ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/20 от 24.08.2020 Кочевского районного суда (Пермский край)

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2020 года село Кочево Пермский край

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,

при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: представителя административного истца Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО1,

административного ответчика прокурора Кочевского района Пермского края и представителя административного ответчика Прокуратуры Пермского края, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГВековшинина Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца администрации Кочевского муниципального округа Пермского края к административным ответчикам прокурору Кочевского района Пермского края, Прокуратуре Пермского края о признании требования прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части,

у с т а н о в и л:

Административный истец администрация Кочевского муниципального округа Пермского края обратилась с административным исковым заявлением к административным ответчикам прокурору Кочевского района Пермского края, Прокуратуре Пермского края о признании требования прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрация Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ еженедельно, с предоставлением еженедельно, до 15 часов каждой пятницы информации о проведенных мероприятиях в прокуратуру района, незаконным, возложении обязанности на административного ответчика отменить указанное требование.

В обоснование заявленных требований указано, что прокурором Кочевского района Пермского края в адрес администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о проведении мероприятий земельного контроля, которым прокурор требует незамедлительно организовать проведение мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ еженедельно в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания мероприятий по земельному контролю) представлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах.

Ссылаясь на ст. 26 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» отмечают, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ в администрации утвержден административный регламент «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Кочевского муниципального района», который действует по настоящее время. На основании указанного административного регламента администрацией проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства при использовании земель Кочевского муниципального округа юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

Плановые проверки администрацией осуществляются на основании Постановлений администрации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Внеплановые проверки соблюдения обязательных требований в отношении земельных отношений проводятся в случаях: истечения срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения или мотивированного представления должностного лица органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно административного регламента осуществление муниципального земельного контроля включает в себя следующие процедуры: принятие решения о проведении проверки, организация и проведение проверки, оформление результатов, принятие мер по результатам проверки. Проверка осуществляется в срок, установленный распоряжением и не может превышать 20 дней.

Считают, что администрацией округа, в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, осуществляется как плановый, так и внеплановый земельный контроль на территории Кочевского муниципального округа, оснований, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ не установлено.

Полагают, что данное требование нарушает права и законные интересы администрации и является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность администрации.

Просят признать требование прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ в части незамедлительной организации проведения мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания мероприятий по земельному контролю) предоставлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах, незаконным. Возложить на прокурора Кочевского района Пермского края обязанность отменить требование о проведении мероприятий земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ в части незамедлительной организации проведения мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания мероприятий по земельному контролю) предоставлять в прокуратуру Кочевского района Пермского края письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах.

В судебном заседании представитель административного истца администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО1 заявленные требования поддержала, суду пояснила, что считает требование прокурора незаконным, так как требования прокурора являются вмешательством в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, установленные сроки не реальны, требования прокурора сформулированы не понятно, с заявлением о разъяснении требования не обращались, если бы после номера требования был поставлен знак препинания «точка», а слово «еженедельно» начиналось как новое предложение, то вопросов бы не возникло, было бы все понятно. Также жалоба аналогичного содержания относительно незаконного строительства на земельных участках в с. Пелым поступила в Правительство Пермского края, которая по электронной почте была направлена для проведения проверки в администрацию округа, ДД.ММ.ГГГГ было подготовлено распоряжение о проведении внеплановой проверки, ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ в Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края. Срок проведения проверки 20 дней. Проводилась ли проверка отсутствия обременения земельных участков при подготовки проекта правового акта - постановления администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, ей не известно, ранее земельным контролем занимались «две женщины», «в настоящее время главным специалистом по земельным вопросам является «мужчина». Каким образом проводилось согласование, визирование, правовая экспертиза указанного ненормативного правового акта на стадии подготовки проекта, пояснить не может, дополнительными документами не располагает.

Административный ответчик прокурор Кочевского района Пермского края, представитель административного соответчика прокуратуры Пермского края Вековшинин Е.А., суду пояснил, что требование о проведении проверки направлено в соответствии с законодательством согласно поступившего распоряжения Прокуратуры Пермского края, в связи с поступлением обращения гражданина. Порядок проведения проверки в рамках земельного контроля определен нормативными правовыми актами, на которых указано в требовании. Факт обоснованности проведения проверки подтверждает проведение при подготовки к судебному заседанию осмотр 2 земельных участков, включенных в постановление администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о проведении аукциона. Согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалов, на земельных участках <данные изъяты> ведется строительство, следовательно, они не должны были быть включены для проведения аукциона. Данное обстоятельство нарушает права граждан и юридических лиц, может повлечь нарушение имущественных прав бюджета. Согласно оспариваемого требования проведение мероприятий должно быть проведено в порядке и сроки, предусмотренные действующим регламентом, а еженедельно требуется представлять информацию о ходе проведенных мероприятий и результатах. В удовлетворении административного иска просил отказать.

