ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/19 от 10.06.2019 Пряжинского районного суда (Республика Карелия)

Дело №2а-210/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года пгт. Пряжа

Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Галузиной А. Н. к Администрации Святозерского сельского поселения об оспаривании постановления,

установил:

Галузина А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Святозерского сельского поселения по тем основаниям, что она является нанимателем квартиры 1 <адрес>. Постановлением Администрации Святозерского сельского поселения от 16.12.2014 г. № 45, на основании заключения межведомственной комиссии № 2 от 16.12.2014 г., жилые помещения дома <адрес> признаны непригодными для проживания, а многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Постановлением Администрации Пряжинского района от 20.10.2017 г. № 699, с учетом выводов экспертизы и заключения межведомственной комиссии от 21.12.2016 г. № 839, жилой дом <адрес> вновь был признан аварийным и подлежащим сносу. При этом, Постановлением Администрации Святозерского сельского поселения от 28.12.2017 г. № 41 отменено Постановление Администрации Святозерского сельского поселения от 16.12.2014 г. № 45, без указания причин данной отмены. Истец считает, что Постановлением ответчика от 28.12.2017 г. № 41 нарушены ее жилищные права, поскольку с 2014 по 2017 г.г. жилой дом <адрес> считался аварийным и подлежащим сносу, а в связи с отменой Постановления №45, дом не был включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, в которую попали дома, признанные аварийными с 01.01.2012 г. по 01.01.2017 г., в связи с чем истец вынуждена проживать в аварийном, опасном для жизни доме. На основании изложенного, истец просит отменить постановление Администрации Святозерского сельского поселения от 28.12.2017 г. № 41, признать действительным Постановление Администрации Святозерского сельского поселения от 16.12.2014 г. № 45.

Определениями Пряжинского районного суда РК от 17.05.2019 г. и 03.06.2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Администрация Пряжинского национального муниципального района, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК, Галузин Ю.И. и Коновалов В.В.

В судебном заседании административный истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Заинтересованное лицо Галузин Ю.И. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Иные заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившиеся стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) органа местного самоуправления незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Галузина А.Н. является нанимателем квартиры № 1 <адрес>. Указанный жилой дом является двухквартирным, квартира № 2 находится в собственности Коновалова В.В.

Постановлением Администрации Святозерского сельского поселения от 16.12.2014 г. № 45, на основании заключения межведомственной комиссии № 2 от 16.12.2014 г., многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Предполагаемая дата расселения – 2018 г.

Пунктом 96 приложения к постановлению Правительства Республики Карелия от 28.12.2016 г. , квартира № 1 <адрес> передана в собственность Пряжинского национального муниципального района.

Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 20.10.2017 г. № 699, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 28.03.2019 г. № 136-П утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. В указанную программу были включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 01.01.2017 г. Жилой <адрес> в указанную программу включен не был.

Постановлением Администрации Святозерского сельского поселения от 28.12.2017 г. № 41 было отменено Постановление того же органа местного самоуправления от 16.12.2014 г. № 45, без указания причин данной отмены.

Ответчиком в нарушение ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ доказательств, свидетельствующих о соблюдении им требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, оснований для принятия оспариваемого решения, не представлено.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).

Согласно п. 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). (абзац 7 п. 7 Положения).

На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. (Пункт 49 Положения).

Из анализа указанных норм следует, что решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может быть принято, в данном случае только органом местного самоуправления при соблюдении соответствующей процедуры. Возможность отмены ранее принятого решения о признании жилого дома непригодным для проживания без проведения оценки соответствия дома установленным в указанном выше Положении требованиям не предусмотрена.

Как следует из оспариваемого истцом Постановления Администрации Святозерского сельского поселения от 28.12.2017 г. № 41, которым отменено Постановление Администрации Святозерского сельского поселения № 45 от 16.12.2014 г., оно принято без указания причин и мотивов принятия данного решения, без соблюдения процедуры, предусмотренной Положением.

Кроме того, на дату принятия оспариваемого Постановления, жилое помещение, в котором проживает истец, было передано в собственность Пряжинского национального муниципального района, следовательно, административный ответчик не обладал полномочиями на принятие указанного Постановления № 41 от 28.12.2017 г. Таким образом, оспариваемое постановление было принято ненадлежащим органом местного самоуправления, не имеющим права распоряжения указанным имуществом.

Указанные обстоятельства не позволяют признать оспариваемое истцом Постановление Администрации Святозерского сельского поселения от 28.12.2017 г. № 41 законным, в связи с чем оно подлежит отмене.

Оснований для признания действительным Постановления Администрации Святозерского сельского поселения от 16.12.2014 г. № 45 не имеется. Указанное требование само по себе не подлежит судебной защите, поскольку в связи с отменой настоящим решением Постановления Администрации Святозерского сельского поселения № 41 от 28.12.2017 г., Постановление Администрации Святозерского сельского поселения от 16.12.2014 г. № 45 является действующим. Именно на основании данного Постановления жилой дом <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с даты вынесения указанного Постановления. Факт аварийности дома и его непригодности для проживания с 16.12.2014 г. подтвержден путем повторного принятия органом местного самоуправления - Администрацией Пряжинского национального муниципального района Постановления от 20.10.2017 г. № 699. Доказательств, свидетельствующих, что по состоянию на 16.12.2014 г. жилой дом являлся пригодным для проживания ответчиком и заинтересованным лицом – Администрацией Пряжинского национального муниципального района, суду не представлено. Принятие Администрацией Пряжинского национального муниципального района повторного решения об аварийности дома и его непригодности для проживания на дату, с которой следует считать указанный дом аварийным и подлежащим сносу, не влияет.

На основании ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить постановление Администрации Святозерского сельского поселения от 28.12.2017 г. № 41 «Об отмене Постановления Администрации Святозерского сельского поселения № 45 от 16.12.2014 г. «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Взыскать с Администрации Святозерского сельского поселения в пользу Галузиной А. Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд РК в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено:11.06.2019 г.