Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 г. г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2107/2017 по административному исковому заявлению заявление Иващенко .Н., Поповой Е.М., Сафонова М.И. к администрации города Иркутска о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства,
У С Т А Н О В И Л :
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Иркутска с требованиями признать незаконным разрешение на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18-этажного жилого дома арендного и социального использования на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>№-ru№, выданное ДД.ММ.ГГГГ. отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г Иркутска застройщику АО «ИРЖА», ввиду противоречия и нарушения требований ст.ст. 49,51 ГрК РФ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», ГП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», влекущих нарушение прав и законных интересов административных истцов.
В обоснование административного искового заявления указали, что ДД.ММ.ГГГГ. отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска было выдано разрешение №-га№ застройщику АО «ИРЖА» на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18-этажного жилого дома арендного и социального использования на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> дома №, входящие в состав ЖК «Родники», в которых проживают административные истцы, владеющие на праве собственности жилыми помещениями в указанных домах, расположены смежно с земельным участком, на котором планируется строительство названного многоквартирного 18-этажного жилого дома. Административные истцы считают решение департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска о выдаче разрешения №-ru№ застройщику АО «ИРЖА» на строительство многоквартирного дома незаконным, т.к. в результате возведения многоквартирного 18-этажного жилого дома на основании спорного разрешения на строительство на территории, прилегающей к придомовой территории ЖК «<данные изъяты>», будут нарушены права и законные интересы собственников помещений в домах данного жилого комплекса. При выдаче государственным органом разрешения на строительство многоквартирного дома, были нарушены требованиям ст.ст. 49,51 ГрК РФ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», СП 42.13330.2011.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Разрешение на строительство указанного многоэтажного дома было выдано на основании проектной документации, подготовленной ООО «"данные изъяты" ВестЛайн». В то же время, по мнению административных истцов, проектная документация, подготовленная ООО «"данные изъяты" ВестЛайн», содержит в себе ряд значительных нарушений, которые в силу ст. 51 ГрК РФ указывают на невозможность выдачи разрешения на строительство №-ru№ застройщику АО «ИРЖА» на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18-этажного жилого дома арендного и социального использования на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес> проектной документацией нарушаются санитарные правила и нормы как в отношении жильцов домов уже существующих на смежной территории к месту строительства, так и будущих жильцов предполагаемого к строительству многоквартирного 18-этажного жилого дома.
Многоквартирный дом) были допущены ряд нарушений требований СанПиН, а именно: при проектировании Многоквартирного дома, проектной организацией не соблюдены требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий». Территория, на которой планируется размещение Многоквартирного дома, застроена преимущественно зданиями этажностью не выше 4 (четырех) этажей, что неминуемо приведет к нарушению требований по инсоляции жилых помещений в жилых домах, расположенных рядом с Многоквартирным домом, а так же в жилых помещениях расположенных на нижних этажах самого Многоквартирного дома. Так, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» предъявляет следующие требования к инсоляции жилых помещений: пунктом 7.2 названного СанПиН указывает, что инсоляционный график, разработанный для определенной географической широты, может применяться для расчета продолжительности инсоляции в пределах +-2,5°. Пункт 7.3. СанПиН определяет порядок расчета продолжительности инсоляции помещений на весь период, проводится на день начала периода (или день его окончания): для северной зоны (севернее 58° с.ш.) - 22 апреля или 22 августа; для центральной зоны (58° с.ш.-48° с.ш.) - 22 марта или 22 сентября; для южной зоны (южнее 48° с.ш.) - 22 февраля или 22 октября. Региональными нормативами градостроительного проектирования Иркутской области, утвержденными Постановлением правительства Иркутской области от 30.12.2014 года № 712-пп, установлено, что территория Иркутской области расположена в двух зонах: северной (севернее 58°с.ш.) и центральной (58° с.ш. - 48°с.ш.). Нормируемая продолжительность непрерывной инсоляции для помещений жилых и общественных зданий устанавливается дифференцированно в зависимости от типа квартир, функционального назначения помещений, планировочных зон города, географической широты согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076: для северной зоны (севернее 58° с.ш.) - не менее 2,5 ч в день с 22 апреля по 22 августа; для центральной зоны (58° с.ш. - 48° с.ш.) - не менее 2 ч в день с 22 марта по 22 сентября. То есть временная норма непрерывной инсоляции для жилых помещений, расположенных на территории г. Иркутска, составляет не менее 2 часов в день. Однако, при наличии на земельном участке многоквартирного дома высотностью 18 этажей, инсоляция жилых помещений ЖК «<данные изъяты>» будет менее 2 часов в день, что не соответствует требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. Также возведение Многоквартирного дома в нарушение требований к инсоляции жилых помещений приведет к нарушению инсоляции жилых помещений дома по адресу: <адрес>, ввиду значительного сокращения времени и качества естественного освещения жилых помещений. Нарушение нормативов в части инсоляции жилых помещений неминуемо приведет к нарушению прав административных истцов как собственников жилых помещений, предусмотренных ст. 288 ГК РФ.
