИСХ» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомление об отказе в государственной регистрации, обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок– отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2019 года.

Судья Е.В. Гладских