ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2105/20 от 07.07.2020 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

ДЕЛО № 2а-2105/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,

при секретаре Воевуцкой А.В.,

с участием представителя административного истца – ФИО1, действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика - ДИЗО Воронежской области ФИО2, действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 11 декабря 2019 г. №52-17-19700 з в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему,

У с т а н о в и л:

ФИО4 обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным решения Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от «11» декабря 2019 г. № 52-17-19700з об отказе в утверждении схемы земельного участка площадью 800 кв.м., расположенного рядом с земельным участком №6а по пер. Осинки г. Воронежа с кадастровым номером: 36:34:0201037, на кадастровом плане территории; возложении обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане, расположенного рядом с участком №6а по пер. Осинки (<...>) с кадастровым номером 36:34:0201037, ориентировочной площадью 800 кв.м.

В обоснование заявленных требований указав, что приказом Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области административный истец включена в Реестр многодетных граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков.

В ноябре 2019 г. ФИО3 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области о возможности согласования формирования земельного участка, расположенного рядом с участком 6а по пер. Осинки (<...>) с кадастровым номером 36:34:0201037, ориентировочной площадью 800 кв.м. для последующего предоставления в собственность.

11.12.2019 г. ДИЗО Воронежской области письмом № 52-17-19700з принято решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по тем основаниям, что рассматриваемы участок имеет уклон более 20%, земельный участок расположен по кромке оврага, который имеет сложный рельеф с перепадом высот порядка 9 м.

С учетом изложенного, руководствуясь пп. 3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, департамент отказал в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В обоснование признания вышеуказанного решения незаконным ФИО3 ссылается на то, что участок имеет равнинный характер рельефа, самая нижняя отметка высоты участка равна 125,87 м., а верхняя 128,17 м., расстояние между нижней и верхней отметкой составляет 46,17 кв.м., таким образом, максимальный перепад высот равен 2,20 м., максимальный уклон составляет 2,73 градуса. Соответственно, на данном участке возможно размещение объектов недвижимости (л.д. 8-10).

Определением суда от 30 июня 2020 г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, о чем имеется заявление.

Представитель административного истца – ФИО1, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 28,29), заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, представила письменную правовую позицию по делу, в которой указала, что спорный участок всей необходимой инфраструктурой обеспечен. Основанием для отказа утверждения схемы расположения земельного участка ответчиком было - разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Результаты проведенной в ходе судебного разбирательства экспертизы показали, что «разместить на данном земельном участке (с учетом фактического рельефа) объект недвижимости технически возможно, т.к. значительная часть земельного участка (752 кв.м из 800 кв.м, что составляет 94%) имеет ровный рельеф с уклоном 2%». Также согласно Градостроительному кодексу РФ (ст. 48) проектная документация на строительство индивидуального жилищного строительства не требуется с 03.08.2018 г. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства (включая геологические изыскания), реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Представитель административного ответчика ДИЗО Воронежской области ФИО2, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменный отзыв на иск (л.д. 48-51).

Представитель заинтересованного лица Управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, ФИО3 являясь многодетным гражданином, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков на территории Воронежской области в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области», 06 ноября 2019 г. обратилась в ДИЗО Воронежской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного рядом с участком №6а пер. Осинки, площадью 800 кв.м. (л.д. 54).

Решением ДИЗО Воронежской области, выраженным в письменном ответе от 11.12.2019г. № 52-17-19700з ФИО3 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано (л.д. 63-65).

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование

Статья 39.2 Земельного кодекса РФ предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

Статьей 39.5 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п. 5 ст. 13 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» право на бесплатное предоставление земельных участков в соответствии с настоящим Законом Воронежской области имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, имеющие трех и более детей.

Как следует из установленных по делу обстоятельств, заявитель, обращаясь в ДИЗО Воронежской области, просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Воронеже, рядом с участком №6а по пер. Осинки с целью последующего предоставления в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ.

В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.

Пунктом 13 ст. 11.10 названного Кодекса установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из содержания пунктов 14 и 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ при поступлении заявления гражданина об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, орган местного самоуправления обязан принять одно из двух решений: об утверждении схемы расположения земельного участка либо об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка с указанием оснований для отказа.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В оспариваемом ответе от 11.12.2019г. № 52-17-19700з административный ответчик в обосновании отказа ссылается на совокупность положений пункта 6 статьи 11.9 и подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, указав, что согласно полученной информации, в соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана, территория, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, относится к территории, на которой расположены овраги.

В соответствии со схемой инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория имеет уклон более 20% и относится к территориям, требующим весьма сложной подготовки очень сложных фундаментов.

Согласно имеющимся данным картографического материала (планшет Д- VII-1), рассматриваемый земельный участок, расположенный по кромке оврага, который имеет сложный рельеф, с перепадом высот порядка 9,0 м. не пригодного для использования под застройку (л.д. 63-65).