В возражениях административного ответчика прокурора Кочевского района Пермского края Вековшинина Е.А от ДД.ММ.ГГГГ на административное исковое заявление указано, что ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Кочевского района Пермского края поступило обращение ФИО о нарушениях, допущенных по мнению заявителя, в деятельности администрации Кочевского муниципального округа при назначении аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков на основании постановления администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ. Также заявителем указано, что в <адрес> ведется строительство многоквартирного дома на земельном участке в кадастровом квартале <данные изъяты>, предназначенного в дальнейшем для приобретения его администрацией округа с предоставлением учителям, торгов по продаже указанного участка еще не было.

По результатам проведения проверки установлено, что в указанном заявительницей квартале на земельных участках с кадастровыми <данные изъяты> ведется строительство дома. Однако, по данным ЕГРН сведения о правах на данные земельные участки отсутствуют, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Учитывая то обстоятельство, что согласно постановления администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ указанные участки выставлены на аукцион по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков, а также требования п.8 ч.8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельный участок, находящийся в муниципальной собственности не может быть предметом аукциона, если на нем расположены здания (сооружения), возникла необходимость для всестороннего и полного разрешения обращения проведения мероприятий земельного контроля. В связи с тем, что при проведении проверки обнаружены факты ненадлежащей проверки соответствия земельных участков требованиям ст.39.11 Земельного кодекса Российской Федерации мероприятия по земельному контролю целесообразно провести по всем участкам, указанным в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кочевского муниципального округа направлено требование о проведении мероприятий по земельному контролю в отношении указанных земельных участков.

Требование о предоставлении еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания проведения мероприятий по земельному контролю) в прокуратуру Кочевского района письменной ин6формации о проведенных мероприятиях и их результатах обусловлено угрозой причинения вреда муниципальному имуществу – земле, имуществу физических лиц, которым при наличии строения на рассматриваемых земельных участках, может быть причинен финансовый ущерб при признании результатов аукциона недействительными.

Таким образом, рассматриваемое требование является законным и соответствует требованиям п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 17.014.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которому при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходима информация, документы и материалы или их копии представляются в течении суток с момента поступления требования прокурора. В данном случае установлен разумный срок для исполнения требований прокурора, позволяющий оценить своевременное начало мероприятий по земельному контролю, их полноту, своевременность и обоснованность, и в случае нарушения требований законодательства принять меры по устранению нарушений закона и защите интересов неопределенного круга лиц – участников аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков и интересов государства.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика прокурора Кочевского района Пермского края и представителя административного соответчика Прокуратуры Пермского края Вековшинина Е.А., оценив доказательства в их совокупности, определив юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств, их оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности;суд приходит к следующему.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Из положений ч.1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом к решениям относятся акты органов, осуществляющих публичные правомочия, их должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К такому акту относится оспариваемое требование прокурора Кочевского района Пермского края, поскольку оно является властно-распорядительным актом, вынесенным уполномоченным органом в рамках законных полномочий по контролю за осуществлением их деятельности.

По смыслу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.1 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту – «Закон о прокуратуре») Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона о прокуратуре организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Исходя из положений ч.1 ст.6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу ч. 2.1 Закона о прокуратуре при наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.

Согласно п. 2.5 ст. 6 Закона о прокуратуре прокурор не вправе требовать у органа (организации): информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.

Согласно ст.22 вышеназванного Закона Прокурор при осуществлении возложенных на него функций, в том числе, вправе иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, <данные изъяты> настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Таким образом, право требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, прямо предусмотрено статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", данному праву корреспондирует обязанность исполнить данное требование.

Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Согласно ч.1 ст. 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

По смыслу статьи 26 Закона о прокуратуре предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При этом органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.2 ст. 21 Закона о прокуратуре при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Согласно разъяснению, изложенному в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в прокуратуру Пермского края ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение ФИО о фактах нарушения, допущенных в деятельности администрации округа при назначении аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> Также сообщено о ведении строительства многоквартирного дома на земельном участке <данные изъяты>, предназначенного в дальнейшем для приобретения его администрацией округа с предоставлением учителям. Торгов по аренде данного участка также проведено не было. Просит принять меры по указанным ею нарушениям (л.д. 52).

Данное обращение направлено в <адрес> для рассмотрения (л.д. 51).

<адрес> была инициирована проверка по обращению ФИО о незаконном строительстве.

В адрес Главы администрации Кочевского муниципального округа Пермского края ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о незамедлительной организации проведения мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ еженедельно в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания мероприятий по земельному контролю) представлять в прокуратуру Кочевского района письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах.

В случае выявления незаконных построек принять меры по освобождению незаконно захваченных земель и признании строений незаконными и их сносе.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в прокуратуру Кочевского района Пермского края информацию о должностных лицах, утвердивших аукционную документацию в отношении указанных выше земельных участков, заверенные копии приказов (распоряжений) о назначении их на должность, их должностных инструкций и положений о структурных подразделениях, в которых они работают.

В этот же срок предоставить по указанным в постановлении земельным участкам заверенные копии технических условий подключения объектов к сети инженерно-технического обеспечения, данные об определении предельных параметров разрешенного строительства (л.д. 7-9).

Осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа отнесено к числу вопросов местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), такой контроль проводится в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, утвержденном постановлением Правительства Рязанской области от 29 декабря 2014 года № 417, Постановлением Правительства Пермского края от 14.04.2015 № 222-п(ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края", Положением о муниципальном земельном контроле на территории Кочевского муниципального района и Перечня должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль на территории Кочевского муниципального района", утвержденным Постановлением Администрации Кочевского муниципального района от 16.09.2015 № 602

(ред. от 10.01.2017).

Судом допрошен в качестве свидетеля в порядке ч. 2 ст. 51 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации главный специалист по земельным вопросам администрации Кочевского муниципального района Пермского края Свидетель №1, который пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ им по поступившему из Правительства Пермского края поручению подготовлены Распоряжения о проведении внеплановой проверки муниципального земельного контроля <адрес> пункта 3 Распоряжения пояснил, что по устной информации от директора школы стало известно о том, что на земельных участках 788, 789 ведется самовольное строительство. Документами о предварительной проверки, согласования, визирования, подготовки проекта постановления администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГон не располагает. Согласно резолюции главы Кочевского муниципального округа Пермского края ФИО2 на требовании прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ он является соисполнителем, при этом ответственным указана ФИО1 Информацию он представлял ФИО1Свидетель №1 пояснил, что ему лично понятно содержания требования прокурора и порядок его исполнения, каких – либо разъяснений для исполнения не требуется. Мероприятия по земельному контролю проводятся согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, должностному лицу, ответственному за проведение проверки понятны требования прокурора. Каких – либо обстоятельств экстраординарного характера, препятствующих, делающих невозможным предоставления информации, истребуемых прокурором, не имеется. Суть требований прокурора – организовать проведение мероприятий муниципального земельного контроля в порядке и сроки, установленных законодательством; о ходе мероприятий прокурор требовал информировать его еженедельно. Требование о предоставлении информации не может являться вмешательством в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Каких – либо не ясностей требование прокурора не содержит, при необходимости, глава Кочевского муниципального округа Пермского края не был лишен возможности обратиться к прокурору с ходатайством (заявлением) о разъяснении порядка исполнения требования прокурора.

Постановлением администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ постановлено провести торги в форме открытого аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков согласно приложению. Среди прочего постановлено определить дату проведения торгов в форме открытого аукциона и опубликовать информационное сообщение о проведении торгов в форме открытого аукциона в газете «Кочевская жизнь» и на официальном сайте Кочевского муниципального округа Пермского края (л.д.63).

В Приложении к постановлению администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ поименованы земельные участки с их месторасположением и характеристикой. (л.д.64).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу ст. 16 вышеназванного Закона, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Постановлением Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден административный регламент «Осуществление муниципального земельного контроля на территории Кочевского муниципального района», с учетом изменений внесенных постановлением Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Постановлением Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утвержден план проведения проверок по муниципальному земельному контролю в отношении физических лиц (граждан) на 2020 год, с учетом изменений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15).