Также, при проектировании Многоквартирного дома, проектной организацией не соблюдены требования Свода Правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», в частности, не соблюдены минимально допустимые расстояния между зданиями, предназначенные для организации пожарных проездов. Еще одним из оснований, свидетельствующих о нарушении требований, предъявляемым к возведению зданий и планировке территорий плотной застройки при проектировании Многоквартирного дома, служит неизбежное нарушение, в случае возведения Многоквартирного дома, Свода Правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты» (Далее по тексту - СП «системы противопожарной защиты»). Так, пункт 8.1 СП «Системы противопожарной защиты» определяет, что подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров; со всех сторон - к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1. Таким образом, учитывая, что высота Многоквартирного дома превышает 18 метров, то к такому зданию необходимо обеспечение проезда пожарной техники с двух продольных сторон. В то же время место проектируемого строительства Многоквартирного дома, характер застройки данной местности, а так же особенности ландшафта земельного участка не позволяют обеспечить проезд с двух продольных сторон.
Кроме того, при проектировании Многоквартирного дома нарушены так же требования СП «Системы противопожарной защиты», предусмотренные в п.п. 8.6, 8.8. названных СП. Так п. 8.6. СП указывает, что ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее: 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно; 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно; -6,0 метров - при высоте здания более 46 метров. П. 8.8 СП расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть для зданий высотой до 28 метров включительно - 5-8 метров; для зданий высотой более 28 метров - 8-10 метров. В то же время, земельный участок (размер земельного), на котором планируется размещение Многоквартирного дома не может обеспечить соблюдение названных требований в части соблюдения расстояний (5-8 м + 4,2м + 5-8 м = от 14,2 м до 20.2 м) между Многоквартирным домом и уже возведенными в непосредственной близости к тему другими жилыми домами, что, безусловно, приведет к угрозе жизни и здоровью жителей как прилегающих к Многоквартирному дому, так и самого Многоквартирного тома, в случае возникновения пожара. Таким образом, неминуемое нарушение требований СанПиН и сводов правил, в том числе и в сфере пожарной безопасности, при возведении Многоквартирного дома, явно указывает, что проектная документация в отношении Многоквартирного дома подготовлена с нарушением требований, содержащихся в ч. 1. ст. 51 ГрК РФ, а, следовательно, разрешение на строительство №, выданное административным Ответчиком, недействительно.
Кроме того, возведение Многоквартирного дома приведет к нарушению требований противопожарной безопасности, а так же приведет к нарушению прав жильцов соседних домов при использовании ими придомовой территории принадлежащих им жилых домов, а так же объектами инфраструктуры, которая должна находиться на рядом с жилыми домами. Сводом правил СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в п.11.1. предписано следующее: При проектировании городских и сельских поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Таким образом, данный свод правил регулирует, в том числе и проектирование улично-дорожной сети, которая претерпевает неизбежные изменения при возведении новых строении, в том числе и многоквартирных жилых домов, следовательно, данный свод правил также должен быть положен в основу проектирования тех изменений в улично-дорожной сети, которые возникнут в результате возведения Многоквартирного дома. В то же время, при возведении Многоквартирного дома ряд положений названного свода правил будет нарушен ввиду следующего. Соблюдение СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» при обустройстве стоянок и парковок для жильцов Многоквартирного дома невозможно, так как размеры территории, на которой данный дом будет возведен, не позволяет сделать это в виду недостаточности площади. Так, п. 11.25 названного Свода правил определяет, что расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, следует принимать не менее приведенных в таблице 10. Таблица 10 содержит в себе указание, что минимальное расстояние от жилых домов до стоянок (парковок) и гаражей составляет 25 метров при условии, что на стоянке будет располагаться от 51 до 100 автомобилей. В то же время соблюдение данного расстояния, в случае возведения Многоквартирного дома, невозможно исходя из уже существующей планировки местности в данном районе. Следовательно, права административных истцов, а так же права остальных жильцов прилегающих к Многоквартирному дому домов будут нарушены слишком близким расположением стоянок автомобилей, предназначенных для жильцов Многоквартирного дома, кроме того, пострадает пожарная безопасность, так как отсутствие выделенных стоянок для автомобилей приведет к заставлению ими придомовой территории как Многоквартирного дома, так и домов, находящихся в непосредственной близости от него, что затруднит подъезд к ним в случае экстренной необходимости пожарной спецтехники. Обеспечение проезда к Многоквартирному дому в соответствии с требованиями Свода Правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты» невозможно без изменения существующего землепользования земельных участков, смежных с земельным участком, на котором планируется возведение Многоквартирного дома. Как уже указывалось ранее, пункт 8.1 СП «Системы противопожарной защиты» определяет, что подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен с двух продольных сторон - к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной безопасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров. Сквозной проезд с двух сторон к Многоквартирному дому не возможен в связи с ограниченностью площади земельного участка, на котором планируется возведение многоквартирного дома, а так же существующей окружающей застройкой. При таких обстоятельствах, для соблюдения названного свода правил, обеспечение двустороннего проезда к Многоквартирному дому не возможно без использования для этих целей придомовой территории близлежащих жилых домов, а значит демонтажа элементов благоустройства придомовой территории этих домов. Так, при использовании для организации проездов к Многоквартирному дому придомовой территории ЖК «<данные изъяты>» будет неизбежно демонтировано ограждение ЖК «<данные изъяты>», возведенное за счет жильцов ЖК «<данные изъяты>» (в том числе и административных истцов), которое, кроме того, входит в состав генплана и ПЗУ, прошедшее госэкспертизу и принятое Службой государственного строительного надзора Иркутской области при вводе объекта ЖК «<данные изъяты>» в эксплуатацию. Тем самым административным истцам будет причинён ущерб в виде стоимости затрат жильцов дома на благоустройство его придомовой территории. При таких обстоятельствах, права административных истцов будут нарушены возведением Многоквартирного дома, а так же сопряженным с этим возведением обеспечением подъездных путей к названному дому.
