ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-210/2022 от 09.08.2022 Кадомского районного суда (Рязанская область)

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Кадом 09 августа 2022 года

Кадомский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи Копейкина С.Н.,

рассмотрел в помещении суда р.п.Кадом Рязанской области в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело №2а-210/2022 по административному иску прокурора Кадомского района Рязанской области Денисова Е.И. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км.58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической безопасности объектов транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кадомского района Рязанской области Денисов Е.И. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км.58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

Согласно ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Федеральный закон) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу ч.1 ст.4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) подразумевается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии со ст.7 Федерального закона в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч.1 ст.8 Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N2201 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее – Требования), которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (тоннели, эстакады, мосты).

В соответствии с п.п.30 п.7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта установить на объекте транспортной инфраструктуры I, II и III категорий технические средства обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренные частью 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности".

Согласно ч.8 ст.12.2 Федерального закона технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио - и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п.п.1 п.14 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими, в том числе, видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

В силу п.1, п.4 ст.4 Закона Рязанской области от 29.12.2008 №222-0З «О разграничении полномочий органов государственной власти Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области (принят Постановлением Рязанской областной Думы от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям уполномоченного органа в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог; разработка нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог и правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов. В соответствии с п.п.4,5 раздела 1 Постановления Правительства Рязанской области от 21.01.2009 №7 «Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области» министерство является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области в области организации дорожного движения на территории Рязанской области. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения Рязанской области.

В сентябре 2018 года создано ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области». Указанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства транспорта и автомобильных дорог.

Предоставление финансового обеспечения деятельности осуществляется Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Согласно приказу Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018 №1115-р автомобильная дорога «Сасово-Восход-Кадом», передана с ДД.ММ.ГГГГ с баланса министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на баланс ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» на праве оперативного управления.

Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанности по содержанию дорог межмуниципального значения, расположенных на территории Рязанской области на ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области».

Ранее, прокуратурой района установлено, что на указанной автомобильной дороге расположен объект транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе», который не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

В целях устранения выявленных нарушений, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес директора ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» внесено представление, по результатам рассмотрения которого ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому разработать проектную документацию и обеспечить объекты транспортной инфраструктуры III категории средствами обеспечения транспортной безопасности планируется в 2026 году.

В ходе проведения повторной проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры

Таким образом, допущенные нарушения действующего законодательства ставят под угрозу транспортную безопасность и антитеррористическую защищенность указанного объекта транспортной инфраструктуры, что может повлечь в случае акта незаконного вмешательства человеческие жертвы, нарушение транспортного сообщения.

Согласно положениям статей 18, 46 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются правосудием, каждому гарантируется защита его прав.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ определено, что защиту нарушенных прав осуществляет суд.

В силу ст.35 Федерального закона от 17.01.1992г. N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Право прокурора на обращение в суд с исковым заявлением регламентировано ч.1 ст.39 КАС РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного прокурор Кадомского района просил признать незаконным бездействие ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» и Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по непринятию мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» и обязать ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» и Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области оборудовать объект транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201. В соответствии со ст. 187 КАС РФ установить административному ответчику разумный срок для совершения указанных действий.

ДД.ММ.ГГГГ суд поступило ходатайство прокурора Кадомского района Денисова Е.И. о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства.

Представитель ответчика - Государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» Королев С.В. в направленном в суд письменном отзыве просил данное дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика, при этом пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007г. №184 «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога дороги Сасово - Восход - Кадом с идентификационным номером в состав которой входит объект транспортной инфраструктуры мост через озеро Белое - автодорога общего пользования регионального значения, находится в собственности Рязанской области и в соответствии с Распоряжением Правительства Рязанской области от 11 сентября 2018г. №431-р, Приказом министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 29.12.2018г. №1115-р в оперативном управлении государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области».

Законом Рязанской области от 26.12.2020г. №100-03 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 30.10.2013г. №358 (с учетом изменений и дополнений) не предусмотрено финансирование работ по строительству, в том числе проектированию освещения, видеонаблюдением, на вышеуказанном объекте транспортной инфраструктуры на автомобильной дороге Сасово - Восход - Кадом с идентификационным номером Кадомского района Рязанской области.

Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

В соответствии с нормами статей 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). То есть, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджета, по исполнению установленных полномочий, недопустимо.

