ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2112/2022 от 09.06.2022 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-2112/2022 РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 09 июня 2022 года

Центральный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Владимировой Н.В.,

при помощнике ФИО1,

с участием административного истца помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска ФИО2, представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО3, представителя заинтересованных лиц УМВД России по Хабаровскому краю ФИО4, УМВД России по г. Хабаровску ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г. Хабаровска к Правительству Хабаровского края о возложении обязанности,

установил:

прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства соблюдения условий содержания иностранных лиц и лиц без гражданства в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю, расположенный по адресу: . Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю является подведомственным УМВД России по Хабаровскому краю учреждением. Проведенной проверкой установлено, что здание ЦВСИГ, расположенное по адресу: рассчитано на пребывание 52 иностранных граждан. Вместе с тем, в октябре 2021 года, в связи с отсутствием мест, предназначенных для содержания иностранных граждан в ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю (в связи с переполняемостью), сотрудникам ФССП отказано в помещении 3-х иностранных граждан, на начальника ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю составлено 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.8 КоАП РФ. Средняя наполняемость ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет 42,4 человека (в связи с установлением временных ограничений на административное выдворение иностранных граждан, введенных постановлением Президента Российской Федерации по причине распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и действовавших с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, в указанный период средняя наполняемость составляла 10,4 человека). В целях реализации полномочия по подбору и передаче зданий с прилегающими земельными участками КГБУ «Проектно-строительный институт Хабаровского края» предварительно проработано размещение указанного объекта на земельном участке в районе Чернореченского шоссе, а также министерством имущественных отношений края совместно с администрацией г. Хабаровска указанный земельный участок согласован для строительства Центра с вместимостью - 120 человек. В ходе осмотра земельного участка ДД.ММ.ГГГГ представителями заинтересованных подразделений УМВД России по Хабаровскому краю с учетом градостроительной ситуации и транспортной доступности одобрено возможное размещение объекта на данной территории. Также начальником УМВД России по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» на 2013-2024 годы утверждено программное задание на проектирование объекта капитального строительства «Центр временного содержания иностранных граждан, Хабаровский край» на 120 мест для содержания иностранных граждан, источником финансирования указан бюджет Хабаровского края. Однако, в настоящее время указанное проектное решение не согласовано и, соответственно, его реализация не начата. Перечень КАИП на 2022-2024 годы сформирован в условиях дефицита краевого бюджета, поэтому возможность осуществления строительства учреждения за счет средств КАИП в настоящее время отсутствует. Вместе с тем, выделение нового здания для ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю необходимо, т.к. здание по переданное Центру ДД.ММ.ГГГГ длительное время не соответствует предполагаемой расчетной наполняемости указанного учреждения, в связи с чем руководители указанного учреждения неоднократно привлекались к административной ответственности, а также УМВД России по Хабаровскому краю вынуждено постоянно искать альтернативные варианты размещения иностранных граждан, выделяя на указанное мероприятие помещения специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г. Хабаровску. Просит обязать Правительство Хабаровского края выделить и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, соответствующие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 № 310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации», в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурором ДД.ММ.ГГГГ уточнены заявленные требования, согласно которым просит обязать Правительство Хабаровского края подобрать и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, соответствующие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации», в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УМВД России по г.Хабаровску.

В судебном заседании административный истец помощник прокурора ФИО2 уточнила заявленные требования, просила обязать Правительство Хабаровского края подобрать и передать федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функция по контролю и надзору в сфере миграции, здания и (или) помещения, рассчитанное на содержание не менее 75 иностранных граждан и лиц без гражданства, соответствующие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2013 года № 310 «Об утверждении требований, предъявляемых к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации или депортации», в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поддержала заявленные требования, с учетом уточненных в полном объеме, на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Поддерживает ранее изложенные в судебных заседаниях пояснения, указав на то, что материалами дела не подтверждена незаконность действий (бездействий) Правительства Хабаровского края.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по Хабаровскому краю ФИО4 в судебном заседании поддержал ранее данные пояснения, пояснил, что управление не против решения вопроса о выделении ЦВСИГ помещения, однако, отметил, что в силу Положения УМВД России по Хабаровскому краю, Положения УМВД России по г. Хабаровску, УМВД России по Хабаровскому краю и УМВД России по г. Хабаровску являются территориальными органами власти МВД России.

Представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Хабаровску ФИО5 поддерживает ранее изложенные пояснения.

Допрошенный в судебном заседании свидетель старший инспектор УМВД России по Хабаровскому краю - временно исполняющий обязанности ЦВСИГ ФИО6 пояснил, что о настоящем административном деле ему известно не в полном объеме. В должность временно исполняющего обязанности ЦВСИГ приступил недавно. При этом, указал, что переполнены места для содержания иностранных граждан в ЦВСИГ.

Заинтересованные лица Министерство финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю, Министерство имущества Хабаровского края, Министерство строительства Хабаровского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, неявка которых не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС РФ).

Статьей 27.19 КоАП РФ предусмотрено помещение и содержание иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации в специальные учреждения, создаваемые в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов и во временном содержании их в таких специальных учреждениях до принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

Также, п.9 ст. 31, п. 2 ст. 32.2 и п. 5 ст. 34 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) предусмотрено помещение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, реадмиссии либо административному выдворению за пределы Российской Федерации в специальные учреждения.

Условия и порядок содержания иностранных граждан, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, в специальных учреждениях определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пп. 76 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопроса по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета.

Согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 № 388-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения сроков передачи полномочий по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации» указанные выше полномочия должны быть осуществлены органами государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.04.2014 года.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проведена проверка исполнения законодательства соблюдения условий содержания иностранных лиц и лиц без гражданства в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Хабаровскому краю, расположенный по адресу: .

В ходе проверки установлено, что здание ЦВСИГ, расположенное по адресу: рассчитано на пребывание 52 иностранных граждан. В октябре 2021 года, в связи с отсутствием мест, предназначенных для содержания иностранных граждан в ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю, сотрудникам ФССП отказано в помещении 3-х иностранных граждан, на начальника ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю составлено 3 протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.8 КоАП РФ.

Средняя наполняемость ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время составляет 42,4 человека.

Посчитав, что выделение нового здания для ЦВСИГ УМВД России по Хабаровскому краю необходимо, так как здание по длительное время не соответствует предполагаемой расчетной наполняемости указанного учреждения, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).

Так, из возражений Министерства финансов Хабаровского края следует, что министерством имущественных отношений Хабаровского края издано распоряжение от 31.12.2013 № 2083 «Об изъятии из оперативного управления краевого государственного казенного учреждения «Специальное учреждение для содержания по решению-суда иностранных граждан, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации» в казну Хабаровского края объекта недвижимости «Детский сад» общей площадью 764,0 кв. метров, расположенного по адресу: ; оформлении с Управлением Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Хабаровскому краю договора безвозмездного пользования объекта недвижимости с 01.01.2014 года.

ДД.ММ.ГГГГ территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае издано распоряжение № 124 «О безвозмездной передаче объекта недвижимости (административного здания с кадастровым номером 27:23:0050818:21 и земельного участка с кадастровым номером 27:23:0050818:8) из государственной собственности Хабаровского края в собственность Российской Федерации; организации работы по регистрации права собственности Российской Федерации на принятый Объект недвижимости, по внесению изменений в реестр федеральной собственности; закреплении на праве оперативного управления принятого в федеральную собственность имущества за УФМС по Хабаровскому краю; предоставлении принятого в федеральную собственность земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование УФМС по Хабаровскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости, соответствующий требованиям к специальным учреждениям по соответствующему акту приема-передачи передан Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края и принят ТУ Росимущества по краю без замечаний.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Российской Федерации на административное здание с кадастровым номером 27:23:0050818:21, зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050818:8.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право оперативного управления за УМВД по Хабаровскому краю на указанное здание, ДД.ММ.ГГГГ постоянное (бессрочное) пользование за УМВД по Хабаровскому краю на указанный земельный участок.

На основании распоряжения Министерством инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости - административное здание с кадастровым номером 27:23:0050818:21 и земельный участок с кадастровым номером 27:23:0050818:8 исключен из государственной собственности края.

Таким образом, в целях соблюдения Федерального закона № 388-ФЗ органами исполнительной власти был подобран комплекс здания для размещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, и передан в УМВД России по Хабаровскому краю, с ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления функционирует специальное учреждение содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, депортации или реадмиссии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 №310 утверждены требования, предъявляемые к зданиям и (или) помещениям, передаваемым субъектами Российской Федерации в целях размещения специальных учреждений Федеральной миграционной службы для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Вместе с тем, многократный подбор и передача органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям к специальным учреждениям, действующим зхаконодательством не предусмотрен.

Учитывая положения вышеприведенных норм права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что бездействие Правительства Хабаровского края отсутствует, поскольку имеет место факт подбора и передачи УМВД России по Хабаровскому краю специального учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Требование к предельной наполняемости, площади всего специального учреждения, порядку их расчета законом не предусмотрено, недостаточность в специальном помещении мест для содержания иностранных граждан не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

Согласно силу п. «д» ст.71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная собственность и управление ею относится к ведению Российской Федерации.

В силу ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

На основании ст.76 Конституции Российской Федерации, ст.84 Бюджетного кодекса РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, являющиеся основанием возникновения расходных обязательств Российской Федерации, исполняемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита Федерального бюджета.

Согласно ст.26.11 Федерального закона №184-ФЗ, к собственности субъекта Российской Федерации не может быть отнесено имущество, необходимое для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти.

Имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, может находится только в федеральной собственности (п.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

К полномочиям территориального органа МВД России относится обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, в соответствии с пп. 29 п.13 раздела 2 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 №699.

В силу ст.79 БК РФ строительство объектов государственной собственности осуществляется путем предоставления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений.

При этом, ст.79.1 БК РФ установлен запрет на осуществление бюджетных инвестиций из бюджета субъекта Российской Федерации в объекты, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вопрос приведения в соответствие с требованиями к специальным учреждениям объекта федеральной собственности не относится к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Хабаровского края.

Административным истцом не доказано нарушение административным ответчиком каких-либо прав, за защитой которых он обратился в суд, и не представлены доказательства, подтверждающие данное обстоятельство.

По смыслу ст.227 КАС РФ необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями являются несоответствие закону действия (бездействия), решений и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением. При отсутствии хотя бы одного из вышеназванных условий, решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Таким образом, для признания незаконными действий административного ответчика необходимо наличие совокупности таких условий как: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В рассматриваемой ситуации, при отсутствии бездействия административного ответчика, отсутствуют правовые основания для возложения на Правительство Хабаровского края обязанности по подбору и передаче федеральному органу государственной власти, уполномоченному на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, помещение, рассчитанное на содержание не менее 75 иностранных граждан и лиц без гражданства, соответствующие требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2013 года № 310.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований административному истцу следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления прокурора Индустриального района г. Хабаровска к Правительству Хабаровского края о возложении обязанности - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Н.В. Владимирова