Кроме того, возведение Многоквартирного дома сделает невозможным соблюдение нормативов, предъявляемых к объектам инфраструктуры, расположенным в жилых зонах. Пунктом 7.5. СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» предусмотрено, что в кварталах (микрорайонах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природно-климатических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться территориальными нормами или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой площадками для игр детей, отдыха взрослого населения и занятий физкультурой, должна быть не менее 10% общей площади квартала (микрорайона) жилой зоны. Размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон до жилых и общественных зданий не менее: для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста - 12м., для отдыха взрослого населения – 10м., для занятий физкультурой (в зависимости от шумовых характеристик) 10-40м., для хозяйственных целей – 20м., для выгула собак – 40м. Расстояния от площадок для сушки белья не нормируются; расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых, а также до границ детских дошкольных учреждений, лечебных учреждений и учреждений питания следует принимать не менее 20 м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание - не более 100 м (для домов с мусоропроводами) и 50 м (для домов без мусоропроводов). С учетом невозможности размещения данных объектов инфраструктуры непосредственно для жильцов Многоквартирного дома, что обусловлено небольшим по площади земельным участком, на котором планируется возведение Многоквартирного дома, жильцы Многоквартирного дома будут вынуждены использовать объекты инфраструктуры, которые располагаются в ЖК «<данные изъяты>» и которые проектировались именно для них с учетом количественного состав жильцов. Это непременно приведет к ограничению доступа жильцом ЖК «<данные изъяты>», в том числе и административных истцов, к данным объектам инфраструктуры, в связи с чем, вызовет нарушение их прав.
Названные выше обстоятельства предполагают, что проектная документация, положенная в основу строения Многоквартирного дома, создана с нарушением СанПиН, СП, а так же норм Градостроительного кодекса РФ, следовательно, не могла быть положена в основу выданного отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска разрешения № застройщику АО «ИРЖА» на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18- этажного жилого дома арендного и социального использования на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>.
Административные истцы Иващенко В.Н., Попова Е.М. в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте судебного заседания уведомлены, о причинах неявки суд не уведомили.
Административный истец Сафонов М.И., представитель административных истцов Предвечный О.О. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель администрации г. Иркутска Васильева М.И. требования не признала по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованного лица АО «ИРЖА» Крюгер М.А., Тумашева Н.П. возражали против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из пояснений административных истцов, изложенных в административном иске что Сафонов М.И. является сособственником жилого помещения № в <адрес> в <адрес>; Попова Е.М. является сособственником жилого помещения № в <адрес> в <адрес>; Иващенко В.Н. является сособственником жилого помещения № в <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска было выдано разрешение №-га№ застройщику АО «ИРЖА» на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18-этажного жилого дома арендного и социального использования на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>.
Поскольку земельный участок с кадастровым № по адресу: <адрес>, является смежным с земельным на участком, на котором стоят многоквартирные дома, где проживают административные истцы, они полагают, что возведением многоквартирного 18-этажного жилого дома их права и законные интересы будут нарушены, так как при выдаче государственным органом разрешения на строительство многоквартирного дома, были нарушены требованиям ст.ст. 49,51 ГрК РФ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», СП 42.13330.2011.Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Полагая, что разрешение №, выданное застройщику АО «ИРЖА» на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18-этажного жилого дома не законно и нарушает их права, административные истцы обратились в суд.