В процессе рассмотрения заявления ФИО3 ДИЗО Воронежской области направлялся запрос в Управление главного архитектора городского округа г. Воронеж. Из полученного ответа (л.д. 57-58) следует, что в соответствии с картой функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж, утверждённого решением Воронежской городской Думы от 19.12.2008 № 422-И, рассматриваемый земельный участок находится на территории зоны застройки индивидуальными жилыми домами (до 3 этажей).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II (далее ПЗЗ), рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне с индексом Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки, которая предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и минимальным размещенным набором услуг местного значения. Территориальная зона Ж1, в соответствии с ПЗЗ, имеет общие части границ с землями лесного фонда, в том числе и часть территориальной зоны, в которой расположены рассматриваемые земельные участки. Однако, непосредственно земельный участок не граничат с землями лесного фонда. Для данной зоны отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи относятся к основному виду разрешенного использования.

В соответствии со схемой планировочных ограничений и градостроительных резервов Генерального плана, территория на которой расположен испрашиваемый для формирования земельный участок, относится к территории, на которой расположены овраги.

В соответствии со схемой инженерно-геологического районирования территории, выполненной ОАО «Воронежпроект» в 2003 году, рассматриваемая территория имеет уклон более 20% и относится к территориям, требующим весьма сложной подготовки очень сложных фундаментов.

Согласно имеющимся данным картографического материала (планшет Д- VII-1), рассматриваемый земельный участок, расположенный по кромке оврага, который имеет сложный рельеф, с перепадом высот порядка 9,0 м.

Согласно представленной схеме земельный участок частично ограничен в использовании в отношении охранных зон сетей инженерно-технического обеспечения.

Красные линии проходят по линии сложившейся застройки по четной стороне пер. Осинки, а с противоположной стороны не установлены, в связи с тем, что рассматриваемая территория является оврагом, не пригодным для использования под застройку.

С учетом вышеизложенного, формирование земельного участка с испрашиваемым видом использования «отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну, две семьи, коттеджи» на рассматриваемой территории не обосновано.

По ходатайству административного истца, определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 14 мая 2020 года по делу назначена судебная экспертиза, на разрешение эксперта поставлены следующие вопросы: - каков уровень рельефа участка с кадастровым номером 36:34:0201037:ЗУ1? – С учетом ответа на первый вопрос определить, возможно ли на данном участке разместить объект недвижимости (л.д. 78-80). Проведение экспертизы поручено экспертам ООО «Акцепт».

Согласно заключению экспертов №05/20-28 от 17.06.2020 г. уровень рельефа участка с кадастровым номером 36:34:0201037:ЗУ1, рядом с участком №6а по пер. Осинки (<...>):

- на основной части (пл. 752 кв.м) ровный, с перепадами высот в продольном направлении до 0,80м (вдоль фасадной межи), в поперечном направлении до 0,08 м (вдоль боковой межи) и с уклоном до 2%;

- на части занятой склоном оврага (пл. 48 кв.м) со стороны тыльной межи - неровный, с перепадом высот до 2,21 м, с уклоном до 38%.

Разместить на данном земельном участке (с учетом фактического рельефа) объект недвижимости технически возможно, т.к. значительная часть земельного участка (752 кв.м из 800 кв.м, что составляет 94%) имеет ровный рельеф с уклоном до 2%. Размещать объект недвижимости необходимо на ровной части земельного участка. Учитывая расположение по тыльной меже склона оврага, до начала строительства необходимо выполнить геологические изыскания и разработать проектную документацию на строительство объекта недвижимости, в рамках которой будут определены наиболее эффективные решения по конструктивной схеме объекта, типе фундаментов и т.д. (л.д. 92-110).

В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценив заключение эксперта ООО «Акцепт» по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы и не содержат противоречий.

Вместе с тем, суд считает возможным принять во внимание возражения административного ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрено формирование и, как следствие, предоставление многодетной категории граждан земельного участка, разрешенное использование которого в соответствии с целевым назначением возможно лишь при наличии определенных условий, поскольку из вышеназванного заключения экспертов следует, что учитывая расположение по тыльной меже склона оврага, до начала строительства необходимо выполнить геологические изыскания и разработать проектную документацию на строительство объекта недвижимости, в рамках которой будут определены наиболее эффективные решения по конструктивной схеме объекта, типе фундаментов и т.д. У суда не имеется оснований полагать, что требуемые мероприятия будут выполнены административным истцом в безусловном порядке.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что оспариваемое решение ДИЗО Воронежской области, не лишает административного истца права на бесплатное предоставление земельного участка на территории Воронежской области в соответствии с Законом Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области».

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО3 в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО3 к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа от 11 декабря 2019 г. №52-17-19700з в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного рядом с участком №6а по пер. Осинки г. Воронежа с кадастровым номером 36:34:0201037, ориентировочной площадью 800 кв.м. - отказать

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Е.Ю. Курындина

Решение в окончательной форме изготовлено 13 июля 2020 г.