ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2111/2016 от 14.07.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело ***а-2111/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** 14 июля 2016г.

Ленинский районный суд *** в составе:

председательствующего судьи Кострюков П.А.,

при секретаре Горбачевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Конобеева Сергея Олеговича к Тамбовской городской Думе о признании решения Тамбовской городской Думы шестого созыва *** от 30.03.2016г. «О досрочном прекращении полномочий депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва С.О. Конобеева» незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Конобеев С.О. обратился в суд с административным иском к Тамбовской городской Думе о признании решения Тамбовской городской Думы шестого созыва *** от 30.03.2016г. «О досрочном прекращении полномочий депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва С.О. Конобеева» незаконным и об обязании восстановить его полномочия депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу *** от избирательного объединения «Тамбовское городское местное отделение Всероссийской политической партии «Едина Россия». В обоснование иска указал, что являясь депутатом Тамбовской городской Думы шестого созыва, им 10.03.2016г. на имя председателя Тамбовской городской Думы было подано заявление, в котором просил досрочно сложить полномочия депутата в связи со сложившимися личными обстоятельствами. 29.03.2016г. он подал в Тамбовскую городскую Думу заявление, в котором отозвал и просил считать недействительным поданное им заявление от 10.03.2016г. Несмотря на отзыв 29.03.2016г. заявления от 10.03.2016г., Тамбовская городская Дума 30.03.2016г. приняла оспариваемое решение. Считает, что указанное решение противоречит ч.11 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ (в редакции от 15.02.2016г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.3 ст.31 Устава ***, в соответствии с которыми решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Как в федеральном, так и законодательстве субъекта РФ определено, что полномочия депутата представительного органа муниципального образования прекращаются решением представительного органа, основанием для принятия такого решения может являться подача депутатом заявления о досрочном прекращении полномочий. До принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата, волеизъявление депутата в добровольном порядке может быть изменено, что и осуществлено им до принятия оспариваемого решения от 30.03.2016г., а именно заявлением от 29.03.2016г. было отозвано заявление от 10.03.2016г. о досрочном сложении полномочий депутата.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Вознесенский К.Л. заявленные требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, пояснил, что в подтверждение доводов по заявленным требованиям является судебная практика, а в частности определение Верховного суда Российской Федерации от 13.11.2013г. ***-АПГ13-12. Также пояснил, что заявление от 10.03.2016г. о досрочном сложении полномочий депутата, административным истцом подано добровольно и сознательно.

Представитель административного ответчика по доверенности Лаврушина С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование возражений пояснила, что п.2 ч.10.ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. Из буквального толкования данной нормы права следует, что полномочия депутата прекращаются досрочно с момента подачи депутатом соответствующего заявления. В такой ситуации отзыв заявления о сложении депутатом своих полномочий является невозможным. Административный ответчик при принятии оспариваемого решения последовательно придерживался позиции о том, что полномочия депутата прекращаются досрочно в момент подачи им заявления об отставке по собственному желанию, что и было сделано административным истцом 10.03.2016г., и последующая подача им 29.03.2016г. заявления об отзыве ранее поданного заявления какого-либо юридического значения не имеет. Рассматривая заявление депутата об отставке по собственному желанию, представительный орган муниципального образования не вправе отказать в удовлетворении такого заявления, поскольку в этой ситуации представительный орган связан волей, однозначно выраженной в заявлении. Решение представительного органа лишь процедурно оформляет свершившееся волеизъявление депутата. Также требование об обязанности представительного органа восстановить административного истца в статусе депутата не может быть удовлетворено, как в силу специфики городской Думы, как коллегиального органа местного самоуправления, так и в силу того, что представительные органы не наделены какими-либо полномочиями, касающимися присвоения статуса депутата представительного органа местного самоуправления. Представлены возражения в письменном виде.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Конобеев С.О. являлся депутатом Тамбовской городской Думы шестого созыва, избранного по одномандатному избирательному округу *** от избирательного объединения «Тамбовское городское местное отделение Всероссийской политической партии «Едина Россия» и входил в состав комитета Тамбовской городской Думы шестого созыва по местному самоуправлению и связям с общественными организациями. Конобеев С.О. осуществлял свои полномочия на непостоянной основе.