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
Порядок, сроки выдачи разрешения на строительство, а также перечень органов, наделенных полномочиями на выдачу разрешения на строительство, предусмотрены ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Частью 1 указанной статьи предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч. 2).
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4).
Перечень документов, которые необходимо предоставить в орган местного самоуправления при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, приведен в ч. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Согласно ч. 10 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;
проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Аналогичная процедура рассмотрения проектной документации предусмотрена п. 6.3 Постановления администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, продление срока действия разрешений на строительство» (далее – Административный регламент).
При обращении в отдел выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска, за выдачей разрешения на строительство многоквартирного 18-этажного жилого дома АО «Иркутское региональное жилищное агентство» были представлены:
- Положительное заключение экспертизы проектной документации от ДД.ММ.ГГГГг. №, выданное Обществом с ограниченной ответственностью «Национальная Экспертная Палата», с копией свидетельства об аккредитации юридического лица;
- Проектная документация объекта капитального строительства, планируемого к строительству, разработанная Обществом с ограниченной ответственностью «"данные изъяты" ВестЛайн»», имеющее Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № от ДД.ММ.ГГГГг. выдано СРО НП «Союз проектировщиков Сибири», с приложением документов, подтверждающих право собственности на земельный участок ;
- Градостроительный план земельного участка № утвержденный приказом начальника департамента обеспечения градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска № от ДД.ММ.ГГГГ.
Основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство предусмотрены п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, явдяются: отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи или несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, АО «ИРЖА» были представлены все необходимые в соответствии с п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы для получения разрешения на строительство.
Разрешение на строительство выдано уполномоченным лицом, сроки, порядок и процедура выдачи разрешения соблюдены, обстоятельства, указывающие на нарушение прав и законных интересов административных истцов, не установлены. Представленное положительное заключение негосударственной экспертизы выполнено в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ уполномоченной на проведение негосударственной экспертизы проектной документации организацией. Полномочия по проверке выводов указанного заключения по смыслу ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления не возложены.
Анализ представленных суду документов позволяет сделать вывод, что у органа местного самоуправления имелись достаточные основания для выдачи АО «ИРЖА» разрешения на строительство, поскольку представленная проектная документация соответствует требованиям градостроительного законодательства, положительное заключение экспертизы проектной документации никем не оспорено, не признано недействительным, в связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону.
Права органа местного самоуправления на проверку и анализ проектной документации, положительной экспертизы проектной документации, нормами законодательства не предусмотрено.
Поверив оспариваемое разрешение на соответствие требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушений порядка выдачи разрешения на строительство и наличия оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренных ч. 13 данной статьи, судом не установлено.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания незаконным решения необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким решением прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
По смыслу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административный истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.
В нарушение положений приведенной нормы закона административными истцами не доказано нарушение их прав со стороны административного ответчика, все доводы, указанные им в административном иске основаны на их субъективном восприятии.
Доводы административных истцов о небезопасности объекта капитального строительства, несоблюдении противопожарных требований, нарушении требований строительных норм и правил при возведении объекта капитального строительства, суд признает несостоятельными, поскольку касаются непосредственного осуществления строительства, и не свидетельствуют о наличии причинно-следственной связи между нарушением требований строительным норм и правил при осуществлении строительства и незаконностью выдачи оспариваемого разрешения на строительство.
Доводы административных истцов о несоответствии проектной документации, негосударственной экспертизы проектной документации нормам законодательства при разрешении заявленных требований правового значения не имеют, поскольку данные документы предметом требований настоящего административного иска не являются.
При таких обстоятельствах, совокупности правовых оснований, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения в заявленном объеме требований административных истцов, суд не усматривает.
Как установлено в судебном заседании из пояснений административного истца Сафонова М.И. и представителя административных истцов оспариваемое заключение они получили от соседей по дому в апреле 2017 г., данные обстоятельства со стороны административного ответчика и заинтересованного лица соответствующими доказательствами не опровергнуты, доказательств того, что оспариваемое заключение было получено административными истцами ранее, чем указывают административные истцы в материалах дела не имеется. Из письма административного истца Сафонова М.И. в прокуратуру г. Иркутска не следует, что ему известно об оспариваемом разрешении на строительство. Доказательств того, что административному истцу Сафонову М.И. направлено и им получено письмо администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административными истцами не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Иващенко .Н., Поповой Е.М., Сафонова М.И. к администрации города Иркутска о признании незаконным разрешения на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного 18-этажного жилого дома арендного и социального использования на земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>№-ru№, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом выдачи разрешительной документации департамента реализации градостроительной политики комитета по градостроительной политике администрации г Иркутска застройщику АО «ИРЖА», ввиду противоречия и нарушения требований ст.ст. 49,51 ГрК РФ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий», ГП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», влекущих нарушение прав и законных интересов административных истцов – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 26.06.2016г. Н.Н. Исакова