ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/2021 от 01.02.2021 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

УИД 26RS0010-01-2020-001245-98

Дело № 2а-210/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Георгиевск 01 февраля 2021 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Сафоновой Е.В.,

при секретаре Плетенской Т.В.,

с участием

представителя административного истца Щичко Е.И. Васильевой М.В.,

представителя административных ответчиков

Управления Росреестра по Ставропольскому краю и

Георгиевского отдела Управления Федеральной

службы государственной регистрации, кадастра

и картографии по Ставропольскому краю Вдовиченко Е.Г.,

административного ответчика Квитченко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Георгиевского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Щичко Елены Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Георгиевскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Квитченко Марине Владимировне о признании незаконными распоряжения и действия по проведении проверки,

установил:

В административном исковом заявлении Щичко Е.И. в обоснование заявленных требований суду сообщила, что является собственником земельного участка с кадастровым номером назначение которого: «Земли населенных пунктов - земли под домами индивидуальной жилой постройки согласно свидетельству о государственной регистрации права на земельный участок, о чем имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 30 мая 2016 года .

Должностными лицами Управления Росреестра по Ставропольскому краю 11 февраля 2020 года выдано распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства (от 11 февраля 2020 года № 261-3Н) в отношении физического лица Щичко Е.И.

Согласно п. 6 распоряжения проверка проводится на основании мотивированного представления от 11 февраля 2020 года. В данном представлении государственным инспектором г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Квитченко М.В. установлено, что на основании административного обследования и составленного акта административного обследования от 10 февраля 2020 года № 4 необходимо проведение внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Щичко Е.И., так как земельный участок используется не по целевому назначению.

Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года № 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, вступил в силу с 24 декабря 2014 года, которым определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе и для выращивания иных декоративных или сельскохозяйственных культур. Таким образом, по мнению административного истца, довод государственного инспектора по земельному надзору Квитченко М.В. о нецелевом использовании земельного участка противоречит законодательству РФ.

Утверждение в акте проверки о нецелевом использовании административным истцом земельного участка является необоснованным и нарушает п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 251 «Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений» и на административного истца незаконно возложены обязанности по исполнению требований, установленных в нарушение и не подтвержденными законодательством Российской Федерации.

По указанным основаниям Щичко Е.И. просит суд признать незаконными распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки заместителя руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю Н от ДД.ММ.ГГГГ и действия по проведению проверки.

В судебное заседание не явилась административный истец Щичко Е.И., извещенная о его времени и месте, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием представителя Васильевой М.В.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Щичко Е.И., признав ее явку необязательной.

В судебном заседании представитель административного истца Васильева М.В. поддержала заявленные требования, просила административное исковое заявление удовлетворить, просит признать незаконным распоряжение № 261-ЗН от 11.02.2020 заместителя руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю С.Н. Рогового о проведении внеплановой проверки земельного участка Щичко Е.И., а также признать незаконными действия по проведению самой проверки в связи с отсутствием законных оснований для таковой проверки, так как распоряжение на проверку является незаконным.

В качестве административного соответчика судом привлечено Управление Росреестра по Ставропольскому краю, в качестве заинтересованного лица привлечен заместитель руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю С.Н. Роговой.

Должностное лицо заместитель руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю С.Н. Роговой, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, свои возражения не представил, его явка судом признана необязательной.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ставропольскому краю Вдовиченко Е.Г. возражала в отношении заявленных Щичко Е.И. требований, так как основанием для выдачи распоряжения о проведении внеплановой проверки явилось мотивированное представление государственного инспектора г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края по использованию и охране земель Квитченко М.В. Все действия, проводимые в рамках внеплановой выездной проверки в отношении Щичко Е.И. были проведены в соответствии с действующим законодательством.

В качестве представителя Георгиевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Вдовиченко Е.Г. исковые требования административного истца также не признала и показала, что представление государственного инспектора г. Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края по использованию и охране земель Квитченко М.В. было обоснованным, требующим проверки. Действия Щичко Е.И. по установке рекламной вывески на ее земельном участке о продаже саженцев, фруктовых деревьев и кустов роз свидетельствовало о возможном использовании земельного участка по иному целевому назначению, что требовало проведения проверки. Представила письменные возражения, в которых указала о том, что проверка выполнения требования законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является предметом государственного земельного надзора. На основании задания на проведение административного обследования объекта земельных отношений № 7 от 6.02.2020 ведущему специалисту-эксперту Георгиевского отдела Управления Росреестра по Ставропольскому краю Квитченко М.В. было поручено провести обследование объекта земельных отношений- земельного участка с кадастровым номером 26:25:041215:36, по результатам которого выявлен факт нарушения Щичко Е.И. земельного законодательства, административная ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ. Ее действия, проводимые в рамках внеплановой выездной проверки в отношении Щичко Е.И. были проведены в соответствии с действующим законодательством.

Также не имеется оснований для удовлетворения требований Щичко Е.И. о признании незаконным распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки заместителя руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю № 261-3Н от 11 февраля 2020 года. Просила в удовлетворении административного иска Щичко Е.И. отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

В судебном заседании административный ответчик Квитченко М.В. возражала в отношении заявленных Щичко Е.И. требований, так как все действия, проводимые в рамках внеплановой выездной проверки в отношении Щичко Е.И. были произведены в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и представленные в нем письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит административное исковое заявление Щичко Е.И., не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

Анализ положений статей 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов гражданина.

В соответствии с пунктом 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (пункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (пункт 4), выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (пункт 5).