10.03.2016г. Конобеевым С.О. на имя председателя Тамбовской городской Думы было подано заявление о его досрочном сложении полномочий, в связи со сложившимися личными обстоятельствами, о чем свидетельствуют соответствующие регистрационные данные входящей корреспонденции Тамбовской городской Думы, содержащиеся на заявлении Конобеева С.О.

Как следует из пояснений представителя административного истца в судебном заседании, заявление от 10.03.2016г. Конобеевым С.О. подано добровольно и сознательно.

29.03.2016г. Конобеевым С.О. было подано и зарегистрировано Тамбовской городской Думой заявление, в котором Конобеев С.О. просил считать поданное им заявление от 10.03.2016г. о досрочном сложении полномочий депутата недействительным.

30.03.2016г. Тамбовской городской Думой шестого созыва принято решение *** «О досрочном прекращении полномочий депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва С.О. Конобеева». Согласно данному решению Тамбовская городская дума решила считать досрочно прекращёнными 10.03.2016г. полномочия депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва Конобеева Сергея Олеговича, избранного по одномандатному избирательному округу *** от избирательного объединения «Тамбовское городское местное отделение Всероссийской политической партии «Едина Россия» и вывести Конобеева Сергея Олеговича из состава комитета Тамбовской городской Думы шестого созыва по местному самоуправлению и связям с общественными организациями.

Указанные обстоятельства представителями сторон в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

В соответствии с п.2 ч.10 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Согласно ч.11 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В соответствии с ч.3 ст.40 названного Федерального закона представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Согласно п.7 ч.1 ст.44 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования должны определяться срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц.

Аналогичные положения п.2 ч.10 и ч.11 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены в п.1 ч.1 ст.31 и ч.3 ст.31 Устава ***.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что до принятия оспариваемого решения Тамбовской городской Думой им было выражено волеизъявление в добровольном порядке об изменении ранее принятого волеизъявления о досрочном прекращении полномочий депутата, содержащегося в заявлении от 10.03.2016г.

Из смысла п.2 ч.10 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где указывается о том, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию, следует, что полномочия депутата по указанному основанию прекращаются с момента подачи им заявления об отставке.

Содержащееся в ч.11 ст.40 Федерального закона от *** N131-ФЗ предписание, предусматривающие принятие решения представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутата не позднее чем через 30 дней со дня появления основания, для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания, является лишь сроком процедурного оформления отставки депутата, а принятие самого решения представительным органом муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата является техническим оформлением отставки депутата и лишь закрепляет отставку при наличии оснований, указанных в законе, в данном случае по собственному желанию.

Кроме того, прекращение полномочий депутатом в связи с отставкой по собственному желанию не может быть поставлено в зависимость от принятия решения городской Думой муниципального образования, поскольку федеральное законодательство не содержит такого требования, а отставка депутата по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата, не связанным какими либо условиями.

На основании изложенного, доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, и представителя административного истца, представленные в ходе судебного разбирательства несостоятельны и противоречат указанным положениям как Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и Уставу ***.

Также доводы представителя административного истца несостоятельны и по следующему основанию.

В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от *** N273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Учитывая, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию с момента подачи им заявления об отставке, требования ч.7.1 ст.40 указанного Федерального Закона, с указанного момента не распространяются на данное лицо.

Доводы представителя административного истца о том, что до принятия представительным органом муниципального образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата, волеизъявление депутата в добровольном порядке может быть изменено, при том, что установленный Федеральным законом ***, а также Уставом ***, срок процедурного оформления отставки депутата по принятию решения представительным органом о досрочном прекращении полномочий депутата составляет не позднее чем через 30 дней со дня появления основания, для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания, находятся также в противоречии с требованиями ч.7.1 ст.40 Федерального Закона ***.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что решение Тамбовской городской Думы шестого созыва *** от 30.03.2016г. «О досрочном прекращении полномочий депутата Тамбовской городской Думы шестого созыва С.О. Конобеева» является законным, принятым в соответствии с названными положениями Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава ***.

На основании изложенного, суд находит административные исковые требования Конобеева С.О. не обоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Конобеева Сергея Олеговича отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Кострюков П.А.

Решение суда в окончательной форме составлено 18.07.2016г.

Судья Кострюков П.А.