В статье 3 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе – программноцелевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст.10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения.

Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.

Учреждением принимаются меры для исполнения требований Федерального закона от 09.02.2007 N16-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О транспортной безопасности". Во исполнение ГКУ Рязанской области «ДДРО» ДД.ММ.ГГГГ. был заключен государственный контракт на оказание услуг по защите от актов незаконного вмешательства объектов транспортной инфраструктуры ГКУ Рязанской области «ДДРО» подразделениями транспортной безопасности. В связи с недостаточный финансированием мостовой переход через железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово- Восход - Кадом в Кадомском районе Рязанской области не включен в данный контракт.

Разработать проектную документацию и обеспечить объекты транспортной инфраструктуры третьей категории средствами обеспечения транспортной безопасности планируется соответственно в 2023 и в 2024 годах, при условии наличия лимитов денежных средств в государственной программе Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт».

В частности, только продолжительность выполнения проектноизыскательских и подрядных работ по оборудованию освещением, видеонаблюдением объекта транспортной инфраструктуры мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход - Кадом в Кадомском районе, с учетом всех необходимых мероприятий, составляет 26 мес. с момента открытия финансирования, согласно расчету:

1. Внесение изменений в государственную программу Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт» требует до 3-х месяцев.

2. Согласно ст.ст.42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на линейные объекты требуется разрабатывать проекты планировки территории (ППТ) и проекты межевания территории (ПМТ). Срок разработки ППТ и ПМТ составляет 6 (шесть) месяцев.

3. В соответствии с проектами - аналогами срок выполнения проектно - изыскательских работ по устройству освещения, видеонаблюдения составляет 6 (шесть) месяцев.

4. Экспертиза проекта до 2-х месяцев (Постановление Правительства РФ от 05 марта 2007г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

5. При наличии проектной документации и открытия финансирования на устройство тротуаров, продолжительность подрядных работ по объектам - аналогам составляет 3 (три) месяца.

Кроме указанных сроков, требуется не менее 2-х месяцев на проведение торгов для разработки ППТ и ПМТ, не менее 2-х месяцев на выполнение проектно - изыскательских работ и не менее 2-х месяцев на выполнение подрядных работ.

В соответствии с ч.4 ст.6 КАС РФ административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляется в разумный срок.

Просил в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия и об обязании государственного казенного учреждения Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» выполнить работы по оборудованию в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры мост железобетонный через железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово - Восход - Кадом в Кадомском районе Рязанской области - отказать.

Административный ответчик - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, представителя в судебное заседание не направило, об отложении судебного разбирательства не просило, возражений по заявленным требованиям не представило.

Учитывая наличие ходатайства прокурора Кадомского района о рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства, наличия ходатайства административного ответчика ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, и неявки представителя административного ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив представленные в суд письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее – Федеральный закон) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу ч.1 ст.4 Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) подразумевается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В соответствии со ст.7 Федерального закона в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (ч.1 ст.8 Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N2201 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства" (далее – Требования), которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (тоннели, эстакады, мосты).

В соответствии с п.п.30 п.7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в соответствии с планом обеспечения безопасности объекта установить на объекте транспортной инфраструктуры I, II и III категорий технические средства обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, предусмотренные частью 8 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности"

Согласно ч.8 ст.12.2 Федерального закона технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.

В силу п.п.1 п.14 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры III категории дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 7 настоящего документа, обязаны оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими, в том числе, видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.

Согласно пункту 5 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

При этом, в соответствии с положениями статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии с постановлением Правительства Рязанской области от 17.07.2007 года №184 (ред. от 12.04.2022) «О критериях отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области с присвоением им идентификационных номеров» автомобильная дорога «Сасово-Восход-Кадом», на км 58+500 которой находится объект транспортной инфраструктуры «Мост железобетонный через озеро Белое» входит в перечень дорог Кадомского района Рязанской области с идентификационным номером , является автомобильной дорогой общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Данная автодорога находится в оперативном управлении ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», что подтверждается приказом Министратства имущественных и земельных отношений Рязанской области от 25.12.2018 года №1115-р «О передаче государственного имущества Рязанской области».

Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, находящийся на км 58+500 автомобильной дороги «Сасово-Восход-Кадом», объект транспортной инфраструктуры «Мост железобетонный через озеро Белое» не оснащен техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, что усматривается из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные нарушения ставят под угрозу право граждан на транспортную безопасность и антитеррористическую защищенность указанного объекта транспортной инфраструктуры, что может повлечь в случае акта незаконного вмешательства человеческие жертвы, нарушение транспортного сообщения.

Факт отсутствия оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, административными ответчиками не оспаривался.

Согласно п.п.1 п.1 раздела 1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области №7 от 21.01.2009 года на территории Рязанской области центральным исполнительным органом государственной власти Рязанской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере транспорта, использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координирующим деятельность в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, государственных учреждений Рязанской области является Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

В полномочия данного Министерства, помимо всего прочего, входят планирование транспортной и дорожной деятельности, разработка государственных программ в сфере транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области, финансируемых за счет средств областного бюджета, субсидий федерального бюджета и иных источников, разработка нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, правил расчета размера ассигнований областного бюджета на указанные цели с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог в соответствии с требованиями технических регламентов (пункт 1 раздела 3 Положения).

Пунктом 4 названного Положения установлено, что Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные учреждения Рязанской области, во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, центральными и территориальными исполнительными органами государственной власти Рязанской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Рязанской области, организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы.

Согласно пункту 2 распоряжения Правительства Рязанской области от 11.09.2018 №431-р целью деятельности ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» является обеспечение реализации полномочий Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности на территории Рязанской области.

При этом из указанного распоряжения не следует, что административный ответчик - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области освобожден от исполнения каких-либо обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с действующим законодательством на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Более того, административный ответчик - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области вправе реализовывать свои законные полномочия любым не запрещенным законом способом.

Проанализировав вышеприведенные нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на объекте транспортной инфраструктуры 3 категории «Мост железобетонный через озеро Белое» на км.58+500 автомобильной дороги «Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе должна обеспечиваться Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Таким образом, ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области» является ненадлежащим ответчиком по делу, поэтому в удовлетворении требований к нему должно быть отказано.

Несоответствие данной автомобильной дороги Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N2201, свидетельствует о ненадлежащем выполнении административным ответчиком Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области своих публично-правовых обязанностей по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на транспортную безопасность и антитеррористическую защищенность и является основанием для принятия судом решения, обязывающего административного ответчика Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области устранить допущенные нарушения.

Нахождение поименованной в исковом заявлении прокурора автодороги в оперативном управлении ГКУ РО «Дирекция дорог Рязанской области», с учетом установленных обстоятельств дела, не освобождает административного ответчика Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области от выполнения вышеуказанных обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства в сфере транспортной безопасности и антитеррористической защищенности.

Отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.

Право прокурора на обращение с настоящим административным иском в суд предусмотрено частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 218 КАС РФ и не является вмешательством в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. При этом определение объема и видов работ, а также количества средств, которые необходимо предусмотреть в бюджете области для приведения в должное состояние указанного участка дороги, относится исключительно к компетенции административного ответчика.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность оборудовать объект транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 - лежит на административном ответчике - Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Согласно ч.2 ст.178, п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В связи с этим, исходя из того, что вышеуказанные Требования являются обязательными и направлены на обеспечение транспортной безопасности и антитеррористической защищенности, суд считает необходимым установить административному ответчику срок десять месяцев, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, данный срок для устранения выявленных недостатков отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

При этом суд считает, что разумным сроком для выполнения данного судебного решения является срок не более десяти месяцев, с учётом также того обстоятельства, что действующим законодательством (ст.358 КАС РФ) предоставлено право ответчика просить суд о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения при наличии к этому объективных обстоятельств.

В силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ административный ответчик - Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области освобождено от уплаты государственной пошлины.

Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Кадомского района Рязанской области Денисова Е.И. к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области по непринятию мер по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объекта транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе».

Обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области оборудовать объект транспортной инфраструктуры III категории «Мост железобетонный через озеро Белое на км 58+500 автомобильной дороги Сасово-Восход-Кадом в Кадомском районе» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N2201, в течение 10 (десяти) месяцев со дня вступления решения в законную силу и сообщить в Кадомский районный суд Рязанской области и в прокуратуру Кадомского района о ходе исполнения решения суда в течение 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу.

В удовлетворении административного иска прокурора Кадомского района Рязанской области Денисова Е.И. к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Кадомский районный суд в срок, не превышающий 15-ти дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья С.Н.Копейкин