Согласно пункту 7 статьи 71 ЗК РФ по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверки нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 года N 1 (далее - Положение), государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

Согласно пункту 3 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (п/п «в»), требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (п/п «е»).

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2015 года N 486 (далее по тексту «Административным регламентом»), в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований гражданину, в отношении которого проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

Основанием для начала административной процедуры, согласно пункту 43 Административного регламента, является в том числе мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа) по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Росреестр (территориальный орган) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также сведений из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Критерием принятия решения о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина являются наличие обстоятельств, указанных в подпунктах 1,2,4-8 пункта 43 Административного регламента, а также мотивированное представление должностного лица Росреестра (территориального органа), предусмотренное подпунктом 3 пункта 43 Административного регламента, подготовленное с учетом пунктов 44-49 Административного регламента.

В приказе (распоряжении) о проведении внеплановой проверки указываются сведения, предусмотренные пунктом 51 Административного регламента (пункт 90 Административного регламента).

В соответствии с п. 51 Административного регламента, в приказе (распоряжении) о проведении проверки указываются:

1) наименование органа государственного надзора, вид государственного надзора, а также реестровый номер функции в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";

2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина, проверка которых проводится, места нахождения юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), места фактического осуществления деятельности индивидуальным предпринимателем;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

6) подлежащие проверке обязательные требования, в том числе реквизиты приказа об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Росреестром при осуществлении государственного земельного надзора (при проведении плановой проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя);

7) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

8) перечень административных регламентов по осуществлению государственного надзора;

9) перечень документов, представление которых юридическим лицом, органом государственной власти, органом местного самоуправления, индивидуальным предпринимателем, гражданином необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

10) даты начала и окончания проведения проверки;

11) сведения о выявленных индикаторах риска нарушения обязательных требований (в случае вынесения приказа (распоряжения) по факту выявления в ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений индикаторов риска нарушения обязательных требований).

Как следует из представленных в суд письменных доказательств, исследованных в судебном заседании, административный истец Щичко Е.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером чем имеется запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ.

Целевое назначение указанного земельного участка (разрешенное использование) является «Земли населенных пунктов» - «Земли под домами индивидуальной жилой застройки».

11 февраля 2020 года заместителем руководителя Управления Росреестра по Ставропольскому краю – заместителем главного государственного инспектора Ставропольского края по использованию и охране земель Роговым С.Г. вынесено распоряжение № 261-3Н о проведении плановой выездной проверки физического лица Щичко Е.И. с целью соблюдения требований земельного законодательства при использовании им земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Основанием для вынесения данного распоряжения явилось «мотивированное представление должностного лица органа государственного земельного надзора, по результатам рассмотрения акта административного обследования», составленное на основании проведенного обследования земельного участка площадью 1000 кв.м, акт административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.101), подписанное Государственным инспектором <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель Квитченко М.В. В данном «мотивированном представлении…», согласованном с начальником Георгиевского отдела Росреестра по <адрес>ФИО5, указано об использовании указанного земельного объекта не по целевому назначению, ответственность за что предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.

Поскольку факт использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 15, не по целевому назначению, о чем указано в мотивированном представлении должностного лица, требовал проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании им земельного участка, суд приходит к выводу об обоснованности вынесенного заместителем руководителя Управления Росреестра по <адрес> – заместителем главного государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель ФИО7 распоряжения Н от 11.02.2020. Все сведения, предусмотренные пунктом 51 Административного регламента, в данном распоряжении указаны.

12 февраля 2020 года государственным инспектором <адрес> и <адрес> по использованию и охране земель ФИО3 направлено уведомление ФИО2 о проведении плановой выездной проверки 20 февраля 2020 года, которое ФИО2 получила 14 февраля 2020 года.

По результатам проведения проверки, 20 февраля 2020 года государственным инспектором г. Георгиевска и составлены: акт проверки соблюдения земельного законодательства № 16; схематический чертеж и обмер границ земельного участка; фототаблица; предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства РФ № 16 и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Щичко Е.И.

Щичко Е.И. в своем заявлении и в судебном заседании ее представитель Васильева основывают свои исковые требования о проведении проверки незаконной в связи с отсутствием правовых оснований для нее, однако данное утверждение административного истца суд считает основанным на неправильном толковании права.

Составление протокола об административном правонарушении не является обязательным следствием проведения проверки. При отсутствии нарушений требований земельного законодательства такой протокол не должен составляться. То обстоятельство, что протокол по ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ все же был составлен, Щичко Е.И. была привлечена к административной ответственности, а решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04.06.2020 производство по делу об административном правонарушении в отношении нее было прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, не может служить основанием для незаконности вынесенного распоряжения на проведение внеплановой проверки и действий по ее проведению, поскольку все последующие действия являются предметом проверки в ходе производства по делу об административном правонарушении и регламентируются Кодексом об административных правонарушениях Российской Федераци.

Судом не установлено каких-либо нарушений, допущенных должностными лицами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю по использованию и охране земель при проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства в отношении Щичко Е.И. при использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Административным истцом доказательства нарушения его прав оспариваемыми действиями, распоряжением, суду не представлены.

Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

В связи с этим, административное исковое заявление Щичко Е.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконными распоряжения и действия по проведении проверки, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления по административному исковому заявлению Щичко Елены Ивановны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Георгиевскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Квитченко Марине Владимировне о признании незаконными распоряжения от 11 февраля 2020 года № 261-3Н, действий по проведению проверки, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, через Георгиевский городской суд в течение месяца.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021 года.

Судья Е.В. Сафонова