Административным регламентом предусмотрены плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства при использовании земель Кочевского муниципального округа юридическими лицами, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

Таким образом, Администрация округа, осуществляет как плановый, так и внеплановый земельный контроль на территории Кочевского муниципального округа.

Вместе с тем, требование прокурора района направлено Администрации Кочевского муниципального округа в связи с обращением ФИО о неправомерных действиях администрации округа. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

В силу своих обязанностей и полномочий прокуратурой проведена проверка обращения, что не является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность администрации Кочевского муниципального округа Пермского края.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определении Конституционного Суда РФ от 23.04.2020 № 858-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 В.ча на нарушение его конституционных прав пунктом 13 статьи 21 и пунктом 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", - Принципиальное требование пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", согласно которому при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, подчеркивает именно вневедомственный и межотраслевой характер прокурорского надзора как института, предназначенного для универсальной, постоянной и эффективной защиты конституционно значимых ценностей, а, следовательно, распространяющегося и на те сферы общественных отношений, применительно к которым действует специальный (ведомственный) государственный контроль (надзор). При этом во взаимоотношениях с другими государственными органами, осуществляющими функции государственного контроля (надзора), прокуратура Российской Федерации занимает координирующее положение, что обусловливается наличием как специального правового регулирования порядка реализации ею надзорных функций (на которые не могут быть автоматически распространены общие подходы к организации и проведению специального (ведомственного) государственного контроля (надзора), в том числе в части определения плановости, предмета контрольно-надзорной деятельности, полномочий осуществляющих ее субъектов, степени правовой детализации процедурных условий), так и особого организационно-кадрового механизма, призванного обеспечивать реализацию функции надзора за исполнением законов в системе органов прокуратуры лицами, имеющими высокую правовую квалификацию, и не требует детальной регламентации порядка реализации ими надзорных функций, более необходимой в отношении других видов государственного контроля (надзора)».

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 Закона о прокуратуре (часть 2 статьи 26).

Органы прокуратуры при рассмотрении обращений граждан обязаны руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также Инструкцией "О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, которая устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.

По смыслу статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона о прокурате, принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, местное самоуправление, будучи коллективной формой реализации населением права на решение вопросов местного значения и одновременно - выражением власти местного сообщества, вместе с тем в лице своих органов интегрировано в общую институциональную систему осуществления на соответствующей территории функций демократического правового социального государства на началах взаимодействия как с федеральными органами государственной власти, так и, прежде всего (имея в виду объективно существующие наиболее тесные взаимосвязи публичных функций и задач, осуществляемых региональными и муниципальными органами власти), с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Возложение Конституцией Российской Федерации именно на органы местного самоуправления самостоятельного решения вопросов местного значения (статья 130, часть 1) не препятствует конструктивному, основанному на признании и гарантировании самостоятельности местного самоуправления взаимодействию между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, равно как и участию органов местного самоуправления в выполнении тех или иных имеющих государственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории - как в порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), так и в иных формах (Постановление от 18 июля 2018 года № 33-П).

По смыслу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, привлечение органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, к участию в проведении прокурорских проверок, с учетом пункта 13 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и в рамках согласованных данными органами и органами прокуратуры форм и порядка взаимодействия, не может рассматриваться как нарушающее принцип самостоятельности органов местного самоуправления и необоснованное вмешательство в их деятельность.

Правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, не установлено.

Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска согласно пункту 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления административного истца администрации Кочевского муниципального округа Пермского края к административным ответчикам прокурору Кочевского района Пермского края, Прокуратуре Пермского края о признании требования прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части незамедлительной организации мероприятий по земельному контролю в отношении земельных участков, указанных в постановлении администрации Кочевского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении торгов в форме открытого аукциона по продаже прав на заключение договоров аренды земельных участков», еженедельно, в срок до 15 часов каждую пятницу (начиная с ДД.ММ.ГГГГ до окончания мероприятий по земельному контролю) предоставлять в прокуратуру Кочевского района Пермского края письменную информацию о проведенных мероприятиях и их результатах, возложении обязанности на прокурора Кочевского района Пермского края отменить требования прокурора Кочевского района Пермского края о проведении мероприятий земельного контроля от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ)

Судья И.В. Шерстюков